<< Пред.           стр. 646 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  В Джаны-базаре искали контору Беш-Аральского заповедника,
 чтобы получить разрешение. Нашли дом, возле которого стояли
 щиты со всякими нарисованными зверушками и характерным суровым
 джигитом в фуражке. Воскресенье, закрыто. Стучимся в соседний
 дом. Выходит пацан лет 15-ти. С ужасом смотрит, как мы
 жестикулируем, пытаясь спросить, где начальник. По-русски он
 не понимает совсем. Выходим снова на улицу. Идут две бабушки,
 примерно тот же эффект. Напрягаюсь. "Контора-баши к'айда? "
 Радостно показывают рукой на чумазого "научного сотрудника" в
 рваной фуфайке и вязаной шапочке, показавшегося около конторы.
 К счастью, он по-русски сносно понимает и даже, хоть и с
 усилием, пишет на маршрутке: "Всем сотрудникам заповедника
 разрешается плавать в количестве 8 человек с... до... ". Я
 попросил по-киргизски еще приписать, что разрешение получено,
 деньги уплачены. Моих убогих познаний в тюркских языках хватает
 понять, что "деньги" (на "алтын" что-то похожее) действительно
 в надписи фигурируют.
 
  С нас взяли по $2 с человека за все время - может, по
 недоразумению, дешево что-то. Запаситесь мелкими купюрами -
 сдачи не дадут, есессьно.
 
  В Джаны-Базаре на Чаткале (то есть вдали от городов и
 цивилизации) российские рубли не котируются абсолютно, а
 требуют киргизские сомы или, на худой конец, узбекские сумы.
 При слове "доллары" у торговцев тоже жадно заблестели глазки,
 но мы предпочли эту тему не поддерживать. Слышу, говорят про
 нас: "Долларлар бар", - и говорю скороговоркой сквозь зубы
 Андрею: "Они рюхают, у нас баксов немерено." А у нас нету,
 правда :-) ?
 
  Сколько занимает Чаткал по времени (Москва-Москва)?
 
 Дней 10.
 
   * Северный Тянь-Шань. Общая ситуация в 1997 году * 
 
 
  Date: 29 Sep 97
  From: Борис Мордасов (boris@morpol.msk.ru)
 
  Делюсь общими наблюдениями и некоторыми подробностями о
 ситуации на Сев. Тянь-Шане летом сего года.
  Мы прошли традиционным маршрутом Алма-Ата - Медео -
 р.Чон-Кемин - Иссык-Куль. О географии, климате, технике и пр.
 писать не буду -- кто был, тот знает, кто не был, см. отчеты и
 спрашивай знакомых.
  В прошлом году до Алма-Аты и обратно добирались наземными
 транспортами (железная дорога, автобус) и нигде не сталкивались
 ни с погранслужбой, ни с таможней. В этом году воспользовались
 услугами авиакомпаний -- тут и таможня и паспортный контроль...
 
  Итак. В качестве средств платежа лучше всего иметь ам.
 доллары. Впочем, сойдут и росс. рубли, фр. франки и даже
 (экзотические в средних широтах) китайские юани. Официальная
 оплата идет только в нац валюте, но обменники на каждом шагу.
  От Алма-Аты до Медео по прежнему ходят рейсовые автобусы.
 Отправление от центрального рынка примерно через каждые
 полчаса. Стоимость проезда порядка $0,5. От Медео до Чимбулака
 тоже что-то ходит, но с меньшей периодичностью. При большом
 желании и возможностях до Чимбулака из города можно поймать
 "такси" ("левака" по старому). Цену запрашивают $50, но в конце
 могут согласиться и на $20 за одну легковую машину. До Большого
 Алмаатинского озера разговор может идти только о машинах класса
 4х4 ("Урал", ГАЗ-66). Впрочем, до Чимбулака тоже не каждый
 "Жигуль" доедет -- очень круто выше плотины. Еще момент:
 обговаривая с водителем условия, надо договариваться о том, что
 в условленную сумму входят все переговоры водителя с
 селевиками, лесниками, гаишниками и пр.
  Чимбулак не производит впечатления забытого богом и
 заброшенного людьми: По выходным (и не только) там оттягиваются
 "новые казахские", активно (с использованием вертолета) ведется
 ремонт канатки. Отношение к туристам нисколько не изменилось:
 "А ч:е вы там делаете?" и "Сколько вам за это платят?" У
 последнего вопроса есть вариации в духе времени: "В какой
 валюте?"
 
  В прошлом году и в этом тоже много разговоров о
 криминальной обстановке в долине Чон-Кемина. Описывается она
 двумя словами: могут ограбить.
 
  Видимо, такие случаи имели место быть, т.к. об этом писала
 и местная (Алмаатинская) пресса. Еще говорят о добрых казахских
 чабанах и злых киргизских -- и наоборот. Мы встречали и тех и
 других, доброжелательности ни у тех, ни у других не убыло:
 налей человеку кружку чаю, угости сигаретой -- после этого
 только отъявленный негодяй будет наставлять на тебя ружье. А
 нам такие не попадались. Местная пресса утверждает, что чабаны
 грабежами не промышляют, это похоже на правду. Из рекомендаций,
 почерпнутых из статьи: вести доброжелательную беседу,
 демонстративно фотографировать. Ну а вообще-то, как повезет.
 Говорят, местные (киргизские) власти ведут посильную борьбу.
 
  Народу шастает тьма. Ну, конечно, не столько, как в
 советские годы, но дня без встречи не было. В основном,
 "местные": Алма-Ата, Караганда, Акмола. Впрочем, иностранцы
 тоже попадаются, причем, "настоящие" -- немцы, ирландцы и пр.
 
  Население Иссык-Кульского побережья живет, в основном, за
 счет отдыхающих. Поэтому и отношение соответствующее. Но
 палатки на берегу все равно ставить не разрешают -- лишь на
 определенном удалении от воды (экология!). Снять комнату --
 никаких проблем; цена в $2 за койку в сутки -- это максимум на
 что можно соглашаться. Надо сказать, что в прошлом году было
 дороже, но и "сервис" был получше: не отключали ежедневно свет
 (холодильник! пиво!!) и воду (Речь идет о пос. Бозтери). В
 пансионатах и домах отдыха такого "сервиса" нет, цены, конечно,
 выше (в 4 - 20 раз), а вот с местами в этом году была
 напряженка.
  О ценах. Дешевое только молоко, овощи и водка. Сильно
 сказывается, видимо, "курортность", на некоторые позиции,
 совсем не импортные, напрмер, сахар и яйца, цены выше
 московских.
  Обменники и здесь на каждом шагу, но курс весьма странный
 (на московский взгляд): сильно зависит от достоинства купюр.
 Вполне реально продать одну стодолларовую купюру и на
 вырученные сомы купить $102 мелочью. Этот феномен корнями
 уходит в советские времена, когда на восточном базаре можно
 было продать сторублевку за 105 рублей. И вообще, крупные суммы
 (например, на обратную дорогу) выгоднее менять в Бишкеке или в
 Оше.
  При чем здесь Ош? А при том, что если вздумаете обратно
 возвращаться аэропланом, то полет Чолпон-Ата -- Ош -- Москва
 обойдется дешевле, чем поездка Чолпон-Ата -- Бишкек и полет
 Бишкек -- Москва.
 
  Впрочем, я уже лезу в незапланированные подробности.
 
  Если кого заинтересует -- спрашивайте, ответим.
 
  Борис Мордасов
  boris@morpol.msk.ru ¦ mailto:boris@morpol.msk.ru
 
  О восточных деньгах
 
  Информация о местных валютах вынесена в отдельный файл.
 
 iastmon.txt ¦ iastmon.txt
 
 ===============================================================
  FILE: aborigeny.txt
  Аборигены и туристы
 
  Письмо Алексея Дещеревского, который сам сюда писать не
 может, пересылаю его письмо с минимальными комментариями
 Валентиина Юрина.
 
  С 1992г. мы с детьми (x+y) регулярно, т.е. 2 раза в год по
 10-15 сут, плаваем по рекам средней полосы. Группы от 3+3 до
 10+8 чел, в т.ч.мужиков от 1 до 5. (До этого ходили без детей,
 в основном горы, причем не сложные, т.е. с населенкой).
 Конфликтов не было пока НИ РАЗУ, хотя "стремные" контакты
 бывали.
 
  Как нам это удалось, не знаю. Старались держаться
 следующих правил:
 
 /* В.Ю.: Повезло, наверное. Хотя к группам с детьми отношение
 часто бывает более уважительное. Наверное, потому что у пацанов
 в подсознании сидит отношение к таким группам как к взрослым, а
 у взрослых мужиков - "ну, раз с ними жены, то много водки они
 им взять с собой не позволят." */
 
  >2. Около деревень не вставать... В деревнях зря не
 светиться, отплывать подальше.
 
  >3. Если маршрут приходится заканчивать в населенном
 пункте, то:
 
  ночевали В ЛЕСУ на расстоянии пешего перехода (иногда до 5
 км, иногда - например, на Двине - просто напротив деревни, в
 300м от мостика). ВСЕГДА тщательно сушились (дома сушиться
 негде), паковались и т.д., планировали на это от 0.5 до 1 сут
 
  >5. При перепаковке на виду у туземцев следить за тем,
 чтобы случайно не продемонстрировать им наиболее ценные ДЛЯ НИХ
 предметы: алкоголь, курево (я в своих группах их вообще, как
 правило, не держу) {мы тоже} хорошие ножи, веревки.В некоторых
 местах (это уже надо смотреть конкретно) для туземцев могут
 быть привлекательны также тушенка, женщины, фонари, иногда даже
 хорошие пилы и топоры.
 
  >6. Hаиболее опасное время в населенных пунктах - вторая
 половина дня и особенно вечер в праздники и выходные. По утрам
 в эти дни, наоборот, относительно спокойно.
 
  В поход, как правило, едем за день-два до праздников,
 приезжаем на место засветло и до темноты из населенки уходим.
 Даже если это последний рабочий день, и народ уже начал
 отмечать, до стадии пьяных шатаний все доходит только к вечеру,
 когда нас уже нет. А днем перед праздниками народ и в т.ч.
 молодежь от 15 обычно относился к нам (и вообще) вполне
 доброжелательно и благодушно.
 
  >7. Лагерь не должен быть заметен издалека. Для стоянки
 выбирать закрытое место. Hе ставить палатки демонстративно на
 красивом высоком берегу. все яркие шмотки убирать в палатки
 
  НО НЕ В КУСТЫ И НЕ В ТРАВУ. Местные проходят мимо 1-2 раза
 за поход, а вот "запрятанные" в кусты или в траву шмотки скорее
 всего останутся там навсегда уже после второго или третьего
 привала.
 
 /* В.Ю. Надо не разбрасывать шмотки, а класть их и знать, куда
 что положил. Желательно все в одно место. Но вообще этот совет
 относится, в первую очередь, к крупным вещам - лодкам,
 рюкзакам, спальникам, забыть которые достаточно трудно. */
 
  ВСЕГДА встаем вне прямой видимости деревни. Не только,
 чтоб нас не видели, но и чтоб фонари всякие ночью глаза не
 мозолили. Если до деревни больше 1-2 км, и лагерь не на дороге,
 прятать костер незачем: даже пьяные пацаны в такую даль
 НЕИЗВЕСТНО В ЧЕЙ лагерь не попрутся. Поэтому 2 км выше деревни
 - это нормально, а 2 км ниже - не всегда.
 
  >8. Держать вещи максимально компактно и не разбрасывать
 их по всему лагерю и вокруг него. Это полезно всегда,
 безотносительно к аборигенам. Палатки, если есть шанс визита,
 ставить компактной группой, входами в центр лагеря, чтобы
 хорошо просматривались.
 
  А БАЙДАРКИ класть на одну из оттяжек палатки, придавливая.
 Тронешь - палатка шевелится. Ну и весла конечно не в лодке, а
 под дном палатки в голове или ногах. Когда нет ветра, не
 помешает и сильно шуршащий полиэтилен (бывает такой).
 
 /* В.Ю. А еще лучше зацепить лодку потайной веревочкой - пусть
 хиленькой, но чтобы мешала выдернуть без шума. У моего
 знакомого на Буге ухитрились каяк из-под тента палатки
 вытащить, а они сквозь сон подумали - мышь бегает. */
 
 /* В.Ю. Еще полезно на ночь попрятать в лодку котлы, посуду,
 каски... */
 
 /* В.Ю. Кстати, каска - одна из самых привлекательных вещей для
 мелких пацанов. */
 
  >9. Обращать внимание на первые действия аборигенов.
 
  Если абориген взрослый (рыбак там или просто 2-3 туземца
 идут мимо по своим делам)- даже намека на проблемы НЕ БЫЛО
 НИКОГДА. Наоборот, дарили дичь (с первой охоты), предлагали
 помощь и т.п.
 
 /* В.Ю. Если по делам - то они, как правило, действительно не
 опасны. Хуже, когда они шатаются без дела и ищут развлечений,
 набор которых обычно ограничивается мордобоем и выпивкой - а
 тут как раз очень кстати туристы подворачиваются. */
 
  Если пацаны, то стая обычно никогда сама по себе по лесу
 не ходит. Всегда сперва появляются случайные 2-3 чел, смотрят.
 Если их игнорировать или презрительно шукать - тогда, наверно,
 может быть обида и через полчаса появится стая (уже имея лагерь
 как цель). Если же завести разговор, как с людьми (а не
 шестерками), предложить чай, реакция всегда адекватная (даже у
 немного пьяных - а сильно пьяные лесом не шатаются). То есть
 интерес не стащить чего, а поговорить, послушать и т.п. Очень
 полезно дать понять, что мы все трезвые и пить, даже после их
 ухода, не будем (а мы действительно не пьем). Кончаются
 разговоры максимум тем, что нас зовут в гости.
 
 /* В.Ю. Я исхожу из того, что эти 2-3 чел. не случайные.
 Несмотря на все предосторожности, бывает, что вас выследили и
 специально прислали разведчиков. Речь идет о том, чтобы понять:
 можно ли здесь дальше оставаться (т.е. они действительно
 случайные и вполне мирные) или надо быстро сматываться,
 поскольку наезд уже запланирован. Кстати, и в первом случае
 иногда стоит хорошо подумать: ведь придут они в деревню, тут же
 поделятся новостью о туристах со всеми встречными и
 поперечными, а потом и подвыпившим великовозрастным придуркам
 захочется с вами поближе познакомиться. */
 
  >10. Позволять смотреть на свои вещи, но не позволять
 ничего трогать (особенно детям при разборке судов в поселке)!!!
 
  ОСОБЕННО ДЕТЯМ: чтобы стайка вела себя хорошо, ОЧЕНЬ
 полезно СТАТЬ ЕЕ ЛИДЕРОМ. Для этого достаточно, делая что-то,
 завести разговор с лидером стаи: объяснить назначение какой-то
 детали, рассказать какой-то случай, спросить про погоду,
 рыбалку и т.п. Совсем молодым (до 10-12) можно даже дать
 какой-то мелкий сувенир (типа использованного тюбика с
 остатками клея). Рекомендация проверялась неоднократно: при
 вынужденном ремонте в пределах деревни, остановках для закупки
 продуктов и т.п. Помимо решения конкретной локальной задачи (не
 лишиться мелких вещей, не быть закиданными камнями со
 следующего моста) это еще помогает формированию правильного
 отношения к туристам вообще.
 
  РЕЗЮМЕ: Помочь другому (особенно когда это тебе ничего не
 стоит) - всегда удовольствие. ДАЙТЕ ЭТУ ВОЗМОЖНОСТЬ
 АБОРИГЕНУ!!!
 
  ВОЗМОЖНО отсутствие проблем у нас объясняется выбором
 малонаселенных маршрутов (а чем меньше народу, тем больше
 ЧеЧеДруг, а не волк). Но даже при прохождении в 10 вечера в
 праздник через поселок мимо стайки пьяных (но на ногах вполне
 стоят) пацанов числом 5:1 конфликтов мы как-то избегали
 (статистика, правда, невелика, но пара случаев была). Возможно,
 потому, что (ЕЩЕ ПАРА СОВЕТОВ):
 

<< Пред.           стр. 646 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу