<< Пред.           стр. 559 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 слив, который с левого берега не просматривается. Страховка
 ниже порога на достаточно спокойном участке. Длина порога
 50-100м.
 
 7. короткий, но сложным порог. Порог образован грядой огромных
 камней. В гряде есть два прохода. Проходили по правому сливу.
 Этот слив закрученный, высотой 1,5-2м. После слива прижим к
 правому берегу. В середине порога видны остатки моста.
 
 8. серия мощных, но не очень сложных порогов, на участке реки
 1,5-2км. Пороги образованы огромными камнями и хорошо видны с
 воды. Пороги не очень сложные, но надо быть все время очень
 внимательными, поскольку очень много мощных прижимов, а камни
 очень острые.
 
 9. очень сложный порог. Длина порога около 200м. Порог
 начинается очень мощной шиверой, затем всю реку перегородили
 огромные камни. Есть очень узкие проходы у правого и левого
 берегов. В проход у правого берега не попасть. Заход в левый
 проход очень сложен и опасен. В очень узком проходе есть
 несколько мощных навалов на камни. Порог обнесли по левому
 берегу, тропа идет поверху.
 
 10. порог начинается за поворотом реки налево, на прямом
 участке. Порог напоминает мощную шиверу и заканчивается в 300м.
 до моста. Проходили ближе к левому берегу. После порога
 необходимо зачалится к левому берегу для просмотра следующего
 порога. Правый берег очень крутой и высокий. Наверху расположен
 поселок "Пскем".
 
 11. Порог начинается в 150 м. выше моста, через который идет
 дорога в поселок "Пскем". Просмотр с моста. Порог сложный.
 Порог образован нагромождением огромных камней. Проходили до
 моста по центру, сразу за мостом слив. В сливе разворот на 120
 градусов и резко уходить влево. Дальше смещаться в слив у
 левого берега. Один катамаран не успел уйти влево и был
 выброшен на камни у правого берега.
 
 12. через 500 м. после порога 11 резкое сужение реки. В этом
 месте простой, но очень мощный слив.
 
 13. это серия порогов на участке 2-3 км. Нагромождение камней,
 но порог несложный, между камнями везде есть проходы. Порог
 проходили с взаимной страховкой катамаранов. В конце порога
 старый пешеходный мост. Просмотр делать с левого берега. Левый
 берег в начале порога галечная отмель, далее берега высокие.
 Все проходы между камнями расположены у правого берега.
 Желательно сделать общий просмотр порога и наметить места для
 чалок, затем просматривать и проходить по кускам. Порог
 начинается шиверой с проходом по центру. Наиболее сложный
 второй участок. Проходили по центру между огромными камнями.
 Проход с воды не просматривается. После слива вода бьет в левый
 берег, образуя мощный прижим. В месте прижима в берегу вымыт
 большой карман. Два катамарана коснулись стены в прижиме.
 Страховка с косы правого берега, сразу после прижима.
 
 15. "Ворота" Длина порога 300м. Порог очень сложный Начинается
 порог шиверой, затем огромные глыбы перегородили русло реки.
 Проход узкий ближе к правому берегу. Из узкого прохода
 проходили мощный слив и через 8-10м еще один слив через камень.
 Представляет опасность клык на два метра левее этого камня.
 Далее следует серия бочек. На резком повороте реки вправо, река
 расширяется и снова длинный слив с бочками. Дальше до поворота
 направо достаточно простой участок, на котором возможно
 организовать страховку с воды и с правого берега веревкой.
 Дальше скорость реки резко увеличивается и начинается 16 порог
 
 16. "Слив" На прямом участке расположен короткий, но сложный
 порог. Слив 2.5-3м водопадного типа. В левой части слива виден
 периодически оголяющийся камень. Правая часть слива свободна.
 Ниже слива друг за другом - две здоровенные бочки. За сливом
 хорошая суводь у правого берега, откуда можно организовать
 страховку. Просмотр по правому берегу.
 
 17. Несложная шивера. Правый берег - галечная отмель, левый
 берег -обрывистый.
 
 18. Порог "Тепар". Порог очень сложный и опасный. Основной
 водопадный слив образован двумя сходящимися к верху скалами.
 Слив находится у левого сорога. Перед сливом - разгонная
 шивера. В правой части есть очень мелкий слив. При большой воде
 основной слив находится в верхней части скал и очень узкий
 2-2.5м. Высота слива - 3 метра. Кроме того на верхнем уровне
 слива образовалось очень мощное поперечное течение,
 наваливающее на левую скалу и приводящее к закручиванию воды в
 сливе. Это течение, при отсутствии возможности совершить какой
 либо маневр при заходе в слив, не позволит выставить катамаран
 по течению в сливе и пройти щель без поломки. Ниже слива
 короткая полка относительно спокойной воды и еще один слив
 через полу подводные камни. Слив очень сложный с острыми
 камнями. Из слива вода уходит под скалу у правого берега, далее
 50м относительно спокойно и еще слив через камни. Мы обносили
 этот порог по правому берегу.
 
 19. порог на правом повороте реки. Проход по центру. Очень
 мощные валы.
 
 20-24. простые шиверы с мощными валами. Можно проходить без
 просмотра.
 
 25. Несложный порог. Проходили ближе к левому берегу. У правого
 берега огромные камни.
 
 После порога 25 идет узкий каньон длиной 34км. Препятствий
 больше нет. В конце каньона видны следы затопления при высоком
 уровне воды в "Червакском" водохранилище. Через 1-2км после
 каньона вода останавливается и дальше надо идти на веслах. Мы
 шли до шоссейного моста
 
   * 6. Итоги, рекомендации, выводы. * 
 
 6.l. Итоги.
 
 6.1.1. В результате путешествия группа посетила один из
 живописнейших районов страны и познакомилась с двумя
 сложнейшими горными реками в период большой воды.
 
 6.1.2. В качестве средств сплава использовались самодельные
 катамараны с жесткой дюралевой рамой. Обводы двух катамаранов
 задавались рамой, а гребцы на этих катамаранах имели низкую
 посадку, это значительно упрощает управление катамараном.
 Успешное прохождение группой очень сложного маршрута еще раз
 подтвердило высокие ходовые качества и надежность конструкции
 этих катамаранов. 6.1.3. К итогам путешествия можно отнести и
 материалы этого отчета. 6.1.4. Маршрут группой пройден
 полностью без аварий и потерь.
 
 6.2. Рекомендации.
 
 6.2.l. К наиболее сложным препятствиям маршрута следует отнести
 на реке Ойгайнг порог "Длинный" и практически все пороги
 Бешторского прорыва; на реке Пскем пороги 4,5,6,9,13,15,16,18.
 Все эти пороги требуют очень тщательного просмотра и самого
 ответственного подхода к организации страховки, выбору линии
 движения и способу преодоления препятствии. Мы обнесли на реке
 Ойгайнг пороги 20,32, а также 5 завалов; на реке Пскем обнесли
 слив в пороге 5 и пороги 9,18 6.2.2. На протяжении почти всего
 маршрута есть хорошие стоянки. стоянок хороших нет только ниже
 пос.Пскем.
 
 6.2.3. Проблема дров существует только при преодолении
 перевала. На месте сбора катамаранов дрова уже есть. Ниже
 перевала можно готовить на кизяке.
 
 6.2.4. Первый поселок на маршруте - пос .Пскем. В поселке есть
 Магазин. Хлеба в магазине нет. Можно найти в домах лепешки.
 
 6.2.5. Почти все участники на маршруте была здоровы. У одного
 участника был флюс. Был сделан укол пенициллина и все прошло.
 
 6.2.6. Рем набор был использован при сборке и разборке
 катамаранов, а поскольку все камни на реке Пскем очень острые,
 то для ремонта оболочек использовались нитки, куски оболочек и
 клей на основе ТГФ.
 
  6.2.7. Заброска на маршрут.
 
  Возможны два варианта заброски на маршрут.
 
  Первый вариант, которым пользовались мы.
 
  Из Ленинграда самолетом можно долететь до Ташкента, Чемкента,
 Джамбула.
  Из Ташкента и Чимкента поездом добраться до .Джамбула, в сутки
 ходит 8-9 поездов. Поезд идет 12 часов.
  Из Джамбула рейсовым автобусом до пос.Кировское /Кировка/.
 Автобус идет от автостанции.
  От железнодорожного вокзала на троллейбусе N4 до центрального
 рынка. Расписание автобусов: 7-00, 9-40 10-00, 11-40, 12-05,
 14-35. Время в пути - 1 час 15 мин.
  Из Кировки автобусом Кировка - Кек-Сай доехать до пос.Грозное
 и там искать машину до перевала Тюзашу.
  Машину можно найти на улице или в управлении совхоза.
 Расписание автобусов Кировка - Кек-Сай: 12-00, 14-00. Время в
 пути - 30-45 мин.
  До Грозного также можно доехать автобусом Джамбул - Кек-Сай.
 Расписание автобусов: 13-25, 16-50. Лучше ехать автобусом 7-00
 до Кировки - меньше народу,
 
  В Джамбуле можно попытаться найти машину до перевала Тюзашу
 всеми перевозкам в Джамбуле ведает Автопредприятие N3, до
 которого можно доехать от железнодорожного вокзала сначала
 троллейбусом N4 до центрального рынка, затем автобусом N5
 /остановка напротив/ до Авто предприятия N3.
  Разрешение на получение машины можно получить в управлении
 автобусными перевозками. Начальник Управления тов.Досжанов Р.Е,
 Телефон отдела перевозок 4-05-87.
  Из пос.Грозное дорога идет перпендикулярно хребту. Проехать
 около 15 км. оказываешея перед развилкой, ехать надо по правой
 дороге. Дорога достаточно хорошая. До перевала дорога не
 доходит около 3 км, Мы не доехали около 5 км./ кончился
 бензин/.
  Переход через перевал очень тяжелый. Высота перевала З600м,
 Вокруг перевала лежит снег фото. 1. На самом перевале снегу
 нет, дует очень сильный ветер. После конца дороги по морене
 подняться к "Пальцу", фото, 2 и от него прямо вверх по осыпи.
 Сам перевал короткий. Крутизна осыпи 30 - 35 градусов.
  Спуск сложный. Поскольку мы тащили весь груз с собой, то
 ночевали на спуске у озера. У озера перейти реку Тюзашу и идти
 по тропе правого берега, затем перейти на левый, Тропа
 достаточно хорошая.
  На последнем броде из за высокой воды натягивали переправу
 фото. 3. По правому берегу идти до слияния рек Тюзашу Шевурсай.
 Схема заброски по этому варианту приведена на рис 1.
 
  Второй вариант
 
 заброски из г. Ташкента машиной вверх вдоль рек Пскем и
 Ойгайнг. Достаточно хорошая дорога не доходит несколько
 километров до порога "Длинный". Это наиболее оптимальный
 вариант, но необходимо получить разрешение на проезд по этой
 дороге, Дорога выше нос. Нанай закрыта.
 
  6.2.8. Выезд по окончании маршрута. 
 
 Сплавлялись до шоссейного моста. Здесь находится пос. Нанай. В
 поселке есть турбаза, где можно переночевать, поставив палатки
 От турбазы ходит рейсовый автобус до Червака. Можно
 договориться с шофером и доехать до Ходжимента, а оттуда
 электричкой до Ташкента.
 
  Выводы.
 
 Сплав по горным рекам Ойгайнг и Пскем является очень сложным и
 соответствует 6 категории сложности. Маршрут требует от
 участников хорошей физической и техничесткой полготовки.
 Сплавляться нужно на надувных судах.
 
 
 
 ===============================================================
  FILE: ojgaing1.txt
  Ойгаинг
 
 From: Максим Шнырин maxim@uland.com ¦ mailto:maxim@uland.com
 Date: Sep 96
 
  Предыстория....
 
  Давным-давно ходила одна теплая компания на речки
 Чандалаш-Чаткал. Весело и славно провела она время в покорении
 порогов и прочесыванием собственных желудков. Так вот прибыла
 эта группа в Бурчмуллу (конечный путь маршрута), аж на целый
 день раньше. И попала в изобилие местных садов и огородов...
 Очень понравилось всем и запала мечта вернуться в этот район.
 
  Разные байки ходили про 2 крупную речку, впадающую в
 Чарвакское водоохренилище. Говорили что это самое жаркое место,
 трепались, что тучи затягивают небо и ни один лучик, кроме
 капель не может пробиться сквозь это марево. Сказывали что
 простая речка, но в тоже время называли ее нескучной. Но это
 Пскем. Когда речь заходила об Ойгаинге, все говорили О! И при
 этом смотрели странными глазами. В одних читалось злорадство, в
 других сочуствие, а в третьих восхищение.
 
  Вопрос о составе не стоял, а как следствие не стоял и о
 выборе класса сплавных судов. Поскольку во главу угла ставилась
 хорошая компания, а я после похода на Чон-Кемин стал
 противником смешаных групп, в качестве сплавного судна был
 выбран катамаран 2-ка. К сожалению народ еще достиг нужного
 благосостояния по полиэтеленовым каякам, да и не все, с кем
 хотелось бы сходить, был готов в одиночку общаться с рекой.
 
  Помня все неприятности общения с местным населением на их
 территории, и помня о том, что легче всего ловится машина
 предварительно заказанная, я решал вопросы не отрываясь от
 кнопочек своего любимого компа. Internet хорошая вещь. Конечно
 иногда приходилось протягивать руку и брать трубку телефона,
 для разговора голосом :( Не у каждого есть компьютер и не у
 всех есть выход в компьютерную сеть. И вот вроде все готово:
 группа подобрана, заброска заказана, Сумы (местные рубли)
 забронированы, свои люди в Узбекистане найдены...
 
  Через тернии к речке
 
  А кто сказал что будет легко? Или может кто-то подумал...
  Началось все на дне рождении Паши за 5 дней до
 отправления поезда. Я сказал, что у нас нет проблем и не
 постучал по лбу. И вот через три дня звонок. Доктор упал с
 велосипеда и сломал руку... Ба? звонит его напарница, вся в
 растройстве,... все пропало, гипс снимают, клиент уезжает...
 Напряглись... позвонил другу. Говорю - ты попал! На три недели
 вычеркиваешь себя из этой жизни. Вот тебе больничный, вот
 билет, вот снаряж... что хочешь делай, но ты едешь!
 
  Сели в поезд 86 Москва-Тошкент. Именно через "О"
 поскольку так пишут они и это намного полнее отражает суть
 вещей. Сев в поезд сразу стало понятно почему поезд называется
 "веселым"... Все полки, багажные ящики, а в купированном вагоне
 их ей богу немного, были забиты разным барахлом. Как
 выяснилось позже вентиляционный проход и один туалет были
 забиты коробками тоже. Если Вы когда-нибудь ходили в водный
 поход, то знаете, что драйбеги водников несвободны от любви к
 пространству. Однако "в любой переполненый трамвай всегда
 влезет еще одна старушка" и рюкзаки как-то ужились с местной
 сгущенкой и коврами. Поехали... На террирории братской
 республики КАЗАХСТАН скорый поезд превратился в трамвай
 местного значения. Местное население лежало в три ряда
 прижимаясь к дырочкам двери нашего купе. Было за сорок, но
 поскольку вентиляция была плотно заставлена сгущенкой, весь

<< Пред.           стр. 559 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу