<< Пред. стр. 674 (из 787) След. >>
2. Каяк как средство сплава по горным рекам.
Каким же требованиям должен отвечать каяк и какими обладать преи-
муществами перед другими видами туристских судов, чтобы выбор его в
качестве средства сплава в походе по горной реке был оправданным?
Ходовые качества ( маневренность, управляемость и т. д.), естест-
венно, должны быть выше, чем у других судов. При этом очень желатель-
но, чтобы эти качества были близки или идентичны ходовым качествам
каяка, к которому вы привыкли на тренировках.
Этот момент требует небольшого пояснения. Опытные туристы, имею-
щие постоянные места для тренировок ( например пос. Лосево у ленинг-
радцев ), как правило, предпочитают иметь два каяка. Один, обычно
спортивный стеклопластиковый, используют для тренировок, а второй (
разборный ) для походов. Продолжительность активной эксплуатации бай-
дарки в походе составляет 50-80 часов в год, а на еженедельных летних
тренировках в выходные дни 150-200 часов в год. Таким образом при ис-
пользовании походного судна для постоянных тренировок, срок службы
его мы сокращаем в 3-4 раза и за два сезона оболочка может придти в
полную негодность, когда площадь заплат начинает превышать площадь
подводной части дна. Но переход к судну с резко отличными и, как пра-
вило, более низкими, ходовыми качествами малоприятен, тем более, что
времени для адаптации к ним выбранный маршрут может не предоставить.
Не следует увлекаться увеличением запаса статической остойчивости
каяка. Это ведет к снижению маневренности и управляемости, кроме того
на остойчивом каяке труднее выполнять эскимосский переворот.
Эксплуатационные качества должны также отвечать известным требо-
ваниям. Это малый вес и компактность в разобранном состоянии, доста-
точная прочность и жесткость, возможно больший запас плавучести, дос-
таточный внутренний объем, простота в сборке, ремонтопригодность и
так далее.
Требования к ходовым и эксплуатационным качествам каяка неразрыв-
но связаны с требованиями к качеству группового и личного снаряжения.
Оно также должно быть легким, компактным, удобным, поскольку в про-
тивном случае это может увеличить глубину осадки судна, сделать по-
садку в каяке неудобной.
Нет особой необходимости делать специальную проклейку ( усиление
оболочки полосами) вдоль продольного набора по наружной поверхности
оболочки. Это значительно снижает ходовые качества судна. Высокая ма-
невренность и управляемость каяка, а также высокий уровень техничес-
кой подготовки спортсмена должны быть более надежными средствами пре-
дохранения оболочки от контакта с камнями.
В тоже время желательно иметь прокладку из пенополиэтилена толщи-
ной 9-11 мм по всей поверхности подводной части между оболочкой и
каркасом ( для каркасных каяков ). Это не только защитит при ударах о
камни оболочку от каркаса, но и сохранит в воде форму подводной части
каяка, оболочка практически не будет продавливаться внутрь судна дав-
лением воды на днище. Кроме того, запас плавучести увеличится на
15-20 литров. Правда, при этом увеличится размер упаковки на 20-25%
по диаметру и, примерно, на 10% по весу.
Как и любая байдарка, каяк в походе должен быть оснащен обвязкой
с петлями на корме и носу, за которые можно было бы держаться ( если
придется плыть рядом с перевернутым каяком ), а также спаскрючком и
чальным концом.
Особое внимание нужно уделить упорам для ног. Их конструкция
должна обеспечивать надежную жесткую фиксацию спортсмена в каяке, а
также возможность легко и беспрепятственно покинуть судно в случае
необходимости.
Теперь постараемся критически взглянуть на все разнообразие кая-
ков, используемых туристами в походах и выбрать из них наиболее при-
годные для наших целей.
Стеклопластиковые неразборные (спортивные) каяки.
Как уже говорилось, использование их в качестве судов для регу-
лярных тренировок предпочтительно. Они лучше других одноместных бай-
дарок отвечают техническим (спортивным) требованиям. Кроме того стек-
лопластик более износостоек, чем материалы, из которых изготавливают
оболочки разборных судов. Однако сложность доставки их железнодорож-
ным и, особенно, авиатранспортом, а также их малый внутренний объем,
делают их неприменимыми в походных условиях для советских туристов.
Попутно отметим, что в других странах, в том числе и в странах
Восточной Европы, эти суда используются очень широко, если не сказать
преимущественно. Многие туристы читали о походе группы Майкла Джонса
по реке Дудх-Коси в Гималаях. И если в будущем советским туристам бу-
дет доступен такой уровень сервиса, то спортивные стеклопластиковые
каяки будут использоваться в походах все чаще.
Стеклопластиковые разборные (секционные) каяки.
Этот класс судов, обладая практически всеми достоинствами спор-
тивных каяков, лишен ряда их недостатков. Секционная конструкция, как
правило 3-4 секции, позволяет сделать каяк в разобранном виде если не
компактным, то по крайней мере транспортабельным, а конструктивное
исполнение, отвечающее требованиям длительного похода, делает его
достаточно вместительным.
Идея использования таких судов далеко не нова. Технология их из-
готовления и некоторые конструкторские идеи изложены на страницах
альманаха "Ветер странствий" N 10 за 1975 год. Однако широкого приме-
нения они все же не нашли. Причина этого, возможно, кроется в техно-
логических трудностях изготовления и большими, по сравнению с разбор-
ными каяками с мягкой оболочкой, размерами упаковки.
Принимая во внимание сказанное, рискнем предположить, что исполь-
зование секционных стеклопластиковых каяков в сложных походах возмож-
но, но опыт их использования невелик и количество их тоже невелико.
Не будем исключать возможности, что в недалеком будущем какое-либо
предприятие, государственное или кооперативное, разработает проект и
наладит выпуск таких каяков, удовлетворяющих требованиям турис-
тов-водников.
Каркасно-надувные разборные каяки.
Наиболее часто их можно встретить в группах московских туристов.
По своим ходовым качествам и внешнему виду они очень схожи со спор-
тивными стеклопластиковыми каяками. Благодаря наличию надувных эле-
ментов имеют большой запас плавучести и позволяют значительно расши-
рить границы применения самостраховки. Спортсмен, находясь в воде вне
судна, может поставить на киль перевернутый каяк и забраться в него.
При этом количество воды в каяке относительно невелико и позволяет
добраться до берега без посторонней помощи. Внутренний объем вполне
достаточен для размещения вещей и продуктов. Размеры в упакованном
состоянии не создают проблем при перевозке любым видом транспорта.
Все это позволяет с успехом использовать каркасно-надувные каяки в
сложных и дальних походах. В последнее время они завоевывают все
большую популярность среди туристов, однако выпускаются они пока
только кооперативными предприятиями в ограниченном количестве.
Каркасные разборные каяки.
В настоящее время эти каяки чаще других одноместных байдарок
встречаются в сложных походах. Особенно широкое распространение они
получили среди туристов г.Ленинграда. Существуют проекты, удачно сов-
местившие в себе лучшие ходовые и эксплуатационные качества спортив-
ных и каркасно-надувных каяков. Например, серийно выпускаемый ленинг-
радским кооперативом "Каравелла" каяк.
Как и каркасно-надувные, каркасные каяки позволяют эффективно
пользоваться всем арсеналом технических приемов при управлении судном
в сложном потоке.
Надувные одноместные байдарки ( типа "Ласточка-1").
Эти суда занимают как бы промежуточное положение между каяками,
имеющие жесткие элементы конструкции и надувными лодками. У них высо-
кие эксплуатационные качества, за исключением жесткости, но ходовые
качества, естественно ниже, чем у всех других каяков. Отсутствие
жесткости, кроме всего, делает весьма проблематичным выполнение эски-
мосского переворота.
Подводя итог всему сказанному, можно смело утверждать, что в нас-
тоящее время среди всего множества каяков наиболее отвечают нашим
требованиям самодельные ( или кооперативного производства ) разборные
каяки с мягкой оболочкой каркасные и каркасно-надувные.
3. Тактические особенности преодоления препятствий на каяках.
3.1 Движение группы при осмотре препятствий с воды.
На участках реки между сложными порогами, требующими обязательной
разведки с берега ( иногда и с обоих берегов) и организации страхов-
ки, группа, естественно, движется "без осмотра". Это выражение из
воднотуристского лексикона конечно же нельзя понимать буквально. На
сложных маршрутах эти участки горной реки, как правило, представляют
собой достаточно мощные шиверы или ряд шивер, а часто и пороги. Разу-
меется они осматриваются, но без выхода на берег, с воды.
При таком осмотре необходимо быстро и безошибочно определить воз-
можность успешного прохождения просматриваемого участка реки всеми
участниками, найти подходящие для сбора группы суводи, оценить воз-
можность организации страховки снизу с воды и спасработ в случае не-
обходимости. Естественно, что идущий впереди спортсмен должен не
только быть отлично подготовленным технически (в совершенстве владеть
приемами эскимосского переворота и самоспасения ), но и лучше других
владеть тактической подготовкой, навыками в страховке и спасработах.
