<< Пред. стр. 646 (из 787) След. >>
В Джаны-базаре искали контору Беш-Аральского заповедника,чтобы получить разрешение. Нашли дом, возле которого стояли
щиты со всякими нарисованными зверушками и характерным суровым
джигитом в фуражке. Воскресенье, закрыто. Стучимся в соседний
дом. Выходит пацан лет 15-ти. С ужасом смотрит, как мы
жестикулируем, пытаясь спросить, где начальник. По-русски он
не понимает совсем. Выходим снова на улицу. Идут две бабушки,
примерно тот же эффект. Напрягаюсь. "Контора-баши к'айда? "
Радостно показывают рукой на чумазого "научного сотрудника" в
рваной фуфайке и вязаной шапочке, показавшегося около конторы.
К счастью, он по-русски сносно понимает и даже, хоть и с
усилием, пишет на маршрутке: "Всем сотрудникам заповедника
разрешается плавать в количестве 8 человек с... до... ". Я
попросил по-киргизски еще приписать, что разрешение получено,
деньги уплачены. Моих убогих познаний в тюркских языках хватает
понять, что "деньги" (на "алтын" что-то похожее) действительно
в надписи фигурируют.
С нас взяли по $2 с человека за все время - может, по
недоразумению, дешево что-то. Запаситесь мелкими купюрами -
сдачи не дадут, есессьно.
В Джаны-Базаре на Чаткале (то есть вдали от городов и
цивилизации) российские рубли не котируются абсолютно, а
требуют киргизские сомы или, на худой конец, узбекские сумы.
При слове "доллары" у торговцев тоже жадно заблестели глазки,
но мы предпочли эту тему не поддерживать. Слышу, говорят про
нас: "Долларлар бар", - и говорю скороговоркой сквозь зубы
Андрею: "Они рюхают, у нас баксов немерено." А у нас нету,
правда :-) ?
Сколько занимает Чаткал по времени (Москва-Москва)?
Дней 10.
* Северный Тянь-Шань. Общая ситуация в 1997 году *
Date: 29 Sep 97
From: Борис Мордасов (boris@morpol.msk.ru)
Делюсь общими наблюдениями и некоторыми подробностями о
ситуации на Сев. Тянь-Шане летом сего года.
Мы прошли традиционным маршрутом Алма-Ата - Медео -
р.Чон-Кемин - Иссык-Куль. О географии, климате, технике и пр.
писать не буду -- кто был, тот знает, кто не был, см. отчеты и
спрашивай знакомых.
В прошлом году до Алма-Аты и обратно добирались наземными
транспортами (железная дорога, автобус) и нигде не сталкивались
ни с погранслужбой, ни с таможней. В этом году воспользовались
услугами авиакомпаний -- тут и таможня и паспортный контроль...
Итак. В качестве средств платежа лучше всего иметь ам.
доллары. Впочем, сойдут и росс. рубли, фр. франки и даже
(экзотические в средних широтах) китайские юани. Официальная
оплата идет только в нац валюте, но обменники на каждом шагу.
От Алма-Аты до Медео по прежнему ходят рейсовые автобусы.
Отправление от центрального рынка примерно через каждые
полчаса. Стоимость проезда порядка $0,5. От Медео до Чимбулака
тоже что-то ходит, но с меньшей периодичностью. При большом
желании и возможностях до Чимбулака из города можно поймать
"такси" ("левака" по старому). Цену запрашивают $50, но в конце
могут согласиться и на $20 за одну легковую машину. До Большого
Алмаатинского озера разговор может идти только о машинах класса
4х4 ("Урал", ГАЗ-66). Впрочем, до Чимбулака тоже не каждый
"Жигуль" доедет -- очень круто выше плотины. Еще момент:
обговаривая с водителем условия, надо договариваться о том, что
в условленную сумму входят все переговоры водителя с
селевиками, лесниками, гаишниками и пр.
Чимбулак не производит впечатления забытого богом и
заброшенного людьми: По выходным (и не только) там оттягиваются
"новые казахские", активно (с использованием вертолета) ведется
ремонт канатки. Отношение к туристам нисколько не изменилось:
"А ч:е вы там делаете?" и "Сколько вам за это платят?" У
последнего вопроса есть вариации в духе времени: "В какой
валюте?"
В прошлом году и в этом тоже много разговоров о
криминальной обстановке в долине Чон-Кемина. Описывается она
двумя словами: могут ограбить.
Видимо, такие случаи имели место быть, т.к. об этом писала
и местная (Алмаатинская) пресса. Еще говорят о добрых казахских
чабанах и злых киргизских -- и наоборот. Мы встречали и тех и
других, доброжелательности ни у тех, ни у других не убыло:
налей человеку кружку чаю, угости сигаретой -- после этого
только отъявленный негодяй будет наставлять на тебя ружье. А
нам такие не попадались. Местная пресса утверждает, что чабаны
грабежами не промышляют, это похоже на правду. Из рекомендаций,
почерпнутых из статьи: вести доброжелательную беседу,
демонстративно фотографировать. Ну а вообще-то, как повезет.
Говорят, местные (киргизские) власти ведут посильную борьбу.
Народу шастает тьма. Ну, конечно, не столько, как в
советские годы, но дня без встречи не было. В основном,
"местные": Алма-Ата, Караганда, Акмола. Впрочем, иностранцы
тоже попадаются, причем, "настоящие" -- немцы, ирландцы и пр.
Население Иссык-Кульского побережья живет, в основном, за
счет отдыхающих. Поэтому и отношение соответствующее. Но
палатки на берегу все равно ставить не разрешают -- лишь на
определенном удалении от воды (экология!). Снять комнату --
никаких проблем; цена в $2 за койку в сутки -- это максимум на
что можно соглашаться. Надо сказать, что в прошлом году было
дороже, но и "сервис" был получше: не отключали ежедневно свет
(холодильник! пиво!!) и воду (Речь идет о пос. Бозтери). В
пансионатах и домах отдыха такого "сервиса" нет, цены, конечно,
выше (в 4 - 20 раз), а вот с местами в этом году была
напряженка.
О ценах. Дешевое только молоко, овощи и водка. Сильно
сказывается, видимо, "курортность", на некоторые позиции,
совсем не импортные, напрмер, сахар и яйца, цены выше
московских.
Обменники и здесь на каждом шагу, но курс весьма странный
(на московский взгляд): сильно зависит от достоинства купюр.
Вполне реально продать одну стодолларовую купюру и на
вырученные сомы купить $102 мелочью. Этот феномен корнями
уходит в советские времена, когда на восточном базаре можно
было продать сторублевку за 105 рублей. И вообще, крупные суммы
(например, на обратную дорогу) выгоднее менять в Бишкеке или в
Оше.
При чем здесь Ош? А при том, что если вздумаете обратно
возвращаться аэропланом, то полет Чолпон-Ата -- Ош -- Москва
обойдется дешевле, чем поездка Чолпон-Ата -- Бишкек и полет
Бишкек -- Москва.
Впрочем, я уже лезу в незапланированные подробности.
Если кого заинтересует -- спрашивайте, ответим.
Борис Мордасов
boris@morpol.msk.ru ¦ mailto:boris@morpol.msk.ru
О восточных деньгах
Информация о местных валютах вынесена в отдельный файл.
iastmon.txt ¦ iastmon.txt
===============================================================
FILE: aborigeny.txt
Аборигены и туристы
Письмо Алексея Дещеревского, который сам сюда писать не
может, пересылаю его письмо с минимальными комментариями
Валентиина Юрина.
С 1992г. мы с детьми (x+y) регулярно, т.е. 2 раза в год по
10-15 сут, плаваем по рекам средней полосы. Группы от 3+3 до
10+8 чел, в т.ч.мужиков от 1 до 5. (До этого ходили без детей,
в основном горы, причем не сложные, т.е. с населенкой).
Конфликтов не было пока НИ РАЗУ, хотя "стремные" контакты
бывали.
Как нам это удалось, не знаю. Старались держаться
следующих правил:
/* В.Ю.: Повезло, наверное. Хотя к группам с детьми отношение
часто бывает более уважительное. Наверное, потому что у пацанов
в подсознании сидит отношение к таким группам как к взрослым, а
у взрослых мужиков - "ну, раз с ними жены, то много водки они
им взять с собой не позволят." */
>2. Около деревень не вставать... В деревнях зря не
светиться, отплывать подальше.
>3. Если маршрут приходится заканчивать в населенном
пункте, то:
ночевали В ЛЕСУ на расстоянии пешего перехода (иногда до 5
км, иногда - например, на Двине - просто напротив деревни, в
300м от мостика). ВСЕГДА тщательно сушились (дома сушиться
негде), паковались и т.д., планировали на это от 0.5 до 1 сут
>5. При перепаковке на виду у туземцев следить за тем,
чтобы случайно не продемонстрировать им наиболее ценные ДЛЯ НИХ
предметы: алкоголь, курево (я в своих группах их вообще, как
правило, не держу) {мы тоже} хорошие ножи, веревки.В некоторых
местах (это уже надо смотреть конкретно) для туземцев могут
быть привлекательны также тушенка, женщины, фонари, иногда даже
хорошие пилы и топоры.
>6. Hаиболее опасное время в населенных пунктах - вторая
половина дня и особенно вечер в праздники и выходные. По утрам
в эти дни, наоборот, относительно спокойно.
В поход, как правило, едем за день-два до праздников,
приезжаем на место засветло и до темноты из населенки уходим.
Даже если это последний рабочий день, и народ уже начал
отмечать, до стадии пьяных шатаний все доходит только к вечеру,
когда нас уже нет. А днем перед праздниками народ и в т.ч.
молодежь от 15 обычно относился к нам (и вообще) вполне
доброжелательно и благодушно.
>7. Лагерь не должен быть заметен издалека. Для стоянки
выбирать закрытое место. Hе ставить палатки демонстративно на
красивом высоком берегу. все яркие шмотки убирать в палатки
НО НЕ В КУСТЫ И НЕ В ТРАВУ. Местные проходят мимо 1-2 раза
за поход, а вот "запрятанные" в кусты или в траву шмотки скорее
всего останутся там навсегда уже после второго или третьего
привала.
/* В.Ю. Надо не разбрасывать шмотки, а класть их и знать, куда
что положил. Желательно все в одно место. Но вообще этот совет
относится, в первую очередь, к крупным вещам - лодкам,
рюкзакам, спальникам, забыть которые достаточно трудно. */
ВСЕГДА встаем вне прямой видимости деревни. Не только,
чтоб нас не видели, но и чтоб фонари всякие ночью глаза не
мозолили. Если до деревни больше 1-2 км, и лагерь не на дороге,
прятать костер незачем: даже пьяные пацаны в такую даль
НЕИЗВЕСТНО В ЧЕЙ лагерь не попрутся. Поэтому 2 км выше деревни
- это нормально, а 2 км ниже - не всегда.
>8. Держать вещи максимально компактно и не разбрасывать
их по всему лагерю и вокруг него. Это полезно всегда,
безотносительно к аборигенам. Палатки, если есть шанс визита,
ставить компактной группой, входами в центр лагеря, чтобы
хорошо просматривались.
А БАЙДАРКИ класть на одну из оттяжек палатки, придавливая.
Тронешь - палатка шевелится. Ну и весла конечно не в лодке, а
под дном палатки в голове или ногах. Когда нет ветра, не
помешает и сильно шуршащий полиэтилен (бывает такой).
/* В.Ю. А еще лучше зацепить лодку потайной веревочкой - пусть
хиленькой, но чтобы мешала выдернуть без шума. У моего
знакомого на Буге ухитрились каяк из-под тента палатки
вытащить, а они сквозь сон подумали - мышь бегает. */
/* В.Ю. Еще полезно на ночь попрятать в лодку котлы, посуду,
каски... */
/* В.Ю. Кстати, каска - одна из самых привлекательных вещей для
мелких пацанов. */
>9. Обращать внимание на первые действия аборигенов.
Если абориген взрослый (рыбак там или просто 2-3 туземца
идут мимо по своим делам)- даже намека на проблемы НЕ БЫЛО
НИКОГДА. Наоборот, дарили дичь (с первой охоты), предлагали
помощь и т.п.
/* В.Ю. Если по делам - то они, как правило, действительно не
опасны. Хуже, когда они шатаются без дела и ищут развлечений,
набор которых обычно ограничивается мордобоем и выпивкой - а
тут как раз очень кстати туристы подворачиваются. */
Если пацаны, то стая обычно никогда сама по себе по лесу
не ходит. Всегда сперва появляются случайные 2-3 чел, смотрят.
Если их игнорировать или презрительно шукать - тогда, наверно,
может быть обида и через полчаса появится стая (уже имея лагерь
как цель). Если же завести разговор, как с людьми (а не
шестерками), предложить чай, реакция всегда адекватная (даже у
немного пьяных - а сильно пьяные лесом не шатаются). То есть
интерес не стащить чего, а поговорить, послушать и т.п. Очень
полезно дать понять, что мы все трезвые и пить, даже после их
ухода, не будем (а мы действительно не пьем). Кончаются
разговоры максимум тем, что нас зовут в гости.
/* В.Ю. Я исхожу из того, что эти 2-3 чел. не случайные.
Несмотря на все предосторожности, бывает, что вас выследили и
специально прислали разведчиков. Речь идет о том, чтобы понять:
можно ли здесь дальше оставаться (т.е. они действительно
случайные и вполне мирные) или надо быстро сматываться,
поскольку наезд уже запланирован. Кстати, и в первом случае
иногда стоит хорошо подумать: ведь придут они в деревню, тут же
поделятся новостью о туристах со всеми встречными и
поперечными, а потом и подвыпившим великовозрастным придуркам
захочется с вами поближе познакомиться. */
>10. Позволять смотреть на свои вещи, но не позволять
ничего трогать (особенно детям при разборке судов в поселке)!!!
ОСОБЕННО ДЕТЯМ: чтобы стайка вела себя хорошо, ОЧЕНЬ
полезно СТАТЬ ЕЕ ЛИДЕРОМ. Для этого достаточно, делая что-то,
завести разговор с лидером стаи: объяснить назначение какой-то
детали, рассказать какой-то случай, спросить про погоду,
рыбалку и т.п. Совсем молодым (до 10-12) можно даже дать
какой-то мелкий сувенир (типа использованного тюбика с
остатками клея). Рекомендация проверялась неоднократно: при
вынужденном ремонте в пределах деревни, остановках для закупки
продуктов и т.п. Помимо решения конкретной локальной задачи (не
лишиться мелких вещей, не быть закиданными камнями со
следующего моста) это еще помогает формированию правильного
отношения к туристам вообще.
РЕЗЮМЕ: Помочь другому (особенно когда это тебе ничего не
стоит) - всегда удовольствие. ДАЙТЕ ЭТУ ВОЗМОЖНОСТЬ
АБОРИГЕНУ!!!
ВОЗМОЖНО отсутствие проблем у нас объясняется выбором
малонаселенных маршрутов (а чем меньше народу, тем больше
ЧеЧеДруг, а не волк). Но даже при прохождении в 10 вечера в
праздник через поселок мимо стайки пьяных (но на ногах вполне
стоят) пацанов числом 5:1 конфликтов мы как-то избегали
(статистика, правда, невелика, но пара случаев была). Возможно,
потому, что (ЕЩЕ ПАРА СОВЕТОВ):