<< Пред.           стр. 572 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  * "WHITE WATER NEPAL. A guidebook for Rafting and
 Kayaking. by Peter Knowles and Dave Allardaice. Rivers
 Publishing U.K. Menasha Ridge Press U.S.A.
 
  Автор готов поделиться любой информацией об организации
 автономного путешествия в Непал. Тел (095) 477-7235.
 
 Телефоны и адрес "российской ассоциации РОДЕО на бурной воде"
  Давыдов Александр Тел. (095)477-7235
  Пастухов Михаил Тел./Фах. (095)401-5309
 ===============================================================
  FILE: nepal97.txt
  Дмитрий Кинкулькин. Возвращение в Непал
 
  Date: 03 Jun 97
  E-mail: dik@ashtech.msk.ru ¦ mailto:dik@ashtech.msk.ru
  © Copyright Дмитрий Кинкулькин 1997
 

 
  НЕСКОЛЬКО СЛОВ ДЛЯ НАЧАЛА
 
  Я лежал на теплом прибрежном песке, наполовину
 высунувшись из спальника. Мимо скользили, тускло блестя в
 лунном свете, спокойные воды Трисули. Ночь была теплой и
 светлой. Песок и камни отдавали жар, накопленный за день; сияла
 огромная полная луна. На противоположном берегу полыхала
 бледным в свете луны огнем вершина холма - крестьяне выжигали
 джунгли. Изредка высоко над головой бесшумно проплывало что-то
 вроде украшенной новогодней елки. Это по дороге далеко вверху
 проезжал грузовик "Тата", расцвеченный гирляндой лампочек.
 Одинокие светлячки, будто подзарядившиеся от луны, добавляли
 свои короткие штрихи в игру ночного света. Вверху на склоне
 едва угадывался дом отца Дипака, где лежали наши каяки.
  Перед тем, как провалиться в сон, я переживал мгновения
 счастья и свободы, я чувствовал спокойную радость, и усталость,
 чуть большую, чтобы быть приятной. Я был один на берегу в этот
 час, но не был одинок. Я был частью окружающего меня мира, и с
 полным правом дышал воздухом этой ночи.
 
  Эти замечательные минуты я прожил совсем недавно в
 Непале, где мы прошли реки Верхняя Сун Коси, Кали Гандаки,
 Марсианди и катались на Трисули. О том, как это происходило, я
 и хочу рассказать. В этом рассказе местоимение "я" будет
 встречаться очень часто, чаще может быть, чем предписывает
 скромность. Во-первых, я хочу написать именно о моих личных
 впечатлениях и ощущениях. Во-вторых, мы поехали в Непал только
 вдвоем с моим другом Сергеем Киреевым, но и с ним на полпути,
 как вы узнаете, если дочитаете до соответствующего места,
 временно расстались. Впрочем, за Сергея не беспокойтесь: он
 владеет художественными средствами значительно более сильными,
 чем прозаический текст. Купите кассеты с его песнями; быть
 может, вам не понравится, но равнодушными вы не останетесь 1).
  Как наш вояж не был похож на "Самодеятельное туристское
 путешествие на территории СССР", так этот текст не является
 туристским отчетом. Я сознательно не расшифровывал слова вроде
 пенджаби, Пашупатинатх, ваджра. Пусть будет лучше "непонятно,
 но здорово". Я не придерживался какого-либо одного принципа при
 написании географических названий, не описывал подробно, как мы
 забрасывались и выбрасывались, где и почем что покупали.
 Категории сложности и расстояния я списывал с книжки 2). Если
 кто соберется в Непал поплавать или погулять по горам, и у него
 возникнут вопросы, пусть просто звонит мне (095) 238-3635 или
 пишет  >dik@ashtech.msk.ru. Тем более, и я надеюсь сходить в
 Непал еще. Многих людей встречали мы в Непале, но не встретили
 никого, кто бы сказал, что эта его поездка в Непал последняя.
 Все, кто побывал в Непале хоть раз (а особенно треккеры,
 альпинисты, водники), надеются туда вернуться, и я не
 исключение.
 
