<< Пред. стр. 747 (из 787) След. >>
поисково-спасательных районах, а также суда и летательные аппараты,находящиеся в районах аварии.
Все указания ГМСКЦ, СКЦ, СПЦ, РЦ, касающиеся поиска и
спасания людей, терпящих бедствие, обязательны для выполнения
соответствующими службами, подразделениями, силами и средствами,
выделенными участниками взаимодействия для выполнения конкретной
поисково-спасательной операции.
12. Спасание людей, терпящих бедствие на море и водных
бассейнах России, осуществляется безвозмездно, независимо от их
статуса, государственной и национальной принадлежности, или
обстоятельств, при которых они обнаружены.
13. На основании Положения об СКЦ (СПЦ) на морских бассейнах и
РЦ в регионах России разрабатывают и согласовывают бассейновые (в
пределах поисково-спасательных районов), региональные планы
организации взаимодействия сил и средств, предназначенных для
спасания на море и водных бассейнах России (далее по тексту -
региональные планы), которыми уточняются: границы районов
взаимодействия, задачи, подлежащие выполнению в этих районах,
состав сил и средств, выделяемых участниками взаимодействия при
совместном выполнении таких задач, организация управления,
оповещения и взаимодействия, система (схема) связи.
14. Положение не снимает с участников взаимодействия
(организаций участников взаимодействия) ответственности за
своевременное оказание имеющимися в их распоряжении силами и
средствами помощи людям, терпящим бедствие на море и водных
бассейнах. Контроль за состоянием готовности органов управления,
сил и средств РСЧС участников взаимодействия возлагается на
организации, выделяющие силы и средства под общим руководством МЧС
России.
Организация взаимодействия при спасании терпящих
бедствие людей
15. Организация взаимодействия по поиску и спасанию людей,
терпящих бедствие на море и водных бассейнах России, осуществляется
на основании настоящего Положения, региональных (бассейновых)
планов, которые разрабатываются в соответствии со ст.13 настоящего
Положения и по мере изменения обстановки корректируются. В этих
планах указываются:
состав и дислокация сил и средств, выделяемых участниками
взаимодействия по получении сигнала бедствия (донесения АО,
оповещения об аварии);
организация управления и связи участников взаимодействия;
организация и порядок обеспечения постоянной готовности
аварийно-спасательных служб с указанием организаций участников
взаимодействия, которые несут ответственность за поддержание сил и
средств в установленной степени готовности;
система донесений, оповещений, связи и взаимного обмена
информацией;
первоочередные действия по получении сигнала бедствия;
географические, навигационно-гидрографические,
гидрометеорологические и другие особенности данного района, которые
учитываются при организации и проведении поисково-спасательной
операции;
координация морских и аэронавигационных служб (подразделений)
для обеспечения эффективности поисково-спасательных действий,
осуществляемых разнородными силами участников взаимодействия;
порядок регистрации обнаруженных в ходе поиска предметов, их
фотографирования (по возможности) и классификации;
организация медицинской помощи пострадавшим, их эвакуации и
госпитализации;
пункты и порядок пополнения топливом судов, ЛА и транспортных
средств в ходе проведения поисково-спасательной операции, включая
суда, ЛА и транспортные средства, которые могут быть предоставлены
иностранными государствами;
перечень и особенности основных юридических аспектов в
вопросах привлечения сил и средств различных форм собственности к
решению задач поиска и спасания людей, терпящих бедствие;
организация материально-технического обеспечения
поисково-спасательных операций;
карты зон ответственности СКЦ, СПЦ, РЦ МЧС России с нанесением
радиусов действия поисково-спасательных сил и средств, другие
данные, необходимые для проведения поисково-спасательных операций.
16. Непосредственными исполнителями поисковых и спасательных
работ на море и водных бассейнах являются соответствующие
подразделения, корабли, суда, ЛА участников взаимодействия,
действующие как самостоятельно, так и совместно друг с другом.
Участники взаимодействия (организации участников
взаимодействия) организуют работу своих подразделений, участвующих
в поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море и водных
бассейнах, таким образом, чтобы обеспечить круглосуточную связь
между взаимодействующими подразделениями.
17. Для поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море и
водных бассейнах, помимо указанных в статьях 3, 4, 6, 7 и 10
настоящего Положения, используются следующие силы и средства
участников взаимодействия:
- МЧС России - ЛА, амфибийные суда, Центральный аэромобильный
спасательный отряд, РЦ, региональные ПСС, штабы ГОЧС, воинские
части и подразделения ГО, ЦУКС;
- Минобороны России - корабли, суда, ЛА, командные пункты,
посты (пункты) управления;
- Минтранс России - морские, речные и река-море плавания суда,
пароходства, порты и их технические средства, Международный
координационно-вычислительный центр космической
поисково-спасательной системы КОСПАС - САРСАТ, центры международной
и российской систем спутниковой связи, бассейновые
аварийно-спасательные управления (БАСУ), отряды (группы)
аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ,
ЛА гражданской авиации и пункты управления их полетами;
- Минтопэнерго России - суда, диспетчерская служба;
- Роскомрыболовство - спасательные, рыболовные и другие суда,
государственные администрации морских рыбных портов, бассейновые
экспедиционные отряды аварийно-спасательных работ, службы
наблюдения за флотом бассейна, ответственный оперативный дежурный;
- ФПС России - корабли, катера и суда в районах несения ими
службы, самолеты и вертолеты, КП и пункты управления Пограничными
войсками Российской Федерации;
- Российской академией наук - суда;
- Росгидромет - Росгидрометцентр, Главный радиометцентр,
территориальные прогностические органы (управления) и узлы связи,
суда и катера, ЛА, выполняющие ледовую авиаразведку и термосъемку
морей и рек, гидрометеорологические и полярные станции, в комплексе
используемые для организации морской метеорологической поддержки
поисково-спасательных операций;
- Минприроды России - спасательные станции, маневренные
поисковые группы, специальные водолазные суда, спасательные и
патрульные катера, другие плавучие и технические средства ГИМС
России;
- ВОСВОД - группы подводно-технических работ, водно-моторные
клубы и спасательные посты, а также катера, водолазные боты,
моторные и гребные шлюпки (лодки).
18. Обмен информацией о фактическом наличии, дислокации
(передислокации), возможностях и установленной степени готовности
поисково-спасательных сил осуществляется не реже одного раза в
неделю и немедленно при изменениях. В первую очередь такая
информация направляется в СКЦ (СПЦ) Минтранса России, ДПЧС, ЦУКС и
РЦ МЧС России.
19. По получении от российского или иностранного судна (ЛА)
сигнала бедствия оперативная дежурная (диспетчерская) служба
участников взаимодействия производит оповещение в соответствии с
действующей системой донесений, оповещения.
В общем случае эта система должна обеспечивать:
- немедленную передачу (дублирование) сигнала бедствия, в
зависимости от района бедствия и принадлежности АО, в ГМСКЦ и
ближайший СКЦ (СПЦ) или в ЦУКС МЧС России и его региональные центры
через штабы ГО ЧС субъектов Российской Федерации, ГУ
Госморспасслужбы ДМТ, УПАСР ВМФ, аварийно-спасательные службы на
морских бассейнах, РКЦ ПС ДВТ, ДРТ;
- уведомление соседних, в том числе иностранных СКЦ и/или СПЦ,
могущих оказать помощь в проведении поисково-спасательной операции;
- уведомление судовладельца об аварии принадлежащего ему судна
(ЛА), а также о мерах по обеспечению безопасности плавания и
производственной деятельности в районе бедствия;
- уведомление дежурных служб Росгидромета;
- оповещение об аварии судов, кораблей, а также рейсовых ЛА,
находящихся вблизи района бедствия, осуществляется их владельцами
непосредственно или через узлы связи, радиоцентры и радиостанции,
обслуживающие данный поисково-спасательный район;
- непрерывную надежную связь между СКЦ, СПЦ, РЦ, штабами ГО ЧС
субъектов Российской Федерации, командными пунктами, постами
управления, организациями, подразделениями и силами, участвующими в
поисково-спасательной операции;
- использование международных частот бедствия и международных
позывных в телефонном и телеграфном режимах на случай потери связи
в радиосети, ранее согласованной участниками взаимодействия.
20. Во всех случаях связь между постами оповещения, с одной
стороны, и участвующими в поисково-спасательной операции или
обеспечивающими ее проведение СКЦ (СПЦ), РЦ, ЦУКС МЧС России, РЦ ЕС
УВД ДВТ, командными пунктами, постами управления и
поисково-спасательными силами, с другой стороны, должна
осуществляться надежными быстродействующими средствами - каналами
телефонной и буквопечатающей связи, использующими ведомственные или
государственные линии связи, радиотелефоны и радиотелеграф и
внеочередным предоставлением каналов связи.
21. СКЦ (СПЦ), РЦ МЧС России и поисково-спасательные силы,
находящиеся в готовности, по получении информации об аварийной
обстановке немедленно приступают к действиям в соответствии с
планом проведения поисково-спасательной операций в своем
поисково-спасательном районе. При этом СКЦ (СПЦ) и РЦ МЧС России,
РКЦ ПС и РЦ ЕС УВД ДВТ обязаны:
- запрашивать при необходимости о помощи, которая может быть
оказана судами, ЛА и другими плавучими средствами, не входящими в
службу поиска и спасания, но находящимися вблизи района бедствия;
- сообщать на АО о предпринимаемых действиях по спасанию людей
и оказанию необходимой помощи;
- уведомлять в случае необходимости соответствующие
консульские учреждения (в зависимости от района бедствия,
принадлежности АО и других особенностей обстановки);
- вносить, по мере изменения обстановки и развития операции,
поправки в план ее проведения;
- выполнять другие функции, предусмотренные положениями об СКЦ
(СПЦ), РЦ МЧС России, РКЦ ПС и РЦ ЕС УВД ДВТ.
22. Если местонахождение АО известно, то ответственность за
начало поисково-спасательной операции возлагается на тот СКЦ (СПЦ),
РЦ МЧС России, штаб ГО ЧС субъектов Российской Федерации, (на
внутренних водных бассейнах), в районе которого этот АО находится.
В случаях, когда местонахождение АО неизвестно, а известно
только предположительное местонахождение и при этом получивший
информацию о бедствии СКЦ (СПЦ) или РЦ МЧС России не знает о
предпринятых другим СКЦ (СПЦ) соответствующих действиях по поиску и
спасанию, он обязан принять на себя ответственность за
своевременное начало операции и согласовать с соседними СКЦ (СПЦ),
РЦ МЧС России и штабами ГО ЧС субъектов Российской Федерации вопрос
о том, какой из центров примет на себя ответственность за
дальнейшее ее проведение.
23. Капитан спасателя*, прибывший к месту бедствия первым,
принимает на себя функции "командира на месте действия". Капитан
иного судна, первый прибывший к месту бедствия принимает на себя
функции "командира надводного поиска" до прибытия судна спасателя
(тот или другой является руководителем поисково-спасательных работ,
по команде которых немедленно начинаются работы по поиску и
спасанию людей).
---------------------------
* Под термином "спасатель" здесь и далее понимается судно, ЛА
или отряд (группа) судов, ЛА участников взаимодействия,
укомплектованные обученным персоналом и оснащенные оборудованием
для быстрого проведения поисково-спасательной операции.
Одновременно капитан спасателя запрашивает капитана АО о
согласии принять услуги по спасанию людей и оказанию помощи судну.
Поскольку поисково-спасательная операция может продолжаться в
течение длительного времени, то в целях единоначалия назначается
командир на месте действия (координатор надводного поиска). Он
должен, как правило, оставаться руководителем поисково-
спасательных работ до их завершения или до тех пор, пока не станет
очевидной бесполезность дальнейших усилий. При этом руководителю
поисково-спасательных работ предоставляется свобода действий в
отношении использования в районе бедствия сил и средств, в том
числе выделенных другими участниками взаимодействия, запроса
дополнительных сил и средств, а также принятия или отклонения любых
предложений, сделанных ему в ходе ведения работ.
Организация технического сотрудничества участников
взаимодействия и подготовки их сил и средств,
привлекаемых к выполнению работ
24. В интересах координации усилий, направленных на
обеспечение единой государственной технической политики в области
создания средств поиска и спасания людей на море и водных бассейнах
участники взаимодействия при координирующей роли МЧС России
организуют техническое сотрудничество, имеющее своей целью:
- разработку Федеральной целевой программы по строительству
(модернизации) спасательных и других судов ПСО, созданию средств
поиска и спасания людей на море и водных бассейнах России;
- организацию взаимодействия между ведомственными
научно-исследовательскими, конструкторско-технологическими и
другими организациями и учреждениями по обеспечению создания
технических средств;
- обмен информацией, в установленном порядке, по проводимым
НИОКР в областях, представляющих взаимный интерес.
25. Непосредственными исполнителями мероприятий по