<< Пред. стр. 536 (из 787) След. >>
Остальные катамараны прошли порогчище.Страховку осуществляли с
левого берега и в улове выставляли
катамаран. На левом берегу в 200 м
ниже порога хорошее место для
стоянки. Единственным недостатком
является отсутствие дров и
близость к дороге. Но на правом
берегу стоянка запрещена, т.к. там
заповедник.
Порог "1-ый
Взрывной".
Порог расположен ниже
"Галактики" на 1 км. Ориентиром
служит высокий и обрывистый левый
берег. На выходе два больших камня,
расположенных в центре потока,
справа и слева мощные сливы. Проход
возможен с обеих сторон. Далее в
центре и под правым берегом -
несколько бочек. Длина порога около
300 м. Катамаран 1 , проходил левым
сливом, затем под левым берегом, где
относительно чисто, только на
выходе несколько небольших валов.
Сразу за порогом судно встало на
страховку у левого берега.
Катамаран 4 проходил правым сливом
и сразу за вторым камнем уходили
влево. Страховку и съемку
осуществляли с левого берега.
Через 500 м после порога, на
правом повороте раки начинается
самый интересный участок на всем
маршруте - порог "2-ой
Взрывной" или
"Пушка"
size="3"> (В разных источниках порог
именуется по разному: "Каша",
"Пушка" или просто "2-ой
Взрывной"). Порог "2-ой
Взрывной" состоит из нескольких
участков, разделенных между собой
быстротоком. Длина всего порога
около 2 км. Весь этот участок
целесообразно проходить целиком, с
предварительной детальной
разведкой. Мы потратили целый день
на прохождение, обнос вещей,
организацию страховки и
фотосъемку. Первая ступень порога
расположена на правом повороте
реки. Левый берег - крутая осыпь из
крупных камней, что значительно
осложняет страховку и съемку.
Поэтому страховку следует
выставлять в 80 м ниже этой ступени.
Далее следует несложная шивера с
большим камнем в центре русла,
обходить который нужно справа,
потом 50 м спокойной воды, а затем
ступень которая называется
"Пушка". Это кульминация всего
порога. Основную сложность
составляют крутые и высокие, до 1,5 м,
валы. Обойти их нет никакой
возможности, т.к. русло в этом месте
шириной всего 10 м. Длина этого
участка 100м. Следующая ступень
порога находится в 200 м ниже на
левом повороте реки. Русло
разбивается на две протоки
каменистым островком, проходить в
любую воду надо левой протокой.
Заход осложняет большое падение и
полуобливной камень в центре, затем
бочка под правым берегом. Чалиться
надо к левому берегу у бетонных
ступенек. В первую ступень заходили
у левого берега, постепенно
смещаясь к центру русла. Каменистую
шиверу проходили под левым берегом,
стараясь как можно меньше задеть
камней. В каньоне "Пушка" шли в
центре струи. Последнюю ступень
порога проходили левой протокой,
обходя камень справа. За камнем
резко уходили влево и зачалились у
ступенек. Страховку и съемку этого
порога как указано выше.
Через 400 м быстротока и
мелких шивер начинается следующий
порог. Порог "3-ий
Взрывной"
длиной около 200 м характерен
множеством камней, бочок и валов.
Для осмотра этого препятствия
необходимо зачалиться на галечной
отмели левого берега. В первой
части порога весь поток уходит к
левому берегу и ударяется в два
больших камня, расположенных друг
за другом. Дальше струя под левым
берегом разбивается множеством
обливных камней. Заходили в порог
под левым берегом, а перед камнем
уходили вправо. Страховку
осуществляли с правого берега.
Следующие 400 м река течет,
меняя ширину русла, перед мостом
она сужается до 10 м , здесь
несколько косых валов. Под мостом в
центре русла большой обливняк, за
ним бочка. На правом берегу хорошее
место для стоянки, заповедника
здесь уже нет и можно становиться
на правом берегу. От моста до
следующего порога 100 м.
Порог "4-ый
Взрывной".
Для осмотра препятствия необходимо
зачалиться к галечной отмели. Порог
расположен на правом повороте реки.
В центре русла лежит камень, в
который бьет основная струя. Проход
в среднюю воду возможен с обеих
сторон. Далее следует несколько
бочек и валов, на выходе из порога
мощный слив в центре русла.
Катамаран 1 проходил слева от
первого камня, потом смещался чтобы
точно зайти в последний слив. За
этим сливом чалился в улов у левого
берега. Катамаран 2 проходил справа
от первого камня, потом по центру
русла точно зашел в последний слив.
Этот вариант возможен только при
уровне воды выше среднего.
Страховку осуществляли с левого
берега и из улова под тем же
берегом.
Дальше река течет одним
руслом, встречаются мелкие шиверы с
камнями, но серьезных препятствий
нет. Через 1,5 км на правом крутом
повороте реки расположен порог
size="4">"5-ый Взрывной"
size="3"> (или "Косой"
size="3">). Ориентиром служит два
больших обломка скалы у правого
берега, за ними сразу порог.
Причалить для осмотра порога можно
к левому берегу у каменистой осыпи.
Сразу за разгонной шиверой, ближе к
крутому правому берегу пути
основной струи стоит большой
камень. Проход возможен только
слева. В 10 метрах ниже еще один
камень, на который тоже сильно
наваливает. В 4 м правее лежит
другой, между этими камнями мощный
слив. Порог проходили по центру
русла, отрабатывая влево, чтобы
точно зайти в слив. Страховку
осуществляли из улова под левым
берегом.
Дальше река постепенно меняет свой
характер, русло постепенно
расширяется, часто делится на
протоки. Шиверы, которые еще
встречались за порогом, постепенно
превращаются в перекаты. От
экипажей требуется постоянное
внимание, чтобы не посадить судно
на мель. Больше всего неприятностей
доставляет лесной участок, который
начинается за поселком Нижний
Архыз. Многочисленные протоки и
рукава часто приводят к сплошным
завлам и мелям. Нужно выбрать
протоку, где больше воды. После ст.
Зеленчукская характер реки не
меняется, многочисленные протоки и
свисающие над водой ветки деревьев
оставляют много неприятностей.
Сплошных завалов на реке нет.
Каньон "Курлюк"
size="3"> Это последнее препятствие на
реке, ориентиром ему служит большой
камень грибовидной формы на правом
берегу. Каньон образован
обрывистыми берегами, в которых
река сужается до 15-20 м. Камней в
русле нет. Вся сложность каньона
заключается в преодолении крутых и
высоких валов, которые осложняют
маневр и не дают возможность
управлять судами. Мест для
промежуточной чалки много, но
каньон рекомендуется проходить без
них. Страховку можно осуществлять
практически в любом месте.
После каньона русло реки
расширяется. На правом берегу
ст.Исправнинская, имеется почта,
магазин, автостанция. Далее до
п.Бесленей река течет одним руслом,
скорость течения высокая, иногда
встречаются мелкие шиверы. За
поселком берега становятся крутыми
и обрывистыми. Очень трудно выбрать
стоянку, дров нет.
7. Итоги, выводы,
рекомендации.
Запланированный маршрут пройден
группой полностью. Сплав по рекам
Аксаут и Б.Зеленчук интересен и в
спортивном и в техническом
отношении.
1В целом маршрут не ниже 4 категории
сложности. К достоинствам маршрута
можно отнести следующее :
- относительно простая и быстрая
заброска ;
-достаточно высокий уровень
сложности препятствий ;
- относительно комфортные
климатические условия для данного
времени года ;
- реальная возможность
приобретения перстяных изделий и
баранины
у местного населения по
"смешным" ценам, и наконец,
возможность побывать в уникальном
по красоте уголке природы.
В качестве недостатков следует
отметить :
-сложность военно-политической
обстановки в регионе, что может в
любой момент привести к самым
неожиданным последствиям (при
более поздних сроках выхода на р.
Аксаут группе пришлось бы решать
вопрос о заброске с пограничниками
и т. д. );
-низкий уровень воды в р. Аксаут (
отсутствие чистого прохода среди
камней, частые проводки судов.
главным образом в верховьях ) ;
- практически полное отсутствие
заметных препятствий на р.
Б.Зеленчук после п. Нижний Архыз.
Таким образом, данную связку рек в
целом можно считать удачной,
особенно в случае прохождения ее во
второй половине мая - начале июня по
более высокой воде. По нашему
мнению, целесообразно маршрут по р.
Б. Зеленчук ограничить п. Нижний
Архыз, предусмотрев прохождение
одного из истоков, например, р. Псыш
(встреченная нами группа из г.
Кривой Рог) осталасъ довольна такой
планировкой маршрута. К тому же
часть волока из п. Архыз можно
преодолеть на попутном
автотранспорте. На маршруте
желательно использовать
металлический каркас.
По нашему мнению, данный маршрут
особенно предпочтителен для
тренировки техники спортивного
сплава, наработки схоженности
экипажей, проверки средств сплава и
индивидуальной защиты в реальных
условиях перед летне-осенними
походами более высокой категории
сложности. Опыт, накопленный в
данном походе помог нам успешно
преодолеть препятствия на р. Чаткал
(5 к.с., Ср. Азия)