<< Пред.           стр. 550 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
  3 октября, 18.15, там же
 
  Тяжелая работа весь день. Отнесли катамаран в конец
 прорыва, собрали и отправили ребят - Муравьева, Бубу, Фунтусова
 и Васю Порсева. От Учата они передали по рации, что все в
 порядке и что они встретили Дока, Мастера и Шуру Емельяныча,
 которые ждали нас, отправив Власова в Москву. В лагерь мы
 вернулись около 17.00. Очень устали. Вдоль всего прорыва нет и
 намека на тропу, и приходится ползать по камням размера от
 гальки до дома в несколько этажей (последние иногда удается
 облезть снизу, ощущения при этом совершенно спелеологические).
 Намечено ждать вертолет до 9 октября. Сделали носилки для
 Толика и привязали его к ним. Завтра будем заносить на
 вертолетную площадку. Страшно хочется поскорее выбраться из
 этого проклятого места.
 
 
 
  5 октября 11.30 На вертолетной площадке
 
  Вчера все подготовили и теперь ждем эвакуации. Если она
 будет. Плохое место для стоянки - высоко, приходится
 затаскивать сюда и воду, и дрова, но выхода нет - нужно быть
 готовыми к погрузке. Три дня над долиной висела пыль - надуло
 снизу, сегодня развиднелось. Погода вполне летная - если будет
 кому лететь.
 
 
 
  7 октября 19.20, Домик в Караколе
 
  Эвакуация все же состоялась. Сегодня в 9.30 над Учатским
 прорывом показался вертолет. Он шел вниз по течению Сарыджаза и
 даже не сделал попытки сесть на нашей площадке. Прошли очень
 нервные полчаса. Мы собрали вещи, но не были уверены, заметили
 нас с воздуха, или нет. На всякий случай мы подготовили травы и
 разожгли костер - подымить. Наконец показался вертолет. С
 некоторым трудом он сел на площадке (не глуша двигателей). Из
 него выскочил Буба - значит все в порядке. Мы попрыгали в
 воздушное судно и через час были уже в Караколе. По дороге Буба
 рассказал историю с наймом вертушки. Пограничники были бы рады
 помочь, но керосина у них нет. Поэтому параллельно велись
 поиски керосина и денег для оплаты гражданской машины. Серега
 Фунтусов договорился с уральским телевидением, оттуда прислали
 факс с гарантией оплаты и вертолет прилетел. Сразу он не сел
 потому, что сначала им пришлось оставить на Учате (где хорошая
 площадка) бочку с керосином - для улучшения маневренности.
 Заодно забрали наш катамаран.
  В Караколе нам пришлось задержаться - вскрытие тела,
 оформление в прокуратуре и т.п. В Бишкек надеемся вылететь
 завтра в 9.00. Очень обидно, что наши, русские пограничники
 ничем не помогли - даже не попытались выручить нас, наплевав на
 формальности, отсутствие керосина и все остальное. Мы на них
 надеялись.
  Пилоты, вывозившие нас, - настоящие асы. Работали с
 Балыбердиным, Хрищатым. Порассказывали нам про разные случаи в
 горах - весьма поучительно.
 
 
 
  8 октября, 10.20, Вертолет на пути из Каракола в Бишкек
 
  Вчера народ все-таки не выдержал нервного напряжения.
 Вечер и часть ночи сопровождались довольно безобразными сценами
 - но что делать, когда люди идут вразнос! Апофеозом стала
 фраза: "Погаси зажигалку, а то блевану". Сегодня утром мне,
 Бубе, Паше и Муравьеву пришлось посетить морг местной клиники.
 Впечатляет. Достаточно сказать, что вместо холодильников у них
 вытяжка, которая чуть-чуть уменьшает тяжелый запах внутри.
 Санитарка выдержала там секунд 30 и выбежала, прижав к лицу
 повязку. Хорошо хоть с транспортом не было проблем - в 7.15 за
 нами приехал на Уазике Миша (зять Деревянко). С ним мы съездили
 за гробом (в комбинат ритуальных услуг), потом - в морг, и
 оттуда сразу - в аэропорт, где уже ждали наши летчики. Они,
 кстати, тоже принимали участие во вчерашних гуляниях, но, в
 отличие от наших, выглядели молодцами. Пока вся организационная
 сторона - гладко, как-то будет в Бишкеке. Домой хочется
 поскорее.
 
 
 
  9 октября, 12.55(по Москве) Самолет Алма-Ата - Москва
 
  Невесело мы возвращаемся домой в этот раз. Накопилась
 усталость и чувство какой-то опустошенности. Вчера в Бишкеке
 была пыльная буря. Она застала нас на вертолетной площадке
 возле городского аэровокзала, где мы выгрузились из нашего
 Ми-8. Сразу стало совершенно ничего не видно, задул дикий ветер
 и все покрылось мелкой коричневой пылью. Прямо пустыня
 какая-то! Минут 30 мы в этом сидели, потом приехал Фунтусов с
 фургоном и мы туда погрузились. Все поехали заказывать цинк,
 потом в гостиницу, а мы с Бубой - на аэровокзал за билетами. С
 этого момента начались наши злоключения с киргизской
 бюрократией. Это что-то невообразимое! Добрый совет: как можно
 меньше документов (любых) оформлять в Киргизии и вообще
 избегать здесь всего, что связано с участием чиновников.
 Экономится много нервов и денег. Простая закорючка в декларации
 требует минимум 30-40 минут ожидания. И так во всем. Отдельный
 разговор - милиция на ж-д вокзале. Мы с ней познакомились еще
 год назад, сейчас их поведение стало менее бандитским, но все
 равно, обыск - процедура унизительная, а хватают всех
 неместных.
  Билетов на самолет из Бишкека не было, пришлось лететь из
 Алма-Аты, ночной переезд туда тоже сил не добавил. Попытка
 отправить катамаран по железной дороге провалилась: мало того,
 что стоит это около $1,5 за кг, так еще после трехчасового
 оформления документов конца этому процессу не наблюдалось.
 Мужики постараются сегодня кинуть мешки проводникам в
 московский поезд, или заберут с собой в Екатеринбург. Некрылыч
 и Паша едут туда хоронить Толика. В пятницу, 10-го будет поезд,
 а в субботу - самолет. Городской спорткомитет Екатеринбурга
 выделил деньги на все - спасибо.
  Первый раз у нас такое в походе - не дай Бог. Все мужики
 - молодцы, все делали то, что нужно было делать. Но все же
 кто-нибудь сломает хребет этой проклятой реке Сарыджаза.
 
 
  В походе участвовали:
 
  Сергей Фунтусов, Сергей Мельников, Василий Порсев,
 Александр Челноков, - катамаран из Екатеринбурга
 
  Павел Андреев,Владимир Гуменный, Алексей Некрылов,
 Александр Ершов, - катамаран из Москвы
 
  Александр Долганов, Сергей Муравьев, Тахир Ахкямов, Михаил
 Стрижев - катамаран из Екатеринбурга (Долганов - из Перми)
 
  Вадим Власов, Александр Емельянов, Александр Лобеев,
 Сергей Пантелеев - сошедший московский катамаран
 
  Вылет из Москвы - 22 сентября, возвращение - 9 октября
 1997 года.
 
   * Приложение к дневнику по Сарыджазу-97 Ершова * 
 
  Вызов вертолета во время похода Сарыджаз-97
 
  В дневнике Ершова нет описания той части похода, когда 4
 человека (Муравьев, Буба, Фунтусов и Вася) бегали за вертолетом
 (Ершов был в это время с оставшейся частью группы в каньоне).
 Для того, чтобы лучше представить себе сложность речки
 Сарыджаз, я решил дополнить его дневник описанием дней и
 событий, когда мы бегали за вертолетом для выброски группы с
 Уччатского каньона (местные киргизы называют его Сарыджазским).
 Отсчет времени я начал с середины 3-го октября, когда группа
 разделилась.
 
 
  1 октября 1997 г. 13:30. Киль. Поиск тела Толика.
 Частичная переправа.
  2 октября 1997 г. Оставшаяся переправа. Заброска рюкзаков
 4-х "борзых". Частичная заброска катамарана.
 
 
  3 октября 1997 г. 
 
  Завершение заброски катамарана и его сборка. Доплытие
 "борзых" на нем до Уччата. Встреча с оставшимися участниками
 катамарана Власова. Пешка вверх по Уччату 1.5 часа до вещей
 ребят.
 
  Отплыв от места сборки катамарана мы через несколько минут
 дошли до единственного порога на нашем участке сплава "2-й
 Утешительный". Порог не представлял из себя чего-то особенного
 (хотя по лоции С.П.Папуша он обозначен как !!!) но мы обнесли
 его первый слив с бочкой, т.к. на нас была возложена вся
 надежда группы. Еще через несколько минут мы доплыли до Уччата.
 На Уччате встретили Дока, Мастера и Качка. Наша новость
 переменила их планы: они хотели собрать свой катамаран и
 дождавшись всю группу проплыть (втроем, без Власова) самый
 простой участок Сарыджаза от Уччата до Куюкапа. Я попросил
 Мастера вытащить кат на полочку над рекой, было очень жаль, что
 уже второй раз мы уходим с реки не дойдя до Джанаджера и при
 этом оставляем наше родное судно зимовать в горах. Позже мы
 забрали "лодочку" вертолетом. Если бы кат лежал внизу около
 реки, мне бы пришлось вытаскивать его наверх и не факт, что
 пилоты захотели бы ждать 20 минут, пока я пер бы 60 кг. вверх
 на 25 метров, т.к. внизу вертолет не сле бы из-за больших
 камней. Связавшись по рации с оставшейся в каньоне частью
 группы и попив горячего чаю (когда в следующий раз будем есть
 горячую пищу?) мы пошли вверх по Уччату. В тот день мы шли
 вверх 1.5 часа и дошли до шкуры катамарана и еды, которую
 ребята должны были донести вниз вторым заходом. Подкрепившись
 их изюмом и салом (мы брали с собой минимум еды для уменьшения
 веса рюкзаков) мы остановились ночевать. Время было около
 полшестого вечера. Сегодня и дальше нам очень помогала Zuka
 (или Зюка, как мы ее называли). Каждый из нас выпивал в день
 литров по три-четыре воды. Обратно, пардон, выходило раза в два
 меньше. Чистой воды из ручья мы бы столько не выпили -- она
 абсолютно без всяких солей, просто в глотку не лезет, хотя и
 пить хочется дико.
 
  4 октября 1997 г.
 
  Пешка через Кара-Арчу, перевал Уччат до Дотурбая. Переезд
 на вахтовке до рудной базы. Односторонняя связь с Караколом.
 Моя поездка на верхнюю базу. Встреча с пьяным Талаем.
 
  Утром проснулись с восходом солнца (6 часов) и в
 полседьмого пошли. Через два часа дошли до заставы Кара-Арча.
 Там мы еще раз вскрывали запасы наших ребят, которые
 забрасывались по Уччату, неплохо перекусив. Через 40 минут
 после остановки на перекус мы пошли вверх до перевала. Еще
 через час мы были на перевале. Спуск занял еще два с половиной
 часа. В результате в 3 часа дня мы были дома у первого
 человека, которого мы встретили уйдя с гор. Это был местный
 чабан Дотурбай. (Все киргизы жалуются на плохую жизнь. Так вот
 у Дотурбая было триста голов баранов и несколько десятков
 лошадей. Он пас государственных яков, получая за это хлеб и
 одного яка из стада в год. Кроме того, у него было два дома и
 недавно он купил третий для своего сына.) У Дотурбая оказался
 дома армейский телефон (называемый в народе "Але, Смольный"
 из-за того, что надо крутить ручку сбоку у телефона, чтобы
 позвонить). Но видимо из-за плохого качества телефонных линий
 связи у нас не было. Ситуация казалась тупиковой -- до
 Иныльчека 25 км, а о машинах в этих местах речи быть не могло.
 Тут вдруг Дотурбай вспомнил, что сегодня в четыре часа дня
 должна идти вахтовка горняков из Иныльчека на фабрику -- это в
 противоположную от Иныльчека сторону километров 20. Это
 вахтовка ходит раз в две недели !!! Через час мы тряслись в
 вахтовке вместе в дребадан пьяными горнодобытчиками. В этот
 день мы прошли, точнее пронеслись, километров 12 по горизонтали
 и 1.5 сначала вверх, потом вниз, пройдя по реке Уччат всю в
 камнях и колючих растениях и через перевал Уччат высотой 3760
 м. Неплохой денек!
  На нижней базе, куда мы и приехали, связь была, хоть и
 односторонняя: сначала мы звоним на верхнюю базу, потом они в
 заранее определенные часы выходят на связь с центральной базой,
 где уже есть выход в город. В пять часов мы передали первое
 наше сообщение в Каракол в погранотряд и Деревянко, от которого
 надеялись получить помощь (как позже выяснилось, зря). Для
 того, чтобы уменьшить количество передаточных звеньев, я решил
 поехать на верхнюю базу, благо туда шел трактор с прицепом,
 отправляя рабочих. Дорога он нижней базы до верхней длиной 7
 км, идет серпантином вверх на высоту 3800 м. В прошлом году по
 этой дороге еще ездила вахтовка но один раз упала и после этого
 рабочих возит гусеничный трактор с прицепом. То, что я увидел
 наверху, мне напомнило кадры из какого-нибудь фантастического
 фильма, типа "Кин-Дза-Дза" (когда действия происходят под
 землей). Представь себе гору высотой с пятиэтажный дом. В этом
 горе внизу есть вход в пещеру. Сверху у горы не острие, а
 дырка, как в вулкане. Эта дырка соединяется с пещерой. Таким
 образом от горы остался только каркас! Неземное зрелище! Жалко
 было темно и я не фотографировал. Хотя больше всего меня на
 этой фабрике поразили рабочие. Это люди, на вид которые
 выглядят в полтора раза старше -- они постоянно пьют. И если
 мне не понятен смысл жизни, то смысл жизни этих рабочих мне не
 понятен вдвойне. Всю жизнь они работают, неплохо зарабатывая,
 но при этом другого мира у них нет.
  Поздно вечером мне позвонил снизу пьяный Талай (местный
 охотник, все тропы в горах знает как свои пять пальцев). Он
 убедил оставшихся снизу ребят, что он вынесет тело, а вертолет
 там ничем не поможет -- дорого, да и не сядет он в каньоне.
 Талай на Ниве поднялся вверх, заправился там и забрал меня
 вниз. Надо признаться, что я ему тоже поверил, хотя и понимал,
 что для того, чтобы вынести 90 кг из тех мест понадобится никак
 не меньше недели. Вечером же он нам рассказал свой план: завтра
 в 4 утра он заезжает на Ниве до перевала куда сможет проехать,
 потом идет пешком до ребят и выносит через три дня тело к
 лошадям. Один Фунтусов все ворчал, что не верит он Талаю. Он
 оказался прав.
 
  5 октября 1997 г.
 
  Поездка на "Ниве" до 7-й Заставы "Куйлю". Связь с майором
 погранзаставы Каракола. Поездка на ПАЗике до Каракола. Разговор
 с Екатеринбургом.
 
  Когда мы проснулись в 8 утра Талай еще спал. Тут мы
 поняли, что надо брать быка за рога. После разговора сначала
 Васи, а потом Фунтусова с Талаем он выделил нам свою Ниву для
 того, чтобы доехать до ближайшей заставы, где есть прямая связь
 с Караколом. Впрочем, как сказал Муравьев, если бы Талай не
 наобещал вечером с три короба, то не факт, что он нам дал бы
 свою машину. А так он утром боялся смотреть нам в глаза.
 Расстались мы друзьями -- Фунтусов на прощанье обнял Талая,
 отвел его в сторону и сказал что-то типа того, что если бы не
 такие как Талай, то жизнь здесь давно остановилась. Отчасти это
 было верно -- Талай пользовался большим авторитетом в этих
 местах.
  Ребята, которые нас подвозили, оказались не промах. По
 дороге стреляли по местным птичкам, высунув дуло ружья из окна
 машины. Дело в том, что местные птицы боятся только людей, но
 не машин, поэтому когда выходишь из машины они все разлетаются,
 а когда сидишь внутри на таком же расстоянии, то нет. Правда не
 одну не подстрелили, но смотрелось все как в американском
 боевике.
  Через часа три мы подъехали к 7-й Заставе "Куйлю",
 названной по одноименной речке, протекающей рядом. Застава
 находится по дороге от Иныльчека в сторону Каракола в 12-ти км
 от первого. Там мы переговорили по телефону с погранотрядом в
 Караколе и Деревянко Галиной. Дежурный майор в погранотряде
 оказался очень отзывчивым человек. Он быстро вник в ситуацию и
 сказал, что будет помогать чем сможет. Деревянко же сказала,
 что выслала за нами автобус. Следующие 4 часа мы сидели на
 дороге, боясь пропустить автобус, а Фунтусов даже поймал 5
 рыбешек, которые нам было лень чистить и мы их сожгли в костре.

<< Пред.           стр. 550 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу