<< Пред.           стр. 647 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  1) в указанной ситуации - ЗАВЕДИ РАЗГОВОР ПЕРВЫМ!!! Спроси
 (вежливо, но не подобострастно), который час, как пройти, где
 купить хлеб и т.п. Наконец, просто с праздником поздравь. Если
 с тобой заговорили на подобную тему, - ты уже человек, и меньше
 шансов стать дичью.
  2) держаться уверенно. Не тормозить в 100 м от пацанов,
 решая, что делать, а идти уверенно (а если надо мимо них - то
 прямо к ним). Иначе (особенно если свернуть) - у стаи
 обязательно проснется инстинкт хищника=милиционера. Даже если
 раньше они никак тебя задевать не собирались. Кроме того,
 серьезная стая из полных отморозков - это все-таки редкость (а
 если их 2-3 шт, и без ствола, это еще не стая). ТАКЖЕ НЕ
 РАССМАТРИВАЮТСЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ ЗАРАНЕЕ СПЛАНИРОВАННЫЕ АКЦИИ.
 А в остальных случаях обычно всегда можно как-то разрядить
 обстановку.
  3) избегать ярких дорогих прикидов в одежде и снаряге, не
 снимать коровник на видеокамеру и т.п., в общем не раздражать
 туземцев тем, что они тут по уши в дерьме, а ты...
 
  Странный тезис:
  >не ночевать в маленьких деревнях Какого черта мы будем
 там делать? Если она маленькая, то есть рейсовый транспорт не
 ходит, то как начальный/конечный пункт она заведомо
 неинтересна. А на маршруте ночевать в деревне могут только
 ..... В общем, это не наш стиль.
 
 /* В.Ю. Нет, я имел в виду именно ночевку в конечном пункте,
 откуда утром уходит автобус. Может случиться так, что кто-то к
 этому автобусу уже не проснется. */
 
  >Если дело дошло до разборки...
  Не знаю, поможет ли кому-то эта история 20-летней
 давности... Когда мне было лет 12-15, у меня во время
 однодневных велопоходов со товарищами была пара инцидентов с
 такими же, как мы (10-16) туземцами. Один раз дело даже дошло
 до небольшой драки, у нас скрутили ниппеля с велосипедов,
 отобрали ключи, насосы и т.п. В обоих случаях мы вели себя не
 очень решительно (пытались откупиться, что только раззадоривало
 нападавших), но спаслись так: один из членов группы отходил в
 сторону (без велосипеда: наверно, поэтому уйти ему не мешали) и
 бежал в деревню к родителям туземцев (в такой ситуации не
 стыдно). Как правило, первый же взрослый бросал все свои дела и
 все наши проблемы решались. Даже камеры накачали.
 
 /* В.Ю. Против пацанов такой способ может быть эффективен. Но
 на взрослую группу пацаны не нападут, а разнимать взрослых
 балбесов ни один взрослый не побежит. Я знаю два успешных
 случая подобного рода, но оба были скорее исключениями: в одном
 случае удалось сыграть на "теплых" отношениях русских казаков
 (они же милиция) к местным джигитам, в другом - на
 подобострастии местной милиции перед полковником КГБ из самой
 Москвы. Но не в каждой же группе такой полковник есть. 8-( */
 
  >результат, в общем-то, предопределен. Собственно говоря,
 без >3-кратного численного превосходства ... и нападать не
 станут.
  В группе обычно 4-5 человек или больше. Значит, туземцев
 должно быть не меньше 10-15. Если все они - невменяемые мужики,
 то странно, как они дождались прихода группы, не передравшись.
 Если же в их коллективе есть дамы, или способность рассуждать
 утрачена не до конца, то надо сделать все чтобы было ясно:
 А)взять у вас, кроме пары банок тушенки, абсолютно нечего;
 Б)даже за банку тушенки будет нешуточная драка, причем - при
 15-то свидетелях - с возможными последствиями; В)драка ни в
 коем случае не будет "справедливой". В традициях русского
 человека - слегка намять бока, но если дело серьезное, для него
 обычно нужен повод (типа "поставить на место нахала" или "он,
 что, не видит кто перед ним стоит?").
  Вопрос о том, как "не дать повода", конечно, спорный.
 Лично я пытался на задиристые реплики отвечать шуткой, иногда
 даже слегка обидной для оппонента, но развлекающей остальную
 компанию, и т.п. Иногда полезно резко сменить тему (с каким
 счетом вчера футбол кончился?) Если идет выпендреж перед дамой,
 дайте парню альтернативную возможность самоутвердиться,
 запросив какую-то помощь (см.выше).
  И до сих пор как-то бог миловал: рано или поздно всегда
 находился человек, который со словами "Димон, ну ты че к парню
 пристал?" прекращал дискуссию, так что в итоге мы расставались
 вообще чуть ли не друзьями. Правда, было это не в походах, а
 при одиночных -парных перемещениях по подмосковью (в том числе
 и в Ожигово), в последних электричках и т.п.
 
