<< Пред.           стр. 589 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 и местные власти сделали иезуитский ход: никакого транспорта,
 кроме такси, туда не ходит вообще! То есть, если ты не клиент
 турфирмы и тебя не встречают, изволь платить $10-12 за то,
 чтобы доехать до города. Поскольку первая из наших речек -
 Копру - расположена еще дальше к востоку, мы решили не мотаться
 с лодками взад-вперед, а сразу же ехать на нее. Договорились с
 такси за 70$, сказавши, что по карте там 70 км (потом оказалось
 - 90). Торговаться в данном случае было бесполезно, поскольку у
 таксистов там единый кооператив, согласованные тарифы, и если
 кто-то сильно сбавит цену, его на следующий день свои же убьют
 - как и у нас в Шереметьево. Тем более, что наше безвыходное
 положение с 2 лодками и 2 рюкзаками было вполне очевидно.
 Оставалось утешаться тем, что дома столько же стоят, например,
 35 км до Домодедово.
 
  Задним числом можно сказать, что мы немного погорячились.
 Дешевле было бы проехать только 55 км по трассе вдоль побережья
 до поворота в долину Копру, а там (35 км) ловить попутку. Но
 тогда мы еще не въехали в обстановку, и очень хотелось поскорее
 уехать с побережья, от этой душной, влажной, липкой жары
 подальше в горы.
 
  Сплавные реки в районе восточнее Анталии
 
  Мы остановились на р.Копру (точнее, учитывая турецкую
 фонетику - очень близкую к русской - Кгпрю или Кгпрючай) возле
 дер.Бешконак, на базе одной из фирм, занимающихся коммерческим
 рафтингом. Первоначально мы рассчитывали использовать ее как
 опорный пункт и с нее совершать вылазки на близлежащие речки.
 Однако из разговоров с местными гидами (турками и европейцами)
 выяснилось следующее:
 
 1. Коммерческий участок реки расположен выше этой базы и
 составляет около 12 км (по дороге; по реке, вероятно, несколько
 больше). Категория сложности - весной 3, сейчас не выше 2.
 
 2. Выше этого участка расположен каньон, который в принципе
 проходим весной, но не сейчас.
 
 3. Ниже этого участка расположен каньон, который в принципе мог
 бы быть проходим, но заканчивается сифоном, перед которым негде
 зачалиться.
 
 4. Из близлежащих речек одна - Алара - весьма интересна весной
 и летом, категория сложности весной 3-4, летом 2-3. В августе и
 сентябре воды в ней слишком мало для сплава.
 
 5. Другая речка - Манавгат - наоборот, находится где-то
 посередине между 5 и 6 к.с. (по международной шкале), включает
 обносы с применением альпинистской техники. Соваться туда нашим
 составом было бы несколько опрометчиво.
 
 6. О самой удаленной и крупной речке района - Ггксу -
 практически никакой информации нет. Вполне можно ожидать
 препятствия 5-6 к.с. и непроходы. Идти туда нашим составом в
 режиме первопрохождения также рискованно. (Последующее
 знакомство со строением местных гор вполне подтвердило этот
 вывод.)
 
  Лирическое отступление 2.
 
  ..........................ь!
 
  Коммерческий сплав
 
  На р.Копру действуют примерно полтора десятка различных
 компаний, которые занимаются коммерческим сплавом на небольших
 (в основном 6-10-местных) рафтах и двухместных надувных лодках
 с байдарочной греблей - очень примитивных, немного похожих на
 нашего "Егеря". Гиды называют эти лодки иногда каяками, чаще -
 doggies или "хот-догами" за их красный цвет и форму наподобие
 двух сосисок.
 
  За день эти фирмы обслуживают, по моим прикидкам, в
 среднем 1500-2000 клиентов (в разгар сезона), из которых около
 80% - русские. Причем не сказать, чтобы это была сплошь
 спортивная молодежь или накачанные бритоголовые парни: в
 основном - семьи с детьми, упитанные заботливые мамаши, как в
 прежние времена где-нибудь на южном берегу Крыма: "Ваня, Ваня,
 не подходи к речке без спасжилета". Ощущение, что находишься в
 другой стране, пропадает совершенно - до вечера, пока клиентов
 не увезут обратно вниз. "Do you have many Russian customers
 this year?" - спросил я одного из турецких гидов. - "До х..," -
 ответил он.
 
  Сплав по Кепрю
 
  Таким образом, единственное, что нам осталось делать на
 этой речке - это кататься вверх-вниз по коммерческому участку.
 Вместо похода получился фактически стационар. Немного помогали
 гидам - давали инструктаж на русском, пасли клиентов на сплаве
 - за это возили каяки и ездили сами на их тракторе, который по
 утрам отвозил наверх рафты.
 
  Трекинг
 
  Чтобы разнообразить свое времяпровождение, 2 раза ходили
 погулять пешком. Первый раз - выше сплавного участка,
 рассчитывая спуститься в верхний каньон и осмотреть его. От
 начала этого участка дорога крутым серпантином поднимается
 наверх на плато, набирая почти 1000 м. На этом плато есть
 маленькая деревня Селге, от которой якобы есть тропа к верхнему
 каньону (40 минут пешком) и далее вниз вдоль каньона к началу
 сплавного участка. Однако пролазив целый день, мы так ее и не
 нашли. Точнее, нашли кучу примерно равноценных троп во всех
 направлениях, ведущих к крошечным террасным полям, хижинам
 пастухов и лесорубов или просто никуда, по которым и плутали во
 всех направлениях, включая вертикальное. В августе-сентябре все
 это заброшено, потому что нет ни капли воды, и местность
 представляет собой, по существу, пустыню. Только местные сосны
 и некоторые другие виды растений ухитряются откуда-то
 высасывать воду. Долго там не проходишь и не проживешь, и
 только припасенная с утра фляжка "Изостара" позволила нам к
 темноте все-таки выбраться на большую дорогу. "Su istioruz!!!"
 - "Воды хотим!!!"
 
  В другой раз ходили смотреть нижний каньон. Он начинается
 хорошим локальным порогом 4 или 5 к.с. в ущелье (просмотр,
 обнос возможны, но мы не стали спускаться к нему с верхней
 тропы). Прошлой весной, на нем погиб один из гидов "нашей"
 фирмы - при оверкиле прижало каяком к камню, и не смог вылезти.
 Дальше около 3 км простой быстроток с локальными порожками 2-3
 к.с. После этого начинается собственно каньон - отвесные стенки
 высотой в десятки (а в конце, возможно, и в сотни, как в
 верхнем каньоне), густые препятствия 4-5 к.с. По отдельности,
 при подходящей береговой обстановке, они, безусловно идутся;
 все подряд и с ходу - тоже идутся соответствующим составом...
 если бы не конец каньона, до которого мы не дошли. А там, по
 словам гидов, 2 водопада по 3-5 м и сифон, перед которым негде
 причалить для обноса.
 
  Таким образом, эти прогулки позволили сделать
 неутешительный вывод. Каньоны на здешних речках - настоящие
 каньоны, а не узкие V-образные ущелья, которые у нас также
 часто называют этим термином. Вероятно, дело в том, что, в
 отличие от Средней Азии, здесь очень сухо и не бывает
 отрицательных температур, поэтому стенки каньона не разрушаются
 из-за того, что вода замерзает в трещинах. Они так и стоят
 неизменными на протяжении веков, а речка вгрызается в них все
 глубже и глубже. Войдя в каньон, приходится идти его до конца,
 причем просмотры и обносы практически исключены (если не
 применять скалолазную технику и снаряжение в полном масштабе).
 Вылезти из каньона также невозможно, а вылезши - все равно
 некуда идти по этой пустыне, т.к. деревни и дороги не имеют
 никакого отношения к реке и расположены, как правило, далеко от
 нее.
 
  Из-за этого пришлось отказаться от идеи прохождения
 Манавгата, на котором основные препятствия - такие же каньоны.
 Из-за возможности влететь в такие каньоны пришлось отказаться и
 от прохождения Ггексу. Как выяснилось позже из разговоров с
 гидами, там, похоже, все-таки не столь страшно: лишь несколько
 сложных порогов, обносы возможны. Но и эти сведения нельзя
 считать достоверными 100%, и неизвестны точные ориетиры
 порогов. Так что для прохождения Ггксу нужно иметь запас опыта
 у группы в целом, как минимум, на одну категорию - а его-то и
 не было.
 
  Через несколько дней ожидался халявный грузовик на другую
 коммерческую речку - Даламан. Чтобы не тратить зря времени,
 бросили каяки и все сплавное на базе и поехали вниз, в Сиде,
 купаться в теплом, соленом, противном море. Экая мерзость...
 
  Автобусы
 
  "Уважаемые пассажиры, наш автобус начал снижение и через
 10 минут совершит посадку на автовокзале города Фетъие. Просьба
 застегнуть привязные ремни и не курить." Такое объявление было
 бы вполне уместно, когда автобус начинает кругами спускаться по
 серпантину с перевала 1300 или 1500 на побережье (весь спуск
 занимает 12-15 км) и, наконец, прямое приморское шоссе вплывает
 в ветровое стекло, как посадочная полоса - сверху. Внезапно
 откуда-то из-за левого плеча нависает черная тень громадного
 двухпалубного "Мерседеса"; мгновение - и вот уже только его
 красная квадратная задница светится тормозными огнями в конце
 шоссе. (Кстати, водится такой лайнер двумя пальцами, в то
 время как три остальных держат сигарету, а другая рука -
 чашечку с кофе.) Увы, нам его уже не догнать: наш маленький
 "Исузду" - чуть побольше нового "Пазика" - редко выжимает
 больше 100 км/ч.
 
  Автобусы в Турции - самый распространенный и дешевый вид
 междугороднего транспорта. К примеру, 4 часа езды от Анталии до
 Фетъие (200 км по горной дороге) стоят $5; столько же с нас
 взяли за каяки. Рынок здесь насыщен до отказа, в том числе и в
 области автоуслуг. Стоит новому человеку появиться на площади
 автовокзала - на него тут же набрасываются кондуктора из
 различных компаний и чуть ли не за рукав тащат в автобус,
 наперебой уверяя, что этот автобус самый лучший и отправляется
 буквально через 10 минут. Только потом выясняется, что у другой
 компании автобус уходит через 5 минут, и к тому же с
 кондиционером. О том, чтобы слупить с вас лишние деньги за
 рюкзак, естественно, не может быть и речи; что же касается
 каяков, то водитель будет просто счастлив собственноручно
 привязать их на крышу ради того, чтобы вы удостоили его своим
 вниманием.
 
  Большие лайнеры, которые обслуживают дальние рейсы по
 крупным автомагистралям, имеют соответствующих размеров трюм. К
 сожалению, он разделен на секции, длина каждой из которых,
 насколько я успел померить пятерней, 180 см, а ширина всего
 автобуса 280 см (секции сквозные от одного борта до другого).
 Таким образом, некоторые каяки (длиной до 330 см) должны
 помещаться в них по диагонали. Но я думаю, что и большие каяки
 можно было бы погрузить, т.к. перегородки между секциями не
 сплошные, а образованы несколькими распорками и подкосами,
 между которыми имеются достаточные просветы. В любом случае,
 вам достаточно озадачить водителя и кондуктора, а уж дальше это
 их работа - думать, куда и как грузить ваше барахло.
 
  Другой распространенный вид транспорта - это долмуши,
 маршрутные такси. Они ходят как внутри городов, так и между
 городами на расстояние в несколько десятков километров.
 Значительная часть из них (примерно треть) имеет багажник на
 крыше. Билет стоит, как правило, в пределах доллара.
 
  Можно передвигаться автостопом, но этот способ хорош, в
 основном, для местных дорог. На крупных шоссе водители редко
 берут пассажиров.
 
  Еще одна, очень важная для нас услуга - это грузобагажный
 сервис (cargo). На всех автостанциях и в некоторых других
 местах - например, в аэропортах - есть отделения cargo, где вы
 можете сдать свой багаж, и он будет доставлен в указанное вами
 место к указанному сроку. Правда, если этот срок, скажем,
 сегодня или завтра, то такой сервис будет стоить весьма дорого,
 что вполне понятно: для вас придется специально гнать машину
 фактически в режиме такси. Обычно турки отправляют такой
 грузобагаж малой скоростью, что значительно дешевле: тогда он
 следует с попутной машиной этой компании или, возможно,
 регулярным рейсом. Но для наших целей такой вариант
 малопригоден. Мы же пользовались этими конторами в качестве
 камер хранения, чтобы не таскать лодки и рюкзаки до пансиона и
 обратно. Хранение одного места багажа стоило в среднем около $2
 за ночь.
 
  Р.Даламан
 
  Вторая наша река - Даламан - сильно отличается от первой.
 Отличается, прежде всего, сам район к западу от Анталии и от
 горного массива между Анталией и Фетъие. Здесь более влажно и
 прохладно, больше зелени, меньше людей. По абсолютно диким,
 покрытым лесом горам идут куда-то проселочные дороги - немного
 похоже на Карелию. Потом где-то в распадке вдруг обнаруживается
 маленькая деревушка или отдельный хутор. И снова - горы, лес и
 дорога шириной в полторы машины (и то не везде).
 
  Самая крупная деревня на Даламане называется Аккгпрю.
 Речка существенно меньше, и здесь действуют только три
 компании. На Даламане три сплавных участка, два из которых
 используются для коммерческого сплава.
 
  12-километровый участок выше деревни содержит (по нашей
 воде) 1 порог 4 к.с. (международной; наша 5 к.с.) и 2 или 3
 порога 4 к.с., все остальное проще. По этом участку клиенты
 сплавляются на небольших (4-6-местных) рафтах. Река течет в
 узком ущелье, обнос и просмотр хотя бы по одному из берегов
 возможен всюду. Дорога описывает большой крюк и идет далеко от
 реки, либо высоко над ней, поэтому единственное место для
 начала сплава - мост, после которого дорога снова уходит в
 горы. Путь до этого моста занимает 2,5-3 часа.
 
  Участок реки выше этого моста имеет примерно такую же
 протяженность, но характер реки, по словам гидов, иной -
 непрерывные пороги 4-5 к.с. (в зависимости от уровня воды).
 Начало сплава у следующего моста, до которого еще 1,5-2 часа
 езды.
 
  Нижний участок начинается немного выше деревни локальным
 порожком 2 к.с.; на всем дальнейшем его протяжении самое
 сложное препятствие - одно нависающее дерево. На этом участке
 плавают только хот-доги. Немного ниже деревни сейчас строится
 плотина, которая должна быть завершена в 1997 г., поэтому
 клиентов и лодки теперь обвозят вокруг нее и сплавляют дальше.
 Будущее деревни неясно; по первоначальному плану она должна
 была быть затоплена вместе с частью "рафтового" участка и
 дорогой наверх, и тогда всякий сплав по Даламану прекратится.
 Но сейчас местные жители активно борются за право жить на своей
 земле, и, возможно, добьются сохранения деревни и дорог.
 
  Нам удалось только дважды сплавиться по "рафтовому"
 участку. В остальные дни клиентов либо не было, либо было
 слишком много, и микроавтобус, на котором их возили, был полон.
 На самый верхний участок мы так и не попали, так как не смогли
 найти транспорт. Мы хотели поехать в последний день с
 коммерческой группой и заплатить водителю микроавтобуса за то,
 чтобы он завез нас выше, но клиентов приехало больше обычного.
 А гнать машину из самого Аккгпрю было дороговато для двоих.
 
  Наконец, самое интересное для большинства присутствующих:
 
  Цены
 
  Некоторые цены уже приводились выше. В магазинах цены на
 большинство товаров сопоставимы с московскими, разница
 составляет, как правило, не более 20% в ту или другую сторону.
 Выделяются, пожалуй, только мясные продукты, которые довольно
 дороги - их имеет смысл везти из дому. Все остальные продукты
 можно купить на месте.
 

<< Пред.           стр. 589 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу