<< Пред.           стр. 676 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 притоков и более свойственны горным рекам.
  Основная трудность прохождения порогов- выбор и реализация
 линии движения во входном "шиверном" участке, а затем грамотное
 прохождение слива, которым приходится пользоваться при сплаве.
 Основная трудность прохождения шивер- выбор или реализация
 линии движения в сильно захломленном русле иногда на протяжении
 нескольких километров.
  Пороги сильно изменяют свой вид при изменениях уровня
 воды, т. к. они чаще расположены в сужениях русла.
  Многие таежные реки имеют так называемые "щеки"- каньоны
 протяженностью от сотен метров до десятков километров с
 порогами и шиверами в русле. Высота стен каньона может доходить
 до нескольких сотен метров. Каньон, как правило, не сплошной и
 прерывается иногда более пологими участками берега. Щеки можно
 выделить в особый вид препятствий, так как они имеют ряд
 присущих только им особенностей. Основную трудность прохождения
 щек- неудобство разведки, зачастую невозможность обносов и
 проводки, ограниченное число мест, где можно пристать к берегу.
 К этому можно добавить обычные трудности имеющихся в щеках
 порогов и шивер.
  Пороги, шиверы, щеки встречаются на участках реки со
 значительным падением. Продольные профили рек, как мы знаем,
 неравномерны, т. е. участки со значительным падением часто
 чередуются с участками с малым падением. На последних
 размывающая деятельность реки уменьшается и начинает
 преобладать осадочная деятельность, в результате которой
 появляются острова, мели и перекаты. Разница в осадочной
 деятельности реки в верхнем и нижнем течении состоит только в
 том, что в низовье откладывается песок, а в верховье- крупный
 булыжник. Сама же форма препятствий на участке осадочной
 деятельности реки не зависит от среднего размера осадочного
 материала. Поэтому мы не будем останавливаться на перекатах и
 мелях и законах их образования, считая, что это известно
 читателям.
  Заслуживает внимание система островов ("разбоев"),
 встречающиеся в областях осадочной деятельности реки. Здесь для
 туристов важен выбор правильной протоки, чтобы не засосало на
 отмель в голове и в конце острова, а также не оказаться в
 узкой, маловодной и захломленной проточке в стороне от
 основного русла. Дело в том, что различные протоки, текущие,
 например, справа и слева от одного острова, часто имеют
 неодинаковое и неравномерное падение. В протоку, которая падает
 круче, через отмель в голове острова с большой скоростью
 переливается вода. Попав в более полого падающую протоку близко
 от острова, байдарка неминуемо будет посажена на отмель.
 Поэтому всегда нужно выбирать круче падающую протоку.
  Желательно выбирать также прямую протоку, у которой виден
 выход. Чаще всего прямая и бывает круче падающей, так как тоже
 падение приходится на меньшую длину. Прямая протока имеет и то
 преимущество, что сразу можно увидеть ее конец, и убедиться,
 что она не распадается на несколько малых. В "разбоях" нужно
 стараться выбирать протоку ближе к коренному берегу.
  Серьезную опастность, которая чаще всего встречасется в
 "разбоях", - завалы. Это нагромождение подмытых, упавших и
 принесеннных потоком деревьев и сучьев, перекрывающее полностью
 или частично реку или протоку. Завал уменьшает сечение русла и
 с большой скоростью засасывает воду, собирая все, что плывет
 сверху. В этом и состоит его основная опасность. Завалы
 образуются на стрелках островов, на входе в неосновные протоки,
 на внешних берегах поворотов. Особенно опасен завал,
 перекрывающий полностью неосновные протоки, если с воды не
 видно, что за ним есть протока. Линию движения нужно выбирать
 как можно дальше от завала.
  При поворотах русла у вогнутого берега под действием
 центробежной силы образуются прижимное течение. Если
 рассмотреть поперечное сечение потока в повороте русла, то
 обнаруживается поверхностная составляющая течения, направленная
 в сторону вогнутного берега. Поток как бы закручивается в этом
 сечении, подмывая вогнутый берег и перенося наносы к
 противоположному выпуклому. Стержень потока всегда устойчиво
 находится у вогнутного берега. В результате образуется так
 называемое "сбойное течение", действующее на байдарку так, что
 она наряду с движением вперед по течению имеет значительное
 перемещение ("навал") в сторону вогнутого берега. При мощном
 потоке прижимное течение при навале на вогнутый берег образует
 отраженные стоячие волны значительной высоты, которые чаще
 всего смыкаются в непрерывные косые валы, идущие под острым
 углом к стержню потока.
  Пересечение таких волн и валов представляет известную
 трудности. Кроме навала на вогнутый берег имеется опасность
 опрокидывания при неудачном выборе угла и места пересечения
 рикошетного косого вала, или заливания сверху от гребешков
 стоячих волн со всеми вытекающими отсюда последствиями. Линию
 движения нужно выбирать так, чтобы она по возможности была
 плавной (без резких маневров), избегала наибольших стоячих волн
 и проходила как можно ближе к выпуклому берегу. При подходе к
 косому валу нужно следить, чтобы поток не выставил байдарку в
 линию вала, резким, мощными гребками направлять судно под углом
 40-50 градусов к этому валу и переваливать через него. Как
 только байдарка переваливает через вал серединой корпуса, ее
 следует энергично направить снова параллельно главному потоку.
 Место пересечения вала надо выбирать как можно дальше от
 вогнутого берега, поскольку с удалением от него уменьшается
 высота вала. Прижимы могут существовать как отдельно, так и в
 составе порогов, шивер, щек.
  При больших скоростях потока (и байдарки) серьезную
 опасность представляют расположенные рядом со стержнем области
 стоящей воды или противотока, а также водоворота. Русло реки и
 ее берега негладкие и неровные. При отражении потока от этих
 неровностей и постепенном затекании за них образуются различные
 неоднородности потока- вертикальные (водовороты, "поганки"),
 горизонтальные (уловы) и просто стоячая вода. Основная
 опастность здесь- опрокидывание байдарки при попадании ее носа
 на полном ходу в стоячую воду или в область противотока. Между
 тем линия движения часто прокладывается в порогах с большими
 валами по краю струи- на границе ее и стоячей воды или
 противотока. В этих случаях нужно точно выдержать байдарку
 параллельно струе. При необходимости выйти из стоячей воды в
 струю или пересечь границу противоположных течений такой маневр
 нужно выполнять под минимальным углом к направлению течения.
  Как следует из перечисления основных опасностей, степень
 сложности прохождения препятствия определяется как устройством,
 извилистостью и протяженностью ложа порожистого участка реки,
 так и строением (динамикой), мощностью, организованностью
 водного потока. Степень трудности прохождения зависит от
 сложности линии движения байдарки, характер же русла и потока
 определяет большую или меньшую вероятность создания аварийной
 или даже катастрофической ситуации сплава. Предложенная Е.
 Косаревым спортивная классификация препятствий подразделяет
 пороги по категориям трудности их прохождения. В основу такого
 подразделения заложены три главных признака: характер русла
 реки, характер потока, сложность линии движения, которая в
 крайне опасном случае объявляется невыполнимой ("непроходимые"
 пороги). Таким образом пороги подразделяются на легко
 проходимые (I), проходимые (II), труднопроходимые (III), опасно
 проходимые (IV) и повышенной опасности для сплава (V).
  В настоящее время можно считать неоспоримым факт
 дальнейшей, более глубокой, специализации водного туризма,
 поэтому для указанной выше классификации необходимы уточнения:
 для каких именно судов те или иные пороги легко, трудно и т. д.
 проходимы. Наилучшим образом эта классификация подходит для
 прохождения порогов на жесткокаркасных байдарках. Естественно,
 сложность линии движения, при прочих равных условиях, одна для
 байдарки, другая для плота и совсем иная для надувной лодки.
 Для каждого вида судов по последнему признаку должна быть
 разработана своя градация категорий трудности, захватывающая
 возможно полнее характер русла и потока. С современной точки
 зрения эту классификацию порогов можно изменить, как показано в
 таблице.
  Необходимо отметить, что на сложность прохождения порогов
 значительно влияет водность реки. Порог может менять
 категорийность в половодье или в паводок по сравнению с
 меженем, так как изменяется сложность линии движения
 (упрощается или усложняется). Соответственно и река в целом по
 этим причинам может менять категорийность. Так, Мста - одна из
 наиболее сложных и интересных рек центра Европейской части СССР
 - в среднем течении имеет пороги, которые в половодье или в
 паводок увеличивают категорийность.
  Однако следует помнить, что наличие порогов той или иной
 трудности еще не определяет категории сложности реки. Например,
 реки со ступенчатым продольным профилем (Карелия, Север
 Европейской части СССР, кроме Урала и Кольского полуострова)
 зачастую должны расцениваться ниже, чем реки со значительным
 средним уклоном. Реки первого типа, хотя и отличаются сложными
 порогами, между ними имеют только плесы. Реки второго типа
 между сложными порогами имеют значительное количество быстрин,
 прижимов, щек и других препятствий. Другими словами, во втором
 случае больше участков средней сложности, которые проходятся с
 большой напряженностью из-за высокой скорости течения. Таким
 образом, для определения категорийности реки необходимо
 учитывать как средний уклон ее, так и количество и степень
 трудности отдельных препятствий (шивер и порогов).
  Кроме классификационной таблицы приводятся схемы некоторых
 упомянутых в ней порогов.
 ===============================================================
  FILE: shnkat.txt
  Каты и каяки
 
 Date: 02 Dec 96
 From: Maxim Shnyrin (Maxim.Shnyrin@f7.n5030.z2.fidonet.org)
 
  Страховка
 
  MS>> Страховка. Самое страшное когда тебя на сложной воде страхует
  MS>> катамаран.
 
 Oops! Как правильно страховать катамараном? Все беды идут от
 незнания и неумения, а такой вариант страховки, несмотря на
 IMHO его криминализм, применяется наиболее часто.
 
 1. Катамаран должен подходить к аварийному судно снизу на
 траверсе потока. Потерпевшие видят спасателей, спасатели видят
 потерпевших и приближаются к ним. Если спасатели пропустили
 аварийное судно, надо догонять сбоку, а не сверху. Догоняя
 сверху можно случайно раздавить потерпевших.
 
 2. При контакте баллоны должны быть вдоль струи. Потерпевшего
 не должно мыть под баллон.
 
 3. Лучше выбирать вариант страховки на пересечку, т.е.
 стартовать с одного, а причаливать к другому.
 
 4. При страховке 4-кой. Вытаскивать должны первые номера.
 
 5. Если потерпевший активен- идеальный вариант - он вылезает
 сам на раму между баллонами. Если потерпевший пас - вытаскивать
 надо сбоку, за подгузник или ремень спасжилета и ворот (нет
 смысла тащить за руки).
 
 Теперь всякие измышления, почему катамаранная страховка это
 SUXX. Катамаран тяжелое громозкое судно, которое тяжело
 толкать, поворачивать и т.д. В узких проходах оно может
 заклинить. Им может приложить, придавить и т.п. На кате есть
 рама, о которую при вытаскивании что-нибудь порвут или
 покалечат.
 
 Единственный плюс - у спасателя на какой-то момент времени
 свободны две руки и он может вытащить безжизненное тело, но я
 строннник принципа "Спасение утопающих дело рук самих
 утопающих"
 
 Страховать нужно двумя каяками. Один для человека, другой для
 снаряжения.
 
 ===============================================================
  FILE: techniqu.txt
  Основы слаломной техники.
 
  Каркасно - надувная байдарка ( КНБ ) относится к современному ту-
 ристскому водному транспортному судну. КНБ управляется с помощью весел,
 которыми гребет каждый член экипажа. Она имеет собственную скорость вдоль
 продольной оси, поворачивается вокруг вертикальной, может смещатся вдоль
 поперечной, а также управляется поворотами вокруг продольной оси ( кре-
 ном ).
  В основе управления КНБ лежит лишь несколько первоначальных техни-
 ческих правил. Слаломная техника предполагает обязательную жесткую посад-
 ку гребца в байдарке.
  Весло байдарки по длине выбирают в зависимости от роста гребца -
 по известному способу выбора длины лыж. Ширина хвата ( расстояние между
 кистями, державшими весло ) чуть меньше расстояния между локтями разве-
 денных в сторону рук.
 
  Управление судном безотносительно водного потока.
 
  ГРЕБЛЯ. При спортивном сплаве на гребных судах она аналогична
 гребле на гладких дистанциях и описана в учебнике по гребному спорту. Но
 при спортивном сплаве возникают ситуации, когда необходим задний ход.
 Назад гребут в обратном порядке, по сравнению с греблей вперед, тыльной
 стороной весла.
  Для поворота вокруг вертикальной оси судна применяются д у г о -
 о б р а з н ы е гребки. В отличие от прямых, используемых для придания
 хода лодке и производимых ближе к борту, дугообразные гребки делаются по
 возможно более широкой дуге, дальше от борта. Носовой гребец гребет от
 носа до своего уровня либо ( в обратную сторону ) от своего уровня до
 носа лодки, а кормовой - от кормы до своего уровня и наоборот.
  При дугообразном гребке от носа туловище наклонено в сторону ло-
 пасти и как бы следует за ней, поворачивая весло. Рука, тянущая весло
 ( нижняя), выпрямлена и идет как можно дальше от туловища, а верхняя
 сильно согнута, кисть ее всегда на уровне носа гребца. При дугообразном
 гребке от кормы позвоночный столб гребца наклоняется к борту, но ни в
 коем случае не вперед и не назад; обе руки почти выпрямлены ( чуть сог-
 нуты в локтевых суставах ). В пачальный момент весло горизонтально и ле-
 жит на воде, кисти обеих рук находятся на уровне воды. Когда же произво-
 дится гребок, ни одна рука не должна быть согнута больше другой. Гребок
 как бы выполняется телом гребца, а руки служат передаточным звеном меж-
 ду основным двигателем - телом и опорой о воду - веслом. Дугообразные
 гребки от кормы выполняются тыльной стороной весла.
  П Р И Т Я Ж Е Н И Я. Предназначены для боковых смещений судна и по-
 воротов, особенно при большой разности скоростей судна и воды. Чтобы сво-
 бодно пользоваться многообразными вариантами притяжений, достаточно научи-
 ться двум элементарным упражнениям.
  1. ПРИТЯЖЕНИЕ ПРОСТЕЙШЕГО ТИПА. Лопасть весла погружается в воду на
 уровне туловища. Нижняя рука вытянута в сторону, верхняя, сильно согнутая,
 кистью касается носа гребца. Из этого исходного положения и осуществляется
 притяжение - подтягивание лопасти к борту. Работает в основном туловище,
 руки лишь способствуют этому: нижняя сгибается ( как бы тянет за ручку
 дверь, открывая ее ), а верхняя толкает весло прямо от носа гребца в сто-
 рону. В общем, обычный гребок, только не вперед, а вбок. За счет такого
 притяжения судно будет смещаться вбок.
  2. ПРИТЯЖЕНИЕ "ВОСЬМЕРКАМИ". Весло опускается вертикально, лопасть
 образует некоторый угол атаки в направлении движения судна. Затем лопасть
 протягивается вперед, к носу ( угол атаки при этом выдерживается неизмен-
 ным ), разворачивается кистями и протягивается к корме. В результате та-
 кого постоянно повторяемого движения возникает сила, обуславливающая бо-
 ковое параллельное смещение судна. При движении лопасти к носу нижняя ру-
 ка должна с самого начала движения опережать верхнюю. Обе руки на участке
 от локтя до весла составляют прямой угол с веслом. Верхняя кисть все вре-
 мя находится на уровне носа гребца, в поле его зрения. Мнение, что эта
 кисть может находится над головой, а тем более за головой гребца, о ш и -
 б о ч н о.
  3. "З А Ц Е П". Зацеп - боковое притяжение носа ( кормы ) при дви-
 жении судна вперед ( назад ). Эта фаза сходна с фазой движения лопасти
 вперед в упражнении "восьмерка", только здесь лопасть вместе с руками
 гребца, гребцом и судном не протягиваются вперед, а неподвижны относи-
 тельно друг друга и вода набегает спереди. В такой ситуации эффект "заце-
 па" аналогичен эффекту первой фазы "восьмерки" - происходит подтягивание
 носа ( кормы ( к лопасти.
  Если весло в упражнении "восьмерка" ставить не вертикально, а как
 можно ближе к горизонтальному положению ( нижняя рука вытянута, кисть
 верхней по-прежнему перед носом гребца ), возникает подъемная сила, ис-
 пользуемая в качестве опоры на весло. Аналогичный эффект возникает и при
 дугообразных гребках кака от носа, так и от кормы, если лопасти придать
 соответствующий угол атаки.
  К Р Е Н. КНБ можно управлять путем поворотов вокруг продольной оси
 судна - крена. Крен осуществляется бедрами гребца, при этом нижняя часть
 его туловища не должна зависеть от верхней, которая используется только с
 целью выполнения гребков, управляющих передвижением байдарки. Со стороны
 это выглядит так: гребец почти все время сидит прямо, а лодка кренится то в
 одну сторону, то в другую. М ногие начинающие гребцы плохо гнутся в пояс-
 ничной области и для выполнения крена используют все туловище, что повышает

<< Пред.           стр. 676 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу