<< Пред. стр. 557 (из 787) След. >>
Выше - второй каньон.3.2 Описание радиального выхода.
Решили половинным составом сделать однодневный радиальный
выход на ледник в верховьях Джинды-Су. Вышли в 10 часов утра.
От моста прошли несколько километров правым берегом
р.Джинды-Су. Воды много, даже утром. На левой стороне реки
стало видно колею и мы перебрались по камням на левый берег
Джинды-Су. Колея до- вольно круто поднимается вверх. В среднем
течении долина реки довольно широкая и пологая, встречаются
отдельные большие гра- нитные глыбы и крупные нагромождения
камней. Колея, ставшая по- степенно тропинкой, приводит к
разветвлению Джинды-Су на четыре истока у подножия скалистых
вершин. Чуть дальше открываются не- сколько распадков, где
видны ледники. Поднялись вверх по нагро- мождению камней
центрального пологого ледника между каменистых холмов. Дальше
сплошные каменистые осыпи, лед, многометровые толщи
слежавшегося снега. Местами они прикрывают русла ручьев.
Внизу, у Чон-Кемина, на средних террасах Джинды-Су было граду-
сов 25, а здесь,у подножия ледников, - градусов 15. После
недол- гого отдыха начали спускаться вниз. Подъем занял около
4х часов, а спуск не более 2х.
Среди холмов правого берега Джинды-Су видно небольшое
мелкое озерцо.
3.3 Описание сплава по р. Чон-Кемин.
Вода в реке грязно-белого цвета, что свидетельствует о вы-
соком уровне воды. Суточный перепад воды от 30 до 50 см.
Сплав начали с 3-го каньона, ниже моста.
3-й каньон.
----------
Длина 4 - 5 км. Начинается за 1 км до впадения левого
притока р.Джинды-Су. Берега повышаются, дорога уходит в горы
влево от ре- ки. На правом берегу обнажаютя скалы.
Входной порог:- (в малую воду непроходим) длина 200 м,
начи- нается на крутом левом повороте, заканчивается за устьем
р.Джин- ды-Су. Представляет собой нагромождение крупных и более
мелких камней, разделяющих струю в центре порога на узкие
сливы, мощные бочки на входе и выходе.
Линия движения сложная, возможны различные варианты
прохождения. В центральный, самый полноводный, слив в середине
порога не уда- лось попасть ни одному катамарану. Две четверки
проходили узким правым сливом, а двойка - слева от основной
струи, пробираясь между камней. Осмотр и страховка с левого
берега.
За порогом каньон переходит в мощную шиверу с камнями в
русле, большими мощными бочками. Шли по центральной струе,
уходя от кам- ней и прижима к правому берегу в 500-х м за
притоком.
Стоянка на левом берегу на ровной, длинной террасе в
середине каньона.
Сплав до 5 каньона.
До пятого каньона примерно 10 км относительно "спокойного"
сплава: несколько сливов, бочки, валы, отдельные крупные камни
в русле. Линия движения просматривается с воды, весь участок
идется с ходу. Где-то на этом участке находится 4 каньон, мы
его выделить не смогли.
Стоянка перед 5 каньоном, на высоком левом берегу, перед
впа- дением в Чон-Кемин р.Дюресу.
5 каньон.
----------
Длина 2.5 км, средний уклон 35 м/км. Осмотр и страховка по
правому берегу. Ориентиры: слева - впадаю- щая в 100 м от
начала каньона р.Дюресу, справа - дорога близко подходит к
реке, вдоль дороги идет ЛЭП. Каньон представляет со- бой один
сплошной порог с большими и мелкими камнями в русле, мощными
бочками и высокими сливами, следующими один за другим, на
поворотах - прижимы к скалам. Ближе к концу каньона, с право-
го берега впадает р.Ташкия.
Правый берег каньона невысокий 5 - 8 м, левый - высокие
скалы, поросшие лесом. По правому берегу, близко от реки,
проходит доро- га.
Каньон проходили со страховкой сберега в середине каньона
и с воды в конце него.
На выходе из каньона "ворота" - слив между двух камней.
Река делает правый поворот, уклон уменьшается, долина реки
расширяется, дорога уходит в сторону. Встречаются несложные
шиверы, местами река очень спокойная и разбивается на протоки.
Через 20 - 30 мин. сплава на правом берегу видны несколько
домов п.Бузулгансай, через реку перекинут подвесной мост.
Чон-Кемин делает подково- образную излучину. Здесь расположен
шиверно-порожистый участок длиной 1.5 км. Начало его ( 500 м )
можно осмотреть по правому берегу. В середине излучины впадает
р.Бузулгасай. До 6 каньона 25 - 30 минут сплава.
6 каньон.
---------
Длина 4.5 км, средний уклон 25 - 30 м/км. Перед каньоном
русло разбивается на несколько проток, затем вода собирается и
скорость течения заметно возрастает. ЛЭП переходит с левого
берега на правый, а через 200 м галечная отмель у левого
берега. Каньон состоит из нескольких порогов. 1 -
"Каменоломня", длина 300 м. Начинается на правом повороте за
устьем р.Чон-Баши. На заходе нагромждение камней и бочек, в
сере- дине порога, на правом повороте, прижим к левому берегу.
Проходили со страховкой с берега.
2 - "Ералаш", самый сложный порог 6 каньона, длина 1 км.
Осмотр по правому берегу, осмотр затруднен зарослями колючих
кустов.
Порог "Ералаш" начинается за устьем р.Малый Джапарык на
пра- вом повороте. Русло реки сжимается до 10 - 12 м, на входе
в по- рог несколько бочек, затем косой слив между скалой левого
берега, выступающей на 2 - 3 м, и полуобливными плитами у
правого, далее в центре крупный надводный камень, за которым
несколько сливов с бочками. Следующая часть порога - каскад
гряд обливных и полу- обливных камней со сливами и мощными
бочками.
Проходили без промежуточной чалки, страховка на выходе из
порога.
Следующие пороги каньона - "Мельница", "Баня", "Ворота"
про- ходили тандемом после предварительного осмотра, со
взаимостра- ховкой с воды.
Этот участок длиной чуть больше одного километра
характерен рез- кими поворотами, за которыми "неожиданно"
открываются огромные камни, на которые наваливает струя, сливы,
бочки.
После порога "Ворота" уклон уменьшается. До ГМС, в районе
ко- торой через реку перекинут трос, - 800 метровый шиверистый
учас- ток. Шли без осмотра. За ГМС (домики на правом берегу )
река де- лает левый поворот, справа впадает ручей - это начало
порога "Повицкого". Перед ручьем, на правом берегу, большое
улово с песчанной отмелью. Здесь удобная чалка для осмотра
порога. От "Ворот" до чалки 6 мин. сплава.
Порог "Повицкого".
------------------
Длина 900 м. После впадения ручья прямой участок длиной
150 м с несколькими бочками. После правого поворота уклон резко
увеличивается, русло забито большими и мелкими обливняками. За-
тем идет косой слив в середине русла, за ним два сужения со
сли- вами и бочками. На высоком правом берегу памятник мастеру
спорта СССР Повицкому В.А., погибшему в августе 1979г.
За порогом шиверно-поржистый участок. Идется без осмотра с
взаимостраховкой. Движение около 10 мин. Чалка у желтой осыпи
ле- вого берега, после брода через реку. Русло и долина реки
резко сужаются. Впереди 7 каньон !!!
7 каньон.
---------
Длина около 3 х км. Максимальный уклон 30 м/км, ширина
русла 10 - 20 м. Ориентирами начала каньона являются
характерное суже- ние русла, светлая осыпь левого берега и
правый поворот за ней. Перед сужением и осыпью, дорога с
правого берега переходит в брод на левый и уходит в горы. На
левом берегу низина, поросшая лесом и высоким кустарником.
Начинается каньон самым сложным на марш- руте порогом - "Камень
преткновения".
Длина порога 300 м, представляет собой каскад водопадных
сли- вов с несколькими грядами обливняков с бочками. На
коротком учас- тке река делает несколько крутых поворотов, на
поворотах прижимы. В русле очень много огромных валунов, на
которые наваливает струя. На выходе из порога, в центре русла,
стоит огромный валун, под него бьет струя. Затем река делает
левый поворот и входит в "ще- ки" длиной 100 - 150 м. Проходов
вдоль воды нет, сверху осмот- реть нельзя.
После тщательного осмотра решили обнести порог. Провели
суда по левому берегу до "щек", их проходили со
взаимостраховкой с воды. Участок почти прямой и имеет несколько
прижимов и несколь- ко сливов с бочками.
Дальше идет участок шивер и мелких порогов. В русле много
крупных камней. Шли тандемом со взаимной страховкой.
В середине каньона порог " Осыпной". Длина около 100 м.
На- чинается на правом повороте реки, правый берег - крутая
высокая осыпь. Осмотр по правому берегу. В пороге крутые сливы,
большие камни, прижимы. Проходили по центральной струе,
страховка с воды за порогом.
Дальше, до конца каньона, шиверистый участок с большим
уклоном. Шли без предварительного осмотра с взаимной
страховкой.
За каньоном на полке правого берега - ферма. До 8 каньона
2.5 км спокойного сплава.
8 каньон.
---------
Длина 1.5 - 2 км, ширина русла 15 - 20 м.
Слаломный участок с чередующимися бочками, сливами,
камнями в русле. Осмотр каньона с любого берега, можно
осмотреть только начало каньона, дальше он идется без осмотра с
взаимной страхов- кой с воды.
За каньоном следует порожистый участок длиной около 15-ти
км. Препятсвия следуют одно за другим, четких ориентиров нет.
Участок с большим уклоном, в русле много крупных камней.
Постепенно слож- ность препятсвий уменьшается - река входит в
широкую населенную долину, но сохраняется большая скорость
течения.
В п.Терменгенты и п.Новороссийка автомобильные мосты. За
п.Но- воросссийка река делится на множество мелких проток,
берега низ- кие, заросшие облепихой и ивняком - стоянку найти
тяжело.
9 каньон.
---------
Нижнекеминское ( Боамское ) ущелье.
Длина 8 км, средний уклон 8 - 10 м/км.
Каньон сложности для сплава не представляет в любую воду.
Препятствий, требующих осмотра нет, весь участок идется сходу
со взаимостраховкой. В каньоне одиночные камни, обломки скал,
не сильные прижимы. В большую воду - высокие валы и мощные боч-
ки. Заканчивается каньон впадением в р.Чу. Река течет в отвес-
ном скальном коридоре, каньон очень красив.
3.4 Сплав по р.Чу.
По р.Чу нужно пройти около 30 км до плотины перед
п.Быстровка. Средний уклон участка 4 м/км. После слияния Чу и
Чон-Кемина оста- ется одно серьезное препятствие на маршруте -
порог "Семеновский мост". Он расположен под мостом через р.Чу
ниже впадения Чон-Ке- мина, за левым поворотом. Порог не
сложный, но очень мощный. Струя наваливает на левую опору
моста, затем, после мощной бочки, на большие камни,
расположенные в русле в шахматном порядке. Пос- ле этого порога
р.Чу еще 2.5 км течет в каньоне, затем берега понижаются. До
плотины встречаются слабые прижимы, отдельные камни.
Выход с маршрута целесообразнее делать не перед плотиной,
а чуть раньше у железнодорожной станции Джильарык, где два раза
в день проходит поезд на Бишкек и Иссык-Кол (п.Рыбачье) - утром
и вечером. До Бишкека - 3 часа, до Иссык-Кола - 1.5.
Ориентиры окончания сплава: после моста через Чу примерно
через один километр на правом берегу - водозабор. Еще через
пару кило- метров - на правом берегу несколько юрт, вагончики,
бетонный за- бор, гаражи и большая железная бочка. Отсюда до
станции Джиль- арык 500 м (поселок расположен на левом берегу).
Закончив маршрут перед плотиной, мы пешком отправились на
стан- цию Джильарык. Оттуда на поезде доехали до Иссык-Куля
(п.Рыбачье) Отдохнув 2 дня на озере, мы вернулись на том же
поезде в Бишкек. Уехать в Москву из Бишкека довольно сложно,
поэтому обратные би- леты стоит купить заранее в Москве.
===============================================================
FILE: ojgaing.txt
Ойгаинг, Пскем
From: Maxim Shnyrin
Дата отчета мне неизвестна. Похоже - очень древняя.
* 5.2. Техническое описание маршрута. *
Сплав начинали ниже слияния трех рек Тюзашу, Шевурсай,
Тастарсай на 50 - 100 м. Сплав по р.Тюзашу не представляет
интереса поскольку очень узкая и мелкая.
Река Ойгайнг.
1. первое препятствие на р. Ойгайнг каньон "Тастарсай"
начинающийся от устья р."Тастарсай". По левому берегу идет
терраса шириной 5 - 10 м., с которой можно осуществлять
просмотр. Просмотру с правого берега мешают кусты. Порог
несложный.
2. порог два образован нагромождением больших камней на участке
50 м. Перепад на этом участке около трех метров. Порог
непроходим. Обнос по правому берегу. Над второй ступенью
порога пешеходный мост. От моста по левому берегу идет хорошая
тропа, по которой можно обнести груз до реки Аккапчингай,
поскольку р.Ойгаинг на этом участке очень мелкая с большим
количеством камней
3. после моста шивера средней сложности длиной около 600 м.
После шиверы надо пристать к правому сорогу перед поворотом
реки вправо.
4. порог четыре расположен на самом правом повороте реки.
Начинается мощным сливом с очень узким проходом. За сливом
нагромождение камней. Чтобы не попасть на камни надо после
слива резко уходить влево. Просмотреть и, если надо, обносить
порог можно только по правому берегу, так как левый
берег-высокий обрыв. Через 100м. Шиверы начинается порог 5.
5. короткий, длиной около 30 м., но сложный порог. Представляет
из себя слив шириной метра три между камнями. Сложен заход в
этот слив из-за камней, закрывающих прямой проход. Возможны два
пути прохождения вдоль левого или правого берега,
предпочтительнее по левому берегу. В обоих случаях надо резко
поворачивать судно, чтобы не попасть в камни,образующие сам
слив.