 
  ВОЗВРАЩЕНИЕ В КАТМАНДУ
 
  Наконец, после долгого шумного дрожания в небесах над
 мягкой облачной периной, самолет приблизился к Катманду. Уже
 призвали не курить, пристегнуть ремни и привести спинки кресел
 в вертикальное положение. Изменение тона работы турбин и
 шевеление дюралевых плавников выдавало близость посадки, а я
 так и не мог показать другу картину, которая поразила меня
 полтора года назад. Вместо сверкающей стены гималайских хребтов
 видна была только неясная мгла, над которой поднимались
 сюрреалистические башни из цветной капусты. Во мгле иногда
 вспыхивали зарницы. Под самолетом проплыли лесистые гребни
 Махабхарата, и сквозь облачные клочья показалась веселая даже в
 тени грозовых облаков долина Катманду с ее игрушечными полями и
 домиками, которые остаются игрушечными и после посадки
 самолета.
  Аэропорт Трибхувана отнюдь не столь суров, как Ш-2, и
 когда я приветствовал чиновника за стойкой паспортного контроля
 веселым "намасте", движение застопорилось в результате
 короткого обсуждения, какая стоит погода и в какой науке я
 "scientist". Непал пользуется репутацией страны, в которой
 ничего не меняется, и дальнейшее было вполне предсказуемо.
 Легкомысленно равнодушная к нашим рюкзакам таможня, план города
 free, и стена желающих увезти нас куда-нибудь на выходе.
 Естественно, таксист, которого мы выбрали, оказался не
 таксистом, а агентом гостиницы, куда ему страстно хотелось нас
 поселить. Естественно, рядом бежали его конкуренты, пытающиеся
 втолковать нам, что он не таксист, а мы, мол, настоящие
 таксисты. Естественно, все это с белозубыми улыбками, и без
 малейших признаков раздражения, когда не выгорело. Естественно,
 наш водитель достал проспект с фотографиями своей гостиницы и
 попросил заехать в нее посмотреть, а если нам не понравится,
 тогда он отвезет, куда мы скажем.
  Стоило чуть-чуть отъехать от аэропорта, как Сергей начал
 понимать, куда попал. Понимание приходило к нему, как к
 московскому автолюбителю и человеку, обдрайвившему все
 Соединенные Штаты, через картины автомобильного движения, мало
 того, что левостороннего, но подчиняющегося не столько
 правилам, сколько законам взаимного доброжелательства. Я думаю,
 Сергей даже не обратил внимания на оставшийся справа
 Пашупатинатх и на клубы дыма на берегу Багмати. Вот мимо
 промелькнул новый королевский дворец, и мы вползли в Тамел -
 один из кварталов старого города, где находятся 1000 дешевых
 ресторанчиков, 10000 дешевых гостиниц, где на улицах, в которые
 едва пролезает одна малолитражка, толчется миллион народу со
 всех концов света, едут друг другу навстречу сотни велорикш,
 моторикш, такси, велосипедов - и все помещаются, никто друг
 другу не мешает. Главное, только не бояться движения, не
 отскакивать в сторону от каждого гудка или звонка. А то можно
 неожиданно для себя оказаться в лавке - антикварной или
 туристского снаряжения. Из какого-нибудь темного угла раздастся
 негромкое: "Хэлло! Намасте! Excuse me sir, good price, cheap
 price..." - и так просто обратно на улицу не выберешься. А
 снаружи на вывесках, на рекламных объявлениях, на транспарантах
 поперек улиц слова из книжек, из романтических историй, из
 приключенческих фильмов: Эверест, Сун Коси, base camp, Тибет,
 elephant safari, Мачапучаре, Бутан...
  Мы бросили вещи в гостинице и пошли гулять. Мы бродили по
 Тамелу, по центральным улицам, потом через старый город на
 площадь королевского дворца. Сергей балдел, глядя по сторонам,
 вдыхая смешаный запах благовоний и помоек. А я балдел, глядя на
 него. В свой первый вечер в Катманду я тоже не менее двух раз
 прошел мимо дверей своей гостиницы, не заметив ее.
  Наша гостиница - это Sherpa Guesthouse, традиционное с
 легкой руки альпинистов место поселения русских. Когда в
 советское время я читал Ремарка или Хемингуэя, я поражался, как
 это у человека есть родной кабак, где его знают официанты,
 родная гостиница, где его знает портье; место, где его ждут и
 рады видеть. Потом у меня появилось такое место - Sherpa Guest-
 house с рестораном Tibet's Kitchen. Только чтобы зайти туда,
 где мне рады, надо лететь из Москвы одиннадцать часов. Мы
 поужинали в Tibet's Kitchen, попрощались с портье и поднялись в
 свой номер. Я был дома, я вернулся в Катманду.
 
  ТЯЖКАЯ ДОЛЯ КАНОИСТА
 
  Вообще-то мы приехали в Непал не для того, чтобы
 оттягиваться в Тамеле. Мы приехали плавать на лодках по речкам
 - сначала попроще, потом посложнее, потом еще сложнее, - и так,
 пока не придет время лететь обратно. У нас есть "отягчающее
 обстоятельство" - Сергей не каякер, а каноист. У него лопастей
 в два раза меньше, а мозгов ему требуется в два раза больше.
 Каяк ему западло, ему требуется С-1. Поэтому с утра на
 следующий день мы отправились арендовать лодки в Ultimate
 Descents. Это рафтинговая фирма номер один по своей репутации в
 Непале. Когда встречаешь в Тамеле человека с веслом или другим
 водным атрибутом, и спрашиваешь его, кто он такой и что здесь
 делает, то в ответ слышишь: "Я рафтер (каякер) из США
 (Австралии, Германии). Я буду покорять Трисули (Сети, Кали
 Гандаки) с Ultimate Descents (без вариантов)". Боссом в
 Ultimate Descents работает David Allardice, один из авторов
 завлекательной книжки Whitewater Nepal. Эту фирму нам
 рекомендовал и имевший с ней дело раньше Саша Давыдов.
  Оффис их оказался в двух шагах от нашей гостиницы. Наружу
 через стеклянную витрину смотрел телевизор. На экране каякеры
 играли со страшными бочками, а рафтеры махали веслами по
 воздуху, визжа от наслаждения. Несколько непальцев - рикш, не
 нашедших седоков, и торговцев ножами кукри, без особого
 интереса наблюдали за этим зрелищем. Внутри, под фотографиями,
 знакомыми по книжке Дэвида, сидела симпатичная девушка.
 "Здравствуйте!" - сказали мы. "Мы вообще-то сами не местные, мы
 водники из России. Мы приехали плавать по речкам
 самостоятельно. Сделайте нам пермитов побольше, дайте нам
 пожалуйста лодки, весла, юбки и чего у вас есть еще хорошего".
 - "Охотно" - ответила девица. "Мы вам очень рады." - "Вот и
 хорошо" - сказали мы, - "тогда сделайте нам пермиты на Бхоте
 Коси 3), Моди Кхолу, Кали Гандаки, Марсианди для начала и дайте
 нам каяк и каноэ покруче". - "А что такое каноэ?" - спросила
 девица. "Ах да, у нас есть долбленые каноэ из цельного ствола."
 - "Это такой каяк, в котором стоят на коленях, а гребут
 однолопастным веслом." - "А, катарафт!" - обрадовалась девица.
 - "Ну уж нет, катамаранами мы по горло сыты, нам С-1 подавай."
 - "У нас нет таких лодок" - погрустнела девица. - "Как так
 нет? А Сашу Давыдова вы знаете?" - "Конечно, знаем, кто ж его
 не знает." - "Так вот, Саша Давыдов нам сказал, что в Ultimate
 Descents есть несколько С-1." - "Да? Но я в ваших лодках
 ничего не понимаю, я тут вообще-то чтобы клиентов на
 коммерческий рафтинг заманивать. Вы приходите в одиннадцать,
 глядишь, и Дэвид подтянется." - "О.К."
  В одиннадцать часов никакой Дэвид не появился. "Дэвид
 приболел немножко" - сказала девица. - "Конечно, понимаем" -
 сказали мы. "После выходных с великими такое часто случается,
 уж кому знать, как не нам." - "Но он звонил и сказал, что
 где-то между каяков у него завалялось каноэ. Вы приходите в три
 часа, гид отвезет вас в boat house, и уж там-то вы найдете все,
 что вашей душеньке угодно." - "О.К." - сказали мы, и поехали
 на рикше в Сваямбунатх. Поднявшись по лестнице мимо обезьян, мы
 обошли огромную ваджру (дордже), ударили в колокол и пошли
 вокруг ступы, вращая молитвенные барабаны. Могучие, полные
 тайного смысла и древней гармонии мантры устремились к небесам.
 Хотя от кармы своей никуда не денешься, но хуже теперь точно не
 будет.
  Над горами опять сгустилась мгла, вспыхнули зарницы,
 загрохотал гром. Когда мы пришли в Ultimate Descents,
 накрапывал дождь. Действительно, нас уже ждала пачка готовых
 пермитов и гид-непалец, с которым мы поехали в boat house.
  В сарае в boat house висело несколько десятков лодок.
 Основные фирмы и типы каяков были достойно представлены.
 Казалось, каждый может выбрать себе лодку по вкусу. Еще в
 Москве я решил, что при моем весе 82 килограмма в тот момент
 (по возвращении несколько меньше) и весе груза до 12 кг на
 сплаве, мне нужна лодка объемом не менее 300 литров, желательно
 прийоновская. (Perception мне нравится меньше; Dagger я знаю
 только на вид; Piranha, очень популярную в Непале, Саша Давыдов
 брать отсоветовал из-за более хрупкого пластика.) Tornado
 казался мне слишком здоровым, а Invader - слишком маленьким
 (280 л) и слишком спортивным для сорокалетнего гребца, имевшего
 большой перерыв и проплававшего всю жизнь на поддувных
 дебаркадерах. Вскоре я нашел T-Canyon, вытащил наружу и залез в
 него. Все как раз, осталось подобрать юбку. Тут-то и ждало меня
 разочарование: в boat house оказалось не более двух десятков
 юбок, в основном рваных, и ни одна из них не подходила. Однако,
 по совету Саши Давыдова, я захватил пару разных юбок из Москвы.
 Но ни одна из них тоже не полезла на T-Canyon.
  Но все мои проблемы ничего не стоили по сравнению с
 Серегиными: в то время как я, со спертым в зобу от жадности
 дыханием, перебирал каяки, выискивая, какой лучше подойдет,
 Сергей не мог найти ни одного каноэ. Последовало несколько
 звонков Дэвиду, уверявшему, что каноэ где-то должно быть, и
 дневная программа окончилась тем, что Дэвид пообещал назавтра
 во всем разобраться лично. Тут-то я и понял, почему Дэвид в
 своей книге рекомендует отводить на подбор лодок не менее двух
 дней.
  Вечерело, шел дождь, и мы решили последовать еще одному
 совету из книги Дэвида - купить "легкий нейлоновый тент за
 6-10$". Однако таких тентов в тамельских лавках не оказалось.
 Поэтому мы просто в местной (не туристской) лавке купили
 пластиковый тент и пошли обратно. И тут мы заблудились в старом
 городе, обретшем новый вид в дождь и в темноте. Несколько раз
 мы пробивались через запруженные народом узкие улочки к
 площадям на "углах" Тамела, но каждый раз мимо Тамела
 промахивались. Вскоре мы поняли, что "промахиваемся" потому,
 что и не хотим в Тамел, нам хорошо бродить мимо пагод, ступ,
 изваяний львов. В конце концов дождь кончился, мы взяли рикшу и
 поехали в гостиницу. Этот вечер был знаменателен тем, что я
 последний раз за время путешествия надевал длинные брюки,
 кроссовки и носки.
  Следующее утро мы снова провели в boat house. Я понял,
 что в T-Canyon мне поплыть не суждено и без особой надежды
 вытащил Invader, считая, что на его очко юбки тоже не полезут.
 Однако одна из моих юбок села отлично. Так получилось, что я
 взял Invader, и не разочаровался. Это оказалась легкая в
 управлении даже для меня лодка, которая вполне подошла для
 сплава с грузом и без груза по самой разной воде и даже для
 игр. Если бы я взял T-Canyon, было бы хуже. Я подобрал себе
 хорошее весло (хотя и тут выбор был невелик) и решил
 посмотреть, как дела у Сергея. Дела обстояли так: Сергей и два
 непальских гида снова перебирали все лодки в поисках каноэ,
 периодически звоня в оффис Дэвиду. После очередного звонка,
 когда Дэвид сообщил, что каноэ синее и лежит справа, его
 все-таки удалось отыскать. Теперь встала следующая задача -
 найти юбку. Опять начались звонки, и в конце концов канойная
 юбка, которая как-то налезала на очко, нашлась. Итак, к
 полудню, усталые, но довольные, мы были экипированы и могли
 отправиться на нашу первую речку.
 
 
  МЕЧТА ИДИОТА
 
  План был такой: учитывая долгий перерыв в сложных походах
 на малых судах, небольшую численность группы (всего в два раза
 больше минимальной) и обещанное коварство гималайских рек,
 ходить речки в таком порядке, чтобы каждая предыдущая служила
 подготовкой к следующей. Последней речкой должна была стать
 Марсианди. Для подготовки к Марсианди мы хотели использовать
 самоценный маршрут по Моди Кхоле и Кали Гандаки, для тренировки
 перед Моди Кхолой - участок Бхоте Коси и Сун Коси от 95-ого
 километра до плотины, а для начальной разминки - следующий
 участок Сун-Коси от Кхадичоура до Долалгхата.
  Мы сторговались с такси, и в два часа поехали в
 Кхадичоур. Через час езды мы оказались в Бхактапуре. Это
 совершенно замечательный средневековый город, в котором надо
 смотреть не только дворцовую площадь с храмами и пагодами
 (здесь снимались многие сцены фильма Бертолуччи "Маленький
 Будда"), но и сам город с узенькими улочками и двориками,
 соединенными совершенно невероятным лабиринтом узеньких
 переходов. Следующим нашим экскурсионным объектом должен был
 стать Дуликель - маленький городок на гребне невысокого хребта
 со знаменитым видом на Гималаи. Но останавливаться не было
 смысла. Вместо гор были видны только мрачные серые облака.
 Впрочем, когда мы спустились к Долалгхату, где сливаются
 Индравати и Сун Коси, пейзаж повеселел. Здесь сияло солнышко, и
 чувствовалось, что день был жаркий. Но на этом веселье на
 сегодня закончилось. Во-первых, двадцать километров дороги до
 Кхадичоура оказались плохом состоянии, и мы ехали не обещанный
 в книге час (хорошая скорость для Непала), а почти два часа в
 тряске и в пыли. А во-вторых, нам не понравилось то, что мы
 увидели с дороги. Нижняя часть участка вообще не имела

<< Пред.           стр. 572 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу