<< Пред.           стр. 530 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 Остаток дня (точнее большая его часть) ушел на то, чтобы дойти
 до перевала. Принцип передвижения: "Полный привод - норма
 жизни". По иному говоря: "Полный п. - норма ж.". Дорога
 нормальная, однако иногда приходится идти по лавинным выносам.
 Ближе к перевалу много снега - ведь мы идем по самому снежному
 месту Европы. На перевале ночуем в так называемом "домике
 Гречко" - бывшем охотничьем угодье МО. На следующий день
 начинаем спуск по речке Березовой - уже без дороги (насколько
 "без дороги" нам стало ясно очень скоро).
  На спуске нам предстояло пройти 15 км, откуда мы
 рассчитывали начать сплав. У нас не вызывало сомнения, что мы
 "проскачем" эти жалкие километры за полдня играючи. Сомнения
 это вызывало у егерей на кордоне, которые по доброму нам
 сказали, что весной по Березовой не пройти, как говориться,
 "однозначно".
  Первый километр идется прекрасно - спуск, снег по колено -
 знай себе беги вниз, лучше не бывает. Быстро спускаемся до
 Березовой. Через 50 м на нашем пути первый прижим - и первый
 брод. Вода - бодрит, 4 градуса. Ущелье сжимается - прижимы
 стали чередоваться с каньонами. Стараемся каньоны не
 "облазить", а идти по воде. Получается не всегда. Пару раз
 спускаем рюкзаки на веревке. Часто мостом нам служат лавинные
 выносы. Через час не выдерживаю и надеваю гидроноски - неопрен
 внушает мне оптимизм и веру в светлое будущее. Половина группы
 сделала это до меня, половина сделает это чуть позже. Как
 говориться, спасение утопающих дело рук самих утопающих. Эта
 пресловутая поговорка вспомнилась мне вскоре после притока -
 воды стало значительно больше, броды перестали быть простыми.
 Стараемся переходить брод по двое-трое стенкой. Уже было
 несколько падений в воду - но мы контролируем ситуацию.
 Останавливаемся пообедать перед перспективой "облаза"
 очередного каньона. В каньоне два красивых водопада, в них
 заклинены бревна. "Облаз" бодрит еще больше первого брода -
 пятьдесят вертикальных метров по очень крутому склону вверх, и
 столько же вниз. В глазах кровавые круги - а что у вас, ребята,
 в рюкзаках?.. За этот день у нас было больше 30 бродов. Ставим
 палатки на удивительно уютном пятачке метров за 50 до впадения
 целых двух (!) притоков - после их впадения начнется сплав!
 Пятачок популярен у "соседей" - много медвежьих следов. Завтра
 стапель и - мы наконец-то поедем на катамаранах, а не они на
 нас.
 
 
  Надежды на легкий сплав по Березовой не оправдались,
 естественно. На смену выматывающим бродам пришли тяжелые обносы
 завалов на реке. Уж не знаю, чего было больше: бродов или
 завалов. Вскоре завалы обносить порядком надоедает - пытаемся
 пропихнуть суда под нависшими бревнами. Очередной приток принес
 облегчение - количество завалов резко уменьшилось. Но зато
 стала ощущаться мощь воды - двойки порядком "купает", все-таки
 средний уклон сплавного участка около 20 м/км. Реку идем без
 береговой разведки - из улова в улово (плохие там берега для
 разведки). Пороги достаточно однотипные - слалом между камней
 на большом уклоне. Река падает более или менее равномерно -
 промежутков между порогами почти нет, но нет и труднопроходимых
 прорывов. Страхуем друг-друга с воды. Расход Березовой в месте
 впадения в Белую - 30-40 кубометров. У всех в глазах удивление
 - в Березовой воды больше, чем в Белой.
 
  Белая
 
  Лоцию сплавного участка от впадения Березовой до пос.
 Гузерипль мы прочитали в отчете (этот отчет скорее нужно
 называть монографией, настолько он полон) по реке Белой
 краснодарских туристов. В середине 80-х годов они прошли Белую
 от истока до Гузерипля. На участок от Березовой до Гузерипля
 они затратили около 4-х дней напряженной работы. Однако за 10
 лет техника хождения по рекам в корне изменилась - нам
 понадобилось 3 часа для сплава от стрелки Белой и Березовой до
 ресторана турбазы "Гузерипль". По большому счету, на этом
 отрезке реки мы отметили два препятствия - порог "Замок" (5
 к.с.) и каньон "Серегин". Кроме этих препятствий река имеет фон
 4-5 к.с., зато по берегам открывается куча очень красивых видов
 - мы все еще в заповеднике. О пороге "Замок", в отличии от
 каньона "Серегин", ничего хорошего не скажешь: ни уму, ни
 сердцу. Каньон же вызвал наше восхищение - мы шли его уже по
 большой воде (расход 8 мая 1996 года мы оценили кубов в 100), и
 это был очень (ну очень) динамичный сплав. Для двоек основную
 сложность представляли мощные бочки первых порогов каньона,
 четверке же было трудно уходить от прижимов: извилистый каньон,
 ширина реки от 5 до 15 метров и расход 100 кубов сделали
 "Серегин" сплошным мощным прижимом по обоим берегам. За
 впадением левого притока, вытекающего из едва ли не более
 мощного каньона (р. Мутный Темляк), уклон уменьшается - можно
 слегка расслабиться и снова полюбоваться видами. Уже на выходе
 заповедник припас самые замечательные картины - стиснутая узким
 каньоном река, свисающие в камней лианы (а может и не лианы, но
 так и тянет назвать их лианами), и падающие с бортов каньона в
 реку водопады и водопадики на любой вкус. Идилия кончается
 через 20 минут спокойного сплава - мы в Гузерипле!
  Вечером заочно отмечаем окончание похода в ресторане
 турбазы. Оттуда переходим в шашлычную, заканчиваем праздник
 поздно ночью на своей лагерной поляне ниже поселка. В
 результате с утра плыть никуда не тянет - нет сил даже
 выбраться из спальника. Но труба зовет (в смысле время
 кончается, сегодня вечером надо обязательно выбираться "в
 люди"). Собираемся долго, зато участок от Гузерипля до моста
 ниже Кишей проходим за полтора часа (со съемками, страховками,
 прохождениями, отдыхами и т.д.): последний прыжок в Киши - и
 поход закончен!
 
  Если кто-то захочет пройти этот маршрут "в нашем варианте"
 или в варианте к нему близком: карты, фильм (много не
 отражено), консультации можно получить у Алексея Дмитренко.
 
 Координаты:
  раб. телефоны 917-3243, 917-1087, 924-8919.
 
 Поход полностью прошли:
  Гуменный,
  Дмитренко,
  Дубинин,
  Ершов,
  Лукьянов,
  Манюкова,
  Муравьев,
  Симкив Леша,
  Симкива Аня.
 
  Оставшаяся часть группы из-за недостатка времени уехала в
 Москву после прохождения р. Мзымта.
 ===============================================================
  FILE: mzymta1.txt
  Мзымта, верховья
 
 Оригинал текста расположен у Игоря Архипова
 http://www.yaroslavl.su/~arkhipov/OTCHET/mzimta.htm ¦ http://www.yaroslavl.su/~arkhipov/OTCHET/mzimta.htm
 
 ---------------------------------------------------------------
 Данное описание подготовил Олег Головкин
 E-mail: extro@aha.ru ¦ mailto:extro@aha.ru
 ---------------------------------------------------------------
 
  Возможно, многим будет небезынтересно прочитать, что из
 себя представляет река Мзымта в ее верховьях, хотя я и далек от
 мысли, что наше небольшое исследование было первопрохождением.
 Я бы с удовольствием поделился впечатлениями с кем-либо, кто
 бывал и сплавлялся в тех местах. Нет нужды рассказывать о реке
 Мзымта, так как это одна из самых, если не самая доступная
 горная река для сплава в России. Всего в двух часах езды на
 автомобиле от аэропорта в Адлере можно добраться до начала
 маршрута, и далее - два-три дня прекрасного сплава по бурной
 воде без экстремальных препятствий, что дает возможность
 по-настоящему отдохнуть любителям водного туризма любого уровня
 подготовки и на любых судах. Такой маршрут в сочетании с
 несколькими днями на море - возможность практически в любое
 время года (кроме зимы) замечательно провести короткий
 недельный отпуск.
  Однако, мне и моему другу Олегу Головкину, просто
 отдохнуть было явно недостаточно. Хотелось острых ощущений,
 которые, в то же время, уложились бы в заданные временные
 рамки. Забегая вперед, скажу, что то, что мы желали, мы
 получили с лихвой.
  Из сведений о Мзымте, собранных по друзьям, а также из
 имеющейся собственной информации нам было известно, что выше
 обычного места начала сплава - Нарзанных источников в горах -
 есть еще около 30 километров возможно пригодных для сплава на
 каяках. Нам, к сожалению, не удалось узнать, ходил ли
 кто-нибудь этот участок. Судя по всему, нам можно было ожидать
 узкую маловодную реку с большим уклоном и огромным количеством
 камней. Уровень воды в начале апреля еще будет оставаться
 низким, а что касается погоды, то мы надеялись попасть в
 промежуток между зимним и весенним периодами дождей.
  Мы прилетели в Адлер из Внуково в полдень в субботу. Обе
 наши полиэтиленовые лодки запросто уместились в отделении для
 ручной клади самолета Ил-86. При этом, на удивление, погрузка
 не вызвала никаких нареканий со стороны Аэрофлота. В Адлере -
 уже весна в самом разгаре - все цветет и распускается. Продукты
 закупаем прямо возле аэропорта, затем грузимся на легковушку и
 едем в сторону гор. Через часа два шоссе сворачивает на
 проселок и вскоре водитель отказывается везти нас дальше -
 дорогу развезло после недавних дождей. Мы расплачиваемся с
 водителем, который стоил нам 180 т.р. от аэропорта с лодками.
 Тут же пересаживаемся на КАМАЗ, едущий к Нарзанным источникам,
 и еще через минут 20 тряски в грузовом кузове, приезжаем на
 место.
  Из разговоров с местными, что приезжают на источники, нам
 удалось выяснить маршрут нашей дальнейшей заброски. Для тех,
 кого могут заинтересовать верховья Мзымты, я мог бы предложить
 приблизительную схему пешей заброски.
  Мы решили спрятать большую часть продуктов и часть вещей
 возле источников. По нашей оценке пеший переход должен был
 занять один день, плюс день на 10-12 км сплава - таким образом
 мы ограничились двухдневным запасом еды. Конечным пунктом
 нашего волока были некие Егельмановы поляны, до которых налегке
 можно было дойти за полдня. На деле это оказалось дольше, тем
 более для нас, отягощенных рюкзаками и лодками. Первая часть
 дороги все время шла круто в гору и мы не смогли идти иначе,
 как двумя ходками, перетаскивая поочередно то лодки, то
 рюкзаки. На какой-то высоте дорога стала мокрой и грязной, а
 затем и вовсе начался еще не стаявший снег. Снег был нам в
 помощь - по нему мы могли везти каяки на веревочке, погрузив
 сверху рюкзак. Дорога огибала отрог и через небольшой
 перевальчик спускалась со стороны к реке. За первый день мы
 успели лишь перевалить и немного спуститься ниже уровня снега.
 Заночевали в лесу под елями. Наутро нашим глазам открылись
 просто потрясающие виды снежных гор по другую сторону ущелья.
 Несмотря на относительную близость к цивилизации, места, в
 которые мы зашли представляли собой удивительный уголок дикой
 природы. Проехать по дороге сюда мог только трактор; все вокруг
 дышало горной свежестью и весной. Одни только виды стоили
 того, чтобы сюда прийти, и чем дальше мы заходили, тем
 сказочней вокруг открывались пейзажи.
  Каким-то образом мы заблудились и ушли дальше Егельмановых
 полян. Глубокая, почти двухчасовая разведка налегке показала,
 что дальше дорога начинает вновь подниматься, долина реки
 сужается и спусков к реке не просматривается. Решаем от того
 места, где остались лодки, продираться вниз к реке напролом
 через лес. Не без труда нам это наконец удается, и вот, вконец
 измученные, мы у воды. Погода установилась солнечная и жаркая;
 тепло настолько, что мы даже купаемся в реке чтобы немного
 снять усталость после многотрудного перехода. Получилась вполне
 полноценная полуторадневная пешка, а все в целом смахивает на
 эдакую микро экспедицию.
  Теперь нам предстоит сплав, и, видимо, также не из легких.
 В реке мало воды, но она очень круто падает. Я понимаю, что
 сделал ошибку, взяв с собой каноэ Hurricane - лодку больше для
 серфинга и родео, чем для экстремального сплава.
 Действительно, первые минуты сплава доставили мне море хлопот -
 после почти годового перерыва, да еще на узкой спортивной лодке
 чувствуешь себя очень неуверенно. Олег тоже не в лучшей форме:
 вскоре после отплытия переворачивается в месиве из камней и не
 может выполнить эскимосский переворот. К счастью, все
 обходится. Река падает сплошным порогом и снизу смотрится как
 длинная лестница. Становится ясно, что далеко за сегодняшний
 день нам не уплыть. Продуктов у нас еще на полдня, и из-за
 этого создается изрядная нервозность, так как неизвестно
 теперь, сколько нам потребуется времени на оставшийся сплав до
 базового лагеря.
  Переночевав, продолжаем сплав. Обносим очень впечатляющий
 водопад - невысокий, но очень живописный. Водопад проходим в
 более высокую воду, но сейчас есть опасность быть заклиненным
 между камней. Острота сплава теперь в том, что за каждым
 поворотом нас может поджидать завал из бревен; я даже попадаю в
 один из таких завалов, к счастью без последствий. Мы долго
 удивляемся, как при таком малом расходе река продолжает
 оставаться настолько напряженной. Ответ - постоянное, очень
 крутое падение.
  Под вечер второго дня сплава мы наконец достигаем
 Нарзанных источников, и радости нашей нет предела. Можно
 сказать, что это был просто потрясающий во всех отношениях
 сплав. Мы получили массу острых ощущений. Возможно летом, в
 более высокую воду, можно попробовать залезть еще выше вверх по
 Мзымте и, кто знает, может быть, даже дойти до озера в 30 км от
 источников и сплавиться оттуда. Может быть, кто-то уже
 проделал это. В редакции журнала я оставляю свой телефон, если
 кто-то желает поделиться с нами информацией, буду рад
 пообщаться.
 
  Email: extro@paragraph.com ¦ mailto:extro@paragraph.com
 ===============================================================
  FILE: mzymta2.txt
  Описание весеннего похода по реке Мзымте 1997 год
 
 ---------------------------------------------------------------
  Автор: Андрей Швырев (турклуб МАИ)
  From: Николай Спрингис (springis_ne@hotmail.com)
  Date: 4 Sep 1998
 ---------------------------------------------------------------
 
  Заброска и выброска
 
  До г.Адлер можно доехать поездом, например, No
 отправлением 14-09 с Курского вокзала г.Москвы. Если заброска
 осуществляется поездом, который, как и No следует транзитом
 через территорию Украины, то ВСЕМ участникам необходимо иметь
 вкладыш к паспорту, подтверждающий Российское гражданство или
 действующий загранпаспорт(говорят, что помогает еще военный
 билет). При заброске поездами, следующими через Воронеж вкладыш
 не нужен. В нашем случае, первая таможня была ночью, и не
 проверяли ничего, а на второй украинцы решили не просматривать
 все документы у туристской группы и пропустили оптом, но
 известны случаи, когда отсутствие вкладыша оборачивалось
 серьезным конфликтом, угрозой высадки из поезда, и с трудом
 улаживалось взяткой в 100 000 р..
  Возможен заезд самолетом (вкладыш также не нужен).
  Забрасываться можно до Красной Поляны(КП) и ехать от
 начала "Греческого ущелья"(ГУ), или до "Нарзана"(источник
 минеральных вод у слияния Мзымты и Пслуха, где дорога
 возвращается с ПБ Мзымты на ЛБ и Уходит в долину Пслуха). По
 дороге к "Нарзану" проезжаются канатный подъемник и кордон
 пограничников. В этом случае можно стартовать от хорошей
 стоянки в районе моста или подняться пешком еще вверх по Мзымте
 и пройти верхний каньон (проходим для катамаранов только в
 достаточно большую воду).
  Выше канатки начинается заповедник, въезд в который стоит
 2 000 р. с человека в день.(Можно оплатить в КП, а можно ждать,
 когда придет егерь и потребует деньги(если придет), при этом
 никакого конфликта не возникает). И у "Нарзана" и на ЛБ Мзымты
 за плотиной ГЭС большие стоянки, на которых в сезон стоит
 множество групп(аж противно) и пьет ВИНО. На верхнюю стоянку
 иногда наведываются пограничники для так называемой проверки
 документов (можно просто показать паспорт, но лучше немного
 налить).
  Заброска на реку осуществляется из г.Адлер рейсовым
 автобусом No135 до Красной Поляны или на машине. Автобус стоит
 5 300р(у ж/д сильно забит, а конечная остановка далеко от
 вокзала), машина - 50 000р. с человека. Автобус везет до
 автостанции, что прямо над началом ГУ, поэтому при старте от ГУ
 имеет смысл потолкаться, но сэкономить. При старте от "Нарзана"

<< Пред.           стр. 530 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу