<< Пред. стр. 558 (из 787) След. >>
6. весь участок от порога 5 до порога "Кара - Кыр" имеет оченьбольшой уклон и много камней. Необходим просмотр и прохождение
по участкам. Препятствия 1 - 6 проходили со страховкой наиболее
опытным экипажем, идущим первым.
7 - 8 порог "Кара - Кыр", фото. 4 - 6, длиной 250 метров,
перепад около 6 метров. Порог состоит из двух ступеней,
расстояние медку ступенями 40 м. Перед порогом река
поворачивает вправо и на повороте делится на три протоки. Мы
проходили по средней протоке. Просмотр и страховка с левого
берега. Движение в самом пороге: Порог начинается на левом
повороте, сначала необходимо прижиматься к камням правого
берега, затем резко уйти вправо от плиты левого берега.
Основная задача не попасть на плиту. Для организации страховки
один катамаран обнесли.
От порога "Кара-Кыр" до р."Аккапчингай" около 1км достаточно
сложная шивера. От р. "Аккапчигай" до порога "Длинный" сложных
препятствий нет, можно идти на груженых катамаранах.
9. несложный порог на 70м. ниже устья р. "Аккапчигай". На
правом повороте реки. Река перед порогом разбивается на две
протоки. Правая очень мелкая. Заход в левую протоку загорожен
тремя большими камнями. За камнями надо уходить резко вправо,
чтобы попасть в слив шириной около трех метров.
Пороги 10, 11 при большой воде трудно выделить. До порога
"Длинный" можно идти без разведки.
12. порог называется "Длинный", его длина около 1,5 км.
Начинается порог на правом повороте реки. Перед порогом на
правом берегу большой плес с песчаным пляжем. Левый берег
обрывистый. Осмотр порога по правому берегу. На правом берегу в
конце порога есть место для стоянки. Порог начинается
несколькими сливами на участке 50 метров. Затем на левом
повороте уклон реки резко увеличивается, среди камней
образуется мощный слив у правого берега. В сливе есть клык.
Вода падает на большой камень у правого берега и сваливается
влево. Дальше начинается мощная шивера, в середине которой вся
струя наваливается на большой камень у левого берега. Проход
справа. Страховку обеспечивали обнесенным катамараном сразу
после слива. Катамаран спускали у ручья.
14. несложный, но требующий просмотра порог. Порог начинается
на правом повороте реки. Русло реки забито камнями, в которых
есть три щели. Центральная наиболее свободная, но требует очень
точного захода.
15. порог."Коварный" образован тремя группами камней. На прямом
участке реки через 2 км. после порога 14 поворот вправо и
мощный порог. Перед поворотом реки влево две больших бочки,
через которые нужно уйти влево в очень узкий проход. У правого
берега прижим. Просмотр по левому берегу. На правом берегу
скалы, обрывающиеся к воде. Проходили со взаимной страховкой.
16. порог "Штопор". Образован огромными валунами
перегородившими всю реку. Мы проходили правой протокой.
Основная опасность низкий навесной мост сразу после порога.
Зачаливались в суводь у правого берега, и проводили катамараны
под мостом.
Через три километра слева впадает р."Варкараксай". Еще через
3-4 км навесная переправа ГМС "Ойгаинг" и через 200-300 метров
слева впадает р.Коксу с прозрачной бирюзовой водой. Затем
начинаются разливы. Через 2-3 км справа впадает довольно мощный
приток, стекающий с невысокой галечной осыпи.
Через 3-4 км. на левом повороте реки от взрывных работ, при
строительстве дороги, образовался порог. Порог образован
большими камнями у правого берега. Весь поток наваливается на
эти камни, есть очень узкий проход у обливных камней слева.
Порог необходимо просмотреть. В пороге после слива есть клык.
При подходе к порогу прохода в нем не видно. Порог проходили с
взаимо страховкой катамаранов.
17-18. Через 3 - 4 км. сразу после правого притока, на левом
повороте реки порог 17. Требуется достаточно сложный заход в
порог. Ниже порога начинаются разливы и рукава, перекаты и
завалы. Затем река снова собирается в одно русло. Долина слева
резко сужается. Река плавно заворачивает вправо, огибая остров
/ в малую воду протоки может не быть/ и на левом повороте за
островом шиверой 18 начинается Бешторский прорыв.
Бешторский прорыв.
Бешторский прорыв наиболее сложный и опасный участок на реке
"Ойгайнг". Бешторский прорыв получил свое название от
р."Бештор", впадающей в "Ойгайнг" в конце прорыва. Основные
сложности этого участка: большой уклон, около 30 м/км, обилие
камней, небольшая ширина реки, затрудняющая маневр. Вдали от
реки по правому берегу идет дорога, по которой можно
производить заброску вещей для организации базовых лагерей и
просмотр реки. Хорошие стоянки на этом участке есть у 25
порога, I и IV завалов, ниже V завала.
19. каскад сложных порогов, фото. 8-10. Каскад начинается через
двести метров после начала прорыва. На левом повороте реки,
ближе к левому берегу, огромный камень, перед ним правая часть
русла забита камнями, что сильно осложняет уход от камня
вправо. Дальше шивера средней сложности, длиной около 200
метров, заканчивающаяся сложным заходом в водопадный слив
высотой около двух метров и шириной три метра. За сливом
организовывали страховку с помощью веревки. Дальше, до
поворота реки вправо, идет шивера с двумя мощными сливами.
После поворота реки вправо, следует обязательно причалить к
галечной отмели у правого сорога, для просмотра следующих очень
сложных порогов. Через 50м. быстротока слив забитый камнями и
еще через 40м. мощный слив с боем вправо. Проходили по центру
основной струи. Здесь слева впадает приток.
20. "Миша" На левом повороте реки очень сложный порог с большим
перепадом. В пороге вся струя бьет в скальные обломки у левого
берега. Этот слив мы обнесли.
21. порог "Горка" фото. 11, длина порога 100м., перепад 5м.
Дальше через 50 м. в узкой щели у левого берега водопадный слив
высотой 2,5 м. За водопадом у левого берега небольшая суводь,
куда, основном, выбрасывает суда. Отсюда проходили вдоль левого
берега. В конце порога опасный, острый зуб. Перед водопадом в
"Ойгайнг" справа впадает ручей. Общая длина порогов 20 и 21
около километра, Для организации страховки один катамаран
обнесли и поставили ниже водопада. Обнос и просмотр производили
по правому берегу.
22. Порог представляет кашу из камней. Проходили у обливных
ближе к левому берегу. Затем по центру стоит огромный на
который идет сильный навал. Основная струя уходит вправо. Шли
по основной струе, затем уходили вправо. В конце порога /через
200 м/ очень много камней. Проход сложный, чалка под деревьями
у правого берега. Порог проходили 2 катамарана.
23. Прижим к левому берегу, проход очень узкий. Заходили в
прижим через мощные косые валы, прижимаясь к треугольной скале
правой гондолой и уходили вправо от прижима за эту скалу,
оставляя слева после прижима два огромных обливных камня. Чалка
после порога справа, трудная. На чалку выставляли двух
страхующих.
24. За поворотом реки вправо очень сложный порог длиной 200
метров. Река перегорожена двумя грядами камней. Расстояние
между грядами 6-7м. Проходили в первой гряде, затем поворот на
90 градусов влево и попадали в проход во второй гряде. Этот
порог проходили одним катамараном. Чалка у правого берега
25. Сразу за правым поворотом реки мощный слив с косыми валами.
Чалка у правого берега. Чалка удобная. На верху на правом
берегу у ручья хорошая стоянка.
26. Участок среднем сложности, но очень длинный. Просмотр и
прохождение осуществляли по кускам, суводи для чалки есть по
обоим берегам.
27. Фото 13 - на повороте реки вправо у правого берега огромный
пирамидальный камень, рядом с ним мощный слив. Дальше на прямом
участке, через 50м, впечатление явного непрохода. Есть лаз в
виде крутого желоба у левого берега и очень узкий водопадный
слив у правого берега. Просматривали с правого берега.
Проходили через водопадный слив. Страховали ниже порога с
правого берега. Длина порога 60м.
28. Сложная шивера с большим количеством камней. Необходим
просмотр. Заканчивается на левом повороте реки.
29. На левом повороте сплошные камни. В центре мощный косой
слив. Требуется очень четкий заход. Перед порогом чалились у
правого берега.
30. Каскад порогов. Необходим общий просмотр для определения
места чалки перед следующим очень сложным препятствием.
31. Сложный порог длиной 200м. Есть проход по центру. Мы этот
порог обнесли, поскольку в пороге и после него места для чалки
до первого завала нет. Первый завал явный непроход длиной 30м.
Завал образован огромными глыбами, перегородившими реку.
Проходов между камнями нет. Падение воды 3-4м. За I-м завалом
очень сложный участок.
32. несложная шивера до II завала длиной 800м.
33. завал II. Мы для экономии времени обнесли сразу завал I,
шиверу 32 и завал II - всего около 1км. Катамараны спускали на
воду на левом повороте реки через 1 км за завалом II. За
завалом II один из наиболее сложных участков Бешторского
прорыва. Падение уровня реки очень большое. Ряд водопадных
сливов следующих друг за другом. Весь этот участок следует в
целом считать завалом II. Ниже 1км несколько проще.
34. Порог со сложной линией движения, мощными бочками и
сливами. После левого поворота реки опасный закрученный слив
высотой около 2м. Слив осложнен клыком. После порога несложная
шивера. Зачалились за 100 метров перед огромным камнем,
образующим суводь непосредственно перед грядой III завала.
Камень разбивает реку на 2 протоки.
35. завал III. Прохождение III завала при большой воде
возможно. Необходимо идти вдоль правого берега, затем попасть в
суводь за большой камень, от которого идет мощный косой вал.
Если удастся этот маневр, то можно считать III завал
пройденным. Расстояние между большим камнем и грядой третьего
завала 6-7 метров. В гряде три слива, но проходим только
средний - он расположен ближе к левому берегу. Попасть в слив
можно, если зайдешь в суводь за большой камень. После завала
идет очень сложный порог. Оценив опасность прохождения и
трудность организации страховки, завал III мы обнесли.
Порог 36 и шиверу после него приходили после общего просмотра с
взаимной страховкой тандемом. Дальше идет мощная шивера,
заканчивающаяся еще одним сложным порогом, длина которого
20-30м, затем участок спокойной воды. Страховка обязательна.
Затем еще одна каменная гряда, проходим которую по центру.
Дальше на левом повороте реки каменный завал. Это завал IV.
37. Завал IV начинается каменной горкой длиной 60 м. В конце
горки на правом берегу есть хорошая стоянка. Горка
заканчивается очень мощным и опасным сливом с огромным камнем у
правого берега. Через 500 м пороги, составляющие завал IV. еще
более усложняются. Следует серия водопадных сливов с перепадом
2-3м и сложными порогами между ними. Общая длина IV завала
около 3км. Завал заканчивается у моста перед р."Бештор".
Отдельные участки IV завала проходимы, но при высокой воде
зачалиться перед непроходимыми достаточно сложно. Кроме того
высокий уровень воды полностью закрыл галечную кромку у воды,
по которой можно обносить отдельные непроходимые участки и
осуществлять просмотр. Большое количество кустов вообще
сделало эти операции затруднительными. Поэтому завал IV мы
обнесли полностью.
От р. Бештор вплоть до пятого завала "Ойгайнг" несколько
успокаивается. И кусок 5 - 7 км. можно идти с вещами, но выход
на дорогу перед V завалом очень тяжелый. Рюкзаки можно обнести
сразу от завала четыре за завал пять по дороге.
38. русло разделено островом на две протоки, правая протока
очень мелкая, в левой протоке два достаточно мощных слива.
Второй слив заканчивается навалом на большой камень у левого
берега. Проходили правой протокой, прижимаясь к острову.
39,40. При большой воде этих препятствии нет. Участок хорошо
просматривать сверху с дороги.
41. завал V. Перед V завалом река делает поворот вправо, правый
берег - каменистая отмель, левый берег - обрывистый, видны
следы обвала, образовавшего пятый завал. В начале завала река
поворачивает влево. Причалить лучше до правого поворота реки, с
тем чтобы определить место чалки для обноса. Сразу за
поворотом реки вправо, у правого берега есть небольшая суводь,
откуда мы начинали обнос. Обнос очень тяжелый, по дороге
правого берега. Длина обноса около 1.5км. Очень тяжелый спуск.
42-47. несложные пороги. Далее до метеостанции "Майдантал"
препятствий нет. В районе метеостанции через реку наведена
навесная переправа. На метеостанции есть пасека и отдыхающие
туристы.
Река Пскем.
Река Пскем образуется от слияния рек Ойгайнг и Майдантал.
первые ее километры не представляют сложных препятствий.
Препятствия 1-3 это достаточно мощные шиверы. Первое сложное
препятствие это порог 4. Очень опасными для катамаранов на всем
Пскеме являются шершавые, острые камни.
4. порог начинается резким сужением реки и увеличением скорости
течения. Левый берег высокий, скальный. Просмотр и страховка с
правого берега. Через 150м. от начала порога справа впадает
ручей. После порога хорошая чалка справа. В начале порога русло
реки перегорожено грядой камней, в которой есть два прохода у
самых берегов. Мы проходили у самого правого берега, затем
смещались влево, обходя камень, и дальше по центру. После
порога мощная шивера.
5. "Штольня" Очень сложный и опасный порог с непроходимыми
участками. Длина порога около 1 км. На левом берегу находится
старая штольня и заброшенная дорога к ней. Штольня засыпана. В
конце порога подвесной мост. На правом берегу у дороги пасека
геологов. Порог требует обязательного просмотра. Ориентиром
порога может служить резкий подъем правого берега. Просмотр
порога с правого берега. Просматривать надо сразу весь порог до
моста. Порог начинается шиверой, мощность и сложность которой
постепенно увеличиваются. По берегам крутые сложные осыпи.
Первая часть порога заканчивается грядой камней перед крутой
осыпью. Чалка после гряды, на правом берегу. Мы обнесли среднюю
часть порога, от крутой осыпи не дойдя 100м. до правого
притока. Спускали катамараны напротив штольни. Поднимать
катамараны было очень тяжело и высоко. Проходили после штольни
вдоль камней правого берега. Страховку осуществляли тандемом,
кроме того страховали чалку у осыпи.
6. "Анаульген" После длинного плеса, ниже впадения в "Пскем"
реки Анаульген всю реку перегородили огромные камни. В гряде
камней есть три очень сложных слива. Более безопасный левый. В
низкую воду он возможно непроходим. Просмотр возможен и по
левому, и по правому берегу. Очень мощный навал на огромный
камень в середине гряды. Перед грядой несколько больших камней
в русле. Чалка перед порогом удобнее к левому берегу. Проходили
сначала по центру, затем заходили в суводь за большой камень
ближе к левому берегу. Выходя из суводи смещались под самый
левый берег и попадали в левый слив. Один катамаран и начале
порога сместился вправо и вынужден был попадать в центральный