<< Пред.           стр. 535 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 был прижат к полуобливным камням .
 Страховали на выходе но порога.
 После порога продолжаются слабые
 шиверы. Дорога переходит по мосту
 на левый берег. За мостом на левом
 повороте реки начинается участок
 сложных и мощных шивер. Дорога
 уходит от реки наверх, берега
 обрывистые. Преодолеваем участок
 со взаимной страховкой. Такая
 тактика себя оправдывает, т.к. в
 одной из шивер катамаран 3 едва не
 перевернулся в результате навала
 на камень.


 
 

По имеющемуся у группы
 описанию за сложной шиверой на
 левом повороте (сразу за мостом)
 река делает правый поворот. Здесь в
 левой протоке должен быть порог
 size="4">"Красный"  size="3">, который мы, вероятно, приняли
 за одну шивер, вследствие наличий
 большого числа камней,
 затрудняющих разделение отдельных
 препятствий. На протяжении 2-2,5 км от
 автомоста продолжается цепь шивер.
 Порой кажется, что река состоит из
 одной сложной шиверы, разделенной
 на части порогами.


 
 

Следующее препятствие -
 каскад из 4-х достаточно сложных
 порогов -
"Пирамида",
 "Носорог", "Шахматный"
 size="3">, "Длинный"  size="3">. Ориентиром может служить
 полуобгоревшая сухая береза на
 левом берегу. Правый берег - крутая
 осыпь. На левом берегу у березы
 поляна с оборудованным костровищем
 - хорошее место для перекуса. Осмотр
 порога по левому берегу. Начинается
 порог серией габаритных проходов и
 сливов между крупными скальными
 обломками. Далее порядка 60 м
 проходим по основной струе,
 петляющей между камнями от одного
 берега к другому. В Центре порога
 смещаемся под левый берег, т.к.
 справа - камни, камни, камни... Но и на
 основной струе 4-х местные
 катамараны не всегда вписываются в
 отведенные рекой проходы.
 Небольшие габариты "двоек"
 способствуют более чистому их
 прохождению. На выходе серия мощных
 сливов и небольшой левый прижим.
 Справа впадает р. Хурла-Су. За
 порогом начинается длинная шивера.
 В конце шиверы последний широкий
 слив по всему руслу реки, сильно
 забитому камнями. Страховку
 организовывали сразу за этим
 сливом в улове у правого берега. За
 препятствием 19 берега понижаются,
 но мощные шиверы продолжаются. В
 отдельных местах река разбивается
 на узкие протоки. Этот участок
 длится около 1 км.


 
 

Следующее препятствие -
 сложный порог
"Шкворень"  size="3">, который необходимо осмотреть
 по левому берегу. Ориентиры порога:
 обрывистый осыпной берег
 красно-коричневого цвета, дорога
 слева поднимается наверх. Порог
 расположен на правом повороте реки,
 образован обломками от
 строительства дороги. Длина порог 40
 м, перепад около 2-х метров. Основную
 сложность представляет точный
 заход в основной слив на выходе
 порога. Сраву да сливом необходимо
 отработать влево, т.к. на выходе
 мощный прижим к правому берегу.
 Катамараны 1 и 2 прошли чисто, 3-ой и 4
 - с касанием стенки у правого берега
 на выходе.


 
 

Каньон "Осыпной"  size="3"> представляет собой участок
 мощных шивер, протяженностью около
 2-х км. В каньоне сложная траектория
 движения, несколько несильных
 прижимов и серия сливов до 0,8 м.


 
 

Каньон "Осыпной"
 сразу переходит в каньон
 size="4">"Два моста"  size="3">, протяженностью около 1 км.
 Перед мостом, по которому дорога
 переходит на левый берег, гряда
 камней от левого берега
 перегораживает более половины
 русла, образуя слив около 1 м. Под
 мостом за сливом прижим к левой
 опоре. Катамаран 1 проходил у левого
 берега через узкий и мелкий слив,
 отрабатывая от прижима. Остальные
 суда прошли чище по узкому языку у
 правого берега с отработкой перед
 мостом к центру струи. В каньоне
 "Два моста" берега - обрывистые
 скальные стенки около 15 м высотой,
 возле которых часто образуются
 водовороты. Особое внимание
 следует обратить при выходе из
 каньона на два места с габаритными
 проходами не бопее 4-х м. Одно из них
 видно издалека - большой
 полуобливной камень с прижимом к
 левому берегу. Проходим более
 широкой левой протокой,
 отрабатывая от прижима. Примерно
 через 80 м на резком левом повороте
 реки, где она выходит из каньона,
 большой скальный обломок в русле.
 Левая протока уже. Левый берег -
 галечная отмель, за которой
 скальная стенка с пещерой, вымытой
 водой. Правая протока шире, в нее
 идет основной поток, который
 отражаясь от обломка, бьет в скалу,
 образуя мощный прижим. Катамаран 1
 отработал в левую протоку и прошел
 чисто, остальным пришлось
 выгребать от прижима. В конце
 каньона деревянный памятник
 пионеру-герою на левом берегу. На
 правом берегу братская могила
 солдат, погибших в годы Великой
 Отечественной войны. Весь участок
 проходим в несколько этапов.
 Страховку организовывали перед
 входным сливом коньона "Два
 моста", и в местах габаритных
 проходов на выходе из каньона.
 Страховку осуществляли с воды.

 За мостом река снова разбивается на
 протоки, несложные шиверы следуют
 одна за другой. На левом берегу
 встречаются летние фермы, на
 которых производят стрижку овец.


 
 

Через 1 км от моста будет
 довольно сильный прижим
 size="4">"Сухой"  size="3">, за которым необходимо
 причалить для осмотра порога
 size="4">

 "Поцелуй Чаниты"
 size="3">. Порог длиной около 60 м с
 чистым проходом через слив у
 правого берега. Русло у левого
 берега забито камнями. Проходим со
 взаимной страховкой. За порогом на
 протяжении около 800 м продолжается
 мощная шивера, в которой катамаран 4
 сходу садиться на камень, да так
 прочно, что сдергивать пришлось
 спасконцом. Длина участка шивер
 порядка 7 км. После левого поворота
 реки на правом берегу видна турбаза
 Кишкет, перед которой оборудован
 милицейский пропускной пункт.
 Здесь могут проверить машину и
 багаж при заброске вверх по ущелью.
 Прямо напротив турбазы небольшой
 прижим к крупному валуну у левого
 берега. Справа впадает река Кишкет;
 через 150 м после устья которой на
 крутом левом повороте реки мощный
 правый прижим, в русле много острых
 скальных обломков. Дорога идет
 поверху справа. За прижимом
 продолжительный участок средней
 мощности шивер. За мостом через
 Аксаут шиверы продолжаются.


 
 

Примерно через 1,5 км от
 моста после левого поворота реки
 уклон реки возрастает, берега
 становятся обрывисты. Это
 разгонная мощная шивера перед
 сложным порогом
"Сюрприз"  size="3">. Порог, как и шиверу перед ним,
 осматриваем по правому берегу.
 Протяженность препятствия около 300
 м. В шивере мощные сливы со сложной
 траекторией движения. Порог на
 резком правом повороте реки
 образован награмождением крупных
 скальных обломков. Кульминация -
 габаритный проход в центральном
 сливе с немедленной отработкой за
 ним от навала на попуобливной
 камень у правого берега. Катамараны
 прошли чисто, а вот одна из попыток
 преодолеть препятствие на каяке
 закончилась оверкилем в косом валу
 за сливом. Страховка, выставленная
 за порогом сработала четко. Жертв и
 разрушений нет.


 
 

За порогом река снова
 разбивается на протоки, в которых
 встречаются завалы. Через 8 км на
 правом берегу поселок
 Хасаут-Греческий, в котором в
 начале мая 1995 г. выставлен
 временный пограничный пост (ВПП).
 Представители пограничников имеют
 право ограничивать въезд в ущелье и
 т.д.. Пропуска в погранзону, как нам
 сказали, сюда пока оформлять не
 нужно. Со слов пограничников,
 подобные посты создаются во всех
 ущельях этого района Кавказа. В
 поселке необходимо закончить
 маршрут (лучше через 1,5 км от
 навесного моста), т.к. ниже по реке
 строится плотина водозабора,
 откуда, со слов строителей, вода с
 Аксаута (а в последствии и с
 Б.Зеленчука) будет по трубам
 перекачиваться в р.Кубань для
 нормальной работы ГЭС. От
 п.Хасаут-Греческий несколько раз в
 день ходит автобус до
 ст.Зеленчукская (черед
 ст.Кардоникская). Мы забрасывались
 до п.Архыз на попутной машине.


 
 

Маршрут по р.Б.Зеленчук
 начинается в п.Архыз. В 50 м ниже
 моста, ведущего на турбазу
 "Архыз" есть удобная поляна
 для постройки судов. В поселке
 расположена погранзастава, на
 которой при въезде проверяют
 документы и могут досмотреть багаж.
 В поселке есть магазин, почта. Почти
 в каждом доме можно купить дешевые
 шерстяные изделия (мы покупали
 свитера за 20 тыс. руб., жилетки и
 носки - за 5 тыс. руб.).


 
 

Первое препятствие на
 реке - шивера
"Архызская"  size="3">. Через 100 м после старта на
 правом берегу ручей-водопад, да ним
 бом. На правом повороте реки гряда
 камней от левого берега
 перекрывает русло на 2/3. Сложность
 состоит в том, чтобы уйти от камней
 на входе и вовремя отработать
 вправо. Проходили первую часть
 шиверы по центру, а потом уходили
 под левый берег. Страховку
 осуществляли с левого берега в 20 м
 ниже бома. Следующие 4 км на реке
 препятствий нет.


 
 

Ориентиром следующего
 препятствия служит дом на левом
 берегу. На галечной отмели за домом
 следует причалить для осмотра
 шиверы. На правом повороте реки у
 правого берега гребенка камней, к
 которым уходит большая часть воды,
 а чистый проход под левым берегом.
 Шиверу проходили под левым берегом,
 страховку осуществляли с воды. В 2
 км ниже шиверы на правом берегу
 крупный приток, напротив него
 необходимо причалить для осмотра
 порога
"Галактика"  size="3">, который образован двумя
 рядами подводных камней,
 расположенных друг за другом.
 Заходить в порог надо в центре и
 стараться держать судно по струе.
 Катамаран 4 зашел в порог точно, но
 после первой бочки экипаж не смог
 выровнять судно и во вторую бочку
 вошел полулагом. Катамаран вышел из
 порога кормой вперед и успешно
 зачалился к левому берегу.

<< Пред.           стр. 535 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу