<< Пред.           стр. 531 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 или выше лучше взять машину прямо из Адлера (меньше мороки),
 хотя можно доехать и от КП. В Адлере сразу предлагают свои
 услуги шоферы легковушек, но следует знать, что дорога от КП до
 "Нарзана" для них крайне затруднена (в большую воду -
 непроходима). Лучше сразу искать грузовик или УАЗ. Иначе уже в
 пути могут возникнуть затруднения из-за отказа ехать дальше в
 связи с опасностью поломать машину.
  Выброска возможна с любой точки маршрута на попутке(по
 берегу реки идет дорога). При сплаве до моря необходимо
 остерегаться охраны ж/д моста, которая имеет обыкновение
 стрелять в воду для острастки, если с ней предварительно не
 договориться о проезде под мостом. Кроме того, последняя
 нормальная стоянка находится километрах в пяти недоезжая моря.
 (Перед началом откровенной населенки Адлера)
  Из Адлера поезда идут в течение дня с 6-59(No36) до
 19-35(Фирменный: быстрый, полностью купированый, дорогой).
 Первый и последний поезда идут через Воронеж; остальные - через
 Украину. Ночью в поездах перерыв. Возможен отъезд самолетом.
 
 
  Описание реки
 
  Мзымту с точки зрения сплава можно поделить на 9
 характерных участков.
 
  Верхний каньон - участок до слияния с Пслухом,.
 Участок характеризуется малым (в самую большую воду не более 12
 м/с) расходом и большим падением; расположен в узком ущелье.
 Местами ущелье переходит в каньон с отвесными стенами. Пороги -
 сливы, прижимы, бочки в узкой струе. Представляет интерес для
 маломерных, а в большую воду - для любых судов. При прохождении
 необходим сплошной просмотр всего участка.
  Верхняя Мзымта, Участок от слияния с Пслухом
 ("Нарзана") до капитального моста через Мзымту у канатной
 дороги. Все чалки и просмотры по левому берегу(по дороге).
 Просматривается при заброске из машины. Верхняя Мзымта
 представляет собой типичную кавказскую быструю шиверу, сила и
 количество уловов в которой определяется уровнем воды. (При
 очень высокой воде, которую видели мы, шивера представляет
 собой относительно сложную для маломерных судов воду с жесткими
 валами до 1,2 м и достаточно сильными бочками при почти полном
 отсутствии уловов для чалки. В меньшую воду сплав по шивере
 интереса не представляет.) Примерно в 1 км. От слияния с
 Пслухом расположен единственный порог верхней Мзымты
 "Троллейбус".
  Порог длиной около 250 м; четырехступенчатый. (Также
 хорошо виден из машины при проезде.) Ориентир - остров в
 русле. (В малую воду левая протока - сухая); Скальный обломок
 внизу осыпи левого берега у дороги. Непосредственно перед
 порогом справа впадает ручей. Чалка за остров в улов или на
 отмель левого берега в зависимости от воды. Первая
 ступень
- слив около 1м через всю реку с узким клиновидным
 языком, ограниченным косыми бочками со сбойкой в центре.
 Вторая ступень - главная. Отстоит от первой метров на 30
 быстротока. В левой части русла на правом повороте лежит
 скальный обломок (Троллейбус) , на который идет очень сильный
 навал. Слева от обломка - непроходимая протока, справа - узкий
 слив около 1м с зубьями (по большой воде - залитыми) в правой
 части. Под сливом - несильная бочка. За камнем - около 50 м
 слалома среди камней и бочек, завершающегося Третьей
 ступенью
- прямым сливом около 1,5 м с зубом в правой трети
 русла и бочкой на правые 2/3 русла. Проход слева. За сливом
 возможна чалка в улов у правого берега. После Третьей ступени
 порядка 70 м быстротока и остров с мелководной правой протокой.
 В левой протоке расположена Четвертая ступень порога -
 по сути это шивера с серией из 4-5 относительно мощных бочек.
 (Эмоциональны для маломерных судов).
  После порога река течет быстрой шиверой до моста у
 канатки. ( Метрах в 400 за порогом есть хорошая стоянка на
 полке правого берега, подальше от дороги, местных, и народу
 вообще). Сплав до моста занимает порядка 2ч.
  Прогон до начала ГУ, участок от моста у канатки до
 начала ГУ. Проход под мостом во второй справа пролет. Осторожно
 - коряги. На участке нет никаких препятствий, кроме слабых
 прижимов и завалов, но чалка сложности не представляет, если не
 спать на ходу, разбои.
  ГУ до плотины, ориентир начала ГУ - канатная дорога
 через Мзымту, гидрологический пост на ПБ. Река за ними делает
 крутой поворот налево на 90 градусов. Чалка для просмотра на
 отмель левого берега. На повороте остров (Хорошая и выгодная в
 стратегическом отношении стоянка). Правая протока - слабая
 шивера с удобной чалкой на остров, завершающаяся маловодным
 сливом 1м со слабой бочкой. В левой расположен порог с
 достаточно мощным сливом 1,5 м и бочками. В нашем случае был
 закрыт большим бревном в сливе. На завалах острова и на бревне
 в изобилии имелось постоянно приплывающее снаряжение.
  После острова около 200м шиверы, за которой на левом
 повороте начинается протяженный слаломный порог. Чалка для
 просмотра в большой улов у левого берега. Порог расположен в
 левых протоках разбоев (причем правые в основном - пересохшие).
 Четкого ориентира нет. В пороге большие камни, валы, сливы до
 1,5 м, бочки. Для сильной группы (или для группы на больших
 судах) просмотр не обязателен.
  После порога река втекает в подпор плотины ГЭС.
  Все чалки и просмотры по ЛБ, т.к. правый - очень крутой
 откос, покрытый отходами КП (городская свалка).
  ГУ после плотины Обнос плотины по любому берегу, но
 лучше сначала договориться с работниками ГЭС о проносе судов.
 После плотины расположена самая сложная каньонная часть ГУ.
 Необходим сплошной просмотр, начиная с 300-500 м от
 плотины.
  Проходимость и сложность каньона сильно зависят от
 количества воды, отбираемого плотиной. В каньоне воды може не
 быть вообще и потребуется обнос ГУ до места, где в него
 вливается обратно из трубы отобранная вода.(Это как раз место,
 где завершается сложный участок.) В случае, если ГУ необходимо
 обносить может иметь смысл перевезти суда прямо за водопад
 Ахцу. Такое решение следует из характеристики двух следующих
 участков.
  Прогон от ГУ до водопада Ахцу, Быстроток, по
 большой воде переходящий в мощную шиверу. Возможны опасные
 завалы в быстрой струе!!!
Интересных препятствий нет. Время
 сплава около 1,5ч.
  Водопад Ахцу, Самый сложный порог Мзымты. Для
 большинства групп - обнос. Представляет собой каскад водопадных
 сливов большой силы с мощными бочками и прижимами между
 сливами. Препятствие категории супер-6, проходимое и
 пройденное, но очень опасное для жизни. Проходилось на судах
 большой плавучести по большой воде.
  Обнос требует подъема судов на высоту около 15м и
 последующего их спуска с высоты прримерно в два раза большей.
 Борта долины - крутая осыпь. Необходимы длинные веревки для
 лазания и подъема/спуска судов.
  Ущелье Ахцу после водопада, Каскад постепенно
 ослабевающих препятствий длиной порядка 1км. Слаломные пороги с
 навалом на большие камни, прижимы, валы, бочки, сливы до 1,5м.
  Прогон от ущелья Ахцу до моря, Препятствий нет,
 сплав занимает 1-2 дня.
 
 
 
 
 
  Особенности маршрута
 
  Каждая группа может, выбирая себе препятствия по желанию,
 организовать интересный маршрут от 3 до 6 к.с. Правда, группе
 вообще без опыта быстрой воды поход не доставит никикого
 удовольствия, а местами будет просто опасен.
  Даже группы, ставящие себе самые высокие цели, не смогут
 пройти мимо вина, произрастающего в подвалах местных жителей,
 поэтому, помня, что туризм есть все-таки отдых, продумайте
 заранее схему закупки и тару для хранения вина (молока, меда
 ...). Покупать надо именно в КП, а не в других деревнях, где и
 дороже, и хуже. Перед покупкой пошлите пробовать
 профессионалов: ЛЮБИТЕЛЕЙ - ПРИНЕСУТ !!!
  Не забудьте посмотреть на окресности с ближайшей горушки и
 сходить попить Нарзану в долине Пслуха. Он сильно отличается от
 бутылочного.
  Маршрут проходит в почти сплошной населенке и в
 непосредственной близости от дороги. Поэтому не забывайте о
 собственной безопасности: не бросайте рюкзаки, не хамите
 местным, не отпускайте девушек без сопровождения, выбирайте
 стоянки(острова, дальний от дороги берег...) Хотя местные
 настроены очень дружелюбно, хулиганье есть везде. (Помните об
 инциденте с грабежом у Антонова в 1996 г.)
 
  Рекомендации по схеме движения
 
  Схема, следуя которой можно приятно покататься и отдохнуть
 за праздники.
 
  День-Ночь-День-Ночь: поезд(No)
 
  День - Заброска, (покупка по дороге вина в КП), постройка,
 просмотр порога троллейбус, прогулки. (Дни на верхний каньон
 прибавьте самостоятельно)
  День - Прохождение Троллейбуса, и стоянка на полке правого
 берега за ним.
  День - Прогон до начала ГУ, стоянка на острове за
 гидропостом, закупки.
  День - ГУ до и кусок после плотины. Стоянка на ЛБ.
  День - ГУ до конца и прогон до Ахцу. Стоянка перед Ахцу.
  День - Ахцу(обнос), пороги ущелья Ахцу, стоянка за Ахцу.
  День - Выплыв до моря
 
  День-Ночь-День : поезд(No36)
 
  Итого: Москва-Москва 10/11 дней.
 
  Примечания:
  Дни 2 и 3 можно совместить, хотя жалко красот верхней
 Мзымты.
  Половину дня 4 и день 5 можно заменить на обвоз ГУ и
 прогона до Ахцу в случае непрохода. Тогда лучше подольше
 посидеть вверху.(При проезде и закупках в КП посмотрите в ГУ,
 потеряете 30 мин, а приобретете очень много)
  Берите с собой маломерные суда, и вы ощутите всю прелесть
 реки.
 
  P.S. По обстановке в регионе можно сказать, что к
 настоящему времени можно расчитывать на маршруты, расположенные
 в Российской части Северного Кавказа. В Абхазии до мая 1997
 года шла настоящая война, и о туризме не может быть и речи. По
 словам местных спокойна обстановка в Грузии, если найти
 безопасный способ туда забираться.
 ===============================================================
  FILE: chegem.txt
  Чегем
 
  Date: May 1997
  From: Alexey Dmitrenko (AlexD@vostok.glas.apc.org)
 
  На майские праздники сходили мы на речку Чегем на
 Центральном Кавказе. Чегем течет в промежутке между
 Баксаном и Череками (Балкарским и Безенгийским), заезд от
 Нальчика (1.5 часа) либо Мин. Вод.
  Речка очень небанальная, по сложности превосходит
 большинство популярных рек Кавказа. Питание реки почти
 чисто снеговое и ледниковое, при чем больше ледниковое.
  Долина удивительно красивая - и немного не похожа на
 кавказскую, скорее среднеазиатская. Единственный минус -
 долина густозаселенная (но где же на Кавказе найдешь не
 густо заселенную долину).
  Средний уклон реки - чуть больше 30 м/км.
 
  Лучшее время для сплава - конец мая. Если приезжать на
 майские праздники есть риск попасть в малую воду (порядка
 15-20 кубов, как у нас в этом 1997 году). Причем вода в
 основном определятся погодой на ледниках (в этом году там
 погода не баловала). Однако на реке есть препятствия,
 которые можно рискнуть пройти только в малую воду,
 поэтому малая вода не сильно разочаровывает. Идеальная
 вода - кубов 30. Если вода меньше - динамичный сплав в
 саду обливных, полуобливных и сухих камней. Если вода
 больше - очень суровый и опасный сплав. По большой воде
 эта река чрезвычайно опасна - потенциально криминал на
 криминале. Мы там были (на заре туманной юности) в начале
 июля (пик паводка), плыли далеко не самое сложное - но
 многие мои друзья до сих пор бледнеют при воспоминаниях
 об этом сплаве. Слава богу, хватило ума вовремя уйти с
 реки - до самых криминальных мест мы не доплыли.
  На реке несколько сифонов - вода полностью уходит под
 огромные камни. Одно из таких мест редкостно красиво - по
 аналогии с Сарыджазом его можно бы было назвать "Мини-
 МанхэттенФ. В каньоне лежит камень размером с 3-х этажный
 дом, под который уходит 100% воды. До него очень сложный
 порог (каменный завал с очень большим уклоном), потом
 последним сливом под этот Камень-Небоскреб - и вытекает
 из-под него метров через 30 тихой струйкой. Впечатляет.
  Есть на Чегеме участок водопадов - вода падает из слива
 в слив на протяжении метров двухсот. Как назло участок
 запирается сифоном. По малой воде в сливах торчат камни в
 удачных и неудачных местах, а по большой идти будет очень
 страшно из-за запирающего сифона.
 
  Лоция
 
  Вкратце лоция по малой воде (сильно вкратце, просто для
 общего представления о реке):
 
  Из Нальчика на автобусе (или машине, мне такой способ
 передвижения больше по душе) доехать до моста выше
 Верхнего Чегема. Там сейчас лагерь пограничников, вполне
 можно стапелиться где-нибудь в стороне. Река из окна
 машины хорошо видна - по малой воде лучше остановиться
 пораньше, а то воды для сплава не хватит. Мы начали
 километров на 6 ниже.
  Выше моста можно подняться по Чегему километра на 2-3
 выше до места слияния истоков Чегема (а текут они в таких
 каньонах, что не жаль времени на осмотр). Сплав можно
 начать от слияния (но не по малой воде). С дороги речка
 хорошо видна - пока идешь вверх успеешь изучить все
 препятствия. Сплав до моста - сплошной порог 6 к.с. (если
 воды хватает).
  Под мостом слив (1.5 м по малой воде и чуть больше 2 по
 большой).
  Дальше ничего нет (4 к.с.) до впадения правого притока
 Булунгу (других заметных притоков на этом отрезке нет).
  В месте впадения -локальный порог завального типа 6
 к.с.
  Через 0.5 км начинается длинный каскад - длина его
 порядка 3 км, категория 5, но встречаются локальные
 отрезки 6 к.с..
  Заканчивается каскад через 0.5 км ниже второго моста
 (мосты будем считать сверху вниз).
  Дальше длинный плес 4 к.с., заканчивается каньоном. Будь
 вода больше - был бы серьезным препятствием, по малой
 воде можно плыть с наплыва.
  Ниже еще один каньон. В начале каньона локальная щель
 шириной 1 м. По большой ее может залить, тогда образуется
 слив под 2 м. Сразу за щелью интересный порог 5-6
 к.с.(смотреть лучше с правого борта каньона).
  Потом еще плес 0.5 км - начинается постепенно
 усложняющийся каскад порогов 6 к.с. После впадения
 водопадом крупного притока справа дальше лучше все
 тщательно посмотреть - за стандартными двухметровыми
 сливами Чегема в начале каньона (хорошо виден) сложный
 порог. Порог плохо виден с правобережной дороги, можно
 смотреть с левого берега (только тогда этот порог легче
 пройти, чем обнести). Порог 6 к.с. - слив 3 - 3.5 м в
 стену левого берега с поворотом потока на 90 градусов.
 Естественно криминальные карманы, естественно мощные
 прижимы по обоим берегам. От стены деваться некуда -
 проверено на собственном опыте.
  Дальше продолжается каскад порогов 6 к.с. - постепенно
 переходит в плес 4 к.с.
  Ниже река довольно долго течет по схеме плес-каньон-
 плес. В каньонах множество локальных порогов и узостей
 (часть узостей будут габаритными непроходами для

<< Пред.           стр. 531 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу