<< Пред. стр. 641 (из 787) След. >>
не разведешь костра на снегу (полуметровом) из обледеневших веток! ;-)".Это сразу отрезвляет.
Более простой тренинг для тех случаев, когда надо обеспечить лагерь
дровами, можно организовать так: люди собирают дрова. Если с первой спички
костер не разгорелся (пользоваться свечками, сухим горючим и т.п. нельзя!)
- дрова изымаются в пользу лагеря, и народ отправляется за дровами снова.
После второй неудачи у людей просыпаются такие аналитические таланты, направленные
на экстренное обучение разжиганию, каких вам никогда не добиться более
традиционными способами!
Полезно всегда помнить ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО КОСТРОВОГО: "Главное
- это не мешать костру гореть". Т.е. после того, как костер ПРАВИЛЬНО
сложен - он будет только разгораться сильнее, а у профессионалов и вообще
гореть по сценарию, то затухая, то опять разгораясь без вмешательства человека.
Обучить правильно складывать легко: надо просто объяснить, что ветки в
месте горения должны легко получать воздух и "греть" друг друга.
Возможно, стоит показать несколько классических видов укладки костра. Если
костер складывается под котлами, то правильный костер, прогорая, оседает,
а не выгорает с какой-то одной стороны (если дует ветер - позаботься об
экране, т.е. "Нечего на ветер пенять, коли руки кривые"). И пусть
учатся правильно складывать костер постоянно (при каждом разжигании)! На
практике главное правило кострового означает, что у вас на кухне
становится на одного помощника больше. А костер горит даже лучше, чем раньше,
когда странная фигура с закопченным лицом сидела под ним и дула куда-то
в дым...
Чему еще учиться?
Выше в двух словах кратко перечислено, чему можно учиться. Но это далеко
не все, это просто капля в море... Я не говорил о таком важном в походе
умении, как приготовление пищи. Не затронул интересную науку о выборе места
для ночлега, которую недооценивают очень многие. А ведь правильно выбранное
место ночевки - это отдых. Если место выбрано плохо (ветреное, не закрыто
от дождя, затопляемое, лавиноопасное), люди не отдохнут, а значит, больше
вероятность ЧП, больше усталость от похода). Также, в этой статье не говорится
о медицине, о правильной подготовке снаряжения... Но нельзя пытаться объять
необъятное. Главное, чтобы как можно больше людей понимало, что им есть
еще чему учиться. А найти книги, где бы описывалось, например, как правильно
подбирать снаряжение (как оказывать первую помощь, как вязать узлы), не
так сложно. Для этого надо только желание, которого как раз мало у нормальных
людей, и которое напрочь отсутствует у туриков (зачем им учиться на чужих
ошибках?). Вы говорите, что у вас желание учиться есть? Это очень хороший
признак. Теперь то, кем вы будете в походе, зависит только от того, сумеете
ли вы его реализовать, и насколько качественно вы это сделаете. Кто-то
прочтет тоненькую книжку ("Первая помощь..."), а кто-то запишется
на курсы экстремальной медицины в Склифосовском (его не только перестанет
мутить от вида крови, но и ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ и НАВЫКОВ заметно прибавится).
Впрочем, не это главное, главное, что и тот и другой осознают, что им еще
есть куда развиваться и вероятность того, что они будут в походе "ходить",
а не транспортировать пострадавших, заметно возрастет.
ЦЕЛЬ
Возможно кто-то этого еще не понимает, но одна из основных причин того,
что в туристических походах происходит много накладок, является ЦЕЛЬ ПОХОДА.
Вспомните! Возможно вам приходилось встречаться с ситуациями, когда слова
"Ой! Второй котелок забыли!" встречались сдержано-мужественно
(воодушевленно-шутливо) "Ничего! Зато веселее будет!". Или так:
маленькая группа. Выбирается маршрут. Два варианта: идти по небольшой дороге
(дольше и сложнее) или выйти на трассу и идти по ней (возможно, попутка
поймается). За какой вариант массово голосует народ (если с ног не валится)?
Правильно - за "пересеченку"! Так интереснее.
Здесь мы и подходим к главному. В походы люди ходят из-за разных причин.
Кого-то привлекает компания (или ее отдельные представители ;), кого-то
экстремальность ситуации, кого-то возможность сменить обстановку и расслабиться,
кто-то (эколог, биолог или крестьянин в душе) просто балдеет от природы,
кто-то любит приключения.
Именно последняя категория людей представляет для группы серьезную опасность.
Если любители расслабиться будут лишь предлагать менее сложные варианты
маршрута и, возможно, изредка халявить, то те, кто любит приключения, с
большой вероятностью будут их находить. И неважно, будет это делаться сознательно,
когда человек прямо настаивает на более рискованных вариантах, или на подсознательном
уровне, когда он случайно теряет или забывает важное снаряжение. В некоторых
ситуациях, возможно, имеет смысл специально организовать тщательно контролируемые
трудности, чтобы отбить желание их искать и находить (и ладно бы за свой
счет, а то, нередко за счет других людей, и в первую очередь за счет руководителя).
А ОНО НАДО?
Скандинавы говорят: "Северный ветер сделал викингов". Многим
людям просто необходимы испытания. Без них человек чувствует себя неполноценным,
без испытаний он не уверен в себе (для подростков и юношей это актуально
вдвойне и втройне). Выйдя же с честью из сложных ситуаций, человек "становится
викингом". Он становится сильнее. Уже одна только возможность этого
полностью окупает многие, описанные выше недостатки. То есть я выступаю
не против туризма, как кому-то могло показаться, а против многих присущих
ему недостатков.
* * *
Изначально я хотел начать эту статью так:
"Геологи (полевики) не любят туристов. Это я о тех, которые
с рюкзаками шляются. А за что их любить? Возьмем среднего геолога - у него
с февраля собрана полная информация о районе, в котором работать придется,
все снаряжение давно "в боях проверено", берется нужное с запасом
и ничего лишнего, несчастные случаи бывают достаточно редко (экспедиция
может несколько сезонов проработать без единой серьезной травмы или болезни).
А что у туриков (извините, туристов)? Маршрут часто известен весьма
примерно, снаряжение собиралось по друзьям за день до похода и не проверено
("А я тарелку дома забыл!" Знакомо?), народ регулярно ломает
ноги и руки (на воде и в горах - позвоночник), сваливается с болезнями,
тонет, замерзает..."
И далее в том же духе про безголовых туриков. И практически в каждом
разделе должно было звучать, почему экспедиции свободны от многих конкретных
недостатков. И рюкзаки тяжелые таскать приходится гораздо реже и питание
в лагере, как правило, налажено вполне прилично, и УМЕНИЯ и НАВЫКИ наработаны.
Планирование отлажено. Даже многие конфликты решаются проще за счет более
жесткой дисциплины и большей формализации отношений начальник-подчиненный.
Причем это верно даже для неформальных по сути своей экспедиций. После
шести лет Юношеской Геологической Партии и пяти поездок в археологические
экспедиции, где 70% состава добровольцы, я могу со всей ответственностью
говорить, что экспедиции свободны от многих недостатков туризма и формируют
более здоровое отношение к полевой жизни вообще.(2)
Почему же я так не написал? Да просто потому, что это разговор в пользу
бедных. Для полевиков характерна НЕОБХОДИМОСТЬ высокого профессионализма.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ТРЕБУЕТ необходимость выполнять конкретную трудную
работу. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ за счет ежегодного, по несколько
месяцев выполнения этой работы. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ВЫРАБАТЫВАЕТ внимательное
отношение ко всем новинкам и событиям в своей области. Т.е. полевики разных
профессий неизбежно в массе своей являются профессионалами, а туристы также
неизбежно в массе своей являются любителями. Со всеми отсюда вытекающими.
Поэтому, заканчивая писать эту статью, и так выросшую до размеров романа
с продолжением, пожелаю всем дочитавшим: "Постарайтесь ОТНОСИТЬСЯ
к туризму более профессионально (постоянно зная, куда стоит совершенствоваться,
совершенствуясь и отслеживая все новинки и события)! Это поможет вам избежать
многих неприятностей!"
Ну и, напоследок, в подарок, еще один закон Мерфи: "Если ваш поезд
опаздывает, поезд, на который вы хотели пересесть, обязательно уходит вовремя".
Не забывайте об этих законах!
Спасибо Ольге Абрамовой, сподвигнувшей меня на то, чтобы записать эти
мысли. Спасибо Артуру Биглеру и Виталию Волкову за ряд ценных замечаний.
Дмитрий Ватолин (dm@amc.ru)
13-19 апреля 1998 года.
Позднейшее примечание для новичков:
Если вы раньше мало ходили в походы (или не ходили совсем),
а теперь по прочтении у вас появилась боязнь - это нормально! Это заработало
чувство самосохранения. Страх скоро пройдет. Важно, чтобы у вас осталось
более трезвое ОТНОШЕНИЕ к разгильдяйству в походе. И даже если вы осознали
всю степень несерьезности своей подготовки перед самым-самым входом - не
надо паниковать! Даже если вы просто внимательно соберете аптечку, а в
кармане вашего рюкзака навечно поселится брошюрка по первой медицинской
помощи - это будет уже лучше, чем если бы вы ничего не сделали!
Позднейшее примечание для серьезных людей:
Я догадываюсь, чем вы можете остаться недовольны. Эти
постоянные "должны", "необходимо", "обязательно"
(особенно в тех случаях, где возможны варианты), да еще с провокационными
вопросами! Эти вопросы же просто оскорбительны для профессионала! ;) Когда
у серьезных людей отсутствуют многие перечисленные здесь недоработки, у
них, как правило, присутствует большая (и, заметим, законная) гордость.
И гордость эта (возникшая не сегодня!), основана на осознании того, насколько
велико их (ваше) отличие профи от общей массы туристов. А статья эта писалась
для слабо подготовленного большинства... И смыслу вам реагировать на вопросы,
которые не вам адресованы?
А по поводу небольшого числа описанных приемов, отсутствия
ссылок на первоисточники... Это было сделано сознательно. Ведь основная
цель этой статьи - не "научить" (боже упаси! Для того чтобы УЧИТЬ
нужны в сотни раз большие объемы!). Цель - на пальцах с примерами показать,
что учиться ЖИЗНЕННО необходимо. А найти книжки типа "Школа альпинизма",
"Справочник туриста", "Самодельное туристское снаряжение",
серия "Школа выживания" и (еще сотни наименований, выпущенные
еще в советское время) не так уж, согласитесь, сложно. И давать конкретные
названия - это обрекать человека на поиски. В то время как не столь уж
важно какие именно книги будут найдены, поскольку в них во всех изложены
примерно одни и те же важные знания и аксиомы. Было бы только желание искать,
находить, читать и учиться!
(1) Устойчивость -- свойство системы, которое означает
малое изменение ко-нечного результата при малом изменении входных параметров.
(2) Например, тренировки по ориентированию, которые
здесь описаны -- сильно упрощенный вариант подготовки к геологическому маршруту.
Краткое описание множества других видов соревнований по геологии, которые
намного сложнее соревнований туристов (ко многим видам надо готовиться
несколько лет) можно посмотреть в статье "Мой отряд" "Та Сторона-8" (http://www.sf.amc.ru/tc/tc08/
или http://sf.convex.ru/tc/tc08/).
===============================================================
FILE: lifejaket.txt
Спасжилет и каска
Очень добротные соображения о безопасности см. у
А.Дмитриенко. Советы по страховке/самостраховке ¦ strahowka.txt
Для затравки беспорядочный флейм
>>> Рекомендую как следует подумать насчет пахового ремня. На нормальном
>>> спасжилете неизбежно есть узлы, могущие зацепиться за какую-нибудь
>>> корягу, - пряжки, кольцо
AK>> вот это все - срезать к чертям без разговоров в любом случае.
AK>> Не должно быть никаких сопель на спасике (да и вообще на снаряге), разьве
AK>> что кроме одной, куда в случае-чего спасконец цеплять (если таковой
AK>> вообще имеется. если нет - соплю долой, потом пришьешь)
>>> на спине, иногда ручка, - а посему полезно иметь возможность вовремя
>>> освободиться от спасжилета; с паховым же ремнем это очень
>>> затруднительно.
AK>> перережешь его нахрен... Как и все остальные застежки. Расстегивать все
AK>> равно не получится, в подводном положении. Если нечем резать - сам
AK>> виноват. Но гораздо хуже неожиданно лишиться спасика вовсе в, как обычно,
AK>> не лучшем для этого расставания месте - я же говорил, полно гробов на
AK>> этой почве.
AS> На какой, пардон, почве? У меня создается ощущение, что г-н Корчмар
AS> никогда не видел нормальных спасжилетов с хорошими застежками, расстегнуть
AS> которые можно в доли секунды и которые, вместе с тем, обеспечивают
AS> настолько плотную посадку спасжилета, что случайно потерять его при
AS> прохождении водных препятствий самосплавом практически не представляется
AS> возможным.
Я, признаться, тоже не видел таких жилетов. Более того, я не знаю ни одной
_реальной_ ситуации, в которой избавление от спасжилета оказалось бы выходом.
Зато в известных мне несчастных случаях нередко фигурировали спасжилеты без
пресловутого пахового ремня, с халтурно сделанным или незастегнутым паховым
ремнем, что и служило причиной утери спасжилета со всеми вытекающими отсюда
печальными последствиями.
Человек без спасжилета в пороге - это вообще ситуация катастрофическая. На
любом категорийном препятствии (а AK говорит именно о категорийных маршрутах)
такая ситуация потенциально весьма опасна, а начиная где-то с уровня 4кс, если
такого клиента не удстся извлечь за 5-10 минут - почти однозначно фатальна.
Именно поэтому избавление от спасжилета может быть выходом только на спокойном
участке. Но на спокойном участке и вероятность аварии минимальна. На серьезном
же препятствии, где, как правило, и происходят неприятности типа оверкилей,
освобождаться от зацепа снимая спасжилет - похоже на лечение головной боли
методом отрубания головы. Легче станет, но ненадолго.
Поэтому иметь возможность быстро освободиться от спасжилета - возможно и не
лишне, но _только_ если это не влечет ухудшения основных функций спасжилета.
Теперь об этих самых основных функциях.
Спасжилет должен:
1. Обеспечивать достаточный запас плавучести. Об этом
говорено немало, но единого мнения, как обычно, нет.
Минимальным, видимо, можно считать обьем 10-15л, достаточный
для байдарочной единички - двойки. Однако многие, имеющие опыт
оверкилей на серьезных речках (от четверки примерно и выше)
скажут, что этого маловато будет. Как правило, бОльший обьем
спаса повышает шансы клиента при самосплаве. Оборотная сторона
медали - жилеты бОльшего обьема менее удобны и подвержены
бОльшим нагрузкам в потоке. Именно поэтому к таким жилетам
скептически относятся низкосидящие каякеры, испытывающие на
себе силу потока в существенно большей степени, чем
высокосидящие катамаранщики или (о ужас! :-) прямостоящие
плотовики. Я, как старый катамаранщик и отчасти плотовик,
скажу лишь, что мой текущий спас имеет обьем ~32л.
Рассчитывался он для маршрутов 4-5кс.
2. Надежно фиксироваться на теле владельца. Спас не должен
самопроизвольно расставаться с владельцем не только на берегу,
но и при хождении самосплавом. Замечу, что при этом как на
спас, так и на владельца будут действовать динамические
нагрузки, в серьезных препятствиях - весьма значительные. Все
застежки, пряжки, затяжки и т.п. крепления должны эти нагрузки
выдерживать не ослабевая и не расстегиваясь. В то же время
должна быть исключена возможность самопроизвольного
расстегивания этих элементов, например из-за случайного зацепа
за что-нибудь. Никакое болтание спаса на теле недопустимо. Спас
должен сидеть на вас плотно, но и не стесняя движений. С
другой стороны, рассчитывать на то, что спас более-менее
существенного обьема будет при самосплаве удерживаться на теле
за счет только плотной посадки я очень не советую. Паховый
ремень (или бедренная обвязка) - необходим.
3. Удерживать клиента в положении "лицом вверх", даже если
он уже в бессознательном состоянии. Не так уж редко при
самосплаве человек теряет сознание (а, случается, новички
неадекватно себя в такой ситуации ведут) и в этом случае от
правильного поведения спасжилета зависит немало. Особенно если
принять во внимание, что потерявший сознание человек не
способен воспользоваться страховкой и может пребывать в воде
достаточно долгое время.