<< Пред.           стр. 650 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 КАСКА
 ЮБКА
 ОДЕЖДА КАЯКЕРА
  Куртка. Гидрокостюм мокрый и сухой. Белье. Шерсть и хлопок. Обувь.
  Рукавицы.
 
 
  Глава 2. ДИНАМИКА ВОДНОГО ПОТОКА
 
 ПРОСТЕЙШИЕ ВОДНЫЕ СТРУКТУРЫ
  "Языки" и "усы". Улова. Сбойки струй.
 ВАЛЫ
  Прямые стоячие валы. Косые валы. Пирамидальные валы. Эволюция вала при
  изменении расхода воды. Пульсирующие валы.
 СТРУКТУРЫ С ПРОТИВОТОКОМ
  Поверхностные бочки. Глубокие бочки. Прямые и косые бочки. Котлы.
 ВОДОПАДНЫЕ СЛИВЫ
  Основные характеристики слива. Состояние дна слива. Структура сливов.
  Бочка и дно под сливом.
 РАЗВИТАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ
  Спиральные течения. Воронки. Поганки.
 ОБТЕКАНИЕ КАМНЕЙ И БЕРЕГОВ
  Обливные камни. Отбойные валы. Прижимы.
 ДРУГИЕ ОПАСНОСТИ БУРНОЙ ВОДЫ
  Завалы. Плотины. Прочие антропогенные объекты.
 ПАВОДОК
 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ
 
 
  Глава 3. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЯКОМ
 
 ПРОВЕРКА СНАРЯЖЕНИЯ
 ПОЛОЖЕНИЕ ВЕСЛА
 АВАРИЙНОЕ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЕ
 ПРЯМАЯ ГРЕБЛЯ
  Некоторые упражнения и советы.
 ДУГОВЫЕ ГРЕБКИ
  Упражнения. Поворот в движении.
 ОБРАТНАЯ ГРЕБЛЯ
 СМЕШАННЫЕ ГРЕБКИ И ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ (специально для теоретиков)
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕСЛА В КАЧЕСТВЕ РУЛЯ
 КРЕН И УПРАВЛЕНИЕ ИМ
 ПОВОРОТ НА НИЗКОЙ ОПОРЕ
 ПРЯМОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ
  Упражнения и советы.
 ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ
 ЗАЦЕП
  Упражнения. Использование зацепа при входе/выходе из улова.
 ЭСКИМОССКИЙ ПЕРЕВОРОТ "РЫЧАГОМ"
  С какой стороны вставать? Механика переворота "рычагом". Подготовка к
  занятиям. Упражнения и советы. Положение инструктора. Перехват весла.
  Усложненные упражнения. Эскимосские перевороты в сложных условиях.
 ОПОРНЫЕ ГРЕБКИ
  Низкая опора. Высокая опора. Советы. Дуговая опора. Параллельная
  опора. Усложненные упражнения.
 ЭСКИМОССКИЙ ПЕРЕВОРОТ "ВИНТОМ"
  Механика переворота "винтом". Упражнения и советы. Переворот "одним
  ударом".
 ЭЛЕМЕНТЫ КАНОЙНОЙ ТЕХНИКИ
  Прямой гребок со своей руки. Работа на перехвате. Отруливание.
  Обратная гребля.
 
 
  Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ КАЯКОМ НА БУРНОЙ ВОДЕ
 
 ВЫХОД НА СТРУЮ И ВХОД В УЛОВО
  Выбор точки входа. Угол и скорость входа. Вход/выход кормой вперед.
  Упражнения.
 ТРАВЕРС
  Сложение скоростей в однородном потоке. Траверс неоднородного потока.
  Траверс струи между двумя уловами. Упражнения.
 СБОЙКИ СТРУЙ
 ШИВЕРЫ
  Отражение от отбойного вала. Вход в другую струю. Выбор линии
  движения. Навал на препятствие.
 ПРИЖИМЫ
  Скоростной прострел по основной струе. Траверс. Уход в улово. Прижимы
  с фильтрующей отмелью.
 ВАЛЫ
  Прохождение носом. Прохождение лагом. Траверс по валу. Пирамидальные
  валы. Разворот на валу.
 БОЧКИ
  Прохождение носом. Прохождение лагом и траверс. Сложные бочки и котлы.
  Выход из бочки на ровном киле. Эскимосский переворот и выход из бочки
  вверх килем. Глубокие бочки.
 ВХОД/ВЫХОД ИЗ УЛОВА ЧЕРЕЗ БОЧКУ
 РАЗВИТАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ
  Спиральные течения. Поганки. Воронки.
 ВРЕМЯ РАБОТАТЬ И ВРЕМЯ ОТДЫХАТЬ
 ПРОСМОТР И ПРОХОЖДЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ
 
 
  Глава 5. СЛОЖНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
  И ЭЛЕМЕНТЫ РОДЕО НА БУРНОЙ ВОДЕ
 
 ИГРЫ НА БЕЛОЙ ВОДЕ
  Катание по валам. Катание по бочкам. Вращение на 360 градусов.
  "Свечка". Пируэт. Прыжок с пируэтом.
 ВОДОПАДНЫЕ СЛИВЫ
  Прыжок через бочку. Прыжок в улово. Прыжок без начальной скорости.
  Наклонный слив с "трамплином". Поворот на отбойном валу. Отбойные
  валы на лестничном сливе. V-образный или подковообразный слив по
  течению. V-образный или подковообразный слив против течения.
  Г-образный слив. Наклонный слив со сбойкой.
 ТЮЛЕНИЙ СТАРТ
 СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ПРЫЖКОВ
  Каяки. Пяточная платформа и подвесная система. Амортизация коленных
  упоров. Носовой амортизатор. Каска. Налокотники.
 К-2: ТУПИК ЭВОЛЮЦИИ ИЛИ ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ?
 
 
  Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
 
 ВЫБОР МАРШРУТА
 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГРЕБЦА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
 САМОСТРАХОВКА ЭСКИМОССКИМ ПЕРЕВОРОТОМ
 САМОСТРАХОВКА ПЛОВЦА В ПОРОГЕ
  Движение с лодкой. Особые способы использования лодки. Когда надо
  бросать лодку. Движение с веслом. Движение без весла.
 СТРАХОВКА ПЛОВЦА В ПОРОГЕ
  Выбор места для страховки. Активная страховка каяками. Страховка
  спасконцом.
 СТРАХОВКА ПЛОВЦА В БОЧКЕ
  Самостраховка при попадании в бочку. Страховка с поплавком.
  Полуактивная страховка каяками.
 СТРАХОВКА ПРИ ЗАКЛИНИВАНИИ ЛОДКИ
  Последний шанс для гребца. Действия страхующих при заклинивании лодки.
 СТРАХОВКА КРУПНЫМИ СУДАМИ
 СТРАХОВКА КРУПНЫХ СУДОВ
 ХАРАКТЕРНЫЕ ТРАВМЫ
  Растяжения. Вывих плеча. Вправление вывиха плеча.
 
 
  Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОХОДОВ НА КАЯКАХ
 
 КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУППЫ
  Численность группы.
 ВЫБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МАРШРУТА
  Анализ информации о реке. Радиальные выходы. Первопрохождения.
  Распорядок дня. Планирование дневного перехода. Прохождение с базовыми
  лагерями. Сплав в режиме ралли.
 ТРАНСПОРТИРОВКА КАЯКОВ
  Авиатранспорт. Железнодорожный транспорт. Автотранспорт. Пешие
  подходы.
 ПЕРЕВОЗКА СНАРЯЖЕНИЯ
  Вес. Объем. Момент инерции и размещение груза. Центровка лодки.
  Упаковка груза. Использование крупных грузовых судов.
 ДВИЖЕНИЕ ГРУППЫ НА МАРШРУТЕ
  Микроструктура группы. Походная колонна. Eddy hopping. Прохождение
  препятствий с полной и неполной обработкой. Причаливание.
 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБРАБОТКЕ ПОРОГОВ
  Система оповещения на пороге. Сигналы при прохождении.
 ОБУЧЕНИЕ КАЯКЕРОВ
 ===============================================================
  FILE: iukayaks.txt
  Каяки. Типы и выбор
  В. Юрин (из книги "Сольфеджио белой воды")
 
 
  Каяки для бурной воды сильно различаются по своим обводам и
 конструкции. В зависимости от того, для каких целей
 предназначена данная лодка, на первый план могут выходить те
 или иные элементы ее конструкции. Одни каяки предназначены для
 длительных автономных путешествий по ненаселенным рекам, другие
 - для прыжков с водопадов, и т.д. Существует не менее десятка
 различных типов каяков; в каждом из них существуют свои весовые
 категории, а некоторые модели выпускаются в 2-3 модификациях
 для гребцов различного веса.
 
  Большинство каякеров, выбирая лодку, ищет некоторый
 компромисс, который был бы более или менее пригоден для всех
 развлечений, входящих в понятие "сплав по бурной воде", и
 избавлял бы их от необходимости иметь несколько разных лодок.
 Из всего разнообразия каяков для бурной воды следует обратить
 внимание, в первую очередь, на следующие основные типы.
 
 
  Каяки большого объема для автономных путешествий
 
  Эти лодки погружаются в воду лишь на небольшую часть своего
 объема, поэтому они дают гребцу ощущение надежности и
 предсказуемости. Они самые длинные из всех каяков (до 4
 метров), поэтому их также называют "линейными"; иначе говоря,
 они хорошо держат прямолинейный курс, легко прокладывая путь по
 порогам. Это настоящие линкоры во всем каячном флоте. Объем
 таких лодок составляет 300-400 л.
 
  Такие каяки используются в автономных экспедициях, где
 участникам приходится перевозить все свое снаряжение в своих
 лодках. На них пройдены в полностью автономном режиме весьма
 протяженные и сложные маршруты на разных континентах.
 Начинающие гребцы чувствуют себя на больших каяках довольно
 уверенно и быстро повышают категорию сложности маршрута,
 поскольку каяк устойчив на мощной воде и его непросто сбить с
 выбранного курса. Во многих больших, прямолинейных порогах для
 прохождения достаточно всего лишь отчалить и затем держать каяк
 носом вниз по течению - он сам вывезет вас. Правда, к такому
 стилю прохождения следует относиться крайне осторожно,
 поскольку просто прохождение порога без оверкиля отнюдь не
 означает, что гребец действительно контролирует лодку; рано или
 поздно он поплатится за это.
 
 
  Средние каяки общего назначения
 
  Это самый распространенный класс каяков. Длина их составляет,
 как правило, от 330 до 370 см, ширина - 60 см, объем 250-300 л.
 Благодаря меньшей длине эти каяки легче поворачиваются, а более
 низкая дека позволяет гребцу свободнее чувствовать себя в
 лодке. В результате эта машина становится послушной и
 чувствительной и передает энергию реки прямо на тело гребца.
 Именно поэтому каяк среднего объема - идеальная лодка как для
 обучения сплаву по бурной воде, так и для совершенствования
 своих навыков. Большинство этих лодок отлиты из полиэтилена.
 Вероятно, именно такую лодку вам следует приобрести в первую
 очередь.
 
 
  Каяки для родео
 
  В последние годы в Западной Европе и США получил широкую
 популярность новый вид спорта на бурной воде - родео, или
 фристайл. Его возникновение было вполне закономерно и
 предсказуемо, если учесть историю развития наиболее близкого
 вида спорта - горных лыж, где фристайл получил официальное
 признание на несколько лет раньше. В отличие от традиционного и
 популярного в нашей стране туризма, родео не связано с далекими
 путешествиями. Его целью является совершение максимально
 сложных трюков на ограниченном участке реки.
 
  Специально для этого спорта возник отдельный класс игровых
 лодок. Для них характерен обычный круглый борт, небольшая длина
 (300-340 см), достаточно объемный нос, плоская корма (иногда
 даже с вогнутой декой) и высокая подрезка носа и кормы. По
 характеристикам и по объему они пока наиболее близки к каякам
 общего назначения, но отличаются большей поворотливостью,
 меньшей поступательной скоростью и лучшей способностью
 удерживаться на валах и в бочках.
 
 
  Лодки для экстремального сплава
 
  В последние годы в технике прохождения предельно сложных
 препятствий произошли определенные изменения, которые привели,
 в частности, к появлению специального типа лодок. Они
 отличаются умеренной длиной (330-370 см), большим объемом
 (300-400 л) и значительной (но меньшей, чем у игровых лодок)
 подрезкой носа и кормы. В некотором смысле можно считать, что
 они сочетают признаки трех вышеупомянутых типов, но при этом
 существуют независимо от них и имеют свою собственную область
 применения.
 
 
  Каяки малого объема
 
  Каяки для соревнований по гребному слалому имеют плоскую
 корму, которая обеспечивает оптимальное для этого вида спорта
 соотношение между скоростью и поворотливостью лодки. Этому
 способствует также предельно малый объем, а острый борт
 позволяет выполнять многие сложные приемы. Именно с этими
 лодками, к сожалению, долго ассоциировалось понятие "каяк" в
 нашей стране. Однако это всего лишь один, причем очень
 специфический, тип каяков.
 
  Лодки для соревнований высокого класса изготавливаются из
 стеклопластика или углекомпозитных материалов, поэтому они
 очень дороги. Габаритные размеры слаломных каяков
 регламентированы правилами соревнований, поэтому некоторые из
 них имеют узкий длинный "клюв" на носу и корме исключительно
 для того, чтобы удовлетворить этим требованиям. Для тренировок
 и обучения выпускаются также укороченные полиэтиленовые
 варианты слаломных моделей.
 
  Другой тип каяков - сквирт-боты (букв. "лодка для того, чтобы
 брызгаться") - предназначен специально для акробатических
 трюков. Они делаются максимально плоскими в поперечном сечении
 и имеют острый борт. Это позволяет легко топить любой конец
 лодки, особенно корму. Используя течение, валы и работу
 корпусом, искусный гребец может вытворять на такой лодке
 совершенно немыслимые вещи - например, вращение на носовой
 "свечке".
 
  Оба типа этих лодок практически не имеют внутри свободного
 места для багажа. Объем современного слаломного каяка
 составляет 200-220 л, а объем сквиртботов еще меньше. Они не
 прощают технических ошибок, и поэтому на бурной воде они
 малопригодны для новичков. Но уже при освоении элементарных
 приемов управления они становятся эффективным учебным судном на
 спокойной воде и в простых препятствиях.
 
 
  Сверхкороткие каяки
 
  Как и во всяком флоте, среди каяков есть не только крупные
 корабли, но и "торпедные катера". Длина таких каяков составляет
 всего 220-290 см, объем - 200-220 л, а иногда и менее. К ним
 относятся прыжковые лодки для прохождения водопадов; лодки для
 крутопадающих малорасходных рек; учебные и детские лодки; лодки
 для игры в поло. Все они имеют довольно полные обводы, тупой
 закругленный нос и корму.

<< Пред.           стр. 650 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу