<< Пред.           стр. 526 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 наклонно лежащей плитой с бушующим валом.
  Ниже Исправной несколько сильных прижимов к отвесным
 стенкам светлого известняка: лодку кружит отбойное течение,
 местами струя уходит под скалу. Скорость течения не падает, а
 валы не теряют силы до аула Бесленей, но долина становится
 широкой и голой. Деревьев нет, по берегам лишь колючий
 кустарник. Поэтому сплав можно закончить в Бесленее.
  Из Бесленея автобус ходит в станицу Зеленчукскую, а из нее
 - в Черкесск.
 ===============================================================
  FILE: zelenchuk.txt
  Зеленчук'89 (Отчет)
 ---------------------------------------------------------------
  Date: 30 Aug 1998
  From: Николай Спрингис (springis_ne@hotmail.com)
 ---------------------------------------------------------------
 
 
 

***


 
 
 
    align="center">   style="color: rgb(0,255,255)">Походы,
  маршруты...

    align="center">   size="2" face="Arial">Друзья по несчастью
    align="center">   size="2" face="Arial">Полезные вещи
    align="center">   face="Arial">Информация
    align="center">   style="color: rgb(0,255,255)">Фотогалерея  
    align="center">   face="Arial">Разное...
    align="center">   style="color: rgb(0,255,255)">На главную страницу
 
 

 
 

 
 
 
  ЗЕЛЕНЧУК'89

Отчет
 
 
 


 

 
 

 
 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ТЕКСТУ
 ОТЧЕТА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, 


 
 

написанное спустя 9 лет после
 описываемых событий


 
 

При создании этой электронной
 версии исходный текст был конвертирован из
 формата ДВК и оставлен в неприкосновенности. Во
 многом это документ ушедшей эпохи. Цены,
 политические реалии, транспортные проблемы и
 отношения с местными канули в историю.Тем не
 менее автор надеется, что в нем сохранилась некая
 положительная информация, которая может
 пригодится при организации похода по Большому
 Зеленчуку - реки, по его мнению, достаточно
 интересной.


 
 

 
 

 ВВЕДЕНИЕ


 
 

Мы, группа туристов, объединенная вокруг
 турклуба МАИ, вышла на р. Зеленчук несколько
 вынужденно - первоначальный вариант
 Паравани-Кура был похоронен в результате
 трагических событий 9 апреля в Тбилиси.
 Обстановка в Грузии была неясна, и испытывать на
 себе последствия национальных разногласий не
 хотелось никому. Был найден резервный вариант,
 который, надо сказать, оказался не самым худшим.
   Следует заметить, что многое из того, что мы
 здесь приводим, особенно в области национальных
 отношений, может в будущем существенно
 измениться. Кроме того, сплав проводился в
 паводковом режиме, и многое из приведенного
 здесь не может рассматриваться в качестве
 универсальной рекомендации при сплаве.


 
 

 
 

 ПАСПОРТ МАРШРУТА


 
 
 
 

     
  • Маршрутная  книжка

  •  
  • Вид туризма

  •  
  • Категория путешествия

  •  
  • Район путешествия

  •  
  • Средства сплава

  •  
  • Время проведения

  •  
  • Протяженность маршрута

  •  
  • Число ходовых дней

  •  

 
 

     
  • 1/4-309

  •  
  • Водный

  •  
  • III усложненная

  •  
  • Карачаево-Черкесская АО

  •  
  • Катамараны-4 и 2

  •  
  • 28.04.89 - 9.05.89

  •  
  • 170 км

  •  
  • 6,5

  •  

 
 

 

 

 
 

 
 

НИТКА МАРШРУТА


 
 

С.Архыз - пор. 1-3 Взрывные, пор.
 Пушка, пор. 4-5 Взрывные, Косой - с.Нижний Архыз -
 ст.Зеленчукская - пор. Курлюк, Исправной -
 а.Бесленей - с.Ивановское.


 
 

 
 

ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ  SIZE="2">


 
 

    Ключевым моментом подготовки было
 изготовление двух новых кораблей -  четверки и
 двойки. Четверка веретенообразной формы была
 построена в расчете на сближенную посадку и
 имела подрезы по 1.5 м с каждой оконечности. Двойка
 была построена по схеме "верблюд" модели
 Бауманского РКТ. Все 3  катамарана были
 укомплектованы дюралевыми каркасами.


 
 

    Для того, чтобы притереть друг к
 другу людей, которые до этого вместе не ходили,
 был проведен тренировочный выход на р.Малая
 Истра. Большая часть группы также участвовала в
 соревнованиях по ТВТ, организованных секцией
 туризма МАИ.


 
 

 
 

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Р. БОЛЬШОЙ
 ЗЕЛЕНЧУК


 
 

        Р.Зеленчук можно
 назвать эталонной рекой для Северного Кавказа.
 По единогласному мнению побывавших там в разные
 годы, а также по нашим  впечатлениям, главной
 чертой реки является очень большая скорость
 течения (до 20 км/ч) и почти полное отсутствие
 плесов в верхнем каскаде препятствий от
 пос.Архыз до Зеленчукской обсерватории. Это
 накладывает отпечаток на тактику сплава и работу
 чальщиков. В малую воду сплав безусловно
 осложняется большим количеством крупных камней.
 По нашей воде все камни были залиты, но это
 компенсировалось валами всех типов и большим
 количеством разнообразнейших бочек и котлов, в
 которые наша двойка проваливалась полностью.
 Вместе с этим удивляет малое количество
 прижимов, которые контексте прочих препятствий
 могли бы сделать сплав куда более опасным (как
 пример - на Кодори в сходную воду).


 
 

        Среднее течение реки -
 самый неприятный участок. Практически до самого
 каньона Курлюк река постоянно разбивается на
 рукава с завалами и заломами. Наиболее опасный
 участок - от обсерватории до пос. Нижняя
 Ермоловка, где река несется через затопленный
 лес и ошибка при чалке вполне может стоить жизни.
 Далее, хотя острова встречаются постоянно и
 протоки между ними порой труднопроходимы, сплав
 скорее спортивен, чем опасен. После Курлюка и пор.
 Исправный река окончательно выходит на равнину,
 но спортивного характера не теряет. Встречаются
 струйные шиверы, много перекатов, скорость
 течения заметно не падает.


 
 

        С точки зрения эстетики
 река очень хороша. В верхнем течении
   встречаются кусочки настоящей тайги, долина
 очень живописна и даже романтична. В нижнем
 течении река пропиливает дорогу среди пластов
 известняка, образуя живописные обрывы. Группы,
 уходящие с реки чуть ли не сразу после порога
 Пушка, теряют очень много, хотя не треплют
 корабли в бесконечных завалах среднего течения.


 
 

    При прохождении маршрута общение с
 КСС практически неминуемо - их база находится на
 турбазе в Архызе, на правом берегу Зеленчука .
 Вокруг него формально считается заповедник, и
 каждую вновь прибывшую группу егеря загоняют в
 загородку неподалеку от остановки автобуса. За
 пребывание там взымают по 50 коп. в сутки, дрова,
 правда, привозят. Означенный отстойник
 периодически навещает КСС, ведет себя сурово и
 без тени юмора, пытается спекулировать основной
 веревкой. Имеет смысл выгружаться из автобуса, не
 доезжая Архыза. Хотя там - заказник и лес отделен
 от дороги какой-то оградой, останавливаться там
 разрешает даже КСС. Рубить же на ставы местный
 лес просто не поднимается рука. На правом берегу -
 заповедник, запрещена даже чалка. Отдельные
 группы этим запретом пренебрегают, но о
 карательных санкциях нам неизвестно. Впрочем,
 просматриваться удобнее с дороги по левому
 берегу.


 
 

        При прохождении
 верхнего каскада порогов часто приходится
 останавливаться на ночлег в прямой видимости с
 дороги. Хотя мы предпринимали определенные меры
 предосторожности, "визитов" местных не было
 в принципе. Скорее что-нибудь свистнет свой брат
 турист - при нас народу было больше,  чем на
 Черемоше. В нижнем течении селений сравнительно
 немного (меньше, чем, допустим, на Кубани или
 Теберде), и они расположены "спиной" к реке,
 так что почти всегда можно найти спокойное, и
 даже эстетичное место для ночевки. Дрова в
 верхнем течении - не проблема, ниже - тяжелее, но
 примус не  требуется нигде.


 
 

    Подводя итоги, модно сказать, что
 Большой Зеленчук - великолепный  полигон для
 мало-мальски опытного водника. Чайникам же там
 лучше не появляться - многочисленные
 "грязные" прохождения и аварийные ситуации,
 происходившие у нас на глазах, превосходно это
 иллюстрируют.


 
 

 
 

 ЗАБРОСКА


 
 

    До Невинномысск а ходит большое
 количество поездов, добраться - не проблема.
 Теоретически можно доехать за сутки, но на
 Курском вокзале бардак достиг апогея(поезда
 подают с трехчасовым опозданием), и это
 сказывается на времени поездки. Мы опоздали на 8
 часов (правда, поезд был бакинский, а это всегда
 отдельный цирк).


 
 

Автовокзал расположен довольно далеко от
 привокзальной площади, до него около 15 минут езды
 городским транспортом.


 
 

Сама местная заброска получилась у нас
 довольно нестандартной. Невинномысск был
 переполнен туристами - после грузинских событий
 все рванули на Северный Кавказ. Масштабы этого
 нашествия были сравнимы разве что с Грушинским
 фестивалем. Чтобы как-то разрядить обстановку,
 городские власти бросили на спецрейсы сдвоенные
 городские "Икарусы". Их расхватывали группы
 понахальнее. Мы попали в один такой "Икарус",
 договорившись с группой из Ростова. Характерная
 деталь - все проходы в "Икарусе" были забиты
 рюкзаками, поставленными стоймя, а сверху сидело
 под 100 человек народу. Зрелище колонны
 "Икарусов", ползущих по серпантину горной
 дороги, было изумительным. В пути до Архыза мы
 пробыли около 4-х часов.


 
 

 ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ НА МАРШРУТЕ  SIZE="2">


 
 
 
  Даты
  Дни пути
  Передвижение
  Средство передвижения, км
 
 

<< Пред.           стр. 526 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу