<< Пред.           стр. 534 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 местности на небольшой территории.
 Среди таких обитателей здесь - тур
 западнокавказский, кавказский
 тетерев, кавказский улар. Наиболее
 богаты дикими животными горные
 леса. Здесь можно встретить зубра,
 кавказского оленя, косулю, дикого
 кабана. Живут в лесах бурый медведь,
 куница, лесной кот, кавказская
 выдра, рысь и другие дикие животные.
 В горах Карачаево-Черкессии
 обитает несколько десятков видов
 птиц (альпийская галка, беркут,
 черный гриф и др.). Встречается
 немало пресмыкающихся - ящерицы,
 гадюки, ужи, медянки. В горных реках
 водится ручьевая форель, в
 некоторых озерах - озерная форель.


 
 

На территории Карачаево-
 Черкессии проживают более 371 тыс.
 человек (данные 1979 г.), 92
 национальности и народности. Из них
 русских 45,1%, карачаевцев 29,7%,
 черкесов 9,4%, и т.д. Основные занятия
 коренного населения - скотоводство
 (карачаевская порода овцы -
 наилучшая на Кавказе, широко
 известны лошади кабардинской
 породы). Автомобильные дороги с
 твердым покрытием пересекают
 территорию Карачаево-Черкессии с
 севера на юг и с запада на восток.
 Большая часть дорог проложена
 вдоль рек. Широко развито
 автобусное сообщение.

 


 
 

 
 



 
4. Транспортное
 обеспечение на маршруте.


 
 

Заброску на маршрут
 группа осуществляла со станции
 Невинномысская, до которой можно
 доехать из Рязани прямым поездом 49
 С.Петербург - Кисловодск, следующим
 ежедневно через Рязань 6 ч. 28 мин.
 Билеты приобретали заранее,
 учитывая большую численность
 группы. Продажа осуществляется в
 кассах вокзала Рязань1 за 2 суток до
 отправления поезда (из
 Санкт-Петербурга отпр. в 13 ч. 00 мин).
 Время в пути около 28 часов.


 
 

От ст. Невинномыск
 перешли на автовокзал (около 25 мин.
 хода с грузом) откуда в 12.25 идет
 автобус на Архыз. Есть еще рейс в
 6.45., но на него поезд 49 не успевает.
 Необходимо отметить, что автобус
 идет до Архыза в случае наличия
 пассажиров До маршрута, в противном
 случае маршрут произвольно
 сокращается (со слов водителя - до
 ст.Зеленчукская или ближе).
 Стоимость плацкарты в поезде 49 на
 апрель 1995 г. составляла 66600 руб.
 Билет на автобус до ст.Кардоникская
 из Невинномысска 11450 руб., багаж - 2400
 руб., до Архыэа - 16940 руб., багаж - 2400
 руб. Время в пути до ст.Кардоникская
 около 3 часов.


 
 

Заброску из
 ст.Кардоникской в верховье реки
 Аксаут осуществляли попутной
 машиной. Время в пути до пос.
 Рудничный около 3 часов (70-80
 км).Заброску на реку Б.Зеленчук
 осуществляли попутной машиной из
 пос. Хасаут-Греческий до пос.Архыз.
 Время в пути около 1,5 час(90 км.).


 
 

После окончания сплава из
 пос.Беспеней до пос. Невинномысска
 можно добраться рейсовым
 автобусом. Время в пути окола 1 часа.
 Стоимость проезда 5200 руб., багажа 1080
 руб.

 


 
 

 
 



 
Список группы:  size="3">

 Молодцов Сергей Андреевич

 Молодцова Наталья Юрьевна

 Гусев Борис Еагеньевич

 Щукина Анастасия Ганнадьевна

 Ершов Иван Александрович

 Зимин Денис Александрович

 Серебрянский Сергей Владимирович

 Суремким Василий Николаевич

 Двойнин Александр Леонидович

 Беспалько Светлана Александровна

 Коцур Максим Георгиевич

 Шкитин Олег Николаевич


 
 

 
 



 
6. Техническое
 описание.


 
 

Река Аксаут берет свое
 начало у крупного Аксаутского
 ледника, который расположен на
 главном Кавказском хребте. В
 переводе с тюркского языка Аксаут
 (Ак саут) означает "белая (чистая)
 вода, где поят лошадей". Вода в
 реке оставалась изумрудно чистой
 даже несмотря на дожди, без которых
 не обходился практически ни один
 день сплава. Дожди , однако, не
 привели к заметному подъему уровня
 воды, как бы подтверждая тезис о
 ледниковом питании Аксаута.

 Сплав группа начала примерно в 2 км
 от поселка Рудничный. Здесь на
 правом берегу расположена большая
 поляна, удобная для постройки
 судов. Река часто разбивается на
 небольшие протоки, скорость
 течения невысока, встречаются
 прижимы и шиверы , характер которых
 не изменяется до появления молочно-
 товарной фермы (МТФ) на правом
 берегу. За МТФ мост, который
 является ориентиром
 каньонообразного порога
 size="4">"Слалом"  size="3">. Река в этом месте сжата
 крутыми берегами, уклон заметно
 возрастает. Порог осматривать
 проще с левого берега, по которому
 идет дорога. Длина порога около 2 км,
 сложность нарастает от входа к
 выходу. В пороге беспорядочное
 нагромождение камней с узкими
 проходами, на выходе прижим к
 левому берегу и слив в 1 м.


 
 

Ниже порога мелкий
 перекат, за которым впадает правый
 приток - р.Большая Марка (хотя в нашу
 воду это скорее большой ручей).
 После несложной шиверы появляются
 автомобильный мост в поселке
 Красный Карачай. Под мостом в левой
 протоке камни, в правой - прижим к
 правой опоре . Проходили справа.
 После моста начинается мощная
 шивера со сложной траекторией
 движения протяженностью около 500 м.


 
 

За ней на левом повороте
 реки начало порога
"Узкий"  size="3">. Ориентиром могут служить
 обрывистый правый берег, по
 которому идет дорога и большой
 валун у левого берега. Осматриваем
 по правому берегу . Вход в порог у
 левого берега. На входе два слива до
 1 м, далее s-образный участок и
 выходной слив с косым валом . Длина
 порога около 500 м. Страховку
 осуществляли с берега после
 входных сливов и с воды - на выходе.


 
 

Далее на протяжении около
 4-5 км следует участок шивер сильно
 забитых камнями, на которые не раз
 выбрасывало катамараны . Некоторые
 перекаты были так неглубоки, что
 катамараны, осевшие под грузом
 приходилось буквально толкать по
 камням . Этого недостатка были
 лишены каяки, которые группа брала
 для тренировок техники слаломного
 сплава в походных условиях.


 
 

На этом участке в русле
 встречаются несколько островов,
 последний из которых может служить
 ориентиром сложного порога. Другие
 ориентиры: сухая сосна, свисающая с
 берега параллельно воде и каменное
 строение на левом берегу.
 Нагромождение камней, видное с
 воды, возрастающий уклон, говорит о
 начале порога. Порог расположен
 между км-отметками 5/40 и 6/39. Длина
 порога около 800 м. По правому берегу
 вдоль порога несколько неплохих
 мест для стоянки. Порог
 представляет собой хаотичное
 скопление большого числа камней
 различного размера (что характерно
 для большинства препятствий
 Аксаута. На входе шивера, далее
 несколько "трековых" участков
 и габаритных проходов. Кульминация
 порога - s-образный участок с 1,5 м
 сливом, сразу за которым необходимо
 отработать вправо. Катамарану 2
 чисто выполнить этот маневр не
 удалось. В результате один баллон
 катамарана оказался на камне,
 другой - под ним, что при более
 мощной струе привело бы к оверкилю.
 Остальным судам удалось пройти
 чище. На выходе еще несколько
 s-образных участков со сливами до 1
 м. Страховку осуществляли в
 кульминации и на выходе порога.
 Порог проходили и на каяках, при
 этом для обеспечения безопасности
 каякера сопровождал 2-х местный
 катамаран. За порогом относительно
 спокойный участок.


 
 

Через 500 м после
 полуразрушенного моста снова
 начинается цепь шивер. Здесь как и
 ранее изматывающее соревнование с
 камнями и течением, стремящимся
 выбросить судно на эти камни. Не без
 труда дается освоение слаломных
 лабиринтов Аксаута. Река часто
 разбивается на протоки, одна из
 которых была почти полностью
 перегорожена упавшим деревом. Мы
 предпочитали в основном левые,
 более полноводные, протоки. Этот
 участок длится около 4-х км. Далее
 заслуживает внимания левый прижим
 к скальной стенке. На входе в прижим
 - мелкий перекат, с которого
 пришлось стаскивать даже 2-х
 местные катамараны. На выходе 2-го
 слива около 0,7 м; за последним левый
 прижим к полуобливному камню.


 
 

Ориентиром следующего
 порога служит большой камень у
 левого берега, в который бьет часть
 струи. Длина порога около 100 м. Порог
 несложный, основная трудность -
 точный заход. Порог начинается
 грядой камней от левого берега,
 которая перегораживает часть
 русла. Струя уходит вправо от гряды
 и упирается в отмель и гряду у
 правого берега, образуя очередной
 s-образный участок. На выходе два
 слива, из них последний до 1 м. Порог
 проходили со взаимной страховкой.


 
 

Далее продолжается
 участок каменистых шивер. Длина
 участка около 1 км. Нередки
 каньонообразные участки, в которых
 река, собирая свои
 немногочисленные воды образует
 мощные сливы с небольшими бочками.
 Старый автомост служит ориентиром
 порога
"Перпендикуляр"  size="3">, который необходимо осмотреть
 (по правому берегу). От моста до
 начала порога около 500 м. С воды
 порог заметен большими валунами,
 перегораживающими часть русла.
 Порог при доим) порядка 50 м имеет
 значительный перепад по высоте. На
 входе ближе к левому берегу слив, за
 которым через 7-8 м следует основной
 (около 1,2 м) слив. Через 10-15 м поток
 упирается в скальный обломок,
 лежащий перпендикулярно основной
 струе. Выход у правого берега.
 Катамараны 1,2,3 прошли по центру,
 отрабатывая в бочке за сливом
 вправо. Катамаран 4 прошел правой
 частью основного слива и на выходе

<< Пред.           стр. 534 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу