<< Пред. стр. 697 (из 787) След. >>
поезда на большом ходу, но это опасно.В некоторых товарных вагонах иногда имеются специальные
платформы, а на них - безопасное сиденье, под навесиком. Кажется, что
такие безопасные места вагона специально созданы для проезда
безбилетствующих, но первичное предназначение их автору неясно. Часто
сиденьями обладают голубые вагоны с надписью "CCCP-SUOMI", также
иногда - коричневые теплушки.
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
(АНТОН КРОТОВ)
По своей распространенности водный транспорт является в период
навигации универсальным средством передвижения в России, наравне с
авиацией. Но воздушное сообщение мало приспособлено для вольных
путешествий, и, если воздушное и водное сообщение дублируется, лучше
пользоваться водным.
Речное сообщение существует по всем крупным рекам, как: Волга,
Днепр, Кама, Северная Двина, Обь, Иртыш, Енисей, Колыма, Индигирка и
мн. др. Сообщение по мелким рекам, существовавшее прежде, в последнее
десятилетие ухудшилось (в особенности на Украине) из-за
нерентабельности: отменилось или сделалось редким. Сообщение по морю
еще хуже. Черное, Азовское, Каспийское и Аральское моря не
рекомендуются для вольных путешествий, т.к. вокруг морей существуют
ж/д и автодороги, связывающие основные населенные пункты. Северный
морской путь сейчас находится в состоянии деградации, сплошного
пассажирского сообщения не имеет, лишь на некоторых участках, но есть
редкое грузовое, с которым можно перемещаться.
Вписаться на судно можно методом одной остановки, или
договариваясь в портах или на шлюзах. При морских перевозках
договориться предпочтительней, чем покупать билет, т.к. стоимость
морских перевозок патологически велика и летом 1994 уже достигла
250-500 руб/км, а длина одной остановки тоже не маленькая. Кроме того,
договориться - этически чище, чем обманывать, покупая "билет" на одну
остановку. На пассажирских речных перевозках стоимость проезда
значительно дешевле, и длина перегона меньше, поэтому метод одной
остановки более применим в речном сообщении.
>{В Белом море, в окрестностях Архангельска, курсирует теплоход
"Юшар". Частота его движения - 1 раз в 8 дней (в предыдущем издании
книги была допущена ошибка, было написано - раз в 20 дней). Проезд в
каюте стоит очень дорого (порядка 100 тысяч рублей в 1994 году, а
специальным, туристическим рейсом этого же теплохода - 300 тысяч!), а
в других помещениях оплата проезда - по договоренности. Однажды летом
1994 года мы оказались на Соловецких островах, при этом у нас осталось
на всех только 130 рублей. Уплыть обратно нам удалось через четыре дня
- мы, Антон, Дима и Таня, добрались до Архангельска совершенно
бесплатно в помещении видеобара, предварительно договорившись на
корабле с пассажирским помощником (есть и такая должность, видимо, он
заведовал безбилетным проездом). Плыли мы 300 км. в течении суток и
попали в великий шторм, о чем популярно рассказано в моем
повествовании "Русский Север"}.
>{Леннарт Мери, в 1970-х годах, проплыл Северным морским путем от
самого Мурманска до Владивостока. Ходил он и другими маршрутами. Он
писал книги о своих гидростопах и сделался известным эстонским
писателем (правда, сии книги содержат мало технической информации:
расписаний, методов и пр). Ныне он сделался президентом Эстонии и
гидростопы свои прекратил}.
Скорость морских и речных перевозок невелика - порядка 300-500
км/сутки, кроме судов типа "ракета" (1000 км/сутки). При колоссальной
протяженности многих водных путей часто придется провести на борту
теплохода многие сутки. Вас может тошнить, поэтому при сильной качке
примите лежачее положение и не кушайте в шторм.
Расписание теплоходов по всем основным пассажирским линиям РФ
существует в Москве, в читальном зале библиотеки Московского турклуба
(м. Таганская, ул. Большая Коммунистическая, 17, вход со двора).
Поскольку его можно там прочитать, в данной книге эти расписания не
приводятся.
Регулярное судоходство в России длится 4 месяца - с июня по
сентябрь включительно, а в другие месяцы - в зависимости от региона.
На речных маршрутах южнее 60 гр. сев. широты теплоходы, как правило,
ходят ежедневно, в северных регионах - раз в 3-7 дней и реже.
Существует способ двигаться бесплатно на туристических круизных
теплоходах. Такие рейсы назначают довольно редко, и специально
поджидать где-нибудь на Индигирке круизный теплоход не нужно. Но есть
два маршрута с оживленным движением: по Волге
(Москва-Углич-Ярославль-Астрахань и обратно) и в Питер
(Москва-Углич-Волго-Балтийский канал-Кижи-Петрозаводск-Питер и
обратно). Летом на этих направлениях суда проходят ежедневно. На таких
теплоходах, подсаживаясь в промежуточных пунктах, вы сможете проехать
один перегон, а если обнаглеть, и более одного, угадайте каким
образом.
При большой стоимости морских пассажирских перевозок применяется
и промежуточный "полуцивильный" способ. Можно сговориться в порту,
чтобы вас формально зачислили в команду грузового судна (временно).
Это возможно, так как фактически на морском судне всегда недобор
команды. Эта услуга во Владивостоке (при перемещении на Камчатку)
может стоить 100-200 тысяч рублей (1995 год), как сказывают жители.
КОНТАКТЫ
(АНТОН КРОТОВ)
1). В путешествии очень важно находить контакты с людьми.
Человек, умеющий это, достигнет успеха в различных областях своей
деятельности. Ночлег, питание, связь, передвижение, безопасность - все
это будет иметь человек, умеющий общаться с людьми.
Все материальные блага, представленные на земле, производятся
именно людьми. Здесь не будут правы те, кто скажут: деньги решают
любую проблему. Деньги, поистине, имеют ценность лишь тогда, когда
люди условились об этом; а сами по себе они (деньги) не могут дать вам
ничего. Помните это.
2). Далее, в любом городе и селении, где живут люди, - они должны
как-то питаться, жить, ночевать, сохранять тепло, передвигаться,
сообщаясь с остальным миром. Все эти радости существуют во всех
регионах, независимо от вида и количества денег, которые там имеют
хождение. И вы, путешественник, во всех регионах тоже можете научиться
пользоваться этими благами.
Всюду (в любом населенном пункте), где питаются, вы сможете
получить себе питание; всюду, где спят, и вы сможете переночевать;
всюду, где передвигаться - и вы сможете передвигаться. Забудьте
"цивильские" мысли о том, что это-де "сейчас невозможно". В любом
месте вы сможете прожить любое время. Любое расстояние вы сможете
преодолеть.
3). Но и сидя дома, питаясь, спя, моясь под горячим душем, не
забывайте, что для вас это родной город, а для кого-то, например,
5000-й километр немеренной трассы. Встретив странника, отнеситесь к
нему хорошо; пустите его переночевать, если у вас есть такая
возможность. Пусть ваш город не будет для него чужим. Пусть в вашем
городе он увидит открытые двери и открытые сердца, и это будет наша
общая победа.
Впрочем, отойдем от рассуждений и приобщимся к мировому опыту.
НОЧЛЕГ В НЕЗНАКОМОЙ МЕСТНОСТИ
Одна из основных проблем, возникающих в процессе путешествия, -
это проблема вписки (ночлега). Конечно, можно заранее найти друзей во
всех городах по пути своего следования и останавливаться у них, -
более того, можно ездить только специально по тем городам, в которых
есть где переночевать. Однако, такое передвижение отличается большой
скованностью, зависимостью от наличия знакомых в разных городах и от
их желания (и возможности) вписать нас. Поэтому не помешало нам
приобщиться к опыту мудрецов, находящих себе ночлег безо всякой
предварительной подготовки, не имея адресов, палатки и денег.
Конечно, можно заранее обзавестись палаткой, которая избавит от
многих проблем, связанных с ночлегом, - но палатка не может всегда
полностью заменить настоящее жилье, с возможностью поесть, помыться,
обсохнуть и отдохнуть в долгом пути. Ночлег и организация отдыха с
палаткой могут быть сопряжены с трудностями, особенно если весь день
лил холодный дождь и мы промокли и замерзли, а куда идти - неясно.
Также плохая палатка много весит, а хорошая дорого стоит, поэтому не
все имеют возможность ночевать в палатке. Ночевка же при помощи
описанных ниже методов не только избавит от хлопот, связанных с
палаткой, но и прибавит много новых знакомств, друзей, информации и
впечатлений.
ВПИСКА У ВОЛОСАТЫХ
>{Мудрый Тиль и трое его друзей совершили поездку из Владивостока
в Петербург на перекладных, имея при выезде только 3 адреса по всей
трассе. Выехав в июле, они преодолели свыше 10000 километров и
достигли Петербурга только в ноябре. Этот путь их растянулся на целых
4 месяца потому, что они зависали по многу дней в различных городах.
Приехав в город, они гуляли там, пока не встречали волосатых (хиппи
или иных неформалов), и спрашивали у них, где в этом городе тусовка
(например: в Москве - на Арбате, в Питере - у Казанского собора или в
Трубе, т.е. в подземном переходе под Невским проспектом и т.п.) и в
какое время тусуются. Им рассказывали. Они приходили на тусовку, где
было много волосатых, там они знакомились и искали вписку. От
Владивостока, вычислил Тиль, до Новосибирска они познакомились с 53-мя
человеками, а до Питера - еще с 45-ю, - из этих людей многие были
неформалами, встреченные описанным образом. Благодаря многочисленным
зависаниям в городах их путь продлился 4 месяца, а не 5 недель, как
можно было предполагать}.
Несколько слов следует сказать относительно поведения на вписке
безотносительно к тому, имели ли вы этот адрес заранее, или вас кто-то
привел к незнакомым людям. Помните, что вписывать нас (так же, как и
подвозить по трассе автостопом) никто не обязан, поэтому нельзя быть
излишне настойчивым, если вас не вписывают. Искать ночлег
(прозванивать имеющиеся телефоны, договариваться, искать волосатых
людей и т.п.) лучше начинать еще в дневное время суток, и договориться
заранее о времени прибытия, а приходить ночевать - в 21-22 часа, чтобы
не обременять раньше времени народ своим присутствием, но никого и не
разбудить. Прибыв на место ночлега, не рекомендуется: 1) спрашивать,
где кровать (если будет свободная кровать, ее укажут вам, но обычно
спать следует на полу), 2) расстилаться, когда люди еще не настроены
спать, 3) пытаться спать, когда все уже встают, 4) звонить по
межгороду (и спрашивать о такой возможности), 5) спрашивать о наличии
еды (когда будут есть, предложат и вам, а лучше не дожидаться этого
момента и предложить свою еду, если таковая имеется), 6) ругать или
восхвалять какие-либо музыкальные группы или направления (а вот носить
с собой и предлагать поставить какую-либо кассету вполне приемлемо),
7) вещать всем свои слова, не заботясь о том, кого они интересуют, и
задерживать отход ко сну своими речами (задерживать сон - привилегия
хозяев, а не гостей), 8) выносить из дома чужие вещи без согласия
хозяев. Жизнь на вписке может вас удивить, но в любом случае - внешне
не удивляйтесь и пытайтесь своим поведением и видом не особо
отличаться от других людей в помещении.
Придя к кому-нибудь в гости - пообщаться, помыться, на чай, - не
умалчивайте о том, как вы собираетесь ночевать. Выясните этот вопрос с
хозяином как можно раньше.
На вписке можно осторожно выяснить, можно ли там: 1) если есть
плита - приготовить какую-либо еду из имеющихся расходных материалов
(материалы, например крупу, надо возить с собой, хотя бы немного: если
на вписке есть др. еда, ее вам предложат, если нет - ваша каша
приведет в радость всех жителей), 2) если есть телефон - позвонить по
городу, 3) если есть ванная комната - помыться.
При попытке вписаться (или просто посетить кого-либо) надо точно
сообщать, сколько нас, откуда, и как надолго. Вписка большого
контингента людей - скажем, 20 человек - в одном месте затруднительна.
Группы более 5-6 человек при поисках ночлега обычно раздробляются с
перспективой встретиться назавтра в каком-либо условном месте. При
удалении от местожительства шансы переночевать увеличиваются, так как
дальние путешествия вызывают уважение. Вписка на 1 ночь почти всегда
легко осуществима, тогда как зависание на длительный срок (неделя,
месяц, навсегда) возбуждают неприязнь.
На вписке полезно познакомиться со всеми обитателями и узнавать у
них особенности маршрутов и методы путешествий, а также телефоны и
адреса других вписок в разных городах. Вписываясь, полезно сообщить
свои координаты (даже если вы не можете предоставлять никому вписку в
дальнейшем, - просто так, для дальнейших контактов). Информация,
полученная у людей, тоже сведущих в перемещениях, может иметь для вас
решающее значение.
Придя к кому-нибудь в гости, передавайте ему привет от Антона
Кротова, составителя этой книги.
В МОНАСТЫРЕ
Метод поиска волосатых применим в большом городе, например,
миллионного населения. В очень маленьких городах волосатых трудно
найти, или, возможно их вовсе нет. Однако, есть и другой алгоритм
поиска ночлега, применимый в старинных городах, где есть монастыри.
Для этого надо узнать у людей, где находится монастырь. До 1917 года в
России было свыше 1100 православных монастырей, сейчас действует и
восстанавливается не менее 300. Придя в монастырь, надо сказать, что
ты паломник, и попроситься переночевать. В монастыре очень легко
остаться на 1-2-3 ночи, для этого, как правило, нужно иметь паспорт и
паломнический вид (например, для мужского пола длинные волосы, борода
и т.п. одобряются, а ирокез, серьга в ухе, анархические черные
платочки не рекомендуются). В монастырях имеются различные виды работ,
и желательно принять участие в оных, особенно если останавливаешься
дольше, чем на одну ночь. Работа может быть такой: пилить и колоть
дрова, копать поле, сажать (выкапывать) картошку, другие сельхозработы
на поле, перемещать с какой-то целью тяжелые предметы, скажем мешки с
цементом, работа на кухне и др. Может и не быть никакой работы, если
сегодня воскресенье или церковный праздник, а также если мы
вписываемся всего на одну ночь. В монастырях 2-3 раза в день вкусно (и
бесплатно) кормят. Также рекомендуется посещать церковную службу
(утром и вечером). Больше общайтесь с другими паломниками, это бывают
очень интересные люди, приезжающие порой за тысячи километров. Бывают
и такие, которые по нескольку месяцев проводят в монастыре. Кроме
того, общение с паломниками позволяет быстро выяснить порядки и обычаи
монастыря, которые в каждом свои. Необходимо узнать, гае происходит
церковная служба, к кому обращаться по поводу ночлега, где кормят, где
и кто распределяет "послушание" (т.е. работу), какой распорядок жизни
в монастыре и пр..
>{В Оптиной Пустыни (монастырь около г. Козельска Калужской обл.)
еженощно останавливаются многие десятки паломников. Для вписки на
1-2-3 ночи надо обратиться к отцу Роману (его все знают, его можно
найти после вечерней службы и ужина на вахте, при входе). Он может
задать вопросы, например: "откуда ты", "в какой храм ходишь", "давно
ли причащался" и др. Тебя вписывают сначала в буквальном смысле, в
амбарную книгу, куда заносятся данные паспорта и прочие сведения, - а
потом ты идешь в скит (в 100 метрах от монастыря), где тебе показывают
койку. Если ты хочешь продлить свою вписку по окончании 3-х дней, - до
8-ми месяцев, - тебе понадобится другой батюшка, отец Тихон, который
поговорит с тобой и может вписать, а может и отказать. В случае успеха
ты отправишься в местное отделение милиции и зарегистрируешься более
основательно. Это все касается паломников-мужчин, а паломники-женщины
обращаются в специальную женскую (бесплатную) гостиницу при монастыре,
где их устраивают особо, в некоторые дни бывает переполнение
паломниками и вписка предоставляется безо всякой регистрации в храме,
на полу на тюфяках. Подъем в Оптиной часов в 6, потом утренняя служба,
а около 8 утра, сразу после нее - сбор по поводу работы. Приехавшие
только на 1 день (ночь) могут не работать. Обед - в 14 часов (в
трапезной или по месту работы, например на поле), ужин - после
вечерней службы, примерно в 20-21 час. Присутствие на вечерней службе
рекомендуется (длится она часа четыре, так что быстро утомляющиеся
могут приходить к середине). От монастыря до города около раза в день
ходит бесплотный автобус}.
В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Бывают и такие города, где нет ни монастырей, ни тусовок
неформалов. Часто, особенно при передвижении автостопом, вечер застает
нас в сельской местности, где нет возможности переночевать описанными
двумя способами, - но спать хочется (а автостоп сильно ухудшается к
вечеру, на любой трассе, особенно на слабенькой). Тут, двигаясь по
трассе, можно найти населенный пункт - деревню и стучаться там во все
дома, просясь переночевать. Этот метод нужно использовать в еще
светлое время суток (человек, будящий всех жителей деревни в три часа
ночи, возбуждает негативные эмоции, а вовсе не желание пустить
поспать). Населенный пункт должен быть весьма провинциальным, - в
городах такой способ может не привести к успеху.
>{Возвращаясь домой с Соловецких островов, двигаясь по трассе
Архангельск - Москва, мы с Татьяной Харук оказались к 20 часам у
деревни Почтовое (Архангельская обл., 1024 км. от Москвы). Автостоп
почти прекратился, хотя было еще светло. Мы ходили по всем домам и
просились переночевать, говоря: "Здравствуйте! Мы путники, мы застряли
на ночь в этом поселении! Нельзя ли у вас где-нибудь ночь пересидеть?"
и т.п. В первых 10-15 домах нам отказывали, говоря: "Сегодня пятница,
гости из города приехали, некуда положить вас". Но затем, в одном из
домов, нас пустили и приняли чрезвычайно хорошо, обкормили, уложили
спать, предлагали остаться у них в Архангельской обл. еще дней десять,
а потом все же отпустили по нашим просьбам, надавав в дорогу хлеб,
консервы и прочее}.
Чем дальше от Москвы, и вообще от центра России и крупных
городов, чем провинциальнее городок и глухоманнее деревушка, - тем
легче путнику найти ночлег. В провинции люди доверчивее, приветливее и
проще, тут еще сохранилось старинное хлебосольство и гостеприимство,
одним словом, пропасть не дадут. Поэтому если вы, двигаясь по трассе,
застряли вечером (но еще засветло) близ какой-нибудь деревни или села,
можно вполне ходить и проситься переночевать, ожидая успеха. "Просите,