<< Пред. стр. 590 (из 787) След. >>
Двухместный номер с душем, туалетом и горячей водой впансионе в Сиде, около пляжа, в разгар сезона стоит около $22 в
сутки. Такой же номер в Анталии или Фетъие (где нет своих
пляжей в самом городе) - $12-16. Кроме того, владелец пансиона
может помочь вам сэкономить немного денег, если это будет в его
интересах - например, отвезти вас в аэропорт на своей машине за
цену на 20-25% меньше, чем у таксистов. Свободные места в
пансионах есть _всегда_.
Нормальный ужин в ресторане - $15-20 на двоих. Но так мы
шиковали редко, поэтому наши расходы получились очень
неравномерными. Большую часть времени жили на базах и ночевали
в своей палатке за бесплатно. Кормились либо там же в местном
ресторане, где платили, как постоянные клиенты и вообще свои
люди, около $12 в день за двоих, либо готовили сами. А за
последние полтора дня, когда вернулись в цивилизацию, $120
утекло, как вода в песок... В среднем у нас получилось $15 на
человека в день.
Туристы для местных жителей - важнейший природный ресурс,
двигатель экономики (по крайней мере, на побережье), поэтому ни
один приезжий не остается без пристального, а точнее -
навязчивого внимания владельцев многочисленых магазинчиков,
пансионов и других продавцов и производителей товаров и услуг.
Торговаться надо не всегда, но отчаянно. Например, на автобусах
цены просто твердые и контроль за взиманием денег строгий, а
вот шофер долмуша может вас и надуть и взять раз в 10 выше
нормального тарифа. В ресторанах цены твердые, но расчет везде
идет копейка в копейку, никаких чаевых - кроме тех случаев,
когда просто физически нет мелочи. В пансионах и иногда в
магазинах, у торговцев овощами - можно торговаться, но вряд ли
удастся сбросить более 10-15%, поскольку цены и без того на
пределе рентабельности. А вот за тряпки и сувениры местного
производства нужно торговаться до упору, и сбивать цену в
несколько раз. Но в целом, надо быть постоянно начеку, особенно
в тех случаях, когда на продавца не давит неотступно внимание
конкурентов или бдительное око начальника: запросто могут
потребовать цену раз в десять выше нормальной.
Язык
Поскольку в Турции живут турки, то и разговаривают они,
естественно, по-турецки. С иностранцами разговаривают в
основном по-немецки; по крайней мере, практически в любой
обстановке можно найти человека, знающего немецкий, который
поможет вам объясниться. В частности, немецкий знают едва ли не
все шоферы. Английский распространен только на побережье и в
других курортных местах - там, где есть развалины и проч.;
Большинство гидов тоже знают английский. В остальных же местах
он не на много полезнее русского или китайского. Приходится
изъясняться на смеси турецкого и немецкого - даже если не
знаешь ни того, ни другого.
Правда, турецкий язык довольно прост и формален, и учить
его просто. Фонетика похожа на русскую, соответствие между
буквами и звуками взаимно-однозначное, чем он выгодно
отличается от французского или английского. Наконец, немало
самых необходимых слов оказываются уже знакомы тому, кто
путешествовал по тюркоязычным странам Средней Азии и держал в
руках старые советские деньги: бир, уч, беш, узюм, алма, инжир,
карпуз, кавун, шиш-кебаб... "Шефтали вар'м?" ("Персики есть?")
- "Йок" ("Нету").
В турфирмах, пансионах и магазинах в курортных местах
работает много иммигрантов - болгарских мусульман - которые
вполне прилично говорят по-русски. Встечаются и наши бывшие
соотечественники из стран б.СССР.
Эпилог
Москва встретила нас многодневным проливным дождем и
омерзительным холодом. Угораздило же жить в такой заднице...
Ничего не поделаешь - это наша родина.
===============================================================
FILE: kayakant.txt
Сплавные реки Турции
Date: 6 Oct 96
From: "Валентин Юрин iourine@iourine.msk.su ¦ mailto:iourine@iourine.msk.su
"...Для любителей _цивилизованного_ отдыха!"
Туристическое агентство 2х2
Продолжаю тему цивилизованного отдыха в Турции. Как я уже
писал, едва ли не самым значительным результатом своего, с
позволения сказать, похода я считаю то, что мне удалось
довольно плотно пообщаться с местными гидами и составить более
определенное представление о том, куда и когда ехать в
следующий раз.
Предварительно - несколько полезных замечаний.
СРОКИ
Практически все реки Анатолийского нагорья, занимающего
большую часть Турции, имеют чисто дождевое питание. Ледники и,
соответственно, реки со снеговым питанием имеются только в
горах восточной и северо- восточной Турции. Дожди начинаются в
октябре, продолжаются всю зиму и заканчиваются в мае.
Соответственно, уровень воды в реках наибольший зимой, высокий
в апреле-мае и наименьший в августе-сентябре. Поскольку
большинство рек небольшие, в конце лета многие из них
становятся непроходимыми даже для каяков, либо не представляют
спортивного интереса. Многие реки упрощаются примерно на 1
категорию. Поэтому оптимальным сезоном для сплава, вероятно,
является конец апреля и начало мая. В это время уже достаточно
тепло, дождей мало, воды в реках много; в то же время курортный
сезон еще не начался, поэтому цены на многие услуги должны быть
заметно ниже. Следующим предпочтительным сроком является конец
сентября - начало октября, после конца курортного сезона.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Все указанные ниже категории сложности относятся к
международной шкале. В области высоких категорий она сдвинута
вниз примерно на 1 по сравнению с нашей, например, Чаткал - это
вполне средняя четверка; но, строго говоря, универсального
алгоритма преобразования нет, и переоценка должна производиться
индивидуально для каждой реки или препятствия. Подробнее об
отечественной и международной классификации сплавных рек см.
http://www.ras.ru/cgi-bin/html-KOI/TURIZM/classif_ru.html ¦ classif_ru.html
Необходимо еще раз подчеркнуть, что описания рек записаны,
в основном, со слов местных каякеров, поэтому их классификация
сложности рек может быть несколько субъективной. Более того,
различные мои собеседники нередко расходились в оценке
сложности препятствий на +- 1 категорию.
КАРТЫ
Политика турецкого правительства в области издания карт
собственной страны весьма близка к тому, что имело место у нас
в годы расцвета советской власти. Все, что можно купить - это
весьма приблизительные и грубые карты масштаба от 1:600 000 до
1:2 000 000, по которым можно составить лишь самое общее
представление о стране. Часть информации на них если не
искажена преднамеренно, то, скажем так, отфильтрована весьма
избирательно. От наших т.наз. "туристких схем" времен советской
власти они отличаются только наличием (и, возможно,
соблюдением) масштаба.
Лучшее, что мне удалось найти - это "Официальная карта
автомобильных дорог Турции" 1:500 000, на 7 листах. Стоила она
около $6 за лист. По крайней мере, она весьма подробна и
содержит почти максимум информации, которую можно втиснуть в
этот формат. Если кто-то встретит ее или другую хорошую карту
от этого масшаба и крупнее, рекомендую приобрести.
РЕКИ, ДОРОГИ И НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ
Вдоль некоторых крупных рек имеются дороги на всем или
значительном протяжении. Однако расположение большинства
населенных пунктов и дорог никак не связано (в отличие от стран
Средней Азии) с реками. Многие малые, да и весьма немалые реки
пересекаются дорогами всего в 2-4 местах на протяжении
нескольких десятков км. На всем остальном протяжении они
абсолютно недоступны колесным транспортом и труднодоступны
пешком, поскольку троп, целенаправленно ведущих к реке, как
правило, нет, либо они теряются во множестве других троп. Реки
протекают в глубоких ненаселенных ущельях, часто - в глубоких
каньонах (в истинном значении этого слова).
Надо сказать, что, несмотря на гораздо более благоприятные
условия, водный туризм развит в Турции значительно хуже, чем у
нас. Каякеров мало, они разобщены, поэтому более или менее
определенная информация имеется только по небольшому числу
наиболее популярных рек. В принципе, возможно, мне удастся
восстановить контакт с одним из гидов по эл.почте, чтобы
выяснять у него более конкретные вопросы. Пока же из своих
кратких заметок я получил следующий сухой осадок.
+---------------------------------------------------------------------+
| |
| DISCLAIMER |
| |
| Нижеприведенная информация о реках основана, по большей |
| части, на устных рассказах местных каякеров. Исходя из |
| этого, ее следует рассматривать как сугубо |
| предварительную и ориентировочную. Данная информация |
| может быть использована для выбора маршрутов, |
| заслуживающих дальнейшего исследования; тем не менее, |
| каждый из этих маршрутов должен проходиться, при |
| отсутствии более полной информации, в режиме |
| первопрохождения со всеми вытекающими из этого мерами |
| предосторожности. Автор не гарантирует абсолютную |
| достоверность приведенной информации. |
| |
+---------------------------------------------------------------------+
РЕКИ ЮЖНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ ТУРЦИИ
Большинство рек этого района сосредоточены в районе
Анталии. Несмотря на относительную компактность этого района,
расстояния между ними составляют, как правило, несколько
десятков или сотен километров.
ДАЛАМАН. Впадает в Средиземное море в районе одноименного
города, но основная часть препятствий расположена значительно
выше моста на прибрежном шоссе Фетъие-Мармарис. Концом
сплавного участка можно считать дер.Аккгпрю. От нее идет
сложная горная дорога вверх, пересекающая реку 2 раза. До
первого моста около 2,5 ч езды, до второго еще 1,5 ч. На всем
остальном протяжении дорога к реке не подходит. Длина каждого
из сплавных участков (по воде) около 12 км, продолжительность
сплава - по 1 дню. Первый участок содержит непрерывные пороги
4-5 к.с. В начале второго участка еще один порог 4 к.с. длиной
около 150 м. Ориентиры - скальная стенка правого берега, левый
поворот, крупные камни в русле и по берегам, очевидно крутое
падение, выход не виден. Сложный лабиринт с общим падение около
3 м. Просмотр по любому берегу, но страховка предпочтительна по
правому. Далее пороги 2-3 к.с.
Ниже дер.Аккгпрю строится плотина, которая должна быть
завершена в 1997 г. После этого, если протесты местных жителей
не возымеют эффекта, деревня будет затоплена. Фактически это
будет означать, что децивилизована будет вся долина, т.к. будет
затоплен и участок дороги наверх.
Самые верховья реки доступны с моста дороги
Анталия-Денизли, однако содержат пороги от 6 к.с. до
непроходимых, а также необносимые и непросматриваемые
препятствия в каньонах. Участок пройден весной 1994 (?) г.
немецкой группой под рук. Т.Прийона. Летом, по словам других
каякеров, воды на нем "смехотворно мало".
ЭШЕН. Расположена немного восточнее Фетъие. Нижняя часть,
как и всех рек этого района, абсолютно спокойная. Верхняя
часть, доступная с дороги Фетъе-Коркутели, представляет собой
сочетание 6 к.с. и экстремального canyoning. Для достаточно
квалифицированной группы прохождение занимает 2 дня.
КЕПРЮ. Расположена между Анталией и Манавгатом. В среднем
течении протекает через котловину длиной около 12 км (по
дороге). Этот участок от древнеримского моста до дер.Бешконак
занимает 1 день и чрезвычайно популярен для коммерческого
сплава. Категория сложности - весной 3, в конце лета 2.
Каньон выше этого участка проходим весной (1 день сплава).
К началу каньона можно дойти пешком от дер.Селге - 40 минут,
если найти правильную тропу. Однако сделать это без местного
проводника практически нереально. В каньоне есть 1 непроходимый
сифон, но его можно обнести, если заранее знать место чалки
перед ним. Сплав занимает 1 день.
Ниже моста у дер.Бешконак начинается ущелье. Входной порог
локальный, 4-5 к.с. Далее 2-3 км 2-3 к.с., после чего
начинается каньон с отвесными стенками, 2 водопадами (3 и 5 м)
и необносимым сифоном. Сочетание первого с последним и делает
каньон непроходимым. Ниже каньона река выходит на приморскую
равнину и не представляет спортивного интереса.
МАНАВГАТ. Впадает в море в районе одноименного города.
Сплавной участок от моста дороги на дер.Алтынбешик до
водохранилища. Два каньона длиной до 8 км с препятствиями 4-5
к.с. Некоторые препятствия требуют обноса с применением
альпинистской техники. Пройдена несколькими европейскими
группами. Сплав занимает 2-3 дня.
АЛАРА. Следующая река к востоку от Манавгата. Начало
сплавного участка от моста в дер.Гюндомуш, общая протяженность
до основного шоссе 30-40 км, из них около 18 км бурной воды 3-4
к.с (весной). Некоторые гиды упоминали про 1-2 порога 5 к.с.
Летом 2-3 к.с., в августе и позже непроходима. Изредка
используется для коммерческого сплава. Продолжительность
сплава 1-2 дня.
ГЕКСУ. Самая протяженная и удаленная река района. Начало
сплава в дер.Бужаккишла. Много спокойных участков, пороги 2-3
к.с., местами каньоны. Возможно, имеются несколько более
сложных порогов. Ориентировочная продолжительность сплава 5
дней.
Выше Бужаккишла река долго петляет по засушливому плато и
слишком маловодна для сплава. То же самое относится к ее
притоку Эрменек. Вода в последнем более грязная из-за
антропогенного воздействия.
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ТУРЦИЯ
ФИРАТ. Крупная и простая река с большими валами. Сплавной
участок от водохранилища до дер.Биречик. Долина густо населена,
много мелких деревень, проселочных дорог. Несколько неспокойно
из-за близости мятежного Курдистана, требующего независимости.
В частности, курдские партизаны иногда используют реку для
транспортировки оружия. (Учитывая, что служба в турецкой армии
столь же принудительна и служат там такие же нервные и
запуганные мальчишки, как в советской, IMHO, не исключено, что
кто-нибудь из них начнет палить по всему, плывущему по реке.)
БАРУТ. Маловодная, крутопадающая речка практически
сплошная шивера. Проходима весной или в июле по снеговому
паводку.
ВОСТОЧНАЯ ТУРЦИЯ
Вероятно, в районе имеются интересные сплавные реки,
однако он практически недоступен (опасен, а во многие места
въезд для иностранцев запрещен) из-за многолетней гражданской
войны в Курдистане.