<< Пред. стр. 527 (из 787) След. >>
28.04 - 29.04
1 - 2
Москва - Невинномысск
Невинномысск -
Архыз
Поезд
Автобус
30.04
3
Постройка. Сплав до пор. Космонавтов
Катамараны, 7
1.05
4
Пор.Космонавтов - пор.Пушка
10
2.05
5
Пор.Пушка - пор. 5-й Взрывной
4
3.05
6
Пор. 5 Взрывной - САО
17
4.05
7
САО - пос. Илыч
43
5.05
8
Пос. Илыч - км за ст. Исправная
30
6.05
9
Исправная - Доушковская
32
7.05
10
Доушковская - Ивановское
26
8.05
11
Разборка
Ивановское - Невинномысск
Автобусы, попутки...
9.05-10.05
11 - 12
Невинномысск - Москва
Поезд
ОТЪЕЗД
Мы разбирались на левом
берегу Зеленчука, возле с.Ивановское -
разбираться, сушиться и ночевать в городской
черте желания не было. Утром, разбившись на 4
группы, на автобусах и попутках за 20 минут
добрались до вокзала в Невинномысске. Обратные
билеты у нас были взяты из Махачкалы, но
телеграмму о бронировании мест железнодорожные
власти игнорировали (оказывается, надо было
заранее писать заявление). В итоге пришлось до
Ростова сидеть в тамбуре на рюкзаках и только
потом рассредоточиться по купе. Резюме - покупать
заранее билеты на проходящие поезда больше не
будем.
Зато по дороге туда
имеет смысл купить обратные билеты в Черкесске
на прицепные вагоны до Москвы (в Москве, кстати,
их не продают). Небольшой крюк до Черкесска
основательно сэкономит вам нервные клетки.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ SIZE="2">
Шивера Архыз.
Начинается у поселка Архыз. В нашу воду была
залита почти полностью, встречались валы и
обливные "шарики".
Порог Космонавтов
- локальное препятствие через 2-3 км после старта.
На струе - огромный черный камень, по бокам -
метровые сливы с большими бочками. Идется без
просмотра.
Порог Порожек ( в
ряде лоций отсутствует). Ориентиры:
предварительный - строения и водонапорная башня
на левом берегу, окончательный - река подходит
вплотную к дороге. Две линии изломанных сливов
через всю реку, большие бочки. Можно идти без
просмотра.
Первый Взрывной порог.
Ориентир - большая осыпь над дорогой на левом
берегу, короткий плесовый участок. перед порогом
справа впадает ручей. Последняя возможная чалка -
на левый берег перед ручьем. Порог начинается на
правом повороте реки. На заходе - шивера типа
"горка", заканчивающаяся двумя локальными
бочками; у левого берега - надводные камни. Далее -
изломанный слив через всю реку, образованный
грядой обливных камней. Струя уходит к правому
берегу, перелетая через "шарик", у левого
берега - пологий язык. После этого - выходная
шивера с клиновидными валами.
Ниже Первого Взрывного -
200 м шиверы, потом 300 м плеса. По правому берегу -
подмытый лес. По левому берегу идет дорога. Над
порогом - памятник погибшему туристу, крест из
сломанного весла.
Второй Взрывной
порог. Ориентиры - небольшой правый поворот,
над дорогой левого берега - скальная стенка со
следами взрывных работ. Под дорогой, напротив
порога - маленький рощица, несколько
затрудняющая просмотр прямо с дороги. Порог
шиверного типа. На заходе, по центру - большой
"шар" с бочкой и винтовой струей за ним.
После винтаря - еще одна бочка и продольный вал,
далее - шивера, у левого берега - отмель с
маленьким уловом. Русло сужается и изгибается
зигзагом, у правого берега - отмель, у левого -
веер косых бочек. Чалка - сразу за бочками, в
начале мощной разгонной шиверы порога Пушка.
После 100 м шиверы
полоска леса у левого берега исчезает, река
уходит в каньон, где начинается первая ступень
Пушки. Зачалиться можно перед сужением реки.
Пушка. Самый
сильный порог на реке. Состоит из двух ступеней.
Разгонная шивера с большим количеством обливных
камней и отдельных бочек начинается сразу за
Вторым Взрывным. В конце шиверы - небольшой левый
поворот, за которым с левого берега впадает
ручей. На повороте - четыре косых вала высотой по 2
метра каждый, тесно идущие один за другим. За ними
- большой пенный котел, далее, ближе к левому
берегу, полуобливной клык, по бокам которого
стоит бочка.
Между первой и второй
ступенями порога - 50 м мощной шиверы, в конце
которой, в правой трети - цепь надводных камней,
делящая реку вдоль. Правый проход - чистый, но
попасть туда затруднительно из-за большой
скорости течения. Левый проход - основной. В конце
его, у левого берега - мыс, сужающий русло, от него
отходит веер мощных косых бочек. За мысом, у
правого берега - полутораметровый слив с большим
котлом, слева - чистый язык. Чалка - на левый берег
к бетонной лестнице.
Между Пушкой и Третьим
Взрывным порогом - мощная шивера с валами и
бочками.
Третий Взрывной
порог. Ориентир - на левом берегу дорога
подходит к реке, на скалах над дорогой - следы
взрывных работ. Порог мощный, но технически
несложный, расположен не правом повороте реки. На
заходе - большая мель по центру, обходится справа.
После вся струя сваливается вправо, образуя
несколько мощных бочек. Левая часть струи
засорена обливными клыками. В центральной бочке
лежит дерево комлем против струи. Порог
проходится по центру, по возможности не уходя
влево.
Четвертый Взрывной
порог. Расположен в 200м за Третьим Взрывным
на зигзагообразном повороте реки; на скалах
левого берега - следы взрывных работ. Отличается
от Третьего Взрывного более сильным навалом на
левый берег и огромной обливной плитой в
перегибе правого поворота, по бокам - большие
бочки. За поворотом - мощная 50-метровая шивера с
бочками, расположенными в шахматном порядке.
Далее - левый поворот, остров с непроходимой
левой протокой. Правая протока - широкая, у
правого берега четко выраженная мель с очень
острыми камнями. Зачалка сразу за порогом крайне
затруднена.
Пятый Взрывной
порог (предположительно?). В 500 м ниже
Четвертого Взрывного. Наша лоция помещала его в
районе обсерватории, но по характеру ориентиров
и типу препятствий Пятым Взрывным является
именно этот. Ориентиры - те же следы взрывных
работ. Порог несложный и представляет собой
участок с большим падением воды и двумя линиями
бочек через всю реку. Проход - по струе, можно идти
без просмотра.
Внимание! Вскоре
после порога нужно зачалиться на левый берег, в
крайнем случае - перед островом у левого берега.
После острова чалка крайне затруднена,
начинается разгонная шивера каньона Косой.
Каньон Косой.
Предварительный ориентир - остров у левого
берега, после него - резкий правый поворот, река
уходит от дороги. На левом берегу - большая
светлая осыпь, наверху - рощица. Чалиться для
просмотра необходимо заранее - перед островом. На
осыпь зачалиться крайне сложно. Порог начинается
перед крутым левым поворотом серией обливных
камней и валов. На повороте, в точке
максимального навала у правого берега -
подводные плиты, образующие веер косых валов.
После этого основная струя пересекает реку по
диагонали и наваливает на огромный обломок скалы
у левого берега. Перед навалом в струе несколько
косых валов и очень мощных бочек. В конце порога с
левого берега впадает ручей.
После Косого река
несколько выполаживается. Некоторое время она
течет в одном русле, а перед обсерваторией
начинаются разбои, завалы и расчески. Их
постепенно становится все больше и больше,
встречаются отдельные участки затопленного
леса, долина расширяется. Скорость струи при этом
существенно не падает.
Перед Нижней
Ермоловкой - самый опасный участок:
местные жители с помощью насыпной дамбы отвели
реку от дороги и пустили прямо через осиновый
лес. Ориентиры: справа - отвесная скала, река
собирается в одно русло, слева - земляной вал
высотой около 2 м, явно искусственного
происхождения. Чалка - на вал, потом будет поздно.
Вал постепенно понижается и упирается в рощицу,
через которую идет река. Между обрывом правого
берега и рощицей - 5-7 метровая протока, забитая
пнями; в конце ее - мощный завал, непроход. Обнос
по сухому руслу - около 500м, иногда можно провести
суда по мелководным протокам.
Острова с узкими
извилистыми протоками тянутся до устья р. Кяфар.
Шивера Зеленчукская - мощная, но технически
простая струйная шивера длиной около 1.5 км.
Отдельные острова и
протоки сохраняются до самого каньона
Курлюк. Предварительный ориентир - гора
грибообразной формы на правом берегу, изъеденная
пещерами. Чалка для просмотра - на левый берег за
левым поворотом. Каньон красив и не сложен. На
входе - ступенчатая шивера, потом - левый прижим
под отрицательную стенку. В самом каньоне -
отдельные камни и валы. За мостом стенки
понижаются, через всю реку - метровый слив типа
Мстинской лестницы. После слива лучше зачалиться
к левому берегу для просмотра порога Исправной.
Порог Исправной
- "карельского" типа, состоит из 2-х ступеней,
каждая из которых - система изломанных крутых
сливов. За сливами - мощные отбойные валы.
Скорость течения небольшая, необходима
положительная скорость и четкий маневр. За
порогом - чистый плес с быстрым течением, удобный
для чалки и страховки.
Река не теряет
спортивного характера до самого Невинномысска,
встречаются перекаты и струйные шиверы.
Последняя длинная шивера-тягун - у с.Фролов.