<< Пред.           стр. 747 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 поисково-спасательных районах, а также суда и летательные аппараты,
 находящиеся в районах аварии.
 
  Все указания ГМСКЦ, СКЦ, СПЦ, РЦ, касающиеся поиска и
 спасания людей, терпящих бедствие, обязательны для выполнения
 соответствующими службами, подразделениями, силами и средствами,
 выделенными участниками взаимодействия для выполнения конкретной
 поисково-спасательной операции.
 
  12. Спасание людей, терпящих бедствие на море и водных
 бассейнах России, осуществляется безвозмездно, независимо от их
 статуса, государственной и национальной принадлежности, или
 обстоятельств, при которых они обнаружены.
 
  13. На основании Положения об СКЦ (СПЦ) на морских бассейнах и
 РЦ в регионах России разрабатывают и согласовывают бассейновые (в
 пределах поисково-спасательных районов), региональные планы
 организации взаимодействия сил и средств, предназначенных для
 спасания на море и водных бассейнах России (далее по тексту -
 региональные планы), которыми уточняются: границы районов
 взаимодействия, задачи, подлежащие выполнению в этих районах,
 состав сил и средств, выделяемых участниками взаимодействия при
 совместном выполнении таких задач, организация управления,
 оповещения и взаимодействия, система (схема) связи.
 
  14. Положение не снимает с участников взаимодействия
 (организаций участников взаимодействия) ответственности за
 своевременное оказание имеющимися в их распоряжении силами и
 средствами помощи людям, терпящим бедствие на море и водных
 бассейнах. Контроль за состоянием готовности органов управления,
 сил и средств РСЧС участников взаимодействия возлагается на
 организации, выделяющие силы и средства под общим руководством МЧС
 России.
 
 
  Организация взаимодействия при спасании терпящих
  бедствие людей
 
 
  15. Организация взаимодействия по поиску и спасанию людей,
 терпящих бедствие на море и водных бассейнах России, осуществляется
 на основании настоящего Положения, региональных (бассейновых)
 планов, которые разрабатываются в соответствии со ст.13 настоящего
 Положения и по мере изменения обстановки корректируются. В этих
 планах указываются:
 
  состав и дислокация сил и средств, выделяемых участниками
 взаимодействия по получении сигнала бедствия (донесения АО,
 оповещения об аварии);
 
  организация управления и связи участников взаимодействия;
 
  организация и порядок обеспечения постоянной готовности
 аварийно-спасательных служб с указанием организаций участников
 взаимодействия, которые несут ответственность за поддержание сил и
 средств в установленной степени готовности;
 
  система донесений, оповещений, связи и взаимного обмена
 информацией;
 
  первоочередные действия по получении сигнала бедствия;
 
  географические, навигационно-гидрографические,
 гидрометеорологические и другие особенности данного района, которые
 учитываются при организации и проведении поисково-спасательной
 операции;
 
  координация морских и аэронавигационных служб (подразделений)
 для обеспечения эффективности поисково-спасательных действий,
 осуществляемых разнородными силами участников взаимодействия;
 
  порядок регистрации обнаруженных в ходе поиска предметов, их
 фотографирования (по возможности) и классификации;
 
  организация медицинской помощи пострадавшим, их эвакуации и
 госпитализации;
 
  пункты и порядок пополнения топливом судов, ЛА и транспортных
 средств в ходе проведения поисково-спасательной операции, включая
 суда, ЛА и транспортные средства, которые могут быть предоставлены
 иностранными государствами;
 
  перечень и особенности основных юридических аспектов в
 вопросах привлечения сил и средств различных форм собственности к
 решению задач поиска и спасания людей, терпящих бедствие;
 
  организация материально-технического обеспечения
 поисково-спасательных операций;
 
  карты зон ответственности СКЦ, СПЦ, РЦ МЧС России с нанесением
 радиусов действия поисково-спасательных сил и средств, другие
 данные, необходимые для проведения поисково-спасательных операций.
 
  16. Непосредственными исполнителями поисковых и спасательных
 работ на море и водных бассейнах являются соответствующие
 подразделения, корабли, суда, ЛА участников взаимодействия,
 действующие как самостоятельно, так и совместно друг с другом.
 
  Участники взаимодействия (организации участников
 взаимодействия) организуют работу своих подразделений, участвующих
 в поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море и водных
 бассейнах, таким образом, чтобы обеспечить круглосуточную связь
 между взаимодействующими подразделениями.
 
  17. Для поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море и
 водных бассейнах, помимо указанных в статьях 3, 4, 6, 7 и 10
 настоящего Положения, используются следующие силы и средства
 участников взаимодействия:
 
  - МЧС России - ЛА, амфибийные суда, Центральный аэромобильный
 спасательный отряд, РЦ, региональные ПСС, штабы ГОЧС, воинские
 части и подразделения ГО, ЦУКС;
 
  - Минобороны России - корабли, суда, ЛА, командные пункты,
 посты (пункты) управления;
 
  - Минтранс России - морские, речные и река-море плавания суда,
 пароходства, порты и их технические средства, Международный
 координационно-вычислительный центр космической
 поисково-спасательной системы КОСПАС - САРСАТ, центры международной
 и российской систем спутниковой связи, бассейновые
 аварийно-спасательные управления (БАСУ), отряды (группы)
 аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ,
 ЛА гражданской авиации и пункты управления их полетами;
 
  - Минтопэнерго России - суда, диспетчерская служба;
 
  - Роскомрыболовство - спасательные, рыболовные и другие суда,
 государственные администрации морских рыбных портов, бассейновые
 экспедиционные отряды аварийно-спасательных работ, службы
 наблюдения за флотом бассейна, ответственный оперативный дежурный;
 
  - ФПС России - корабли, катера и суда в районах несения ими
 службы, самолеты и вертолеты, КП и пункты управления Пограничными
 войсками Российской Федерации;
 
  - Российской академией наук - суда;
 
  - Росгидромет - Росгидрометцентр, Главный радиометцентр,
 территориальные прогностические органы (управления) и узлы связи,
 суда и катера, ЛА, выполняющие ледовую авиаразведку и термосъемку
 морей и рек, гидрометеорологические и полярные станции, в комплексе
 используемые для организации морской метеорологической поддержки
 поисково-спасательных операций;
 
  - Минприроды России - спасательные станции, маневренные
 поисковые группы, специальные водолазные суда, спасательные и
 патрульные катера, другие плавучие и технические средства ГИМС
 России;
 
  - ВОСВОД - группы подводно-технических работ, водно-моторные
 клубы и спасательные посты, а также катера, водолазные боты,
 моторные и гребные шлюпки (лодки).
 
  18. Обмен информацией о фактическом наличии, дислокации
 (передислокации), возможностях и установленной степени готовности
 поисково-спасательных сил осуществляется не реже одного раза в
 неделю и немедленно при изменениях. В первую очередь такая
 информация направляется в СКЦ (СПЦ) Минтранса России, ДПЧС, ЦУКС и
 РЦ МЧС России.
 
  19. По получении от российского или иностранного судна (ЛА)
 сигнала бедствия оперативная дежурная (диспетчерская) служба
 участников взаимодействия производит оповещение в соответствии с
 действующей системой донесений, оповещения.
 
  В общем случае эта система должна обеспечивать:
 
  - немедленную передачу (дублирование) сигнала бедствия, в
 зависимости от района бедствия и принадлежности АО, в ГМСКЦ и
 ближайший СКЦ (СПЦ) или в ЦУКС МЧС России и его региональные центры
 через штабы ГО ЧС субъектов Российской Федерации, ГУ
 Госморспасслужбы ДМТ, УПАСР ВМФ, аварийно-спасательные службы на
 морских бассейнах, РКЦ ПС ДВТ, ДРТ;
 
  - уведомление соседних, в том числе иностранных СКЦ и/или СПЦ,
 могущих оказать помощь в проведении поисково-спасательной операции;
 
  - уведомление судовладельца об аварии принадлежащего ему судна
 (ЛА), а также о мерах по обеспечению безопасности плавания и
 производственной деятельности в районе бедствия;
 
  - уведомление дежурных служб Росгидромета;
 
  - оповещение об аварии судов, кораблей, а также рейсовых ЛА,
 находящихся вблизи района бедствия, осуществляется их владельцами
 непосредственно или через узлы связи, радиоцентры и радиостанции,
 обслуживающие данный поисково-спасательный район;
 
  - непрерывную надежную связь между СКЦ, СПЦ, РЦ, штабами ГО ЧС
 субъектов Российской Федерации, командными пунктами, постами
 управления, организациями, подразделениями и силами, участвующими в
 поисково-спасательной операции;
 
  - использование международных частот бедствия и международных
 позывных в телефонном и телеграфном режимах на случай потери связи
 в радиосети, ранее согласованной участниками взаимодействия.
 
  20. Во всех случаях связь между постами оповещения, с одной
 стороны, и участвующими в поисково-спасательной операции или
 обеспечивающими ее проведение СКЦ (СПЦ), РЦ, ЦУКС МЧС России, РЦ ЕС
 УВД ДВТ, командными пунктами, постами управления и
 поисково-спасательными силами, с другой стороны, должна
 осуществляться надежными быстродействующими средствами - каналами
 телефонной и буквопечатающей связи, использующими ведомственные или
 государственные линии связи, радиотелефоны и радиотелеграф и
 внеочередным предоставлением каналов связи.
 
  21. СКЦ (СПЦ), РЦ МЧС России и поисково-спасательные силы,
 находящиеся в готовности, по получении информации об аварийной
 обстановке немедленно приступают к действиям в соответствии с
 планом проведения поисково-спасательной операций в своем
 поисково-спасательном районе. При этом СКЦ (СПЦ) и РЦ МЧС России,
 РКЦ ПС и РЦ ЕС УВД ДВТ обязаны:
 
  - запрашивать при необходимости о помощи, которая может быть
 оказана судами, ЛА и другими плавучими средствами, не входящими в
 службу поиска и спасания, но находящимися вблизи района бедствия;
 
  - сообщать на АО о предпринимаемых действиях по спасанию людей
 и оказанию необходимой помощи;
 
  - уведомлять в случае необходимости соответствующие
 консульские учреждения (в зависимости от района бедствия,
 принадлежности АО и других особенностей обстановки);
 
  - вносить, по мере изменения обстановки и развития операции,
 поправки в план ее проведения;
 
  - выполнять другие функции, предусмотренные положениями об СКЦ
 (СПЦ), РЦ МЧС России, РКЦ ПС и РЦ ЕС УВД ДВТ.
 
  22. Если местонахождение АО известно, то ответственность за
 начало поисково-спасательной операции возлагается на тот СКЦ (СПЦ),
 РЦ МЧС России, штаб ГО ЧС субъектов Российской Федерации, (на
 внутренних водных бассейнах), в районе которого этот АО находится.
 
  В случаях, когда местонахождение АО неизвестно, а известно
 только предположительное местонахождение и при этом получивший
 информацию о бедствии СКЦ (СПЦ) или РЦ МЧС России не знает о
 предпринятых другим СКЦ (СПЦ) соответствующих действиях по поиску и
 спасанию, он обязан принять на себя ответственность за
 своевременное начало операции и согласовать с соседними СКЦ (СПЦ),
 РЦ МЧС России и штабами ГО ЧС субъектов Российской Федерации вопрос
 о том, какой из центров примет на себя ответственность за
 дальнейшее ее проведение.
 
  23. Капитан спасателя*, прибывший к месту бедствия первым,
 принимает на себя функции "командира на месте действия". Капитан
 иного судна, первый прибывший к месту бедствия принимает на себя
 функции "командира надводного поиска" до прибытия судна спасателя
 (тот или другой является руководителем поисково-спасательных работ,
 по команде которых немедленно начинаются работы по поиску и
 спасанию людей).
 ---------------------------
  * Под термином "спасатель" здесь и далее понимается судно, ЛА
 или отряд (группа) судов, ЛА участников взаимодействия,
 укомплектованные обученным персоналом и оснащенные оборудованием
 для быстрого проведения поисково-спасательной операции.
 
  Одновременно капитан спасателя запрашивает капитана АО о
 согласии принять услуги по спасанию людей и оказанию помощи судну.
 
  Поскольку поисково-спасательная операция может продолжаться в
 течение длительного времени, то в целях единоначалия назначается
 командир на месте действия (координатор надводного поиска). Он
 должен, как правило, оставаться руководителем поисково-
 спасательных работ до их завершения или до тех пор, пока не станет
 очевидной бесполезность дальнейших усилий. При этом руководителю
 поисково-спасательных работ предоставляется свобода действий в
 отношении использования в районе бедствия сил и средств, в том
 числе выделенных другими участниками взаимодействия, запроса
 дополнительных сил и средств, а также принятия или отклонения любых
 предложений, сделанных ему в ходе ведения работ.
 
 
  Организация технического сотрудничества участников
  взаимодействия и подготовки их сил и средств,
  привлекаемых к выполнению работ
 
 
  24. В интересах координации усилий, направленных на
 обеспечение единой государственной технической политики в области
 создания средств поиска и спасания людей на море и водных бассейнах
 участники взаимодействия при координирующей роли МЧС России
 организуют техническое сотрудничество, имеющее своей целью:
 
  - разработку Федеральной целевой программы по строительству
 (модернизации) спасательных и других судов ПСО, созданию средств
 поиска и спасания людей на море и водных бассейнах России;
 
  - организацию взаимодействия между ведомственными
 научно-исследовательскими, конструкторско-технологическими и
 другими организациями и учреждениями по обеспечению создания
 технических средств;
 
  - обмен информацией, в установленном порядке, по проводимым
 НИОКР в областях, представляющих взаимный интерес.
 
  25. Непосредственными исполнителями мероприятий по

<< Пред.           стр. 747 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу