<< Пред.           стр. 640 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 это (да простят меня читатели!) массовым поносом... Кстати, полезно знать,
 что "прохватить" в походе может даже не из-за отравления или
 дизентерии, а просто от смены воды, на которой готовится пища, или от смены
 типа пищи. Привыкший к сравнительному однообразию домашней еды, желудок
 адаптируется не сразу.
 
 

Приходилось, слышать и о совершенно замечательных вещах: чтобы "разогнать"
 желудок, люди за неделю до похода начинали есть тухлые помидоры. Желудок
 бунтовал, конечно. Но постепенно привыкал (человек, он такая скотина, ко
 всему привыкает). И в походе у таких людей было меньше проблем. Но какой
 ценой! Или, например, для облегчения рюкзака специальную питательную смесь
 готовили. И ее ВМЕСТО еды (особенно, если некогда готовить нормально) потребляли.
 А это чревато массой неприятностей. Например, велика вероятность запора
 с последующим искусственным поносом и серьезным нарушением деятельности
 кишечника на несколько дней. Понятно, что такие умники создают себе предпосылки
 для гастрита и язвы...


 
 
  • ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЯ. Помимо обычных простуд, о которых вы, наверное
     подумали, можно вспомнить и о более серьезных болезнях. Например, знаете
     ли вы, чем может закончиться получасовое сидение на холодном камне? А получасовое
     лежание? "Застудить бок" на самом деле гораздо легче, чем многие
     думают. И последствия будут самые серьезные.

  •  
     
     

    Обо всем этом не думает почти никто...


     
     

    ЧЕМУ УЧИТЬ УЧИТЬСЯ?


     
     

    Узелки и веревки


     
     

    Два шофера на дороге вяжут порвавшийся капроновый трос для буксировки.
     Вяжут простым (морским) узлом и, видимо от деда запомненным, рыбацким.
     После первых же рывков (т.е. через 10 метров) либо узел развязывается,
     либо трос рвется по узлу. Внимание, вопрос! Кого они матерят? Правильно!
     "Этих козлов, которые совсем разучились тросы делать".


     
     

    Вы думаете, отсюда мораль - учите узлы? Не только. Самое главное - это
     не зазубрить какое-то количество узлов. Гораздо важнее знать несколько
     простых, но важных АКСИОМ УЗЛОВ И ВЕРЕВОК. Причем важно добиться, чтобы
     люди "умом и сердцем" поняли их, тогда человек даже через несколько
     лет, даже позабыв все узлы (сохранив только правильные понятия о них) сможет
     достичь нужного результата. Аксиомы эти очень простые, и многие их знают.
     Увы, далеко не все... Попробуйте закрыть текст и сами их составить! Получилось?
     


     
     

    Возможно, вы уже с ними свыклись. Объясните их новичкам и, увидев их
     удивление (для них эти аксиомы поначалу звучат как парадоксы), почувствуйте,
     как мало люди знают об узлах.


     
     

       
    1. ЛЮБОЙ УЗЕЛ ОСЛАБЛЯЕТ ВЕРЕВКУ. Т.е. если закрепить веревку, намотав
       ее вокруг двух параллельных бревен, то просто веревка выдержит большую
       нагрузку, чем та же веревка с завязанным на ней узлом. После рывка веревка
       рвется на месте узла. Все узлы можно ранжировать по степени ослабления
       веревки. (Это делается путем проведения серии
       
      экспериментов на специальном приборе). Наиболее простые узлы, как
       правило, сильнее ослабляют веревку! Наиболее сложные - слабее.

    2.  
       
    3. Более того, ВСЕ УЗЛЫ ОСЛАБЛЯЮТ ТО МЕСТО ВЕРЕВКИ, НА КОТОРОМ ОНИ
       ВЯЗАЛИСЬ, И ПОСЛЕ РАЗВЫЗЫВАНИЯ
      . Это связано с тем, что по всем изгибам
       узла на внутренний и внешний радиусы изгиба веревки приходится разная нагрузка
       (на внешнюю сторону изгиба нагрузка больше), что, в свою очередь, приводит
       к деформации волокон. Деформация волокон тем сильнее, чем большая нагрузка
       дается на веревку и чем меньше кривизна радиусов изгиба конкретных узлов
       (у правильных сложных узлов этот радиус больше). Справедливости ради замечу,
       что некоторые узлы с малым радиусом кривизны тем не менее являются сравнительно
       прочными
      , поскольку у них чередуются "правые" и "левые
       изгибы". Т.е. если веревка в узле дважды изгибалась в одну сторону,
       то этот узел будет менее прочным, чем похожий узел с изгибом сначала в
       одну, а потом в другую сторону.

    4.  
       

      Также необходимо упомянуть о том, что многие узлы могут быть заметно
       ослаблены из-за того, что в них допустили "перехлест" или не
       до конца затянули (что также может привести к "перехлестам").
       Перехлест - это неправильное положение двух веревок в узле, которые вместо
       того, чтобы идти и изгибаться параллельно, перекручиваются (перехлестывают)
       одна через другую. Перехлест приводит к уменьшению радиусов изгиба и большей
       деформации веревки, чем в правильно завязанном узле. Некоторые узлы, например,
       встречную восьмерку, стоит показывать и разучивать исключительно из-за
       того, что их непросто завязать без перехлестов, и все перехлесты в этом
       узле хорошо видны даже новичку.


       
       
    5. ПРОЧНОСТЬ, ПРОСТОТА И ЛЕГКОСТЬ РАЗВЯЗЫВАНИЯ УЗЛА ЯВЛЯЮТСЯ, как правило,
       ВЗАИМОПРОТИВОРЧЕИВЫМИ СВОЙСТВАМИ.
      Это
       означает, что если узел легко завязать, то он оказывается далеко не самым
       прочным. Или, если узел простой, то, как правило, он имеет тенденцию сильно
       затягиваться (иногда веревку, завязанную таким узлом и побывавшую под рывком,
       проще разрезать...). К счастью, из этого правила достаточно много исключений
       - самых замечательных узлов. Однако, зная исключения, не стоит забывать
       о правиле.

    6.  
       
    7. СО ВРЕМЕНЕМ ПРОЧНОСТЬ ВЕРЕВКИ ПАДАЕТ БОЛЕЕ, ЧЕМ НА ДВА ПОРЯДКА.
       Веревку использовали, гнули, вязали на ней узлы, дергали, оставляли под
       дождем и даже держали на солнце, куда от этого деваться! (Синтетика плохо
       переносит солнечный свет.) Кроме того, надо внимательно следить за механическими
       повреждениями оплетки веревки. Иногда безопаснее разрезать веревку в этом
       месте или (не разрезая) завязать специальный узел, чем пользоваться веревкой
       с поврежденной оплеткой. Обо всем этом просто полезно помнить, особенно,
       когда на ней снова висят люди.

    8.  

     
     

    При изучении конкретных узлов, лучше учить их не по названию, а по цели
     узла. И давать задания такого типа: "Завяжи все узлы, которые знаешь,
     которые связывают две веревки". Для каждого узла КАЖДЫЙ РАЗ лучше
     требовать краткую характеристику в которой перечислены особенности узла.
     Это позволит значительно улучшить ПРАКТИЧЕСКИ полезный запас знаний. Человек
     будет легко вспоминать нужные узлы при необходимости. Кроме того, сами
     собой отсеются все "лишние" узлы, функции которых не будут уникальными.
     Казалось бы требование простое и очевидное, но увы, на практике народ часто
     запоминает узлы по названиям... Свойств узлов не знает... А иногда нетвердо
     знает и вид узла, не понимает, что такое перехлесты. Это моментально становится
     видно при первом же разговоре про узлы (я уж молчу - при первом экзамене).
     У вас все не так? Устройте экзамен, и посмотрите на результаты.


     
     

    Мы выяснили, что важно постоянно повторять уникальные свойства узлов.
     Кратко перечислим, какими свойствами могут обладать узлы:


     
     

       
    1. Быстрота завязывания.

    2.  
       
    3. Легкость развязывания после того, как узел побывал под нагрузкой.
       Некоторые узлы, например, вообще не затягиваются, некоторые - легко "расшатываются".
       

    4.  
       
    5. Прочность в смысле величины ослабления веревки узлом.

    6.  
       
    7. Прочность в смысле устойчивости узла к взаимному проскальзыванию
       веревок. С ней можно экспериментировать, завязывая узлы на леске. Если
       узел "проскальзывает", то на свободных концах веревок вяжется
       контрольный (стопорящий) узел, который не дает узлу развязаться, даже если
       он поползет. Это позволяет использовать более простые и быстро развязывающиеся
       узлы даже в ситуациях, когда вероятность того, что узел поползет, велика
       (мокрая веревка).

    8.  
       
    9. Способность узла связывать веревки с разными характеристиками.
       Например, разной толщины, прочности (слабые веревки), скользкости. Может
       ли узел связать ремни? А ремень с веревкой?

    10.  
       
    11. Способность узла правильно затягиваться без проскальзывания.
       Данное свойство актуально при завязывании жестких негнущихся веревок (тросов)
       и при быстром завязывании.

    12.  

     
     

    Таких свойств довольно много и уметь классифицировать узлы по ним важно.
     Это умение легко проверяется вопросами типа: "Какими узлами можно
     связать два ремня?" "Какие узлы завязываются одной рукой?"
     (Если вы случайно не в курсе: это может быть актуально, если вы висите
     и второй рукой держитесь, либо плывете и второй рукой подгребаете или держитесь
     за что-то плавающее.) "Каким узлом вы свяжете веревки, если узел должен
     проходить сквозь блок?" "Каким узлом вы свяжете два ржавых троса
     (две струны)?" (Струны и тросы выдерживают очень большие нагрузки,
     но часто ломаются при изгибе, когда узел только затягивается.)


     
     

    Если вы легко ответили на эти вопросы, у вас неплохая подготовка по
     узлам... Если не ответили, то вы рискуете оказаться туриком в соответствующей
     ситуации (у вас что-то обязательно развяжется или лопнет, по закону Мерфи,
     в самый интересный момент).


     
     

    Ориентирование


     
     

    Неумение ориентироваться, им даже хвастаются... Почему-то эта способность
     нередко считается чем-то врожденным, заложенным в человека изначально.
     А ведь хорошо известно, что те люди которые выросли на природе гораздо
     легче ориентируются в лесу, чем горожане. Почему? Да просто потому, что
     с малого возраста, несколько раз поплутав, они на всю жизнь усвоили несколько
     простых правил. И дело не в знании основ природоведения типа "какая
     сторона дерева покрыта мхом".


     
     

    Как же обучать ориентированию? Во-первых, на практике, во-вторых - используя
     весь арсенал спортивного ориентирования. В любом крупном городе есть клубы
     спортивного ориентирования, где вполне можно достать подробные планы и
     книги по ориентированию.


     
     

    Воспользоваться готовыми методиками обучения - самый правильный вариант,
     однако, что делать, если город маленький? В наше время стало не так сложно
     достать аэрофотоснимки местности. С 60-х годов с помощью таких снимков
     военные топографы быстро готовили подробные и точные карты, в том числе
     и на труднодоступные местности. В последнее время старые снимки и снимки
     с обрезанными краями (там находятся служебные отметки), рассекретили, ибо
     со спутника все равно получается не хуже... Ими даже приторговывают в соответствующих
     организациях. Что такое аэрофотоснимок? Это фотографии примерно 15х15 см,
     на которых снят с самолета квадрат местности примерно 3х3 километра. Поскольку
     четко видны все дома, отдельные деревья и даже столбы у дорог, то подготовить
     по такому снимку подробнейший план местности - дело вполне реальное. Важно
     подготовить именно план (и, желательно, на лесной участок, где расстояние
     прямой видимости минимально), поскольку ориентироваться по снимку, где
     видно много мелких деталей, гораздо легче, чем по плану. После нескольких
     занятий народ твердо усвоит, что если на карте проведен прямой маршрут
     по азимуту, то придерживаться его СОВЕРШЕННО НЕ НУЖНО, нужно только ТОЧНО
     выходить на важнейшие ключевые точки маршрута. Люди научатся ориентироваться
     по дорогам, кромке леса, наклону склона (этого не умеет большинство...).
     


     
     

    Хорошо, пусть ваша ситуация еще хуже - клуба спортивного ориентирования
     в городе нет, в отделе геодезии и картографии в области с вами не захотели
     разговаривать... Сдаться? Зачем! Для того, чтобы организовать самые простые
     упражнения, вам практически не понадобится снаряжение. Выбираете лес с
     оврагами, выходящий опушкой на ровный луг или поле. Размечаете на поле
     и у кромки леса стометровые дистанции и обучаете народ считать расстояние
     шагами. Показываете, как различается "средний" шаг и учите вводить
     коррективы на количество шагов в сотне метров для пашни, леса, склона.
     Кстати, профессионалы считают шаги тройками, поскольку считая шаги парами,
     человек непроизвольно изменяет длину шага левой и правой ноги, что приводит
     к постоянному слабому повороту. (Каждый шаг считают, кстати, только турики.
     ;) Далее из точки на расстоянии чуть меньше километра в глубине леса выпускаете
     пары (обязательно пары!) через каждые 10 минут, с заданием пройти 1000
     метров по заданному азимуту в сторону опушки.


     
     

    И сразу, как на ладони, становится видно, у кого в километре 700 метров,
     а у кого 1500... Кто умудряется на километровой дистанции набрать 200 метров
     отклонения в сторону... Да и народу будет о чем задуматься, если какая-нибудь
     пара будет каждый раз, например, забирать вправо или регулярно проходить
     большее расстояние. На ровном лугу или поле будет легко вылавливать сильно
     отклонившиеся пары и легко оценивать точность их попадания в точку Х. Надеюсь,
     излишне говорить, что те, кто оценивает точность, должны стоять не в этой
     точке, а степень отклонения надо считать, видя, где народ выходит из леса.
     К слову: не мешает также помнить, что в лесу следы на траве легко читаются
     как минимум в течение часа (следопытские таланты ребят судьи склонны были
     недооценивать даже на областных соревнованиях!), и если вы сначала прошли
     из этой точки к цели, то первая же пара может просто пойти по вашим следам
     просто считая шаги. Поэтому хорошим тоном будет со второго занятия смещать
     начальную точку в сторону, например, на 20 метров для каждой новой пары.
     


     
     

    Когда все начнут уверенно выходить в конечную точку с 10 метровыми отклонениями,
     "километр" выбирается так, чтобы он проходил через овраг или
     другое труднопроходимое препятствие... И люди опять начнут "отклоняться"
     и "проскакивать" и учиться справляться проблемами ориентирования,
     проходя маршрут не прямо через препятствие, но не менее точно. И только
     когда народ начнет уже уверенно и точно проходить дистанцию по прямой (где
     очень легко диагностировать ошибку), можно давать маршруты в несколько
     ходов на площади в несколько километров. Здесь народ будет делать все полагающиеся
     ошибки с определением направления следующего хода... Буквально после четырех-пяти
     таких тренировок люди будут неплохо ориентироваться и, что гораздо важнее,
     вполне трезво оценивать свои силы в
     ориентировании. А вы, в свою очередь, будете точно знать... Нет, не кто
     хорошо ориентируется, а кто плохо. Вы будете точно знать, кто имеет склонность
     ошибки ориентирования совершать вновь и вновь (забывать, сколько шагов
     насчитал, дважды в одну сторону вносить поправку, забывать свериться с
     планом и т.д.).


     
     

    К умению правильно оценивать расстояние, пройденное по местности, примыкает
     и умение правильно вести хронометраж маршрута, не глядя на часы каждую
     минуту. Вырабатывается это умение просто. Внезапно в начале многочасового
     маршрута у всех изымаются часы. Задается время - минута (для разгона, всего
     минута - ее можно еще на вокзале потренировать). Через минуту народ поднимает
     руки, у кого минута короче - пораньше, у кого длиннее - попозже. Ваша задача
     - отследить, кто поднял раньше, кто позже, кто точнее всех, огласить результат
     и дать следующую минуту на размышления. (Если группа большая - разбейте
     ее на подгруппы! Вам же неудобно отслеживать!). На самом маршруте сначала
     на такое же размышление выдаются 15 минут. Потом, когда народ станет гораздо
     лучше чувствовать, сколько времени прошло - час. И такими ежечасными играми
     разбавляется весь маршрут. К концу маршрута люди будут уже без проблем
     разговаривать, заниматься сбором дров и даже петь песни у костра (невероятно!!!),
     не теряя чувства времени (это, правда, не означает, что они разойдутся
     вовремя). Люди научатся вносить личные поправки, ведь у кого-то в сложные,
     экстремальные моменты время течет быстрее, у кого-то медленнее. Это действительно
     возможно и не сложно!


     
     

    Костры


     
     

    Костры! Я прекрасно знаю, что это старо и несовременно, уважающие себя
     люди с ними не ходят, а берут газовую горелку или, в крайнем случае, примус.
     Чудно! Очень рад! С тем, что это экологически чище (нет костровищ, меньше
     вероятность пожара), быстрее в использовании (не надо собирать дрова),
     а иногда и по весу сравнимо (вес топоров и пил и вес баллона и горелки)
     согласен полностью. Но, люди, если вы, являясь апологетами примуса, не
     берете с собой спички и не умеете разжигать костры, то вы определенно ищете
     неприятностей. В конце концов и у горелок вентили сворачиваются и бензин
     проливается... Кстати, пары бензина в зимнем походе могут стать причиной
     воспаления легких с такой же вероятностью, что и переохлаждение или травма!
     Турики устраивают кухню в палатке (тепло и удобно!), "токсикоманят"
     и думают, что максимум, чем они рискуют - это головная боль... Какая наивность...
     


     
     

    Перед обучением разведению костров надо обязательно показать, как дрова
     пилить и рубить! Это еще ничего, если пилят по сучку, или чурбаками по
     70 см, которые потом и разрубить не получится и пилить пополам тяжело...
     Хуже, когда люди не думают о том, что топор из руки может вырваться, и
     топорище может слететь, и не только вперед, но и назад. А ведь не думают!
     Часто! Или ставят ногу, придерживая ветку, так, что стоит топору срикошетить
     и прощай нога... Топор, как любой острый предмет, опасен, и пользоваться
     им надо уметь. (Свежая мысль! Правда?)
     Умеющих пользоваться отличает ВСЕГДА хорошо заточенный, плотно и прочно
     посаженный на топорище топор, который НИКОГДА не втыкают в землю и (тем
     более!) в деревья (метров с двух...).


     
     

    Обучить быстро разжигать костры очень просто. Выбирается пожаробезопасное
     место, где легко насобирать дрова и рядом вода. В местах снимаются квадраты
     дерна метр на метр, так, чтобы потом их можно было легко положить на место
     после тренировки. На каждом квадрате команда из 3-4 человек разводит костер.
     Задача - максимально быстро развести достаточно большой постоянный, на
     горении больших веток основанный, костер (можно вскипятить какое-то количество
     воды, но учтите, что литр-другой быстро кипятятся на щепочках, а щепочки
     - это не костер). Люди пожадничают с растопкой, забудут про ветки среднего
     размера и наделают еще кучу подобных ошибок, которые важно разъяснить при
     разборе полетов. Далее костровища заливаются водой, и все повторяется с
     той разницей, что дрова перед подкладыванием в костер должны окунаться
     в воду. Тем (из проигрывающих), кто будет возмущаться тяжелой жизнью, скажите:
     "Это чуть-чуть мокрые дрова тяжело? Мда, сразу видно, что ты никогда

    << Пред.           стр. 640 (из 787)           След. >>

    Список литературы по разделу