<< Пред. стр. 55 (из 787) След. >>
До начальной точки маршрута добираться следующим обра-зом. На поезде Москва - Ивано-Франковск (отправление с Киевско-
го вокзала) до станции Коломыя. В Коломыю поезд прибывает в
14. 30. От вокзала - порядка 10 минут на рейсовых автобусах до
автовокзала. Из Коломыи в Буркут два рейса. В городе есть ин-
тересный музей изделий гуцульских мастеров.
Большая часть дороги, начиная с с. Вижницы и до Буркута,
идет вдоль Ч. Черемоша, поэтому есть возможность визуально оце-
нить реку. Вода в этом году малая, потому решили начать сплав в
2-х километрах выше порога Верхняя Дзембронь.
B среднем падение реки составляет
8. 25 м/км, на отдельных участках 12-15 м/км. На маршруте очень
много естественных и искусственных препятствий: прижимы на по-
воротах, сливы с камней и плит, множество навесных мостов.
Собрав суда, после обеда начали сплав. При подходе к
порогу Верхняя Дзембронь левый берег становится высоким(до 12
метров) и крутым. Верхняя Дзембронь начинается сразу после
моста, у места впадения реки Дземброни. Характер порога -
сливы с подводных камней - стоячие валы. В конце порога мощный
слив. Перед прохождением необходима разведка по левому берегу
вдоль дороги. В центре порога - камни у левого берега, куда мож-
но поставить сигнальщика, корректирующего путь прохождения эки-
пажа. Оттуда же удобно проводить фотосъемку. Прохождение совер-
шали с заходом у правого берега, дальнейшим прострелом к левому
берегу и выходу на середину струи. В связи с малой водой про-
хождение в середине порога затруднено из-за наличия большого
количества камней. Особенно сложен прострел от правого к левому
берегу, здесь произошло 2 переворота. Возможна проводка. Стра-
ховка осуществляли катамараном на выходе из порога.
Примерно через 1 км порог Средняя Дзембронь. Просмотр с
левого берега. Мощные крутые сливы, крутой правый поворот. На по-
вороте - остров, река разделяется на 2 протоки. Левая - пересох-
шая, правая шириной 25-30 метров, берега крутые. В малую воду не-
обходима разведка из-за наличия большого количества камней.
300-400 метров ниже порог Нижняя Дзембронь (Белая лошадь). Кру-
той правый поворот, навал на ряжевую стенку, проход левой прото-
кой. Вдоль ряжевой стенки - серия косых валов. На выходе доволь-
но мощная бочка, которую лучше обойти, уйдя вправо. Правая прото-
ка узкая, непроходимая. Проходили с нижней страховкой по середи-
не струи с уходом вправо. Просмотр порога по левому берегу.
Ниже навесного моста через 500 метром начинается порог
Верхний Гук. Начинается шиверой. На повороте левого берега мощ-
ный слив и бой в камень, А также мощные косые валы, у правого
берега камни и также косые валы. За поворотом правый берег хо-
рошо проходим. Перепад высоты порядка 2-2, 5 м на отрезке
100-150 м. Перед порогом необходим осмотр по правому берегу.
Порог Нижний Гук - самый длинный и сложный. Начинается
примерно через 800-1000 м после Нижнего Гука, после левого по-
ворота почти на 90 градусов, с большим перепадом высоты, около 3
метров на отрезке 200-250 м. На выходе резкое сужение, начина-
ется большим камнем у правого берега и несколькими поменьше у
левого берега. Крупные валы, мощные сливы справа и слева от
центра, косые валы и мощный слив с бочкой на выходе. Проход воз-
можен по центру между сливами и уходом после выхода слева. Раз-
ведка производится по левому берегу. В большую воду камней
меньше, но слив мощнее.
Порог Криворивня. Рядом с селом Криворивня, 2-3 км после
Верховины. Шивера, сливы с подводных камней, навал на правый бе-
рег. Проходятся без разведки по центру. Далее река становится
шире и до устья Черного Черемоша имеются только небольшие ши-
веры и перекаты. Надо уделить внимание большому количеству кам-
ней и наличию непроходимых проток.
Дойдя до устья Черного Черемоша собрали байдарку и, оста-
вив в лагере половину команды, 9 человек на попутной машине вы-
ехало в верховья Белого Черемоша. Прохождение совершалось на
байдарке и 2 катамаранах: 4-местном и 2-местном.
Средний уклон Белого Черемоша 9. 7 м/км, от плотины Мариен
до устья - 12 м/км. Плесов на Белом Черемоше нет. Сплав начали в
500 м ниже плотины Мариен. Из-за малой воды в устье большое ко-
личество камней. Прохождение рекомендуется опытным группам на
судах малого водоизмещения. Удобных мест для причала и располо-
жения на привал очень мало. Основные препятствия Белого Черемо-
ша - пороги. Можно выделить 3 главных порога Белого Черемоша -
Горбы, Дудки и Воротца.
В 1 пороге Горбы из-за малой воды пришлось проводить су-
да. Порог представляет несколько ступеней, высотой 1, 5-2 мет-
ра. После порога произошел прокол катамарана.
Следующий порог Дудки - проходим для судов, но требуется
высокая слаломная техника. В русле очень много камней. Основная
часть порога состоит из нескольких 1. 5-2 метровых сливов.
Самый сложным на Б. Черемоше является порог Воротца. Он
состоит из 14 ступеней-порогов с метровыми стоячими вала-
ми. Сложность порога в том, что судно может прижать к скалистому
выступу берега, так как ступени расположены в шахматном порядке.
Дальнейшее прохождение не представляет большой слож-
ности, но требует постоянного внимания и высокой слаломной тех-
ники. Прохождение всего Б. Черемоша, особенно по большой во-
де, занимает не более полутора ходовых дней.
После слияния Белого и Черного Черемошей образуется река
Черемош, длиною 57-58 км, перепад высот 280 м. В верховьях два
несложных порога Кетлице и Сокильский, проходятся без просмотра.
Порог Кетлице начинается за первым правым поворотом после
слияния Черемошей. Ряд подводных камней у левой части
русла, большие валы и бой в скальный выступ в конце порога. Про-
ход вдоль правого берега.
Порог Сокильский - через 2-3км ниже. Ряд сливов, валы. Про-
ход вдоль правого берега. Далее порогов нет. Частые протоки, в
большинстве проходимые как левые, так и правые. Маршрут закончи-
ли в городе Вижница, откуда можно добраться на электричке до
Винницы и далее до Москвы.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Река Ч. Черемош является типичной горной рекой с мощными
порогами и сильными шиверами. На реке в изобилии все виды пре-
пятствий, характерные для рек 3-4 категории сложности, что тре-
бует от экипажей байдарок и других судов довольно высокого
технического уровня, способствует выработке четкого оперативно-
го мышления, позволяет отработать навыки страховки и самостра-
ховки, прививает навыки хождения по сложным маршрутам.
Река Белый Черемош превышает по сложности Черный Черемош
и в большую воду может характеризоваться как река 4 категории
сложности, и даже с элементами пятой. Прохождение на байдар-
ках, особенно в малую воду нецелесообразно.
Для успешного прохождения маршрута необходима отработка
приемов ТВТ в условиях городских и областных соревнова-
ний, местных рек, при наличии опыта прохождения маршрутов 2-3
категорий сложности.
===============================================================
FILE: cheremosh2.txt
Черный и Белый Черемош, 1996 г.
---------------------------------------------------------------
Оригинал этого отчета расположен на странице
http://www.yaroslavl.su/~arkhipov/OTCHET/cherem1.htm ¦ http://www.yaroslavl.su/~arkhipov/OTCHET/cherem1.htm
---------------------------------------------------------------
Черемош - май
1996 г.
27 апреля - 8 мая 1996 г.
турклуб "Одиссей" г.Ярославль
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
МАРШРУТА
выехала из Ярославля в Москву на
поезде # 121, отправление в 7.00 . В
Москву прибыли в 11.25
В 16.37 поездом #171 Москва -
Иваново-Франковск выехали в
Коломию.
День 2.28.04.
в поезде. По ходу поезда можно
закупить фрукты, орехи по очень
низким ценам.
День 3.29.04.
стоянка 12 минут. Поезд встречают
такси микроавтобусы типа РАФ. От
Коломии до пос. Буркут с нас
запросили 400 т.р. До автовокзала 30
минут ходьбы. Автобус
Коломия-Буркут отходит в 15.00,в пути
он находится 5 часов. Автобус
Коломия-Верховина отправляется в
6.00. Мы едем до Верховины. Билеты
обошлись нам в 86 т.р. В 9.15 мы прибыли
в Верховину. Верховина это
небольшой курортный поселок. Есть
телеграф и почта. Есть возможность
закупить хлеба и других продуктов.
13.00 автобусом Верховина-Шибены мы
выехали в Шибены. Во время движения
автобуса из окна хорошо видна река,
первый осмотр препятствий. В 15.00
приехали в Шибены. Лагерь поставили
в 500 метрах не доезжая с. Шибены.
Сборка судов.
День 4.30.04.
поздно. Продолжили сборку судов.
Скорость течения около 8-10 км/ч.
Узкая и сильно извилистая. Обилие
перекатов и соединяющие их шиверы
заставляют все время находится в
напряжении.
1км движения начинается селение, в
конце которого мост. Обнос по
левому берегу. В 0.5км после моста
первый порог В.Берды. Порог
представляет собой 4 слива.
Наиболее мощные 2 и 3 по 0.7 м.
0.5км мост проходимый по правому
берегу (здесь он разрушен). Встали
на правом берегу напротив деревни
Берды.
День 5.1.05.
в 12.00. Через 0.5 км после порога
В.Берды порог Н.Берды. Порог - 4
слива, образующие косые бочки и
сильный прижим к левому берегу.
Осмотр по левому берегу.
два км после порога с. Зеленое. На
входе в село остров разделяет реку
на два рукава, через каждый
перекинут мост, левый из которых не
проходим. От села Зеленого до
порогов Дземброня река своего
характера не меняет. Расстояние
приблизительно 8 км. Ориентир
мощная заходная шивера, в конце
которой железобетонный мост и
приток по левому берегу (река
Дзембронь), чалка за притоком на
левом берегу. Осмотр порога по
левому берегу. Порог Дземброня одно
из самых сложных препятствий на
реке. Его разделяют на три порога
(Верхняя, Средняя и Нижняя).
Дзембронь. Заходить в порог по
центру. В русле много камней, в
средней части порога поперек реки
лежит плита. Слив с плиты
приблизительно около 1 метра. В слив
входить лучше по центру. Далее за
сливом мощный прижим к правому
берегу с отбойником. За ним валы 0.7 -
1 м, в конце порога мост.
Дзембронь или Дедов локоть. Хорошо
проходить на отрицательной
скорости. У левого берега сильный
прижим и мощные стояки. После
крутого правого поворота (около 110
градусов) валы уменьшаются. Остров
обходить по правой струе. За
островом слив 0.7 м и мощные стоячие
валы. На острове сделали ночевку.
День 6.1.05
на воду в 12.00.
Дзембронь. На входе мощные валы 0.7м.
На правом повороте два мощных слива
по центру, высота каждого 1.2 м,
мощный прижим к левому берегу с
отбойным косым валом до 1 м. Сразу за
порогом навесной мост осмотр
порога по левому берегу.
200 м остров обходим по правой струе.
За островом приток по левому берегу
- река Быстрец. Это ориентиры порога
Верхний Гук. Дорога вдоль левого
берега поднимается на высоту до 50м
и осмотр порога длинной около 1км
затруднен. alt="Верхний Гук ?" align="right" border="1"
hspace="10" vspace="5" width="160" height="90">Проходить порог по
центру, постепенно смещаясь к
правому берегу, тем самым, уходя от
двух мощных
обливников и прижимов по левому
берегу.
через 0.2км Н.Гук. Заходить ближе к