Но какими бы выдающимися способностями он не обладал, нет и быть не
может абсолютной гарантии, что и ему не потребуется помощь. Поэтому
впереди группы должны идти два каяка, взаимно подстраховывая друг
друга.
Таким образом два первых экипажа, пройдя на само- и взаимостра-
ховке просмотренный с воды участок реки располагаются в суводях в
прямой видимости остальных участников группы. Еще раз оценив возмож-
ность прохождения участка и организации страховки из этих суводей
(расстояние до следующих препятствий, наличие суводей ниже и т. д.)
можно давать сигнал на прохождение остальными или "отбой", т.е. прек-
ращение движения по воде и выход на берег.
В зависимости от конкретных условий остальные участники могут
двигаться тоже парами или по одиночке, но необходимо всегда помнить,
что если препятствия на реке не позволяют следить во время движения
за другими экипажами, то движение одновременно группы судов недопус-
тимо.
В тех же случаях, когда группа движется одновременно должна под-
держиваться " система коллективной безопасности ", при которой идущий
позади наблюдает за идущими впереди него, каждый идущий впереди дол-
жен периодически оборачиваться, идущий последним наблюдает за всеми,
и все следят за поведением и сигналами идущего первым ( лидера ). Из
этого следует, что наиболее опытные спортсмены должны идти на участ-
ках, просматриваемых с воды, в первой паре и замыкать движение.
Нет практического смысла приводить какие-то цифры о расстоянии
между экипажами, которое надо поддерживать при таком движении. Конеч-
но это зависит от конкретных условий на реке. Однако два требования
должны выполняться всегда. Расстояние должно быть достаточно малым,
чтобы видеть сигналы лидера и эффективно подстраховывать идущего впе-
реди, и достаточно большим, чтобы не мешать друг другу при прохожде-
-7-
нии препятствий.
Из истории водных туристских путешествий хорошо известно, что
большая часть несчастных случаев происходит именно на участках рек
проходимых "без осмотра". Это объясняется недооценкой вопросов безо-
пасности, расслаблением группы при отсутствии сложных препятствий,
отсутствием надежной взаимостраховки. Готовность группы и каждого
участника к прохождению выбранного маршрута, проверяется в походе,
как правило, именно на достаточно сложных участках, проходимых "без
осмотра".
3.2 Прохождение сложных порогов.
В этом разделе будут рассматриваться препятствия, требующие раз-
ведки с берега и специальной организации страховки, т. е. те, которые
не могут быть осмотрены с воды или для прохождения которых недоста-
точно само- и взаимостраховки.
При малейшем сомнении в возможности успешного прохождения порога
или иного препятствия ( прижима, завала, шиверы и др. ) при осмотре с
воды, руководитель обязан организовать разведку с берега, даже если
такое сомнение может появиться у одного участника похода. Не будем
забывать, что речь идет о сложных горных реках, где за ошибку руково-
дителя иногда расплачиваются по самой высокой цене. Лучше лишний раз
осмотреть простой порог, чем по ошибке войти без осмотра в сложный.
Итак, порог осмотрен с берега ( при необходимости даже с двух бе-
регов ), обсуждена основная линия движения и альтернативные варианты.
Какие же вопросы должен решить руководитель для организации прохожде-
ния порога?
Первое. Соотвествует ли техническая сложность прохождения порога
уровню подготовки участников и заявленной категории сложности похода?
Это не означает, что при первом несоотвествии этот порог должен быть
ими непременно обнесен или проведен. Нередки случаи, когда сложность
препятствия внушает участнику опасения или даже страх, но в тоже вре-
мя есть возможность обеспечить надежную страховку и спасработы. В
этих случаях нужно дать участникам возможность попробовать свои силы.
Это нужно для повышения их квалификации, для приобретения навыков и
уверенности в себе. Но при этом ни в коем случае недопустимо принуж-
дать участника проходить порог без его желания.
В случае, если сложность порога выше заявленной сложности похода,
то его надо обносить или делать проводку судов. Обычно это оговарива-
ется в маршрутной книжке как особое замечание группе при рассмотрении
заявочных материалов.
Второе. Как страховать первый экипаж?
Если нет возможности выполнить спасработы веревкой с берега ( броса-
нием спасконца, "корабликом", "живцом" или другими известными и на-
дежными способами ), или если эти меры не обеспечивают в должной мере
безопасность, то возникает необходимость переноса одного или двух ка-
яков вниз порога для организации дополнительной страховки с воды из
суводей ниже порога.
Третье. Где расположить страховку с берега?
Если в пороге есть место, где наиболее вероятен переворот, после ко-
торого спортсмен попадает в зону, где сможет поймать брошенный спас-
конец, то в этой зоне должна находиться страховка с берега.
Возможны случаи, когда в пороге есть места (мощные бочки, сливы)
куда идет струя, но попадать куда нежелательно или недопустимо, а пе-
реворот выше этого места может привести туда спортсмена. Здесь необ-
ходима страховка с берега, причем, как правило, двойная. Выше по те-
чению, чтобы "отловить" до препятствия и в районе препятствия для
извлечения из бочки экипажа в случае неудачных действий страховки вы-
ше по течению.
Страховка с берега необходима и ниже порога, причем ниже места
расположения страховки с воды на случай неудачной работы последней.
В некоторых случаях, когда абсолютно недопустимо, чтобы в ре-
зультате неудачных действий страховки перевернувшийся попал в следую-
щее препятствие, очень полезна бывает страховка "корабликом". Однако,
если необходимость в ней пропадает, "кораблик" необходимо быстро уби-
рать из потока, чтобы он ненароком не стал причиной переворота.
Страховка с воды каяком имеет ограниченную эффективность в том
смысле, что руки страхующего заняты веслом, поэтому спасработы заклю-
чаются в доставке к берегу держащегося за обвязку пострадавшего с его
судном. Однако не исключено, что потерпевший может быть травмирован
или без сознания. В этом случае страховка каяком с воды окажется бес-
полезной. Остается единственный надежный способ спасти потерпевшегоэ-
то отловить его с помощью "живца". Отсюда следует вывод: страховка с
берега должна дублироваться. Страхующих по двое на каждый спасконец.
Один - с веревкой, а второй - потенциальный "живец".
Четвертое. Кто будет проходить порог и в каком порядке ?
Мы уже отмечали, что недопустимо принуждение к прохождению порогов.
Но, к сожалению, нередко случается и обратное. Спортсмен "рвется в
бой", бьет себя в грудь и, при этом, явно переоценивает свои силы и
возможности. Руководитель, и только он, владеет правом окончательного
решения, кто может проходить порог, а кто нет.
Порядок прохождения порога должен определяться из следующих сооб-
ражений. Особая отвественность лежит на первом из проходящих. Он дол-
жен не только пройти порог сам, но и дать квалифицированную оценку
возможности прохождения порога для остальных. Кроме того он встанет
на страховку с воды следующего экипажа. Таким образом, это должен
быть один из наиболее квалифицированных участников похода ( чаще все-
го руководитель, если только выборы его не были пустой формаль-
ностью).
Порядок прохождения остальными участниками может быть также в со-
отвествие с их технической подготовленностью. В этом случае менее
опытные получат больше информации о прохождении наблюдая с берега.
Однако это совсем не обязательно. Чаще всего последними пороги прохо-
дят "специалисты" по страховке и фото-, киносъемке.
Пятое. Проходить порог на груженых судах, или есть смысл облег-
чить их, обнеся груз или часть его по берегу?
Разгрузка каяков имеет много положительных сторон. Изъяв 20...25
килограммов веса можно уменьшить осадку судна примерно на 2 см. Кроме
того улучшатся маневренность и управляемость, легче станет выполнять
"эскимосский переворот". Значительно легче и, стало быть, быстрее
сработает страховка при доставке перевернутого каяка к берегу, меньше
нагрузка на спасконец. В целом же можно сказать, что проходить порог
на разгруженном каяке предпочтительнее, ближе к условиям тренировок.
Однако есть одно существенное возражение. За время похода мы успели
привыкнуть к динамическим особенностям груженого судна, а времени и
места для того, чтобы отвыкнуть уже практически нет. Дать ответ на
этот вопрос должен каждый участник сам.
3.3 Обносы каяков.
Способы прохождения сложных порогов "по берегу" хорошо известны
всем туристам-водникам и нет смысла долго на них останавливаться. Ес-
тественно, как и в походах на других судах, здесь должны соблюдаться
все необходимые меры безопасности. Однако использование каяков дает и
в этих случаях определенные преимущества.
Вес груженого каяка обычно не больше 40...45 кг, центр тяжести
находится в середине кокпита, жесткость конструкции существенно выше,
чем у двухместной байдарки. Все это вместе позволяет здоровому и