<< Пред. стр. 533 (из 787) След. >>
Прощайте, не оправдавшие себя красивые бушприты! Вашеместо заняли простые ореховые дрыны. Носы теперь крайне
неэстетичны, а прочность - неизвестна. Илья в них откровенно не
верит. Мол, в первом же сливе эти ваши палочки...
А вот и слив. Такое чудо встречается редко. Вода челиком
идет в габаритное сужение и падает черех двухметровый обливной
"шар". Слева - отвесная скала. Дальше - тоже хорошо, но после
слива уже не так смотрится. Как издевательство, на камне
напротив торчит пластмассовый Дед Мороз. Как идти, просто и
ясно, но мурашки бегают. Сразу вспоминаются и "чувство
оверкиля", и " не уверен - не ходи", но для гусара честь всего
превыше, и мы честно прыгаем. а фотографии кат стоит на носах
почти вертикально - мы этого не заметили. Был очень быстрый
полет, бочку не почувствовали вообще - а здоровая была бочка.
Бушприты выдержали. у, что там еще? Пара ворот - берем.
Двухступенчатый слив метра на полтора - прыгаем. Кат резко
тормозится и проваливается по каркас. ос в одной бочке, корма в
другой - какая гадость, видать, недооценили. Выламываемся, идем
на зачалку.
B вот я опять маринуюсь на второй "морковке", и судить о
прохождении можно только по телодвижениям Ильи - страховщика
номер один. Идет время; вдруг Илья странно дергается,
показывает руками - оверкиль, мол - но "морковку" сам не
кидает. Лучше подождать. овая серия странных жестов, последний
ясен - "иди сюда". Значит, моя морковка не нужна. Бегу.
Зрелище интересное. В метре от слива, под скалой -
маленький улов, и в нем - перевернутая двойка. а гондолах сидят
Иван с Виталиком. Уже прочухались, улыбаются. Иван
принципиально разгадывает кроссворд из книжечки, припрятанной
за подкладкой шлема; мол, пока вытащите, разгадаем парочку.
Ладно, мы и так верим, что ты у нас Железный Феликс. Впрочем,
морковка успешно приходит с первой попытки.
Узнаю подробности. Оказывается, мужики взяли сильно
левее, и их в прыжке положило о скалу. Поэтому они и попали в
этот улов. Иначе они так бы не улыбались - долго бы их
метелило. Лоция сообщает что-то невразумительное и
окончательно замолкает. Действительно, сначала стало потише.
еужели все? Сейчас мы воспринимаем это с определенным
облегчением. Впереди - мост. С берега какой-то сван кричит и
яростно жестикулирует, показывая вперед. о под мостом - ничего
особенного. Двойка выскакивает вперед, проходит мост и в 50 м
ниже... исчезает. еужели киль? ет, появились две головы,
исчезли, снова появились. Да там хорошо - двухметровый на
двухметровом. Кат нагружен, поэтому проваливаемся изрядно. С
дороги - дружные гудки. Стоят машины четыре, смотрят - цирк для
них, видите ли... Тронулись, поехали ниже по течению,
остановились опять. Значит, там тоже весело. Чем не ориентир! И
правда, чисто на интуиции и животных инстинктах проскальзываем
через лабиринт огромных обливных глыб.
иже еще одна хохмочка: местные жители реку от дороги
отводят. Бульдозеры, экскаваторы ползают, а в струе какой-то
импортный механизм ковыряется, и на него навал идет солидный.
Объехали, конечно, провожаемые дружным ревом строительных
рабочих.
С последними лучами солнца проносимся через Лентехи.
Впало сразу два притока, из препятствий остались одни прямые
валы - просто курорт! Проехали километра на два ниже,
остановились в крайне живописном уголке, среди столетних елей.
И никаких тебе четвероногих скотов. Здесь и решил разобраться.
15.10.88 Отъезд. Фильм крутится вспять.
Снова грызня с шоферами, тряска в набитых автобусах,
суматошные "десанты". И, главное - полнейшая неопределенность.
К вечеру, все-таки, попадаем в Самтредиа. Гнусный город.
Поесть негде, по местному Бродвею шляются толпы неформалов и
выразительно на нас смотрят. С билетами, как всегда, пролет.
Правда, местная транспортная мафия прицепила к поезду Батуми -
Москва лишний вагон номер 0, но кому-то забыли дать на лапу, и
вагон отцепили. Нам было очень жаль. Повезло нам лишь за
полночь - влезли в ереванский поезд. Вагон полупустой: грузины,
похоже, с армянами не ездят из принципа. А, может быть, дело в
том, что он грязен, гнусен и вечно не в графике. Мы лишний раз
в этом убедились.
===============================================================
FILE: aksaut.txt
Аксаут
---------------------------------------------------------------
Оригинал этого текста расположен на
Рязанской странице водного туризма
http://www.rcs.ru/win/public/water/index.htm ¦ http://www.rcs.ru/win/public/water/index.htm
---------------------------------------------------------------
Техническое
описание
р.Аксаут - р.
Б.Зеленчук
1. Справочные
сведения о путешествии.
Вид туризма- водный.
Категория сложности: 4
Район путешествия: Западный Кавказ,
Карачаево-Черкесская республика.
Ставропольский край.
Нитка маршрута: пос.Рудничный -
р.Аксаут - ст.Кардоникская -
пос.Архыз - р.Б.Зеленчук -
пос.Бесленей.
Основные препятствия:
на реке Аксаут - п.п. "Слалом",
"Узкий", "Перпендикуляр",
"Шкворень", каньоны
"Осыпной", "Два моста", п.п
"Поцелуй Чаниты",
"Сюрприз";
на реке Б.Зепенчук - п.п.
"Галактика", "1-ый
Взрывной", "2-ой Варывной"
("Пушка"), "3-ий Взрывной",
"4-ый Взрывной", "5-ый
Взрывной" ("Косой"), каньон
"Курлюк",
Средства сплава: четырехместные и
двухместные катамараны, каяки.
Протяженность маршрута: 192 км.
Время проведения: 28 апреля - 19 мая.
Продолжительность активной части:
14 дней.
Дневки: нет.
Подъезд на маршрут: поезд Рязань -
Невинномысск, автобус Невинномысск
- ст.Кардоникская, далее до
пос.Рудничный (около 50 км) попутным
а/транспортом.
Передвижение на маршруте: попутный
а/транспорт пос.Хасаут- Греческий -
пос.Архыз.
Отъезд с маршрута: автобус
пос.Бесленей - Невинномысск, поезд
Невинномысск - Рязань.
2. Выбор района
путешествия
Опыт участников
позволяет выбрать район достаточно
сложный. Наибольший интерес вызвал
район Северного Кавказа, наиболее
приемлемый для весеннего периода.
Разветвленная, речная сеть того
района удачно сочетается с
удобными дорогами и тропами, а так
жир хорошим транспортным
сообщением. Большая населенность
района во многом снижает нагрузки,
характерные для дальних походов,
особенно физические ( нет пешей
заброски ) и психологические.
Однако, короткие горные реки
чрезвычайно сложны техническом
отношении. Большая часть маршрутов
хотя и относится к 2 к.с, но содержит
элементы высшей категории
сложности. Поэтому Кавказ является
уникальным полигоном для отработки
и совершенствования техники
спортивного сплава. Прохождение
сложных Участков должно
обязательно сопровождаться
тщательной установкой страховки
как с воды, так и с берега. Выбор был
остановлен на связке Аксаут -
Зеленчук, так как все выше
сказанное можно отнести к этим
рекам. Насколько нам известно,
маршрут этот в связке рязанскими
водниками не проходился, а по
р.Аксаут существует отчет лишь за
1981 г.
3. Краткая
характеристика района путешествия
На юге Ставропольского
края у подножья седого великана
Эльбруса расположена небольшая
горная страна -
Карачаево-Черкессия, Архыз,
Теберда, Домбай, на ее территории -
красивейшие уголки Западного
Кавказа. Этот край богат лесами,
живописностью пейзажей,
прозрачностью рек и озер, чистотой
воздуха. Особенности климата
Карачаево-Черкессии определяются
ее географическим расположением,
близостью Черного и Каспийского
морей, сложностью и
разнообразностью рельефа. Район
Архыза относится к среднегорной
зоне, где климат умеренно влажный.
Здесь на высоте 1200 - 2000 м. над
уровнем моря в формировании микро-
климата велика роль Скалистого и
Бокового хребтов. Они служат
надежной защитой от холодный
ветров и туманов, проникающих с
северо-востока и юго-запада. В
пос.Архыз среднегодовая
температура равна 15 градусов С,
средняя температура июля
составляет 15 градусов, января - 5, 8
градусов С. Относительная
влажность 72%, среднегодовое
количестве осадков 820 мм. Зима в
Архызе длится около четырех
месяцев, снег полностью сходит к
середине апреля. Реки
Карачаево-Черкессии берут начало с
ледников (которых здесь
насчитывается более 350), либо
вытекают из высокогорных озер.
Крупнейшая река
Карачаево-Черкессии Кубань берет
начало у ледников на склонах
Эльбруса. Ниже города Черкесска в
Кубань впадают насколько
многоводных притоков: Малый
Зеленчук (образованный слиянием
Аксаута и Марухи), Бопьшой Зеленчук,
Уруп и Лаба. Это левые притоки
Кубани, которые рождаются в
Карачаево-Черкессии и протекают по
ее территории. Правые притоки
маловодны.
Больной Зеленчук
образуется от слияния рек Псыги и
Кизгыч южнее поселка Архыз на высот
около 1500 м над уровнем моря. Общая
протяженность реки с истоками
составляет 160 км. Большинство
притоков впадает в нее в верховьях.
Левый исток Б.Зеленчука, река Псыги
образуется слиянием Белой и
Анакауза. Слева Псыги принимает
реку Архыз, а справа - Софию, которая
начинается у ледников. Правым
истоком Б.Зеленчука рекой Кизгыч, в
верховьях пробит узкий каньон у
урочища Чертова Мельница. На
северо-западе станицы Зеленчукской
в Б. 3еленчук впадает река Кяфар.
Карачаево-Черкессии
около 400 озер. В основном это
каровые моренные и тектонические
озера. Озера есть и в верховьях рек
Аксаут и Маруха, но больше всего их
в бассейне Б.Зеленчука. Только в
Архызе более 70 горных озер. На
высоте около 2500 м у истоков реки
Рапочай, правого притока
Б.Зеленчука находится озеро
Чабаклыкель (Рыбное). Его глубина 7
м. В этом озере водится форель. В
бассейне реки Кизгыч имаются 17
озер. Из них ближе к поселку
Архызьнаходится Мертвое озеро,
полностью заросшее. Только ранней
весной оно наполняется водой и
обретает вид обычного озера. Много
живописных озер на Софийском
хребте, в верховьях рек Архыз и
Кяфар.
Карачаево-Черкессия
богата разнотипными минеральными
источниками. Известны минеральные
источники в верховьях рек Кызгыч,
Уруп, Б.Лаба. Около 30% всей
территории Карачаево-Черкессии
занимают леса, в которых
насчитывается более 120 видов
кустарников и деревьев. Некоторым
из них являются реликтами и
эндемиками, занесены в красную
книгу.
Животный мир
Карачаево-Черкессии характерен
тем, что среди его представителей
немало эндемиков, т.е. животных,
обитающих только в данной