 >В целом, конечно, обстановка складывается весьма
 безрадостная... >Тем более, что кругом - беспросветная
 нищета...
 
 ВСЕ-ТАКИ, ПЛОХО УВАЖАЕМЫЙ ALL О НАШЕМ НАРОДЕ ДУМАЕТ!!! А ведь
 он сам не только > из одного =?KOI8-R?Q?=C7=CF=D7=CE=C1?=
 сделан, но и из этого же самого народа вышел.
 
 /* В.Ю. Вы будете смеяться, но я действительно никогда не
 замечал за собой даже мысли о том, чтобы набить кому-то морду
 ради собственного удовольствия, избить или убить кого-то только
 за то, что он не похож на меня, украсть или отнять
 понравившуюся вещь. К сожалению, наверное. Такие
 патологические особи долго не живут в нашем животном мире. */
 
  КОРОЧЕ, ЕСЛИ нападение на группу с целью грабежа НЕ
 является заренее спланированной организованной акцией, ТО в
 большинстве случаев правильная линия поведения позволяет
 избежать тяжелых последствий, ДАЖЕ если нежелательный контакт
 случился.
 
 /* В.Ю. А если не позволит? Нельзя уповать на то, что вы,
 будучи вооруженным всеми вышеперечисленными правилами, выйдете
 победителем из _каждого_ конфликта (пусть даже
 психологического). Самый лучший бой - это несостоявшийся бой.
 */
 
  В заключение в порядке "разбора полетов" приведу один
 случай, когда мы на пустом месте "нарвались" на контакт. Дело
 было на Тянь-Шане, 1984, маршрут Алма-Ата-Иссык-Куль. В группе
 8 взрослых, мужиков четверо. Спускаемся к озеру по типовой
 туристской тропе (точнее, уже дороге), где в сезон каждый день
 проходит 1-2 группы. Время 4-5 часов, выходной. До Иссык-Куля
 еще километров 20. По плану километров через 5 ночевка, завтра
 утром - выход на озеро.
  Дорога идет по широкой голой долине, видимость несколько
 километров. Из деревни то ли с фермы (до домиков с
 полкилометра) к нам подъезжает пара киргизов на лошадях, потом
 еще один, другой. Вполне доброжелательно расспрашивают, кто мы
 и откуда, куда идем и т.п. Но при этом не спешиваются: мы идем,
 они едут (наверно, это невежливо? Кто знает обычаи "кочевых"
 народов и может пояснить?) Между собой все время говорят
 по-киргизски (тоже звоночек, русский скорее всего они тогда
 знали не хуже).
  Останавливаться не хочется, но откладывать привал больше
 нельзя. Жарко, пьем воду из фляжек. Киргизы предлагают молоко с
 фермы. Мы соглашаемся (возможно, лучше было бы отказаться!) и
 достаем кан. Киргизы берут второй кан тоже и уезжают. Минут
 через 40 (короткий привал длится уже час!) привозят молоко и
 лепешки. Мы предлагаем деньги,они не берут (Ошибка! Надо было
 настоять или предложить что-то из продуктов). Но у нас все
 рассчитано, осталась одна ночевка, поделиться нечем. Лекарства
 не предлагаем - нам еще идти обратно через те же горы. Допиваем
 молоко, остаток заливаем во фляжки, пакуемся. Давно пора идти,
 но уходить как-то неудобно.
  Тут, наконец, нам (откуда только такие идиоты берутся!)
 вежливо намекают, что вот поход у нас почти кончился, а в горы
 обычно туристы носят с собой медицинский спирт, а у них тут
 сухой закон, а нам этот спирт (раз мы все равно непьющие)
 больше не нужен... Спирт у нас действительно есть, в пузырьке
 200-300 грамм. Но он нам нужен как НЗ на обратный путь! Вежливо
 объясняем ситуацию и отливаем половину киргизам. Они (их уже
 человек 10) уезжают, вроде бы все взаимно довольны.
  Мы наконец уходим. Потеряно больше часа ходового времени.
 Поэтому идем быстро и опять чуть дольше, чем обычно. Вдруг нас
 снова догоняют всадники, почти все уже в стельку пьяные (и как
 это они с 200 грамм /8-10 человек умудрились прийти в такое
 состояние?) и начинают уже совсем не так вежливо, как раньше,
 просить остальные 100 грамм. Особенно усердствуют "новенькие",
 еще трезвые (опоздали к дележу первой порции?). Разговор не
 клеится: мы идем, они ездят вокруг, говорят с нами по очереди,
 между собой по-киргизски. Видно, что спирт лучше отдать, иначе
 могут поискать силой. Останавливаемся, отдаем. Пить им не из
 чего, просят кружки. Мы объясняем, что у нас кружка на двоих,
 всего 4 шт, то есть им все равно не хватит, а если пить по
 очереди, то кому-то будет не справедливо. Они, немного подумав,
 соглашаются и уезжают. Пошучивают, а нет ли у нас еще одной
 такой же фляжки...
  Дальше идем с утроенной силой. Примерно через час сзади
 опять виден всадник, но теперь он один. Не доезжая до нас сто
 метров, разворачивается и скачет обратно. Понятно, что вставать
 у дороги нельзя, а уйти вбок некуда.
 
  В итоге все "обошлось". Пройдя за день 45 км, встали уже
 в полной темноте, спрятавшись в стороне от дороги. Понятно, что
 не все в такой ситуации зависит от группы, но все же мы могли
 бы вести себя умнее, а именно:
 
  1) в походе всегда не вредно иметь какой-то легкий по
 весу, но ценный (дефицитный) в данной местности продукт для
 обмена. Например, чай, сигнальную шашку, лекарства и т.п. Спирт
 тоже не исключается, но расплачиваться им нужно с умом.
  2) спирт в поход ВСЕГДА берут в нескольких небольших
 упаковках, грамм по 50-100, так чтобы при необходимости
 отдавать только целиком. При этом всем должно быть абсолютно
 ясно (на худой конец, разыграйте диалог!), что ОТДАВАЕМЫЙ СПИРТ
 - ЕДИНСТВЕННЫЙ!
  3) в группе хотя бы один человек должен хотя бы чуть-чуть
 понимать местное наречие. Не столько для того, чтобы знать, о
 чем разговор, сколько для хорошего к себе отношения. Реакция
 многократно проверена в разных глухих кишлаках: надо же - из
 Москвы (то есть по-ихнему вроде бы как дикарь), а поздороваться
 или даже пару слов сказать умеет! К тому же сейчас в горных
 кишлаках женщины, молодежь и старики (т.е. все, кто не служил в
 СССР-армии) вообще не говорят по русски, и умение общаться
 может пригодиться.
 
 /* В.Ю. Очень ценно! Действительно, знание хотя бы нескольких
 слов сильно помогает. Они сразу видят, что ты здесь человек не
 случайный, и теряют уверенность: насколько они могут
 рассчитывать на твое незнание обычаев, соседей, местности,
 местного начальства и т.п. Даже разговаривать между собой
 станут осторожнее - вдруг ты все по-ихнему понимаешь? Это
 относится не только к б.СССР, но и ко всему миру. */
 
 /* В.Ю. Полезно также обращать внимание на мелкие нюансы
 поведения, чтобы случайно не нарушить подсознательных местных
 обычаев: как здороваются? на каком расстоянии друг от друга
 держатся при разговоре? */
 
 4) принимая какую-либо помощь, прикидывать, а что за этим
 стоит. Вообще, лучше сразу говорить, что в помощи мы не
 нуждаемся (тем более что обычно это действительно так).
 
 
 С уважением, Дещеревский Алексей =A.Deshere.
 ===============================================================
  FILE: wonxga.txt
  Воньга-98: местные воруют
 
  Date: 6 Aug 1998
  From: Трушин Николай. (asaprofi@corbina.ru)
 
  Всем привет!
 
  Хочу накатать кляузу-предупреждение на местное население
 по маршруту Энгозеро-Воньга. Сразу оговорюсь, что сведения
 получены в основном от соседних групп, а мы вообще были
 предупреждены еще в Турклубе группой, ходившей по маршруту в
 прошлом году (ребята сказали, что могут даже байду увести).
 
  Мы : жена, я, "Таймень-2" он же "Lizard".
  Время похода: 26.07.98 (Энгозеро) - 04.08.98 (жд. мост около
 дер. Воньга)
 Итак:
 
  1. Энгозеро. Местная молодежь видимо вообще не спит,
 поджидая субботний 112 поезд (~4 утра). На ребят (3 парня на
 2-х байдах), сошедших вместе с нами, накатили местные с
 требованием маршрутного листа :/, те их послали и просигналили
 нам. Когда мы подошли к месту сборки, туда подкатил дохлый
 оранжевый жигуль, полный датыми мальками. Двое вылезли и
 подкатили к нам, но, видимо узрев мою щетину, ограничились
 просьбой продать водку, или спирт, им тоже ничего не
 обломилось. Потом подошла еще одна группа (1 мужик и 2 здоровых
 парня - по-моему на "Таймень-3") и один из местных козырей, уже
 постарше, ограничился битием бутылки рядом с местом сборки
 (отсюда видимо и обилие там битого стекла).
 
  2. Озеро Собачье, порог Собачий и дальше. Прут все. На
 Ассу мы встали с группой у которой на правой стоянке после
 порога Собачий сперли всю (!!!) соль, манку, старые постиранные
 носки (новые, но грязные, оставили), зубную пасту, мыло. Народ
 оставил там записку, что мол прут все, даже "Блендамед".
 Несмотря на предупреждение у следующей группы в этом же месте
 сперли 5 банок тушенки, 2 батона колбасы и разрезали
 "поросенка" (кажется даже в обеденное время см. "12 Стульев").
 Ребята из первой группы дошли по следам до избы, но лезть в нее
 и бодаться не стали, по всему там народ с ружьишком был. После
 таких наворотов, ребята на последней стоянке не оставили ничего
 из продуктов - в основном отдали группе, собиравшейся на Белое
 море, а остальное распылили.
 
  3. Как мы прошли без потерь. Наша последняя стоянка до
 порога Ассу была в заливчике перед Собачьим озером (хотя и там
 видели лодку с рыбаками). Уверенности придавал арсенал
 слезоточивых средств - "Удар" и немецкий перечный баллон против
 собак, медведей и охотников за чужим. Кроме того на всех
 стоянках в палатку убиралось все, кроме байды, которая
 приваливалась к оной и оборудовалась сигнализацией из котелков
 и грязных мисок (как оказалось это было правильно, т.к. у
 кого-то унесли чистый стакан, а с недопитым чаем - оставили).
 
  Трушин Николай. (пока есть адрес: asaprofi@corbina.ru)
 
 P.S.
  На ст. Воньга останавливается Московский 181-й в 5.40,
 чтобы загрузиться нужно показаться машинисту и громко стучать в
 дверь вагона (-ов), будя проводников. Билеты в поезде не
 продают, но можно договориться с проводником (плацкарт до
 Москвы 150р. место), или ехать до Кеми 15 р. с носа и там
 купить билет на этот же, или пересаживаться на 111-й скорый.
 Кроме того в 5.00 поезд Мурманск-Вологда и где-то днем
 Ленинградский (можно узнать в доме у станции - там живут 2
 семьи).
  До станции ~40 мин. налегке и ~ 1.5 часа гружеными, чтобы
 не ломаться. С телегами хуже - приходится перетаскиваться по
 частям (лужи с камнями и корнями и рельсы со шпалами).
 
 P.P.S.
  Есть сосканированная карта маршрута (2 км.). Печатается
 на 2-х листах A4 на цветном струйнике в разрешении 720 dpi.
 Выглядит как настоящая.
 ===============================================================
  FILE: ../ALPINISM/swanetia.txt
  Бандитоопасная обстановка в Сванетии и на Кавказе
 
  From: Dmitry.Sokolov@p50.f871.n5020.z2.fidonet.org
 
  SK> P.S. Услышал только что по "Эху Москвы": на Кавказе, в
  SK> Кабардино-Балкарии, ограблена вторая за месяц группа альпинистов.
  SK> Отняты деньги и снаряга. До этого в Карачаево-Черкессии ограбили
  SK> группу альпинистов, одна из альпинисток госпитализирована с пулевыми
  SK> ранениями.
  Только говорили не про альпинистов, а про детскую
 скаут-туристскую группу (в первом случае). Подробности немного
 в "Комсомольской правде" 18 августа, с.2.
  Пострадавшая - их руководитель Hина ок. 20 лет - на руках

<< Пред.           стр. 647 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу