<< Пред.           стр. 675 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 сильному мужчине ( а таких в сложных походах большинство ) переносить
 груженый каяк на плече. Это значительно упрощает процедуру обноса.
  Следует отметить, что такой способ переноски каяка позволяет заг-
 ружать и разгружать его в начале и конце ходового дня на берегу, а не
 на воде, что значительно удобнее. Во многих случаях пропадает необхо-
 димость зачаливания, каяк попросту можно вытащить на берег.
 
 
  4. Особенности страховки и ведения спасработ.
 
  Вряд ли есть необходимость доказывать, самостраховка и самоспасе-
 ние во многих случаях являются наиболее эффективными. Это вовсе не
 значит, что отпадает необходимость в страховке с берега или с воды.
 Но веревкой с берега можно промахнуться, ее можно не удержать. Спорт-
 смен на каяке, вышедший на помощь, может перевернуться и сам нуждать-
 ся в спасработах. В этих случаях, оставшийся без помощи должен иметь
 мощный резерв и этот резерв - самоспас.
  Турист, выбравший в качестве средства сплава каяк должен освоить
 технику "эскимосского переворота". Ходить в походы на каяке и не
 уметь пользоваться таким приемом - нонсенс, абсурд.
  Существует множество способов выполнения "эскимосского переворо-
 та" и они хорошо известны. Не задаваясь целью излагать здесь теорию
 этого приема, необходимо все же отметить следующее. Опыт показывает,
 что наиболее приемлимым в походе является выполнение "эскимосского
 переворота" "винтом". В чем преимущество такого способа? Во-первых не
 требуется какого-либо перехвата весла, во-вторых при выполнении "вин-
 та" голова спортсмена находится в воде лицом вверх ( шлем, как из-
 вестно, лицо практически не защищает ), в-третьих, встав "винтом" мы
 готовы к продолжению работы, поскольку весло в рабочем положении и не
 требует перехвата и, наконец, в-четвертых с помощью этого приема мож-
 но во многих случаях избежать переворота, так как при сильном крене
 энергичный и широкий гребок под корму с откидыванием корпуса гребца
 назад, возвращает каяк на ровный киль.
  К приемам самоспаса относится также и самостоятельная доставка
 перевернутого каяка к берегу. Особенно хорошо это отработано у мос-
 ковских туристов пользующихся каркасно-надувными каяками и байдарка-
 ми. Надувные элементы и вещи в каяке оставляют мало места для воды,
 поэтому каяк можно перевернуть руками и, забравшись в него, добраться
 до берега не прибегая к страховке.
  Естественно, такой способ можно рекомендовать только в случае,
 если позволяют условия, т. е. отсутствуют на данном участке реки
 серъезные препятствия.
  Из сказанного следует, что и в каркасном и других каяках жела-
 тельно все неиспользуемое внутреннее пространство судна заполнить на-
 дувными элементами ( детскими мячами или бревнами из тонкого ПХВ ).
  Существует и еще один прием самоспаса, который иногда применяется
 туристами-водниками на тренировках. При достаточной глубине и отсутс-
 твии препятствии опытный спортсмен, хорошо владеющий техникой "эски-
 мосского переворота" может забраться в перевернутый каяк и "встать"
 на нем даже не заправляя юбку. Конечно, этот прием нельзя рекомендо-
 вать для широкого применения, но знать о нем полезно, не исключено,
 что он сможет пригодиться.
  Итак, рассмотрим действия перевернувшегося и его спасателей в ус-
 ловиях сложного порога на горной реке.
  Опытный спортсмен, перевернувшись на каяке, неприменно сделает
 попытку выполнить "эскимосский переворот", причем сделает это без
 лишней суетливости, поскольку запас кислорода в легких ограничен, а
 потребление его тем больше, чем более энергично производится работа.
 Эта попытка может оказаться неудачной, но позволит глотнуть воздух и
 снова попытаться "встать". Обычно это повторяется до тех пор, пока
 каяк не окажется на ровном киле или пока есть условия для повторения
 попыток (запас воздуха, сил, надежная фиксация бедер и др.). Нередко
 туристы делают по 4-5 попыток выполнить "эскимосский переворот". При
 этом они проплывают через весь порог в перевернутом положении. А если
 порог мелкий и каменистый, с быстрым течением и сливами с обливных
 камней? В этом случае велик риск побиться о камни. И если не удалось
 "встать" сразу, то лучше покинуть каяк.
  Что же делает страховка, когда к ней приближается перевернутый
 каяк и спортсмен в нем продолжает попытки "встать". Естественно по-
 мочь ему, но при этом не помешать. Это может сделать "живец", если до
 перевернувшегося недалеко, поскольку "живец" может помогать только
 пока веревка не натянута. При этом он должен подойти к спасаемому со
 стороны берега, чтобы не мешалась веревка, оказавшись под каяком или
 на каяке. А если даже с посторонней помощью не удалось "встать", то -
 карабин к обвязке и все вместе с каяком к берегу "маятником".
  Помочь "встать" может и нижняя страховка с воды, если к этому
 времени перевернувшийся продолжает попытки сделать "эскимосский пере-
 ворот" и не покинул каяк. Правда, у страховки руки заняты веслом и он
 редко, когда может их освободить, но существует прием - "подать нос".
 Эта операция требует согласованности и предварительной тренировки,
 впрочем, как и практически все в водном туризме. Перевернувшийся за-
 метив около себя страховку на каяке или услышав от него крик ( "ру-
 ку", "нос" или другой условленный ), поднимает вверх из воды кисть
 руки и ждет, когда в нее уткнется нос каяка. Обычно на это требуется
 5-8 секунд. Затем пользуясь им как опорой, поднимается на ровный
 киль. Естественно, это можно выполнять только там, где позволяют ус-
 ловия ( как правило на ровной воде в суводи ).
  Если спортсмен покинул каяк, то страховка с воды дает ему возмож-
 ность взяться руками за петлю на корме ( обвязку ) или набросить на
 спаскрюк свою чалку и, таким образом, он доставляется к берегу. Ранее
 было отмечено, что это выполнимо только в том случае, если пострадав-
 ший имеет физическую возможность воспользоваться страховкой. Если же
 он травмирован или без сознания или каяк и весло плывут отдельно от
 него, то в работу вступает страховка "живцом".
  Отдельно плывущий каяк, страховка с воды может доставить к бере-
 гу, на мелководье или суводь толкая носом в борт в районе кокпита.
 Сопротивление перевернутого каяка относительно невелико и этот прием
 часто бывает эффективным.
  А как же вести себя спортсмену, который после переворота оказался
 вне каяка в пороге? Прежде всего не суетиться, а действовать спокой-
 но, экономя силы и запас воздуха в легких. Держаться свободной от
 весла рукой снизу за обвязку каяка и плыть, находясь относитально
 судна выше по течению. Работая ногами, нужно стараться выйти из струи
 в сторону страховки или к ближайшему берегу, на мелководье. Если по-
 рог мелкий, то можно перемещаться отталкиваясь ногами от дна. Но при
 этом не следует плыть ногами вперед по потоку, чтобы не попасть ногой
 между камней и не "заклиниться". Это исключительно опасно. Если вы
 упустили каяк и плывете без него, то поток, огибая подводные камни,
 будет то поднимать вас к поверхности, то затягивать вглубь. Не пытай-
 тесь с ним бороться, иначе потеряете остатки кислорода. Поток и спас-
 жилет сами вынесут вас на поверхность. Сложнее приходится, когда по-
 падаешь в сильную бочку. Здесь могут быть такие условия, когда без
 определенных усилий из нее не выбраться. Многим туристам известно,
 как долго такие бочки могут держать не только человека, но даже гру-
 женые плоты и катамараны вместе с экипажами. И если вас из бочки не
 вытянет страховка, то выход один - нырять и дотянуться до струи, ко-
 торая и вынесет.
  Здесь приходится сталкиваться с известным противоречием. Какой
 объем должен иметь спасжилет? С одной стороны хорошо бы побольше. В
 потоке он будет быстрее поднимать на поверхность, но в объемистом
 спасжилете труднее плыть, а самое неприятное - тяжело нырять в бочке,
 трудно дотянуться до струи. Если бы не приходилось иногда плыть в по-
 роге без каяка, в одном спасжилете, то вполне было бы достаточно 10
 литров. Но такой объем в мощном пороге и не имея под рукой еще 100
 литров запаса плавучести каяка, это, практически, не иметь ничего.
 Поэтому приходится идти на компромисс. Доводить общий объем плавучих
 элементов спасжилета и защитных щитков до 20-ти - 30-ти литров и, при
 этом, распределить этот объем возможно более тонким слоем, чтобы сох-
 ранить, хотя бы частично, свои гидродинамические характеристики, а
 именно, уменьшить лобовое сопротивление.
  Рассмотрим теперь действия при страховке спасконцом с берега. Эта
 техника страховки хорошо отработана туристами-байдарочниками и, ес-
 тественно, применима для походов на каяках. Тренированный спортсмен
 легко и точно бросает спасконец в мешке с карабином на расстояние до
 20 - 25-ти метров. Взяв брошенный конец, спасаемый цепляет карабин за
 обвязку своего каяка и, держась за обвязку так, чтобы находиться по-
 зади его, доставляется "маятником" к берегу. Второй конец веревки
 нельзя намертво привязывать к камням или деревьям. Страхующий держит
 веревку в руке или, если поток сильный и натяжение веревки таково,
 что ее не удержать, использует дополнительно силу трения, охватывая
 веревкой камень или ствол дерева. Следя за натяжением спасконца, его
 "выбирают" или "выдают". Если в результате спасработ были упущены ка-
 як или весло, то их отлавливает "живец" нижней страховки. Кстати,
 упущенные страховкой, в рассматриваемых нами условиях, они редко бы-
 вают утеряны безвозвратно. На участке в несколько километров, утерян-
 ное может найтись в камнях или на мелководье.
 
  5. Особенности комплектования группы.
 
  Походы автономных групп на каяках имеют всегда одну особенность,
 в немалой степени способствующую успешному прохождению маршрута. Пос-
 кольку такие походы не являются самоцелью, состав группы практически
 никогда не бывает случайным. Как правило, группа комплектуется из хо-
 рошо знакомых друг другу опытных туристов, предпочитающих каяк всем
 другим средствам сплава. В таких коллективах, где участники годами
 вместе тренируются и ходят в походы, лучше развито взаимопонимание,
 согласованность действий, что исключительно важно в сложных походах.
  Многим туристам-байдарочникам известно, как бывает обидно, когда
 незадолго до похода выясняется, что твой напарник не может в нем
 участвовать. Нередко "срывается" поход не только для этого экипажа,
 но и для всей группы.
  Участвуя в походе на каяках мы избавлены от этих неприятностей.
 Нет проблем с поиском напарника, нет несогласованности в действиях
 между членами экипажа. Для управления каяком не требуется большой фи-
 зической силы, здесь на первом месте стоит техническая (спортивная)
 подготовка туриста. Это позволяет многим женщинам успешно проходить
 сложные маршруты.
  Совсем по другому выглядит и количественный состав группы. В
 сложном походе минимальное число участников не может быть меньше шес-
 ти. Но что такое шесть человек в группе на двухместных байдарках: три
 экипажа. Ни один серъезный руководитель группы не пойдет в сложный
 поход по горной реке тремя экипажами. На сложной шивере, проходя без
 осмотра с берега, переворот двух экипажей - и вся группа в аварийном
 состоянии. В группе каяков шесть человек на шести судах полностью
 обеспечивают свою безопасность.
  Учитывая все сказанное, можно предположить, что количество групп,
 использующих каяки в сложных водных походах, с каждым годом будет
 возрастать.
 
  6. Литература.
 
  1. Подготовка туристов-водников. Методические рекомендации. -
  ЦРИБ "Турист", М., 1975.
  2. Обеспечение безопасности в водных путешествиях. Методические
  рекомендации. - ЦРИБ "Турист", М., 1976.
  3. Организация и проведение поисково-спасательных работ силами
  туристской группы. Методические рекомендации. - ЦРИБ "Турист",
  М., 1981.
  4. Методические рекомендации по проверке готовности туристской
  группы к путешествию. - ЦРИБ "Турист", М., 1977.
  5. Методические рекомендации по проведению водных путешествий. -
  ЦРИБ "Турист", М., 1980.
  6. Туристская одноместная байдарка из стеклопластика. - Ветер
  странствий. Альманах. N 10. - "ФиС", М., 1975.
  7. О сплаве по очень сложным рекам на байдарках и каноэ. - Ветер
  странствий. Альманах. N 18. - "ФиС", М., 1983.
  8. Слаломная техника при сплаве по горным рекам. - Ветер странс-
  твий. Альманах. N 20. - "ФиС", М., 1985.
  9. О границах применимости веревки при страховке с берега. - Ве-
  тер странствий. Альманах. N 21. - "ФиС", М., 1986.
  10. На каяках с Эвереста. - Ветер странствий. Альманах. N 22. -
  "ФиС", М., 1987.
  11. Слово о "Ласточке". - Ветер странствий. Альманах. N 21. -
  "ФиС", М., 1986.
  12. Vodni turistika. Karel Stemprok. - Olimpia, Praha, 1975.
  13. Отчет о водном туристском путешествии по рекам Акишме, Нима-
  ну, Бурее. Под ред. Жукова И.Н. - Л., 1989. (библиотека ЛКТ).
 
 
  Содержание
 
  1. Введение............................................ 2
 
  2. Каяк, как средство сплава по горным рекам........... 3
 
  3. Тактические особенности преодоления
  препятствий на каяках............................... 6
 
  3.1. Движение группы при осмотре препятствий с воды... 6
 
  3.2. Прохождение сложных порогов...................... 7
 
  3.3. Обносы каяков.................................... 9
 
  4. Особенности страховки и ведения спасработ.......... 10
 
  5. Особенности комплектования группы.................. 13
 
  6. Литература.......................................... 14
 
 ===============================================================
  FILE: prepqtstwiq.txt
  ОСНОВНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
  В. Григорьев, Ю. Штовба
 
  На особо сложных маршрутах нет каких-либо новых видов
 препятствий, - препятствия те же и техника их прохождения
 складывается из тех же основных технических элементов. Однако
 из-за насыщенности реки этими знакомыми уже препятствиями,
 из-за того, что одно препятствие без перерыва следует за
 другим, из-за высокой скорости течения, валов по всей реке,
 сложного пульсирующего потока турист, даже обладающий известным
 опытом, может растеряться и не суметь применить технические
 приемы, которыми он овладел на более спокойной реке, где
 препятствия чередуются с плесами. Чтобы правильно использовать
 свою технику, в сложном путешествии важно выбрать правильную
 тактику.
  На реке основным повседневным элементом тактики является
 выбор линии движения. Грамотный выбор ее требует знания
 динамики водного потока, безошибочного "чтения" реки как с
 берега, так и с байдарки. Выбор оптимальной линии движения
 невозможен без грамотной оценки водной обстановки, почему
 необходимо четко классифицировать основные препятствия.
  В сложных походах искусственных препятствий почти не
 бывает, только естественные. Наиболее сложные из них- пороги и
 шиверы, возникающие в местах с неоднородным материалом русла
 вследствие неоднородного ступенчатого размыва его. Из-за
 неоднородности материала русла и неодинакового размыва его
 порог представляется как один, несколько или много скачков в
 плавном продольном профиле русла реки. Порогом можно назвать
 также резкий перепад уровня водя, возникающий в месте, сильного
 сужения русла, например, береговыми утесами.
  Чаще всего пороги образуются в местах выходов в русло коренных
 пород, которые обнажаются из-за размыва более мягких осадочных
 пород. В связи с нарушением плавности спадания продольного
 профиля русла в пороге всегда остается некоторый подпор воды по
 отношению к вышележащему участку реки, т. е. скачок
 продольного профиля потока. Порог нередко бывает засорен
 наносным материалом - крупными камнями, принесенными потоком
 или ледоходом.
  Как правило, порог имеет одно или несколько напрвлений
 преимущественного стока (сброса) воды, иногда называемых
 сливами. Слив имеет характерную форму треугольника, обращенного
 вершиной вниз по течению. Основанием треугольника является
 перегиб продольного профиля русла реки или потока (верхний
 бьеф), боковые стороны образованы струями от скал или камней,
 ограничивающих слив сбоку. Боковые струи, сходясь, образуют
 вершину треугольника, от которой вниз по течению идет линия
 постепенно уменьшающихся стоячих волн (валов). Чем мощнее поток
 и круче слив, тем больше высота валов. Сливы особенно ярко
 выражены в той части порога, на которую приходится наибольшее
 падение русла, и более чисты от камней.
  Пороги обычно расположены в участках сужения и поворота
 русла, длина их, как правило, невелика (не более 500 м).
 Участки с относительно меньшим падением русла всегда больше
 засорены камнями, и выбор и сохранение линии движения на них
 представляют известную трудность. Засоренные участки в начале
 порога появляются из-за уменьшения скорости течения реки перед
 порогом и по своему характеру приближаются к шиверам.
  Шиверы, как и пороги, имеют большее падение, чем соседние
 участки реки. Однако в шиверах эти скачки профиля более
 растянуты по длине участка. Шиверы не связаны с сужением русла
 и могут располагаться в любом месте реки. Длина шивер может
 достигать 10 км. Шиверы характеризуются сильной засоренностью
 русла, отсутствием четких сливов. Сливы, существующие на
 коротком участке, нередко заканчиваются тупиком, уходят в
 стороны, разделяются на несколько маломощных. Из-за отсутствия
 мощных, ярко выраженных сливов в шиверах нет таких высоких
 валов, как в порогах. Шиверы иногда образуются в местах размыва
 моренных гряд древнего оледенения, в местах впадения мощных

<< Пред.           стр. 675 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу