<< Пред.           стр. 527 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  28.04 - 29.04

 
  1 - 2

 
  Москва - Невинномысск

Невинномысск -
  Архыз
  Поезд

Автобус
 
 
  30.04
  3
  Постройка. Сплав до пор. Космонавтов
  Катамараны, 7
 
 
  1.05
  4
  Пор.Космонавтов - пор.Пушка
  10
 
 
  2.05
  5
  Пор.Пушка - пор. 5-й Взрывной
  4
 
 
  3.05
  6
  Пор. 5 Взрывной - САО
  17
 
 
  4.05
  7
  САО - пос. Илыч
  43
 
 
  5.05
  8
  Пос. Илыч - км за ст. Исправная
  30
 
 
  6.05
  9
  Исправная - Доушковская
  32
 
 
  7.05
  10
  Доушковская - Ивановское
  26
 
 
  8.05
  11
  Разборка

Ивановское - Невинномысск
   

Автобусы, попутки...
 
 
  9.05-10.05
  11 - 12
  Невинномысск - Москва
  Поезд
 
 
 
 

ОТЪЕЗД


 
 

        Мы разбирались на левом
 берегу Зеленчука, возле с.Ивановское -
 разбираться, сушиться и ночевать в городской
 черте желания не было. Утром, разбившись на 4
 группы, на автобусах и попутках за 20 минут
 добрались до вокзала в Невинномысске. Обратные
 билеты у нас были взяты из Махачкалы, но
 телеграмму о бронировании мест железнодорожные
 власти игнорировали (оказывается, надо было
 заранее писать заявление). В итоге пришлось до
 Ростова сидеть в тамбуре на рюкзаках и только
 потом рассредоточиться по купе. Резюме - покупать
 заранее билеты на проходящие поезда больше не
 будем.


 
 

        Зато по дороге туда
 имеет смысл купить обратные билеты в Черкесске
 на прицепные вагоны до Москвы (в Москве, кстати,
 их не продают). Небольшой крюк до Черкесска
 основательно сэкономит вам нервные клетки.


 
 

 
 

 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ  SIZE="2">


 
 

        Шивера Архыз.
 Начинается у поселка Архыз. В нашу воду была
 залита почти полностью, встречались валы и
 обливные "шарики".


 
 

        Порог Космонавтов
 - локальное препятствие через 2-3 км после старта.
 На струе - огромный черный камень, по бокам -
 метровые сливы с большими бочками. Идется без
 просмотра.


 
 

       Порог Порожек ( в
 ряде лоций отсутствует). Ориентиры:
 предварительный - строения и водонапорная башня
 на левом берегу, окончательный - река подходит
 вплотную к дороге. Две линии изломанных сливов
 через всю реку, большие бочки. Можно идти без
 просмотра.


 
 

       Первый Взрывной порог.
 Ориентир - большая осыпь над дорогой на левом
 берегу, короткий плесовый участок. перед порогом
 справа впадает ручей. Последняя возможная чалка -
 на левый берег перед ручьем. Порог начинается на
 правом повороте реки. На заходе - шивера типа
 "горка", заканчивающаяся двумя локальными
 бочками; у левого берега - надводные камни. Далее -
 изломанный слив через всю реку, образованный
 грядой обливных камней. Струя уходит к правому
 берегу, перелетая через "шарик", у левого
 берега - пологий язык. После этого - выходная
 шивера с клиновидными валами.


 
 

        Ниже Первого Взрывного -
 200 м шиверы, потом 300 м плеса. По правому берегу -
 подмытый лес. По левому берегу идет дорога. Над
 порогом - памятник погибшему туристу, крест из
 сломанного весла.


 
 

        Второй Взрывной
 порог.
Ориентиры - небольшой правый поворот,
 над дорогой левого берега - скальная стенка со
 следами взрывных работ. Под дорогой, напротив
 порога - маленький рощица, несколько
 затрудняющая просмотр прямо с дороги. Порог
 шиверного типа. На заходе, по центру - большой
 "шар" с бочкой и винтовой струей за ним.
 После винтаря - еще одна бочка и продольный вал,
 далее - шивера, у левого берега - отмель с
 маленьким уловом. Русло сужается и изгибается
 зигзагом, у правого берега - отмель, у левого -
 веер косых бочек. Чалка - сразу за бочками, в
 начале мощной разгонной шиверы порога Пушка.


 
 

        После 100 м шиверы
 полоска леса у левого берега исчезает, река
 уходит в каньон, где начинается первая ступень
 Пушки. Зачалиться можно перед сужением реки.


 
 

       Пушка. Самый
 сильный порог на реке. Состоит из двух ступеней.
 Разгонная шивера с большим количеством обливных
 камней и отдельных бочек начинается сразу за
 Вторым Взрывным. В конце шиверы - небольшой левый
 поворот, за которым с левого берега впадает
 ручей. На повороте - четыре косых вала высотой по 2
 метра каждый, тесно идущие один за другим. За ними
 - большой пенный котел, далее, ближе к левому
 берегу, полуобливной клык, по бокам которого
 стоит бочка.


 
 

        Между первой и второй
 ступенями порога - 50 м мощной шиверы, в конце
 которой, в правой трети - цепь надводных камней,
 делящая реку вдоль. Правый проход - чистый, но
 попасть туда затруднительно из-за большой
 скорости течения. Левый проход - основной. В конце
 его, у левого берега - мыс, сужающий русло, от него
 отходит веер мощных косых бочек. За мысом, у
 правого берега - полутораметровый слив с большим
 котлом, слева - чистый язык. Чалка - на левый берег
 к бетонной лестнице.


 
 

        Между Пушкой и Третьим
 Взрывным порогом - мощная шивера с валами и
 бочками.


 
 

        Третий Взрывной
 порог.
Ориентир - на левом берегу дорога
 подходит к реке, на скалах над дорогой - следы
 взрывных работ. Порог мощный, но технически
 несложный, расположен не правом повороте реки. На
 заходе - большая мель по центру, обходится справа.
 После вся струя сваливается вправо, образуя
 несколько мощных бочек. Левая часть струи
 засорена обливными клыками. В центральной бочке
 лежит дерево комлем против струи. Порог
 проходится по центру, по возможности не уходя
 влево.


 
 

        Четвертый Взрывной
 порог.
Расположен в 200м за Третьим Взрывным
 на зигзагообразном повороте реки; на скалах
 левого берега - следы взрывных работ. Отличается
 от Третьего Взрывного более сильным навалом на
 левый берег и огромной обливной плитой в
 перегибе правого поворота, по бокам - большие
 бочки. За поворотом - мощная 50-метровая шивера с
 бочками, расположенными в шахматном порядке.
 Далее - левый поворот, остров с непроходимой
 левой протокой. Правая протока - широкая, у
 правого берега четко выраженная мель с очень
 острыми камнями. Зачалка сразу за порогом крайне
 затруднена.


 
 

        Пятый Взрывной
 порог
(предположительно?). В 500 м ниже
 Четвертого Взрывного. Наша лоция помещала его в
 районе обсерватории, но по характеру ориентиров
 и типу препятствий Пятым Взрывным является
 именно этот. Ориентиры - те же следы взрывных
 работ. Порог несложный и представляет собой
 участок с большим падением воды и двумя линиями
 бочек через всю реку. Проход - по струе, можно идти
 без просмотра.


 
 

       Внимание! Вскоре
 после порога нужно зачалиться на левый берег, в
 крайнем случае - перед островом у левого берега.
 После острова чалка крайне затруднена,
 начинается разгонная шивера каньона Косой.


 
 

        Каньон Косой.
 Предварительный ориентир - остров у левого
 берега, после него - резкий правый поворот, река
 уходит от дороги. На левом берегу - большая
 светлая осыпь, наверху - рощица. Чалиться для
 просмотра необходимо заранее - перед островом. На
 осыпь зачалиться крайне сложно. Порог начинается
 перед крутым левым поворотом серией обливных
 камней и валов. На повороте, в точке
 максимального навала у правого берега -
 подводные плиты, образующие веер косых валов.
 После этого основная струя пересекает реку по
 диагонали и наваливает на огромный обломок скалы
 у левого берега. Перед навалом в струе несколько
 косых валов и очень мощных бочек. В конце порога с
 левого берега впадает ручей.


 
 

        После Косого река
 несколько выполаживается. Некоторое время она
 течет в одном русле, а перед обсерваторией
 начинаются разбои, завалы и расчески. Их
 постепенно становится все больше и больше,
 встречаются отдельные участки затопленного
 леса, долина расширяется. Скорость струи при этом
 существенно не падает.


 
 

        Перед Нижней
 Ермоловкой - самый опасный участок
:

 местные жители с помощью насыпной дамбы отвели
 реку от дороги и пустили прямо через осиновый
 лес. Ориентиры: справа - отвесная скала, река
 собирается в одно русло, слева - земляной вал
 высотой около 2 м, явно искусственного
 происхождения. Чалка - на вал, потом будет поздно.
 Вал постепенно понижается и упирается в рощицу,
 через которую идет река. Между обрывом правого
 берега и рощицей - 5-7 метровая протока, забитая
 пнями; в конце ее - мощный завал, непроход. Обнос
 по сухому руслу - около 500м, иногда можно провести
 суда по мелководным протокам.


 
 

        Острова с узкими
 извилистыми протоками тянутся до устья р. Кяфар.
 Шивера Зеленчукская - мощная, но технически
 простая струйная шивера длиной около 1.5 км.


 
 

        Отдельные острова и
 протоки сохраняются до самого каньона
 Курлюк.
Предварительный ориентир - гора
 грибообразной формы на правом берегу, изъеденная
 пещерами. Чалка для просмотра - на левый берег за
 левым поворотом. Каньон красив и не сложен. На
 входе - ступенчатая шивера, потом - левый прижим
 под отрицательную стенку. В самом каньоне -
 отдельные камни и валы. За мостом стенки
 понижаются, через всю реку - метровый слив типа
 Мстинской лестницы. После слива лучше зачалиться
 к левому берегу для просмотра порога Исправной.


 
 

        Порог Исправной
 - "карельского" типа, состоит из 2-х ступеней,
 каждая из которых - система изломанных крутых
 сливов. За сливами - мощные отбойные валы.
 Скорость течения небольшая, необходима
 положительная скорость и четкий маневр. За
 порогом - чистый плес с быстрым течением, удобный
 для чалки и страховки.


 
 

        Река не теряет
 спортивного характера до самого Невинномысска,
 встречаются перекаты и струйные шиверы.
 Последняя длинная шивера-тягун - у с.Фролов.


<< Пред.           стр. 527 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу