<< Пред.           стр. 58 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 1-228.04-г.Москва - ст.Гнивань -ж/д
 
 
 229.04- р.Ю.Буг сборка судов, тренировка -пешком
 
 
 330.04место ночевки - авт.мост перед пос.Тывров21сплав
 
 
 41.05место ночевки - ур.Красилов за пос. Соколинцы -19 сплав
 
 
 52.05место ночевки - с.Воробиевка16сплав
 
 
 63.05место ночевки - пос.Алексеевка9сплав
 
 74.05место ночевки - левый приток р.Яр за пос. Забужье16сплав
 
 85.05место ночевки - с. Сорокодубы23сплав
 
 96.05место ночевки - ур. Салинецкое за 1.5 км до пос Салинцы полудневка6сплав
 
 107.05место ночевки - пос.Райгород разборка, сушка8сплав
 
 118.05 - пос.Райгород --ж/д
 
 129.05г.Винница - г.Москва
 
ДеньДатаУчасток пути км. Способ
передвижения

 


  Итого : 118 км


 

Паспорт маршрута


 
 вид туризмаводный
 категория сложностивторая
 район путешествияЗападная Украина
 нитка маршрутаг.Москва - пос.Гнивань - р.Ю.Буг (сплав) - пос.Райгород
  - г.Винница - г.Москва
 протяженность активной части маршрута118 км
 количество участников16 чел.
 средства сплавабайдарки, катамаран
 сроки путешествияс 28.04.95 по 9.05.95
 уровень воды:
  в начале походасредний
  с середины походаниже среднего
  погодные условия:
 температура днемот 15 до 25
 ночьюот -4 до 5
 Маршрутные книжки NN 1/4-201, 1/4-202
 

 

Техническое описание маршрута


  Скорость движения, приведенную в данном описании, следует
 считать медленной. Это объясняется наличием в группе двухместного
 катамарана, который мы поджидали на длинных прогонных участках и
 перед каждым порогом для осуществления страховки. Сразу следует
 отметить, что на всех препятствиях, вне зависимости от их
 сложности, страховка проводилась с воды катамараном. Следом за ним
 проходили каркасно-надувные байдарки и далее каркасные байдарки в
 строго установленном порядке. Такие меры безопасности, на наш
 взгляд, вполне оправданы при проведении школы НТП. На длинных
 прогонных участках байдарки высылались вперед для приготовления
 обеда или ужина, что позволяло частично экономить время.
 

В месте стапеля ширина реки достигает 40 - 50 м, течение
 слабое, берега низкие, в зарослях осоки и камыша.
 

Через 50 мин после начала движения на левом берегу -
 населенный пункт. Еще через 25 мин - автомобильный мост в пос.
 Ворошиловка. До плотины в пос. Сутиски - час сплава. Чалиться для
 обноса удобно перед самой плотиной на левом берегу. Длина обноса -
 около 100 м. Сразу за плотиной с интервалом в 5 - 7 мин идут два
 низких мостика. Первый обнесли слева, длина обноса - 20 м, у
 второго моста провели байдарки правым, наиболее высоким пролетом.
 Катамаран обнесли слева, длина обноса - 20 м. За вторым мостом -
 небольшой перекат, над водой видны сваи старого моста. Проходили
 ближе к правому берегу. Через час встали на ночевку в лесном
 массиве правого берега.
 

Через 12 мин после выхода - автомобильный мост через реку,
 рядом с ним - остатки старого моста.
 

Еще через 7 мин река делится островом на две протоки. В левой,
 более узкой, сразу начинается шивера, правая уходит за поворот и до
 конца не просматривается. Катамаран прошел левой протокой и встал
 на страховку, все байдарки шли левой протокой, на выходе - сложная
 лавировка между подводных камней.
 

Через 25 мин после первой шиверы - разрушенная мельница в
 начале пос. Тывров. Ориентир - разрушенное строение на правом
 берегу. Для осмотра чалиться на правый берег. Река делится островом
 на две протоки, левая забита камнями. В правой у самого берега -
 каменный желоб, в центре которого стоит металлическая труба. Чуть
 левее - каменистая горка, наиболее чистый проход - в правой ее
 части. Следует учесть опасность быть затянутым в желоб. На выходе
 струя упирается в каменную гряду и поворачивает влево, лавировка
 между подводных камней. Все суда проходили справа, вплотную к
 каменному желобу. Страховка осуществлялась снизу катамараном. В 100
 м за препятствием - низкий мост, обнос - 30 м.
 

В 50 мин сплава после моста начинаются перекаты у пос. Клещов.
 Один за другим следуют два мелководных переката, проходили по
 основной струе. Далее идут одиночные камни в русле и остатки
 старого парома. В 20 мин сплава от него цепочка из трех перекатов.
 Проходили по основной струе. На ночевку встали в конце лесного
 массива, на левом берегу.
 

Через 7 мин после начала движения ЛЭП переходит на правый
 берег, а еще через 10 мин на левом берегу начинается пос. Потуш.
 Недалеко от поселка - разрушенное здание на левом берегу, в 10 мин
 сплава от которого - понтонный мост. Проход чистый. До паромной
 переправы в пос. Канава еще 25 мин сплава. Около парома -
 низковисящий трос, проход возле обоих берегов. Через 5 мин после
 парома - шивера. В середине русла - остров с камышом. Проходили
 левее острова, по основной струе. В 20 мин сплава - небольшая
 шивера в пос. Стрельчинцы. Шли по основной струе. Еще через 12 мин
 русло делится на три протоки островами. Левая протока забита
 камнями. В центральной после небольшой водяной горки стоят три
 крупных камня, между которыми сложная лавировка. В правой, наиболее
 узкой, - слив с подводной плиты 0.5 м, далее отдельные камни.
 

Для осмотра центральной протоки чалиться в голове левого
 острова. Правую протоку осматривали с правого берега. Первое
 отделение шло центральной протокой, второе - правой. Страховка с
 воды осуществлялась катамараном и КНБ. В 5 мин сплава от порога -
 понтонный мост, обнос. Через 20 мин - очередной порог. Впереди
 видна труба газопровода, пересекающая реку. В середине порога -
 большой остров и несколько каменных отмелей, катамаран и одна КНБ
 прошли правой протокой. Чистого прохода здесь нет, вся струя
 разбивается о подводную гряду камней, все остальные суда проходили
 крайней левой протокой, спрятанной в камышах. Через 2 мин после
 порога проплыли под трубой газопровода и еще через 5 мин встали на
 ночевку в устье левого притока.
 

Через 15 мин после начала движения - понтонный мост у с.
 Воробиевка. Следом за ним с интервалом 5 мин идут три шиверы, шли
 по основной струе. От последней шиверы до порога Киевский - около
 20 мин сплава. Ориентиром является высокая скала правого берега,
 подходящая близко к воде. Вначале русло разбито на многочисленные
 протоки, в которых слабые шиверы, шли центральной протокой. Перед
 самой скалой, у правого берега - большой улов, где можно спокойно
 зачалиться для осмотра порога.
 

После короткого быстротока, река перегорожена подводной плитой
 образующей слив, высотой 0.7 м, с бочкой. Острыми надводными
 камнями этот слив делится на левый и правый (более широкий) языки.
 В 15 - 20 м за сливом вся река перегорожена каменистой грядой,
 требующей сложного маневра при прохождении. Одна из байдарок
 /`.e.$(+ слив по левому языку, все остальные - по правому. Экипаж
  Салюта-2 второго отделения зашел в слив под небольшим углом и
 перевернулся. Последствия аварии были ликвидированы с помощью
 катамарана и одной из КНБ.
 

В 200 м за порогом на слабом правом повороте - очередной
 небольшой порожек, в котором несколько проток. Проходили самой
 правой протокой, огибая надводную плиту, выступающую из правого
 берега.
 

Далее с интервалом 5 мин следуют две шиверы, шли по основной
 струе. В 15 мин сплава от последней шиверы - на правом берегу пос.
 Рагозна. Еще через 10 мин - начало длинной шиверы. Русло забито
 камнями. Необходима сложная лавировка. На выходе река перегорожена
 каменной грядой, основная струя сливается под левый берег. На
 правом берегу в карьере ведутся взрывные работы, поэтому проходить
 этот участок лучше в середине дня. Сразу за шиверой, после слабого
 правого поворота - короткий порожек с воротами из камней. Экапаж
  Салюта-1 второго отделения наскочил на камень и перевернулся.
 Последствия аварии были ликвидированы при помощи катамарана. Через
 30 мин сплава от порога встали на высоком левом берегу, в районе
 пос. Алексеевка.
 

Через 15 мин сплава - еще одна шивера, деревня справа. В 5 мин
 сплава за левым поворотом - короткая шивера у левого берега, за ней
 видно начало длинного острова и мост через левую протоку. В правой
 протоке начинается каскад Печерских порогов. Заход в правую протоку
 от начала острова показался нам весьма проблематичным. К тому же
 осмотр первых двух ступеней показал, что данное препятствие явно
 превосходит вторую категорию сложности. Узкие винтовые сливы
 высотой более 1 м через обливные камни, сильная засоренность русла
 крупными глыбами, мощная струя и сложная лавировка склонили нас к
 обносу.
 

Все суда прошли левой протокой. Под мостом шли центральным
 пролетом, прижимаясь к правой опоре, т.к. по центру торчит
 арматура. За мостом - участок быстротока и камни в русле. Чалились
 перед вторым пешеходным мостом и переносили суда в правую протоку
 (50 м) к окончанию второй ступени Печерского каскада.
 

Далее до автомобильного моста в Печорах прошли две оставшиеся
 ступени, представляющие собой мелководные шиверы. Сразу за мостом,
 в устье правого притока, - слабая шивера. Через 40 мин сплава от
 автомобильного моста - навесной мост в пос. Забужье. Еще через 20
 мин, за правым поворотом, река делится островом на две протоки.
 Левая - широкая и очень мелководная, в правой - слив с бочкоя
 высотой около 0.5 м, за бочкой - серия подводных каменных гряд.
 Прокатились на порожке по нескольку раз, и встали на ночевку сразу
 за ним на левом берегу в устье левого притока р. Яр.
 

Через 30 мин сплава - перекат, еще через 30 мин по левому
 берегу пос. Остапковцы. Сразу за поселком - разрушенная плотина и
 остров, много открытых камней. При прохождении экипаж Салюта-2
 второго отделения сильно повредил оболочку. После 40 мин сплава на
 левом берегу - пос. Перепеличье. В начале поселка - разрушенная
 плотина. Проходили под правым берегом, левее небольшого островка.
 Еще через час спокойного плаванья прошли под автомобильным мостом в
 г. Брацлов. От моста до плотины в Брацлове - 20 мин сплава. Обнос
 плотины по правому берегу около 150 м. Сразу за плотиной - слабая
 шивера. Еще через 30 мин сплава встали в сосновых посадках на левом
 берегу перед началом левого поворота.
 

На следующий день сразу после отплытия прошли под ЛЭП. Через
 15 мин - первый порог. Ближе к правому берегу - остров. Шли левой
 протокой ближе к острову. Через 10 мин сплава - очередной порог,
 осмотр с правого берега. Шли по основной струе. Через 15 мин -
 старая разрушенная плотина, несколько проток, но чистого прохода
 нет нигде, обливные камни либо на выходе, либо на входе. Заходили с
 правого берега, далее, огибая остров с камышом, уходили в
 центральную протоку. Через 15 мин - очередное препятствие, много
 проток, чистый проход не просматривается нигде. Часть группы шла
 центральной протокой, остальные заходили по центру, далее смещались
 под самый левый берег.
 

Через 5 мин сплава от порога встали на полудневку на высоком
 правом берегу в еловых посадках.
 

Сразу после начала движения - чистый короткий перекат. Через
 20 мин на правом берегу пос. Салицы. В 10 мин хода от поселка -
 первая шивера. Река перегорожена каменистой грядой. Проходили ближе
 к левому берегу. Через 8 мин - порожек. Перед ним - остров с
 камышом, далее - каменистые отмели разбивают русло на несколько
 проток. Проходили центральной, наиболее полноводной, на выходе
 лавировка между камней.
 

Через 25 мин за правым поворотом причалили на левый берег
 перед навесным мостом для разборки и просушки судов. Отсюда до
 станции Райгород около 200 м.
 
 

Итоги путешествия, выводы, рекомендации


 

     
  1. Пройденный маршрут по р.Ю.Буг от ст.Гнивань до ст.Райгород
     в целом понравился всей группе.
     

  2. По количеству препятствий и их сложности данный маршрут
     полностью соответствует второй категории сложности.
     

  3. Некоторое сокращение протяженности маршрута по сравнению с
     эталонной объясняется обширной программой практических занятий и
     семинаров, проводимых в рамках школы.
     

  4. Увеличение протяженности маршрута за счет плавания по
     Ладыжинскому вдхр., на наш взгляд, не имеет смысла из спортивного
     интереса.
     

  5. Для опытных групп можно рекомендовать доехать автобусом от
     ст. Гнивань или ст. Винница сразу до пос. Сутиски, что позволит
     сохранить целый ходовой день и избежать трех обносов. В рамках же
     школы такой разминочный участок нам показался очень полезным.
     

  6. На наш взгляд, данный участок Ю.Буга с его технической
     насыщенностью, удобными подъездами и отъездами представляет собой
     идеальный тренировочный полигон для проведения школ НТП.
     

  7. Учитывая характер порогов Ю.Буга, каркасные суда должны
     быть проклеены по всем стрингерам, а каркасно-надувные - проложены
     пенополеуританом.
     

 

Смета расходов на 1 человека


 


  1. Проезд г. Москва - ст. Гнивань 51 500 руб.
  2. Проезд ст. Райгород - г. Винница 3 000 руб.
  3. Проезд г. Винница - г. Москва 64 000 руб.
  4. Питание на маршруте и в поезде 50 000 руб.
  5. Прочие расходы (фото, телеграммы) 5 000 руб.
  _____________________
  Итого 173 500 руб.
 
 



 
 
Андрей Зимин
 horgi@rusind.msk.ru