<< Пред. стр. 59 (из 787) След. >>
высокой трубой на левом берегу. Обнос по левому берегу (50 м). В150 м от ГЭС - обнос дамбы по правому берегу. Через 1 км обнос
моста (50 м) по правому берегу.
Перед г. Тывров - 2 острова (проход по центру). В Тыврове -
плотина ГЭС, за которой низкогабаритный мостик. Через 300 м -
порожистый участок у разрушенной мельницы. За мельницей в 500-х м
дамба. Обнос по левому берегу (6 м). За Клещеевской мельницей - 2
гряды порогов. Наиболее сложная вторая. Просмотр порога с левого
берега. 1-я гряда проходится под левым берегом, 2-я - по центру.
У с. Канава - порог после паромной переправы. Проход справа или
по центру (в зависимости от уровня воды). Порог можно просмотреть
по правому берегу. Перед с.Стрельчинцы - каскад перекатов до с.
Голубовки. За с. Голубовки - самый сложный порог на маршруте.
Просмотр порога с правого берега. После порога - хорошее место
для купания. Далее следуют еще 3 порога с интервалом в 1 км. 1-й
и 3-й проходятся по центру, 2-й - под правым берегом. У с.
Рогозна - порог, протяженностью 500 м. На выходе порога - слив.
Просмотр с левого берега. Далее до с. Печера препятствий нет.
Перед Печерой - шивера. Целесообразно остановиться на ночлег
перед шиверой в сосновом лесу на левом берегу.Проход шиверы - под
левым берегом. Первые 2 острова оставляют слева, третий - справа.
Напротив села - Печерские пороги. 1-й Печерский порог проходится
по центру, далее - либо влево (мимо плотины, за которой
30-метровый волок через остров), либо по основному руслу (если
позволяет уровень воды) преодолеть 5 порогов. У с. Забужье -
паромная переправа. Через 3 км - перекат. В г. Брацлав -
Брацлавская ГЭС. Обнос по правому берегу (100 м). Затем река
спокойно течет до поселка Гранит и около него пересекает 5
каменистых гряд. Далее до с. Самчинцы - 6 перекатов.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Отъезд 26.4.91 с Киевского вокзала
Поезд N 89 "Винница" скорый
Отправление : 15:48
Прибытие : 10:07 (в Жмеринку)
Возвращение 4.5.91 из Винницы (или из Жмеринки)
Поезд N 90 "Винница" скорый
Отправление : 18:00 (из Жмеринки)
Прибытие : 11:42
Длина маршрута Винница-Ладыжин - 203 км.
Винница-Селище - 20 км 1 плотина, 1 наплавной мост
Селище-Гнивань - 9 км -
Гнивань-Сутиски - 16 км 1 плотина, 2 дамбы
Сутиски-Тывров - 6 км 1 плотина, 2 дамбы, 1 порог
Тывров-Стрельчинцы - 26 км 6 порогов
Стрельчинцы-Рогозна - 14 км 7 порогов
Рогозна-Печера - 9 км 6 порогов, 1 плотина
Печера-Брацлав - 31 км 1 плотина, 2 дамбы, 1 порог
Брацлав-Самчинцы - 14 км 9 порогов
Самчинцы-Райгород - 2 км -
Райгород-Семенки - 16 км 1 порог
Семенки-Ладыжин - 40 км -
Литература:
1) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
2) Отчет N , ЦБМГТК.
1) "Южный Буг", карта-схема.
===============================================================
FILE: bug2.txt
По Южному Бугу от Гайворона до Вознесенска.
Протяженность - 204 км. Число ходовых дней - 10. Сезонность
- май - сентябрь. Категория сложности - III.
Маршрут проходит по Кировоградской и Николаевской областям.
Начало его - в городе и станции Гайворон. Суда спускать на воду
ниже плотины ГЭС, в будний день: в праздники и выходные дни щиты
закрыты, а порожистый участок ниже плотины непроходим. Сразу
после плотины порог, а слева карьер по добыче гранита и гнейса.
От Гайворона до села Завалье Южный Буг течет в узкой долине,
стиснутой высокими скалистыми берегами. Река вьется меж скал,
образуя ряд порогов и перекатов.
После Завалья берега понижаются - правый занят широкой
поймой, а левый местами заболочен. В 5,5 км от села Саврвнь обнос
плотины ГЭС. Ниже Дубинова река разветвляется на два рукава, идти
нужно правым. От Каширо-Александровки до Онисково вдоль правого
берега протянулся лес. До Первомайска Южный Буг быстро течет в
глубокой, живописной долине. Небольшие рощи на отлогих участках
берега чередуются с отвесными скалами. Часты каменные карьеры. У
села Чаусово между высокими гранитными берегами - зеленый
островок. От Гайворона до Первомайска 12 коротких обносов
мельничных плотин, а в Первомайске обнос плотины ГЭС.
За Первомайском, у села Мигея, один из самых красивых и
сложных участков реки. В этом месте Южный Буг разбивается
каменной грядой на рукава. Русло загромождено причудливыми
скалами. Предстоит двойной обнос - плотины Мигейской ГЭС и
плотины мельницы. За Мигейским островом большой каменный карьер и
группа Мигейских порогов. Часть из них можно пройти после
предварительного осмотра, а через некоторые суда надо проводить.
Ниже долина расширяется, течение замедляется. В русле отдельные
скалы и острова, а в устье левого притока - Корабельной мощная
40-метровая скала. От Семеновки до Константиновки на пути 6
коротких обносов плотин мельниц.
В селе Константиновка 5 гряд порогов, из них первые две
тянутся почти 1 км. Ниже реку делит на рукава гранитный остров,
на правом - плотина ГЭС. Идти нужно правым, а обнос делать в
левом углу плотины (500 м по тропе). Нижняя группа порогов
протянулась на 1,3 км; в этом месте вода выточила в скалах
большие каменные котлы. После Богдановки Буг течет в глубоком
скалистом каньоне, в конце которого живописная 40-метровая скала
"Пугач". У села Кременчуг русло перегораживает крупная скала,
оставляя для реки узкий проход. Дальше долина расширяется, правый
берег - высокий, левый - пологий. Кроме порогов на участке до
Александровки - обнос 2 мельничных плотин, а в самом селе обнос
плотины ГЭС, справа по краю дамбы. За плотиной берега заметно
понижаются, течение слабое. Около села Бугское по левому берегу
молодая сосновая роща. Долина реки становится шире, в отдельных
местах пойма заболочена и заросла тростником.
Маршрут заканчивается в городе и станции Вознесенск
железнодорожной линии Одесса-Черкассы. Отсюда ходят рейсовые суда
в Николаев.
Все маршруты по Южному Бугу рассчитаны на физически сильную
группу, имеющую опыт прохождения порогов. Надо помнить, что в
расположенных вдоль реки каменных карьерах работы ведутся
взрывным способом, и до окончания взрывов (они производятся
обычно в конце смен - утром и вечером) в зону карьера входить
нельзя. Плотины мельниц, упомянутых в описании, в большинстве
недействующие; это каменные гати, обнос которых не труден. При
высокой воде через некоторые из них можно пройти или провести
суда у берега, противоположного мельнице. В связи со
строительством плотины в районе Константиново обстановка на этом
участке в корне изменится.
Литература:
1) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
===============================================================
FILE: smotrich.txt
По Смотричу и Днестру.
Протяженность - 235 км. Число ходовых дней - 10. Сезонность
- апрель - май. Категория сложности - II.
Маршрут проходит по Хмельницкой области. Смотрич (длина 169
км) берет начало в районе села Немирницы и впадает в Днестр в 795
км от его устья. Уклон 1,3 м/км. Прорезая Подольскую
возвышенность, Смотрич образует глубокие каньоны с вычсокими
скалистыми берегами. В русле на всем протяжении много порогов,
перекатов, мелей. В межень река сильно мелеет, во многих местах
предстоит обнос или проводка судов. От дождей уровень воды быстро
меняется.
Начало пути - в районном центре Городок, куда можно доехать
автотранспортом от города и станции Хмельницкий железнодорожной
линии Тернополь - Жмеринка. В Хмельницком - краеведческий музей и
памятник героям Великой Отечественной войны, павшим в боях за
освобождение области в 1944 году. В Городке Смотрич протекает в
800 м от автобусной станции, и доставка на берег судов и
снаряжения не трудна.
Вначале река очень мелкая, ниже глубина увеличивается. У
села Лесогорка - мельничная плотина (обнос). В 3 км ниже Смотрич
очень извилист, часты завалы и мели, течение быстрое. Перед селом
Купин река делится на два рукава, идти нужно правым. В конце
протоки обнос плотины мельницы, а в 3 км далее два коротких
обноса - плотины и низкогабаритного моста. В Большом Карабчееве
перекат 20 - 25 м, а затем порог, проходимый у левого берега.
За селом река становится уже, извилистее, течение быстрее.
Нужно быть внимательным, чтобы на повороте не прижало к берегу
или не затянуло под нависшие кусты и деревья. Через 1,5 км за
шоссейным мостом небольшой порог, а за ним низкогабаритный мост,
который необходимо обнести. После моста 2-3 км тянется плес, а
затем на пути живописный и довольно сложный порог "Деренив Яр". В
Грицкове, за 150 - 200 м до мельницы, слева узкий вход в "Кривой
порог" с тремя поворотами. За селом берега повышаются, скалистые
участки чередуются с площадками, заваленными щебнем и валунами,
чаще мели и перекаты. В русле много подводных камней. В 4 км ниже
Грицкова самый сложный участок реки с мощным порогом.
Далее впереди город Смотрич, связанный регулярным автобусным
сообщением с Хмельницким и Каменец-Подольским. За городом вдоль
берега расположен карьер по добыче известняка. В этом месте река
течет 300 м по искусственному руслу, в конце обнос непроходимого
порога. Еще 5-6 км - и впереди торчат из воды сваи моста. Перед
селом Карачковцы рекомендуется совершить экскурсию на городище
времен Киевской Руси у подножия горы Сокол. Ниже села в русле
много мелей, подводных и надводных камней.
В Залучье река делится на два рукава, проходимы оба. В
Думанове - обнос плотины мельницы, а в Великозалесье - плотины
ГЭС. Затем на пути мелкий участок, где предстоит частичная
проводка судов. У Голоскова Смотрич становится полноводнее,
сказывается подпор плотины ГЭС. В конце села приходится идти 2 км
по обводному каналу, а затем обносить шлюз.
Участок реки от Голоскова до Каменец-Подольского отличается
наибольшим уклоном и быстрым течением. В русле несколько
перекатов и порогов, проходимых у правого берега. В
Каменец-Подольском река входит в глубокую долину, разделяющую
старый и новый города. Это один из старейших городов Украины
(основан в XII веке). Рекомендуется осмотреть исторический музей,
крепость XIV века, городские укрепления XV - XVI веков, памятники
архитектуры - Петропавловскую крепость и русские ворота XVI века,
церковь Николая, Доминиканский монастырь XIV века, посетить
памятник героям-танкистам, погибшим при освобождении города в
1944 году. Ниже на реке по-прежнему встречаются мели и плотины,
требующие обноса. Берега лесистые, живописные. Вскоре долина
расширяется, впереди водохранилище Цвиклевской ГЭС; здесь
последний обнос на Смотриче.
Дальше маршрут проходит по Днестру до села Старая Ушица,
откуда можно рейсовым автобусом или попутным автотранспортом
уехать в Каменец-Подольский. При окончании маршрутав Старой Ушице
и возвращении в Каменец-Подольский осмотреть город удобнее на
обратном пути.
Литература:
1) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
===============================================================
FILE: sluch.txt
По реке Случь.
Протяженность - 286 км. Число ходовых дней - 12. Сезонность
- май- сентябрь. Категория сложности - II.
Маршрут проходит по северо-западу УССР. Случь (Южная) берет
начало на Волынском плоскогорье и впадает справа в Горынь в 100
км от ее устья. Длина реки 451 км, ширина 5 - 10 м в верховье, до
50 м в среднем течении и 100 - 110 м в низовье, уклон 0,4 м/км.
Подъезд к началу маршрута - от станции Полонное
железнодорожной линии Шепетовка-Бердичев автобусом или попутным
автотранспортом до Мирополя, откуда осуществляется сплав по реке.
В 4 км ниже поселка, на правом берегу Случи, удобное место для
стоянки. До поселка Барановка встречаются небольшие перекаты и
отдельные камни, идти нужно внимательно. В Барановке музей
известного фарфорового завода. В поселке реку пересекает
шоссейный мост (сильное прижимное течение). От Барановки до
Новоград-Волынского препятствий, кроме нескольких незначительных
перекатов, нет.
Новоград-Волынский - районный центр Украины, родина поэтессы
Леси Украинки. Город красиво расположен на высоком скалистом
берегу. В черте города крупные валуны подчас перегораживают реку,
образуя порожистые протоки. Наиболее безопасный проход - вдоль
правого берега. У железнодорожного моста нужно остановиться и
провести разведку. При низкой воде здесь предстоит обнос 600-700
м. В 7 км ниже моста, у села Александровка, непроходимый порог,
обнос 200 м по правому берегу. Еще один короткий обнос отвесного
водослива в селе Чижовка.
Ниже почти 12 км Случь спокойно течет в живописных берегах.
Местами к реке подходит лес с хорошими площадками для стоянок. У
поселка Курчица - низкогабаритный мост, далее высокие стоячие
волны.Очередное препятствие - сложная шивера в 4 км ниже, у
плотины старой мельницы. Возле городка Городница островок и два
несложных переката. От Городницы до села Бычеги препятствий нет.
В Бычегах низкогабаритный мост проходится, в зависимости от
уровня воды, только после разведки. Далее Случь протекает в узкой
долине с крутыми скалистыми берегами. Перед поселком Сосновое
долина расширяется, на высоком правом берегу видны развалины
замка XIII- XIV веков.
За Сосновым берег становится ниже, лес сменяют луга,
скалистые участки редки, препятствий мало. У поселка Березно мост
с сильным прижимным течением. В 5 - 6 км ниже река разветвляется
на три рукава, наиболее удобный - левый. В Великую Отечественную
войну по левому берегу Случи проходила линия обороны, встречаются
взорванные доты, следы земляных укреплений.
Маршрут заканчивается в Сарнах, городе и станции
железнодорожной линии Ковель-Коростень. Путь можно прервать в
Новограде-Волынском, в 83 км от начала маршрута, или в Сосновом,
связанном регулярным автобусным сообщением с Ровно. В последнем
случае протяженность маршрута составит 185 км.
Желательно иметь с собой примус: на Случи, как и на
большинстве южных маршрутов, на отдельных участках плохо с
дровами.
Литература:
1) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
===============================================================
FILE: stryi.txt
По реке Стрый.
Протяженность - 150 км. Число ходовых дней - 8. Сезонность -
апрель - сентябрь. Категория сложности - I, усложненная.
Маршрут проходит по Львовской области. Стрый (длина 230 км)
берет начало на северных склонах Водораздельного хребта
Украинских Карпат и впадает в Днестр справа в 1190 км от его
устья, в 10 км от Жидачова. Стрый - горная река с уклоном 3,2
м/км. Уровень воды в ней во время паводка и дождей быстро
нарастает и также быстро снижается. Во время наивысшего подъема
воды скорость течения даже в низовье достигает 3-4 м/с, а в
верхнем и среднем течении значительно больше. Берега покрыты
хвойными и смешанными лесами, густо населены.
К началу маршрута - станции Явора можно доехать из Львова
поездом. От станции до реки 200 м. До села Новый Крапивник река
петляет между крутыми лесистыми берегами. На пути много
перекатов, в русле могут быть остатки свай от снесенных в
половодье мостов, а в населенных пунктах - тросы, протянутые с
одного берега на другой. От Нового Крапивника до Подгородцев
Стрый делается полноводнее, ширина его достигает 40-60 м,
препятствий меньше.
У села Рыбник один из самых больших на Украине заповедников
(олени, косули, рыси, медведи). Посещение только с разрешения
администрации. Село Подгородцы связано автобусным сообщением с
городом Стрый. Из Подгородцев рекомендуется совершить
6-километровую прогулку до села Урич, где среди высоких скал
видны развалины крепости XII-XIV веков. В окрестностях села
Крушельница в 1943 году действовало партизанское соединение С. А.