<< Пред.           стр. 529 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 попытались было высадить из поезда (понятное
 дело, безуспешно), и в Ростове мы уже
 рассредоточились по купе, понеся только
 некоторый моральный урон. В Москву, как водится,
 прибыли с опозданием часа на четыре - отзвук
 бардака кавказского.


 
 

        Впрочем, где сейчас не
 бардак?


 
 

 
 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
 ПОХОДУ


 
 

1. Без соответствующей подготовки
 на весенний Зеленчук идти не стоит. Хоть он
 сейчас официально имеет "элементы 4", но
 опыта прохождения Черемоша/Уруха для него, на наш
 взгляд, недостаточно.


 
 

2. Чтобы не связываться с заповедником, лучше не
 доезжать до Архыза, а вылезать там, где река
 отходит от дороги и между рекой и дорогой - лес.


 
 

3. По тем же причинам лучше вести каркасы с
 собой. Мы видели очень грустных ребят, которые не
 привезли с собой ставы, но рубить было невозможно
 - Архыз был нашпигован егерями...


 
 

4. Половину продуктов можно купить в Архызе.


 
 

5. Большая скорость и отсутствие уловов и плесов
 может доставить массу неприятностей при зачалке.
 Если вы не уверены в результате - используйте
 принудиловку спасконцом или на живца!


 
 

6. При прохождении участка завалов настоятельно
 рекомендуем просматривать любые мало-мальски
 сомнительные участки. Если вас не интересует
 порог Исправной, можно разобраться и уехать из
 Нижнего Архыза.


 
 

... А вообще, Зеленчук - река,
 великолепная во всех отношениях, она просто
 предназначена для весенних походов - несложная
 заброска, красивые места, спортивные пороги.
 Сходите - не пожалеете!


 
 

 

 
 
 
    align="center">   face="Arial">К началу страницы
    align="center">   style="color: rgb(0,255,255)">Походы,
  маршруты...

    align="center">   size="2" face="Arial">Друзья по несчастью
    align="center">   size="2" face="Arial">Полезные вещи
    align="center">   face="Arial">Информация
    align="center">   style="color: rgb(0,255,255)">Фотогалерея 
    align="center">   face="Arial">Разное...
    align="center">   style="color: rgb(0,255,255)">На главную страницу
 
 

 


 ===============================================================
  FILE: andkojsu.txt
  Андийское Койсу
 
  Протяженность сплава - 95 км, продолжительность - 6-8 дней. Сезонность
 - апрель-октябрь. Категория сложности - III, усл.
  После слияния у поселка Омало Тушетской и Пирикита-Алазани, истоков
 Андийского Койсу, река входит в труднодоступный каньон. Поэтому сплав следует
 начинать в 1 км ниже устья правого притока - Митлуды, куда поднимаются пешком
 от поселка Эчеда по хорошей тропе. В Эчеду можно попасть на попутной машине из
 районного центра Ботлиха, связанного автобусным сообщением с Махачкалой, а в
 Ботлих - также попуткой из Хасавьюрта и Грозного.
  От точки начала сплава до Эчеды сложные пороги и шиверы почти
 непрерывно сменяют друг друга, каскад препятствий оканчивается в поселке
 порогом "Эчеда". Перед сплавом весь участок следует просмотреть по частям. За
 порогом река успокаивается и до правого притока - Хвершиниглера примерно в 4 км
 ниже поселка встречается лишь шивера за мостом в Эчеде. В устье Хвершиниглера
 сложный "Хвершиниглерский" порог, который нужно разведать. Наиболее опасный
 участок реки начинается в 1 км ниже устья левого притока - Соситметрара
 "Сосиметрарским каскадом". Этот каскад оканчивается практически непроходимым
 порогом Орлиное гнездо, образовавшимся в результате недавнего обвала; обнос по
 дороге левого берега. Необходима детальная разведка всего каскада.
  Между Орлиным гнездом и поселком Цумада 3-4 несложных шиверы, в самом
 поселке, в правой протоке, прижим к береговым скалам. За Цумадой еще несколько
 слабых шивер, а ниже устья Кала, правого притока Андийского Койсу, река совсем
 успокаивается, и до поселка Тисси препятствий нет. В Тисси начинается длинный
 (около 1 км) порог "Тисский", требующий тщательной разведки.
  Участок Тисси-Агвали несложен: несколько шивер средней трудности и
 прижимов. Лишь в конце участка, в 1 км выше Агвали, мощная шивера, которую
 перед сплавом следует осмотреть. Перед мостом через реку в поселке Агвали нужно
 пристать к левому берегу для разведки одноименного порога.
 ===============================================================
  FILE: uruh.txt
  У Р У Х.
 
  Протяженность сплава - 65 км, продолжительность - 4-5 дней. Сезон-
 ность - апрель-ноябрь. Категория сложности - III.
  В конце апреля и в самом начале мая воды в Урухе немного; можно ид-
 ти на байдарках и надувных лодках. В конце первой декады и в середине мая
 сплав на байдарках уже становится сложным.
  До начала маршрута - селаения Калух следует добираться прямым авто-
 бусом от Орджоникидзе или сначала до райцентра Чикола, и далее до Калуха.
  Место начала сплава ниже Калуха у Чертова моста, перекинутого через
 Урух на высоте 70 м. Устроив лагерь в 200 м ниже моста возле устья правого
 притока, стоит совершить радиальный выход ( вверх вдоль реки ) и осмотреть
 живописное Дигорское ущелье, которое Урух прорезал в Скалистом и Пастбищном
 хребтах. Отвесные высокие берега поднимаются над рекой, что делает спуск к
 воде невозможным. Этот участок Уруха считается непроходимым.
  Долина Уруха своеобразна. От начала сплава и до выхода на равнину
 возле поселка Старый Урух на протяжении 50 км река течет в ущелье. Оно то
 расширяется до 0, 5 км, то сжимается до 50 - 100 м, однако примерно стомет-
 ровая высота его крутых склонов, поросших лесом не меняется. Селения, рас-
 положенные вверху на плато, с реки не видны, хотя при необходимости к ним
 можно поднятся. Ущелье сложено песчаными, легко размывающимися и осыпающи-
 мися породами, что со временем может привести к изменению характера препят-
 ствий на реке. Именно в ущелье Урух представляет наибольший спортивный ин-
 терес. Уклоны на этом участке составляют 7-10 м/км, а расход воды в мае -
 примерно 10-20 куб. м/сек.
  От начала сплава за устьем правого притока начинается средняя шиве-
 ра, количество камней в которой зависит от уровня воды. Примерно через 1 км
 порог "Краснопресненский". На протяжении 50 м русло плотно забито обломками
 скал. Не сразу можно найти оптимальную линию движения. В малую воду ширина
 проходов чуть более метра, возможно затруднение сплава упавшими в воду де-
 ревьями.
  Через 500 м мощная Поповская шивера с двумя опасными полуподводными
 камнями в узкой струе. Еще несколько километров шивер, и за металлическим
 пешеходным мостом у маленького селения Арсака начинается длинная ( около
 700-800 м ) сложная шивера с S-образным поворотом русла с сильным течением
 и большим количеством камней. Затем идет разгонная шивера перед порогом
 "Два камня", образованным устоями старого моста. После порога сильный при-
 жим к левому берегу. Делее река разбивается на протоки с мощной водой. Раз-
 ведка необходима: в протоках возможны глухие завалы. Впереди по обоим бере-
 гам виднеются желтые известняковые скалы. Возле селения Ахсарисар ущелье
 резко сжимается, река, не замедляя скорости, врывается в него. В верхней
 части ущелья сложный 100 м "Ахсарисарский" порог, заметный с воды как наг-
 ромождение камней.
  Порог начинается камнем в центре реки и большой группой камней у
 левого берега. В середине порога Урух плавно поворачивает налево, и струя
 уходит под правый берег от двух следующих друг за другом валунов. Но на вы-
 ходе правый проход перекрыт береговым скалным выступом и глыбой в центре
 русла. Единственно возможный проход шириной 2 м - между глыбой и левым бе-
 регом, но туда трудно войти.
  Через 1 км реку перегораживает дерево на уровне воды. Обнос удобен
 по правому берегу. Еще через 2 км заброшенный мост, после которого вдоль
 берегов часто попадаются завалы. Проходы есть, но надо перегребать струю и
 резво идти от одного берега к другому. Сильны прижимы к береговым скалам.
 Постепенно берега понижаются, долина расширяется. У поселка Хазнидон ( мост
 дороги на Чиколу ) стены ущелья раздаются, и ниже сплав по реке несколько
 упрощается. Урух редко течет одним руслом, скорость потока попрежнему высо-
 ка, в протоках сильные прижимы и навал воды на камни. Поваленные деревья,
 крутые, короткие перекаты, не дают скучать ни минуты. Характер реки сохра-
 няется и после Старого Уруха, но количество проток увеличивается, нужно
 стараться попадать в самые многоводные.
  Лес постепенно уступает место кустарнику, но после того, как в
 18-ти км ниже моста шоссе Москва-Баку Урух впадает в Терек, снова появляют-
 ся пойменные леса. Воды становится больше, но характер реки остается преж-
 ним: быстрое течение, протоки, стволы деревьев, каменистые перекаты.
  Поход заканчивается в станице Александровской. Здесь через Терек
 проходит шоссе Орджоникидзе - Прохладный, по которому легко доехать до ж. д.
 станции Терек.
 ===============================================================
  FILE: mzymta.txt
  Мзымта, Березовая-Белая
 
 Date: 1 nov 1996
 From: Buba@vostok.glas.apc.org ¦ mailto:Buba@vostok.glas.apc.org
 
  Хочу поделиться впечатлениями от нашего весеннего похода
 1996 года.
  Район: Западный Кавказ.
  Маршрут: р. Мзымта - переход на р. Березовую - р.
 Березовая - р. Белая.
  Средства сплава: катамараны четверка и двойки.
 
  Чем интересен маршрут:
 
  Во-первых, это, в отличии от большинства весенних
 кавказских походов, вполне полноценный маршрут. Сплав по
 Мзымте, переход через Главный Кавказский Хребет,
 первопрохождение (может быть там уже кто-то был, но мы об этом
 не знали и шли в режиме первопрохождения) р. Березовой (приток
 Белой) - сплав по Белой. Продолжительность - 9 дней. Категория
 - нечто среднее между 5 и 6. В другую воду будет нормальной 6.
 При прохождении водопада на Мзымте, Гранитного и Хаджохского
 каньонов на Белой маршрут вполне может получить приставку
 "супер" (и прохождение его не выглядит нереальным, за
 исключением части Хаджоха).
  Во-вторых, район р. Мзымта и Белая в ближайшее время вряд
 ли станет "горячей точкой". (Замечание - в отличии от многих
 других районов Кавказа.)
  В-третьих, очень интересно треть маршрута (по
 продолжительности) пройти по территории Кавказского
 Государственного Заповедника. До этого мне еще не приходилось
 на Кавказе сталкиваться нос к носу с "трепетной" ланью или
 ночевать на поляне, истоптанной медведем.
  И, наконец, в-четвертых, походы подобные этому (связки
 Мзымты с притоками Белой с переходом через ГКХ) могут быть
 крайне интересны для любителей катамаранов-двоек и каякеров.
 Простой пример сложного похода: р.Мзымта - переход через ГКХ -
 сплав по р.Киша - завоз судов до пос. Гузерипль - сплав по
 р.Белой.
 
  Мзымта
 
  Но хватит рекламы, расскажу лучше о походе. Рассказ не
 систематизирован - путевые заметки (как и большинство путевых
 заметок эти написаны уже в Москве).
  О р. Мзымта много рассказывать нечего - там были едва ли
 не все московские туристы и путешественники. Наиболее сложные
 препятствия на реке в порядке убывания сложности:
  водопад,
  береговая обстановка,
  "Греческий каскад".
  При большой воде Греческий каскад становиться сложнее
 береговой обстановки.
  Сложность береговой обстановки диктуется тем, что на
 берегах Мзымты во множестве произрастают в подвалах местных
 жителей бутыли с вином - вино чрезззвыччайно качественное. В
 результате возникают сложности с ориентированием и
 терморегуляцией. У нас проблем с терморегуляцией не было. Так и
 жили.
 
  Греческий каскад - начинается сразу после плотины. Большой
 уклон, но мало (весна 1996 года) воды. Вода зарегулирована
 плотиной. Попытка напоить "ответственного за гидрорегуляцию
 плотинщика" до того состояния, чтобы он нам по дружбе эту
 плотину открыл и увеличил расход до 40 кубов не увенчалась
 успехом. Пришлось идти по воде 20 м^3/с. Мало, но плыть можно.
 Пороги слаломного типа - часто чистого прохода нет, надо
 наезжать на обливные и необливные камни. Тяжелее всего было
 втискиваться четверке - она даже кильнулась после второй трубы.
 Киль вышел учебно-показательным - через 15 м мокрый экипаж
 зачалил перевернутый катамаран. Для двоек же река просто не
 представляет проблем - малая вода прощает любые ошибки. Если не
 расслабляться, то Греческий плывется за один день (по нашей
 воде). Но мы плыли полтора - сказалась сложность береговой
 обстановки. Лично мне очень понравился выход из Греческого - в
 конце каскада в 20-кубовую Мзымту-переплюйку вливается кубов
 100 (ну может быть 70). Причем вливается неожиданно - ты видишь
 вал в месте впадения, собираешься через него переехать, но
 врубаешься в него как в бетон. С хрустом в костях и весле
 вытягиваешь катамаран-двойку из этой стены воды - и падаешь в
 бочку, в которой быстро понимаешь, насколько не хватает
 катамарану перископа. Причем она, бочка-зараза, отпускать тебя
 не хочет, и снова до хруста в костях катамаран приходиться
 тянуть, тянуть, тянуть из этой бочки. И когда он оттуда
 выезжает, и ты хочешь вдохнуть полной грудью чистый воздух
 свободы - ты видишь перед своим носом еще один вал. Далее по
 циклу. Впрочем этот отрезок не очень длинный - уклон быстро
 уменьшается, и Мзымта начинает мирно течь - течет мирно почти
 час (если не ошибаюсь) - до самого водопада.
  Водопад на Мзымте - очень сильный порог, безо всякого
 преувеличения с приставкой "супер". Он проходим (и пройден), но
 очень криминален (то есть при неудачном стечении обстоятельств
 могут быть трупы). Криминален в смысле переворота (а при ошибке
 в заходе с переворотом проблем не будет - будут проблемы после
 переворота) - он более опасен чем знаменитая связка "Ключевой -
 Капкан - Мясорубка" на Башкаусе. И это не пустые слова - мы
 прошли летом 1995 года Башкаус без обносов (за исключением
 Селевого), но не пошли водопад на Мзымте исключительно из
 соображений криминала. Мы долго сомневались "идти иль не идти",
 но бревно в правом сливе и трудность попадания в левый мы
 обнесли водопад. На этом и закончился наш маршрут по Мзымте -
 вперед на Белую.
 
  Березовая
 
  Еще четыре года назад зайти со стороны Мзымты на Белую
 было не то чтобы невозможно, но крайне маловероятно -
 Кавказский Государственный Биосферный Заповедник славился
 "крутизной нравов". Но сейчас нравы сильно испортились - у
 заповедника нет денег. Поэтому стало возможным совершенно
 официально купить пропуск в заповедник - только это нужно
 делать в пос. Красная Поляна (наша попытка приобрести
 "проездной" на кордоне заповедника успехом не увенчалась и
 стоила нам потерянного дня). Получили пропуск, нашли 66-той,
 который подвез нас километров 10 до перевала. Дорога идет и
 дальше, но завалена камнями и упавшими исполинскими деревьями.

<< Пред.           стр. 529 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу