<< Пред.           стр. 532 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 катамаранов-четверок) - по более или менее серьезной воде
 лучше смотреть все каньоны.
  В одном из них крайне серьезный порог 6 к.с. (он не
 виден с дороги). Ступенчатый слив сложной структуры
 высотой под 4 метра. По нашей воде слив снизу заперт
 камнями, по большой воде там будет бочка соответствующий
 мощности. Идти порог по нашей воде нельзя, обносить
 обидно - находим компромиссное решение. Чалимся к
 заходному огромному камню, втаскиваем суда на него и
 прыгаем тюленьим спуском ниже по течению метров с 4.5 - 5
 (именно прыгаем, камень с другой стороны почти
 вертикальный). И если Слава Котиков на своем каяке делает
 это сплошь и рядом, то для остальных катамаранов-двоек
 это был первый опыт такого рода.
  После циклического отрезка плес-каньон-плес начинается
 длинный порог (порядка 1 км длины) 6 к.с.
  Дальше снова плес с разбоями, заканчивается каскадом
 порогов 6 к.с. Река втягивается в очередной каньон,
 каскад усложняется, постепенно переходит в каменный
 завал. Заканчивается сифоном - вся вода уходит под "Мини-
 Манхэттен" (огромный камень, полностью заперший реку).
 Над каньоном могила (однако не туристу - мелочь, а
 приятно).
  Почти сразу начинается очередной каньон с несложными
 локальными препятствиями. На выходе из каньона под мостом
 мощный взрывной порог 6 к.с.: слив под 3 м с прижимом за
 ним.
  За порогом начинается очередной каскад 6 к.с. - он то
 и заканчивается каскадом водопадов, запертым очередным
 сифоном.
  От последнего сифона до Каньона Чегемских водопадов
 (там не Чегем падает водопадами, а притоки падают
 водопадами в Чегем) попадаются локальные препятствия 5-6
 к.с. (Один порог с сильным прижимом довольно неприятен).
  В конце Каньона Чегемских водопадов (когда под
 водопадами, впадающими со скал в реку все уже откупались)
 очередная щель шириной порядка 1 метра.
  Ниже Чегем теряет уклон, на реке остался один взрывной
 каскад слабой 5 к.с.
  Уехать легко из Нижнего Чегема.
 
  По нашей воде категорию всех препятствий надо честно
 понизить на единицу - порогов 6 к.с. по такой низкой воде
 было очень мало.
 
  Кто ходил в этот поход:
 
  Слава Котиков - на каяке Prijon Canyon прошел больше
 всех. Замечательно прошел верхний отрезок реки - без
 поддержки других судов (там для катамаранов уже было
 слишком мало воды).
  Мастер с Ермолаичем и Я (Дмитренко) с Бубой. Экипажи двух
 катамаранов-двоек. Вместе ходим уже давно, вместе осенью
 пойдем в очередной раз на Сарыджаз.
  Коля Сидоров с Витей Новоселовым - тоже катамаран-
 двойка. Коля - человек-объектив, смотрит на мир главным
 образом через оптику видеокамеры. Витя - геракл, утопил
 медведя на Пскеме. При этом они еще успевали классно
 грести. В общем, наши люди.
 
  Когда я 5 мая улетал из Нальчика на работу в Москву -
 сердце кровью обливалось, до того хотелось еще веслом
 помахать.
 ===============================================================
  FILE: chenis.txt
  Цхенисцкали
 
  From: Николай Спрингис (2:5020/423.39)
 
 Тип документа - дневник похода
 Вид туризма - водный (катамараны)
 Категория - 2 с эл 6
 Выпускающая организация - Федерация туризма г. Москвы
 Время проведения - Октябрь 1988г.
 Руководитель - Калашников И. H. тел. (095)456-7278
 Нитка маршрута - C. Чихареши - сплав по р. Цхенисцкали с прохождением
  Лентехского каскада - с. Лентехи
 
  Действующие лица:
 
 Калашников Иван
 Мосолов Илья экипаж четверки
 Спрингис Николай
 Стародубцев Олег
 
 Девочкина Марина экипаж двойки
 Сыров Виталий
 
 
  8.10.88 В Грузии все, как всегда. 
 
  Рано утром, зевая и поеживаясь, десантируемся в
 Самтредиа. Холодно, темно и как-то промозгло. Вокруг вокзала
 растут мохнатые пальмы. аверное, они из-за такой погоды
 мохнатые. Философствовать, стуча зубами, не очень удается, но
 тут неожиданно приходит автобус. Гремя железом, вваливаемся
 туда и растворяемся в предрассветной мгле.
  Первые лучи солнца встречают нас на кутаисском
 автовокзале. Конечно, билетов нет и не будет - подзабыли мы
 грузинские нравы. Сидим час, два, три - и, наконец, даем
 диспетчеру бакшиш. Автобус появляется - черт подери, еще бакшиш
 шоферу. Фразу "икак ничего нельзя" здесь любят. аконец,
 переговоры завершаются, и мы опять в автобусе.
  Сначала в окнах мелькают роскошные отели Цхалтубо, потом
 домики с пальмами в горшках - настоящая Ривьера. Дорога упрамо
 ползет вверх, пальмы и гранаты остаются позади - и вот перевал,
 внизу серебряная лента Цхенисцкали. а фоне неба четко
 выделяются силуэты сванских башен, многие разрушены. Спускаемся
 ниже, разочарованно смотрим на реку. Забыли, что здесь и не
 может быть воды, все забрала РионГЭС.
  Три часа тряски по местным дорогам - удовольствие ниже
 среднего. Кажется, все испытали что-то вроде морской болезни, и
 чистый горный воздух особенного облегчения не принес. До самого
 вечернего автобуса шатаемся по Лентехи, сплошь перегороженному
 заборами из дикого камня. Вести здесь уличные бои было бы
 тяжело.
  В долгожданный вечерний автобус садимся уже в состоянии
 полного равнодушия к окружающему миру. Внизу кипит Цхенис, но
 нам как-то не до нее. Тряска мешает спать, это куда
 существеннее, чем все пороги Лентехского каскада, а нашему
 ночному пути, кажется, не видно конца. К нам подсаживается
 старый сван и начинает зазывать в гости. Помня неизбежные
 глобальные попойки, пытаемся было отказаться, но ночь, холод и
 морская болезнь оказываются сильнее. Томимы тяжелыми
 предчувствиями, входим в дом, но - чудо! - вина на столе не
 появляется вообще. У хозяина нефрит, пить ему запрещено.
 Кое-кто втайне разочарован, но в целом нам здорово повезло.
 
  9.10.88. Борьба с дюралем и скотиной.
 
  Утром хозяин незаметно смылся, а хозяйка смотрит на нас
 очень косо и упорно делает вид, что по-русски не говорит. е
 желая испытывать ее долготерпение, переселяемся на берег
 Цхенисцкали. Здесь она мирная, тихая, расход - кубов
 пятнадцать.
  Поставив лагерь, начинаем кузнечные и слесарные работы.
 Целый день уходит на доработку и подгонку случайных каркасов к
 судам. Делаем все на совесть, ничего подвести не должно. Лучше
 сейчас потратить время, чем бесконечно чиниться потом...
  Изрядную долю развлечений добавляют визиты местных
 скотов. Коровы прут через лагерь, как танки, а свиньи, как им и
 положено, лезут с копытами на кухонный полиэтилен. а прямое
 попадание палки по хребту они не реагируют, а при попытке
 прогнать их здоровой дубиной злобно огрызаются. В больших дозах
 это очень сильно надоедает.
 
  10.10.88 Легкая разминка.
 
  Стартовали только в полдень под радостные крики местных
 детишек. Слонышко сияет, Цхенис струится, судно идет хорошо.
 Впереди - полная неизвестность, наша лоция весьма скромна и
 неназойлива. Два раза - ложная тревога, а потом - что-то очень
 хорошее, горка с прижимом под отрицательную стенку, сразу за
 ней - завал. Угребались мы от нее так, что стукнулись о камень
 противоположного берега. Двойка показала ряд острых моментов,
 но прошла явно чище.
  Обрадовались мы успешному началу и дальше поползли.
 Каньончик вроде кончился, берега понизились. е прошли и 200
 метров, как влетели в хороший порог, и начало нас мотать.
 ачальник орет так, как давно не орал, носовых с головкой
 окатывает, а подо мной чего-то зашипело - и вот уже в воде сижу
 и даже через щитки камешки чувствую. Надувашка явно накрылась,
 каркас гнется, а развлекухе этой конца не ожидается - впереди
 шивера хорошая, длинная. Иван держаться умоляет, а у самого
 лопасть весла вдоль треснула - хорошее было весло... Метров 500
 еще хромали по реке, потом всем надоело. Встали в поганом месте
 - не до места нам тогда было. Вытащили из четверки рваную
 секцию, печально посмотрели - и оставили на завтра. ...
 Вечером пришел старый глухой сван и долго предъявлял свои права
 на все лежащие по берегу сухие коряги.
 
  11.10.88. Уныло, мокро, холодно
 
  Утром начальник сдержал страшную клятву - устроил общий
 подъем. апившись накануне водички, мы всерьез перебрали
 внутренность гондолы, заменив все, что вызывало сомнения. В
 паре мест, возможно, дырок не было, зато совесть чиста, как
 алмаз.
  Лоция обещала нам знаменитый Лентехский каньон сразу
 после автомоста. Сколько раз мы чалились перед этими мостами!
 Под одним действительно кипела хорошая горка с габаритным
 проходом, и мы с час лазили по скалам, просматривая все подряд.
 Увы, ничего сильнее горки под мостом мы там не нашли.
  Закапал дождь, по стенам долины поползли низкие рваные
 тучи. Решили идти ло упора, но до каньона так и не добрались.
 Стали уже в сумерках под моросящим дождем. Правда, на время
 ужина он отключился и полил снова только тогда, когда мы
 достали гитару. Такое продолжалось до конца похода - мистика!
 
  12.10.88 С криком "Банзай! "
 
  С утра шел дождь. Местный Мабука явно на нас рассердился,
 но и мы не чайники - можем активно существовать и под дождем. И
 мы стали активно существовать, изредка отфыркиваясь и стуча
 зубами.
  Мост - ориентир не просматривался до упора, но начальние
 проинтуичил и приказал срочно чалиться. А шли бы до моста -
 интересно, где бы чалились и где бы нас потом ловили... Важные
 ориентиры всегда так - днем с огнем не заметишь, зато
 бесполезные всегда на виду торчат.
  Посмотрели кусок каньона. Сразу скажу - мало не
 показалось. С виду и не скажешь, что всего-то 20 кубов здесь
 течет. Чаткал с его 80-ю спокойнее смотрелся. Долго ходили,
 смотрели, думали. И, наконец, осенившись большим крестом,
 пошли.
  Горка под мост. Швырнуло с борта на борт раз, другой.
 Ого, это мы как-то не отследили на просмотре. Река кипит, русло
 сплошь забито "шариками" - выбираем из них наименьшие. Прыжок,
 удар - мгновение сидим по шею в пене. Спасибо тебе, "верблюд",
 родненький! ачалник орет без перерыва, подстегивая народ с
 металлом в голосе, да и мужики всерьез озверели - кат летит в
 перед, как судно викингов в атаку. Точка зачалки - маленький,
 неудобный уловок. Впереди есть еще один, но лучше не тянуть.
 Заходим. Марина кидает "морковку" - мимо, Стародубцев поддевает
 ее веслом. Защелкнулись, катамаран дергается и маятником входит
 в улов. Приехали.
  Теперь пропускаем двойку. Стою на резервной "морковке",
 из-зи скальных обломков ничего не видно. Время тянется крайне
 медленно. О том, что двойка пошла, догадываюсь по нездоровому
 оживлению кинооператора. о вот он слезает со скалы - значит,
 все хорошо. Отвязываю конец "морковки" и бреду к судну.
  Вторая ступень. Кажется, она была немного попроще. е
 помню, швыряло нас точно так же. Косой заход на "шарик" - и нас
 мгновенно кантует. Слив, бочка, снова слив... Вертимся в
 упорах, принимаем валы спиной. Слева проносится огромный черный
 скальник - рукой потрогать можно. Хорошо, не навалило.
 Прилетевшую откуда-то "морковку" принимаем с благодарностью,
 втискиваем кат мажду какими-то булдыганами. Теперь обидно, но
 обносить и проходить вторично почему-то не хочется.
  Смотрю прохождение двойки. Господи, какую рио-риту они
 танцуют в пороге! Бедная Марина. Но - странное дело - у них
 вроде как всегда есть время подумать, скорректировать курс. Ну,
 конечно - четверка тяжелее и более инертна. Что ж, каждому
 свое.
  Лагерь разбили прямо у дороги. Приходи, грузин, бери
 шмотки на выбор. Но это - Сванетия. Здесь так не поступают.
 
  13.10.88 Продолжение торжественной порки. 
 
  Наверное, где-то там, наверху, решили, что с нас хватит, и
 подарили целых полдня солнышка. С чувством глубочайшей
 признательности мы стали топтаться вокруг третьей ступени
 каньона. Гвоздь программы - габаритные ворота с хорошей плитой
 на выходе. Сваливать вправо нужно со снайперской точностью,
 дырка - порядка длины нашей четверки. Сразу за этим - целых 5
 метров улова и великолепный навал под отрицательную стенку.
 Впрочем, левее ворот - еще одна труднодостижимая дырка, и
 туда-то мы и влетели, несколько поцарапав катамаран. Отдохнули
 в улове - и дальше, под стенку. о она уже особо не впечатлила.
 Так себе. ... Идет наш каскадер Виталик. Искрометный и
 блестящий, он лезет в ворота и успешно увертывается от
 бульника. Красиво. И, конечно, без перекура в улове. Это
 называется "атакующий стиль".
  Четвертая ступень. Привычное уже месиво "шаров" и бочек,
 в середине - солидных размеров слив. Как ни странно, проходим
 его довольно спокойно. Так же спокойно зашла в порог и двойка,
 но исполнила такую цыганочку с выходом, что у нас волосы под
 шлемами шевелились и вставали дыбом. Экипаж двойки привыкает к
 таким вещам довольно быстро, а вот зрители, похоже, никогда. о
 в итоге, как водится - happy end.
  Просматриваем с дороги следующие три километра. С виду -
 ничего криминального. Смело стартуем, и нас тут же хорошо
 прикладывает. Срочно переходим на "тандем", чалимся и ждем
 двойку. Вылетают, решительные и оголтелые, уходят вперед.
 Теперь догоняем мы. Серия прыжков и бросков - вот она, двойка,
 в улове под скалой торчит. ачальник велит чалиться, но двойка
 встала крайне неудачно, для нас места нет. Пролетаем мимо
 кормой вперед и врубаемся в скалу. Кормовые бушприты звенят и
 пружинят. Ай да АМГ, держится...
  Снова уходим вперед. Проклятая бортовая качка, никакой
 эстетики. После очередного полета внезапно замечаю пунктир
 размотавшейся за корму "морковки". Если зацепится, о
 последствиях лучше не думать. И точно, кат вроде бы тормозится.
 Выдергиваю стропорез. ачальник орет: "Отставить! " "Морковку",
 видите ли, ему жалко. Слева выплывает огромный скальный
 обломок. Швыряю стропорез за борт, хватаюсь за весло.
 Объезжаем, чалимся, сматываем.
  Вода намного успокаивается, препятствия около 4 к. с. о
 количество их начинает надоедать. Рубимся напролом через каждый
 второй "шарик". Бочка. Со звоном ломается носовой бушприт.
 Оборачивается Илья, на бороде висят брызги. Отфыркивается,
 сообщает: "Если меня смоет, не ловите! ". Юмор у него, наверно,
 такой. Без бушприта может быть худо, но мы упрямо ползем
 вперед. аверное, носовые наплывы выручают.
  Находим место стоянки, осматриваемся. Второй бушприт тоже
 полетел ( не заметили! ), а Илья вовсе не шутил: ломаясь,
 обломок бушприта выстрелил и изувечил его спасжилет. Хорошо,
 что только спасжилет.
  Организуем чалку для двойки, но наших каскадеров все нет
 и нет. Через 10 минут не выдерживаем, двое с "морковкой"
 убегают вверх по течению. В километре выше к осыпухе одиноко
 приткнулась двойка - на ровном киле, не людей, не весел. Сердце
 пронзает тоскливое чувство. адо спускаться, но тут появляется
 экипаж - мокрый и довольный. Ходили за веслами. Кильнулись, но
 справились своими силами. Хочется их одновременно обнимать и
 материть, и только сейчас чувствуешь дикую жажду, а местное
 вино из заветной канистры пьется, как вода.
 
  14.10.88 Ориентир порога - скопление зрителей. 
 

<< Пред.           стр. 532 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу