<< Пред.           стр. 619 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 пересохшем колодце, и Башкатов
 стремглав бросился по осыпи в свою
 зону. Он знал, что экипаж не будет
 ждать, никакая спасбригада не
 заменит ему этого вдохновенного
 состояния, которое делало людей
 сильными. Да что сильными,
 непобедимыми! Себя ведь трудно
 обмануть, когда ставки предельно
 ясны, а без внутренней твердости в
 бой идут одни дураки.

 Мы бережно опустили катамаран в
 воду. Пока один из гребцов
 удерживал судно, остальные сели,
 подтянули упоры, смочили рукоятки
 весел, затем плеснули водой в лицо
 и... Зорин прыгнул в упоры.

 Поток рванул катамаран от берега,
 трое работали за четверых. На этих
 пятнадцати метрах во что бы то ни
 стало нужно успеть пересечь русло и
 повернуть судно вдоль потока. Пусть
 даже в падении. Иначе громадный
 косой вал за водопадом бросит
 экипаж на гранитный шпиль, торчащий
 из воды, и до УПрокрустаФ, как и до
 финиша, нам уже не дотянуть.
 Катамаран пошел рывками, значит
 Зорин уже закрепился. Теперь должны
 успеть. Прошла команда УразворотФ.
 На высокой скорости судно скользит
 по крутой скальной плите и
 раскручивается вправо, Удар! Такое
 ощущение, словно кишечник
 вывалился из меня наружу. Вода
 резанула по глазам, но успеваю
 заметить, что УшпильФ просвистел
 рядом с бортом.

 В перекрученном потоке успеваем
 разогнаться на второй водопад. Эх,
 чуть бы правее! Пока правили курс,
 скорость упала, последний
 отчаянный гребок не спасает дела.
 Судно на мгновение взмывает на
 волне и рушится Ув штопорФ. Удар!!
 Катамаран будто переехал паровоз.
 Загребные уже вышли из вала, но
 зависли в воздухе, не доставая
 веслами до воды. Кормовые из пены
 УкотлаФ не просматриваются. Через
 них идет поток, он подминает корму,
 трещит и разрывается обшивка и в
 этот миг... мы вырвались. Удача
 пришла в критический момент. Нам
 очень нужно было немножко везения.
 Остальное мы раскрутим и на
 поврежденном судне, но, черт возьми,
 река снова оказалась в силах
 настоять на своем.

 Через час в районе швартовки
 радостная суета. Все собрались
 вместе, дымит костер, варится обед,
 провяливаются на ветерке
 гидрокостюмы. Две иглы мелькают над
 разорванной оболочкой, два
 наблюдателя стоят рядом и
 расслабленно чешут языками. Но
 расслабленность эта больше
 кажущаяся, ведь каждый знает, что мы
 выходим на финишную прямую. Здесь
 не присуждают второго места, здесь
 можно только победить или... все
 остальное, с вытекающими
 последствиями.

 После обеда и короткого
 напряженного сплава идем в лагерь.
 Проливной дождь, но мы его не
 замечаем Ч мы идем вдоль последней
 трассы, которую может выставить нам
 река. В запасе у нее ничего нет.
 Протяженность этого отрезка 2000
 метров. Первую тысячу, до притока
 Ненскра, мы назвали прорыв УЗевсФ.
 Невероятный уклон! Река здесь гонит
 по виражам со скоростью поезда,
 просачиваясь сквозь частокол
 камней и срываясь то в водопад, то в
 завал. Каждый вираж Ч это серия
 гребков. Точных, четких, строго
 последовательных. Это какая же
 должна быть скорость и точность
 гребков? Здесь же вообще не успеть
 повернуть!

 В одно мгновение каскад испепеляет
 все наше мужество. К счастью, одним
 из мотивов, побуждающих человека
 принимать участие в экстремальных
 видах спорта, является желание
 оказаться за предельной чертой, где
 все против тебя, а ты все равно
 находишь выход из положения. Кроме
 того, отрезок фантастически красив
 и, поколебавшись, мы начали искать
 место старта на этой водяной горе,
 где Ингури вылетает из-под завала,
 полностью перекрывшего русло.

 С трудом нашли место швартовки
 перед вторым завалом и в общих
 чертах обсудили линию, позволяющую
 пробиться на эту чалку. Всего 400
 метров. Остальное завтра, а сейчас
 нам нужен жар костра, сухая одежда и
 будничные хлопоты, которые помогут
 отвлечься от мрачных мыслей и
 поддержать готовую улетучиться
 надежду. Потом будет чай, первый,
 второй, третий, потом гитара и
 добрый разговор, который сам
 закружит вокруг того, что укрепляет
 душу.

 Штурмовик, конечно, не должен
 забывать о страховке, но для него
 она больше в нем самом, в здоровье
 тренированного тела и нервов и еще
 в уверенности за тех, кто рядом с
 тобой. В духовной общности с ними.
 Если на каждом матером пороге
 делать страховку, то по-настоящему
 сложный маршрут пройти не успеешь.
 Рациональнее организовать ее
 только на финише отрезка. Однако
 этой тактике тожеесть предел. Его
 диктует страх, который делает
 страховку бессмысленной. За три
 последних года мы одолели три
 классических непрохода, три
 легендарных каскада. Сейчас
 четвертый. В том далеком
 восемьдесят восьмом мы взяли очень
 высокую ноту. Она прекрасно звучит,
 особенно под звон медалей, но ее
 трудно держать и многие уходят.

 Легкое грузинское вино, негромкие
 песни и нехитрые речи среди дорогих
 тебе людей. Чего тебе еще, Душа?
 Разве что вспомнить Сашу Штырова,
 но это завтра, перед битвой.

 Утро. Встал сегодня необычно рано.
 Видимо, внутренние часы заведены до
 предела. Под конец похода у меня
 порой бывает такое чувство, словно
 я доживаю последнюю страницу
 волшебной сказки, сейчас оно
 охватывает меня с особой остротой:
 примешивается ощущение тревоги.
 Разжигаю костер и замечаю, что
 дальняя палатка зашевелилась.
 Снова первым из нее вылез Махов, его
 взгляд полоснул меня по сердцу, и
 сразу кто-то произнес во мне
 холодным вкрадчивым голосом: УЧто
 бы ты там не решил; это должно
 сработать с первой попытки. Если не
 сработает Ч ты умрешь! Умрешь,
 скотина, и погубишь всехФ.

 На самых опасных участках я всегда
 иду в штурмовом экипаже. Такое у
 руководителя право и единственная,
 пожалуй, привилегия, если есть силы.
 Или это нервы уже сдают с годами: не
 могу смотреть на эти старты со
 стороны. Спокойно, Серега, сейчас
 очень важно сохранять спокойствие.
 Успех или неудача операции будут
 зависеть от всяких мелочей. Ты
 должен учесть все.

 Сначала по палаткам прошмыгнул
 доктор и проверил состояние
 каждого. Затем легкий завтрак,
 голова должна быть свежей. Наконец,
 выгребли из палаток все снаряжение
 экспедиции и начали натягивать
 доспехи. Хозяин приютившего нас
 дома уже завел машину и ждет, чтобы
 подвезти команду к месту старта. Он
 знает, что нам предстоит, и говорит
 не-спеша: УЕсли вернетесь, храни
 вас Господь, покажу вечером фильм,
 который снял 10 лет назад, как раз в
 этом месте. Тогда на реке была очень
 большая вода, которой не помнят
 даже старики. В разгар лета
 случился ливень и шел неделюФ.

 Вот мы и прибыли. Природа Ч большой
 мастер показать мощь своих
 творений. В душу вползает ощущение
 собственной хрупкости и
 беззащитности. УЗевсФ давит
 тяжестью своей конструкции,
 обилием крупных деталей в русле.
 Здесь на отрезке 400 метров река
 теряет около 30 метров
 (десятиэтажный дом) высоты, прежде
 чем сорвется во второй завал, где
 судно вероятнее всего будет
 разрушено, если мы не сумеем
 пришвартоваться. Ставка предельно
 высока и ни у кого иллюзий не
 вызывает.

 В течение часа языки выписывают
 фигуры Лиссажу, а извилины
 завязываются в узлы. И с каждым
 узлом речь обретает черты
 приговора, а язык все чаще путается
 в зубах. И вот... возникает звенящая
 от напряжения тишина. Вариант
 найден. Скатываясь по этой будущей
 водяной горе, необходимо
 осуществить траверс потока, тогда
 экипаж минует большой водопад и
 уйдет от сильнейшего прижима под
 стену правого берега за водопадом.
 Холод в груди: придется
 разворачивать судно под прямым
 углом к потоку и уходить к левому
 берегу лагом, через все сливы и
 водяные котлы. Иначе не успеть. Это
 единственный шанс

 После принятия решения штурмовой
 экипаж становится беззащитным. У
 него больше нет ни тыла, ни варианта
 для отступления, ни запасного
 выхода на крайний случай. И
 морально, и физически эти люди
 чувствуют себя так, словно защитные
 покровы содраны с их обнаженных
 нервов. Сейчас вся надежда на опыт,
 подготовку, снаряжение и Ч везение.
 Какую-то незначительную ошибку
 каскад, может быть, и простит, но
 любой явный промах может стать
 последним.

 Выставили береговую страховку под
 обрывом левого берега в точке
 швартовки. Натянули веревку через
 реку ниже второго завала. Она
 жестко закреплена на правом берегу
 и привязана ниткой на берегу левом.
 Прогиб ее у воды позволяет
 плывущему в потоке человеку взять
 ее рукой. Здесь же встал экипаж
 страхующего судна. В случае
 необходимости они могут оборвать
 крепления веревки, а затем выйти на
 катамаране для спасработ. Прежде
 чем человек доберется до веревки,
 ему суждено падать сквозь завал,
 после этого поднять руку к веревке
 он, видимо, уже не сможет. Главное,
 чтобы он еще мог дышать.
 Остальное за него сделают. Вроде ты
 ничего не забыл... Катамаран уже у
 воды в ожидании последней атаки.
 Жми кнопку УпускФ, Серега.

 Со старта я сразу почувствовал, что
 если раньше вокруг был ад, то сейчас
 мы себя кинули в самое пекло. Как
 только судно оторвалось от берега,
 яростный поток навалился на корму.
 Катамаран на мгновение просел и
 затем словно из катапульты влетел в
 первый вал.

 Надо суметь удержать судно на
 выбранной линии движения,
 заставить его как бы планировать по
 ней, не дать остановиться.
 Столкновение с камнем или мощным
 водяным котлом адекватно вхождению
 в УштопорФ для самолета. Здесь это
 звучит почти буквально, перегрузки
 для катамарана и экипажа резко
 возрастают, а допустимого предела
 не знает никто. В эти мгновения я
 вдруг разом вижу и вал впереди себя,
 и работу всех гребцов (хотя иду
 сейчас загребным) и даже тот узкий
 скальный проход в русле, куда
 пойдет судно после гребка, словно у
 меня глаза, как у стрекозы, чуть ли
 не затылком вижу. А скорее всего
 экипаж это видит не глазами, а
 ощущает кожей и оголенными
 нервами...

 Вот они, каменные ворота, теперь на
 траверс. Ч Лево! Ч коротко, на
 выдохе рявкнул Прохоров. Сейчас
 начнется. Входим в котел, и пока он
 нас корежит, успеваем развернуться.
 Разгоняя с мертвой точки бьющееся в
 конвульсиях судно, пытаемся

<< Пред.           стр. 619 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу