<< Пред. стр. 78 (из 787) След. >>
спокойная с широкими разливами. Однако дальше она становитсяочень мелкой с сильно каменистым руслом, а в некоторых местах
практически непроходима. (Три завала: в начале, в середине, в
конце. В малую и среднюю воду по р.Козледеги лучше не идти, а
попытаться нанять машину и доехать до оз.Кевятозеро по дороге.)
Затем р.Козледеги вновь становится шире, впадает в озера по
которым через 8 км, можно попасть в оз.Кевятозеро.
Оз.Кевятозеро средней величины, но довольно мелкое, сильно
заросшее травой и со множеством островов. На противоположном
берегу которого одноименный поселок с магазином. В 2-х км от
поселка из Кевятозера вытекает р.Нижняя Охта. Далее сплав
проходит по ней.
Река в этом районе протекает по низменным, заболоченным
местам. Мест для стоянки практически нет. На десятом километре
- полуразрушенная плотина, перед которой глубокий омут с
хорошей рыбалкой. Сразу за плотиной три мелководных порога,
расположенные на участке около двух километров.
Далее р.Охта разливается, образуя Куккомозеро, вытянутое на 7
км (длинное, узкое и заросшее травой). Берега высокие,
скалистые и поросшие лесом. Есть места для стоянки. Сразу за
Куккомозером мост с вполне хорошей автодорогой (ездят машины).
Чуть дальше - вторая плотина, за которой (меньше 1 км) в
протоке, стесненные ряжевыми стенками, 3 порога. Наиболее
сложный - последний.
Перед порогом навальная струя на левый берег. Левая стенка
бревенчатого лотка разрушена, вдоль нее находится цепочка
камней, самый крупный расположен на главной оси потока. Узость
лотка (ширина не более 4 м) требует особого внимания и техники
управления судами.
Сразу за порогом начинаетсч большое озеро Муезеро, в центре
которого находится большой остров Троица. На мысу этого острова
хорошее место для стоянки. Длина острова около 2-х км. На
противопроложном мысу острова отлично сохранилась деревянная
церковь.
Выход Охты из оз.Муезеро хорошо виден издали по ряжевой стенке
плотины. Плотину следует проходить сходу. За ней на реке много
перекатов.
В 2,5 км за плотиной в р.Охта впадает р.Чуруж. Более 20 км
разделяет оз.Муезеро и оз.Юлозеро. Первая половина этого
участка имеет низкие, поросшие смешанным лесом берега и 6
мелководных порогов. Прохождение которых несложно, можно пройти
сходу. Вторая половина - безлесые болота. Берега Юлозера
покрыты крупными каменными плитами, много хороших мест для
стоянок, ловится рыба.
Озера Юлозеро и Алозеро разделяет огромный мыс с узкой
горловиной. Через мыс проделаны два прокопа, но они сильно
заилены и заросли . Прокопы непроходимы в любую воду. На берегу
Алозера будут встречаться оставленные поселки. В северном конце
озера, у выхода Охты сооружена плотина с протяженной дамбой.
Плотину проходить следует в крайний левый слив. Правая протока
непроходима. Плотину обязательно осмотреть.
Сразу за плотиной короткий порог с сильным течением.
За ним следуют еще два порога (частично мелководны),
прохождение несложное. В 1,5 км ниже по течению - порог, к
которому нужно отнестись внимательно. За ним на участке более 1
км серия коротких порогов с интервалом 30-50 м образует один
стремительный порог.
Последние километры перед оз.Лежево без препятствий. Берега
поросшие травой, изредка попадается подлесок. Расстояние между
озерами Алозеро и оз.Лежево примерно 12 км.
Озеро Лежево целесообразно пересекать поперек, ориентируясь на
дальний мыс дальнего (правого) берега. Протяженность озера - 6
км. В конце его северного залива - плотина, которую следует
осмотреть.
За плотиной прокоп, русло которого чистое. Далее начинается
двухкилометровое озеро Терос. Озеро сильно заросшее. За озером
длинный прокоп в котором два порога. Первый - лесосплавный
лоток в обрамлении ряжевых стенок очень узкий и поток воды в
нем стремительный. Второй - осложнен тем, что в конце узкого
потока, зажатого ряжевыми стенками, выступают обломки скал,
последний из которых значительно перегораживает русло. Рядом с
порогом, на правом берегу хорошее место для стоянки.
Сразу за порогом начинается Пебозеро, на правом берегу
которого одноименный оставленный поселок.
За Пебозером следует озеро Воронье с большим количеством
островов, поросших лесом, удобных для стоянки. Длина озера
около 4 км. На выходе из озера плотина - последняя, с
двухступенчатым водосливом. Сразу за плотиной - 2 порога.
Пороги несложные.
За порогами начинается, последнее на маршруте, оз.Корнизозеро.
За ним два острова, которые надо огибать слева. У первого
острова несложный порог, а у второго - Пичепорог длинной 400 м.
В пороге есть несколько сложных участков, на правом берегу
удобное место для стоянки.
Охта сужается и пороги сменяют друг друга. Следующий после
Пичепорога - п.Кожанный, порог несложный, можно пройти сходу.
За ним п.Ойпагайне, есть сложные участки. На расстоянии 1 км от
него п.Лоупапорог (в пороге много камней). Проходить порог
следует держась левого берега.
Следующий - п.Хемег. Порог оставляет хорошее впечатление,
незначительный, но достаточно сложный, расположен в огромных
камнях, имеет мощную струю. Выход из порога преграждает
каменная россыпь, обойти которую можно слева.
Сразу за Хемегом следует п.Кивиристи - самый мощный и сложный
порог на маршруте. Порог начинается водопадным сливом высотой
3-4 м. Вода, разбиваясь о скалу правого берега, образует пенный
котел, после чего устремляется в тесное ущелье между скалами.
Это красивейшее место р.Охта, здесь рекомендуется сделать
дневку и обкатать порог.
После п.Кивиристи следуют пороги: п.Белый - порог несложный,
проходится сходу; п.Темный; п.Печка - есть сложные места. В
середине реки стоит скальный островок, разбивающий ее на два
рукава. Проходить нужно в правый. После порога продолжительный
8-10 километровый плес. В этом районе очень мало мест для
стоянки.Следующий порог Муравейный, перед ним встретятся два
несложных порога. За Муравейным еще один короткий порог, после
которого - 5-6 километровый плес. Плес заканчивается сложным и
мощным Тютеринпорогом. Порог необходимо разведать. Порог
короткий, по правому берегу выстроена ряжевая стенка. Вода в
пороге сливается по пологим плитам широким потоком, в конце
образуя две косые бочки, на выходе каменистая россыпь.Проходить
порог следует ближе к левому берегу.
За порогом снова пятикилометровый плес и Курпапорог -
спокойный, сложных мест нет. На расстоянии 1 км за ним
расположен Охтапорог - последний порог на маршруте. Порог
сложный, требует тщательной разведки. Наиболее сложное место
порога - слив в начале.
На расстоянии 3 км от него р.Охта впадает в р.Кемь. Еще через
3 км Подужемская ГЭС. Здесь и рекомендуется заканчивать
маршрут.
На автомашине добраться в г.Кемь, откуда можно уехать на
поезде.
===============================================================
FILE: ohta94let.txt
Охта-94. Дневник.
Этот дневник прислал Сергей Кожевников, г.Рыбинск
email: snk@topaz.yaroslavl.su ¦ mailto:snk@topaz.yaroslavl.su
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Перед станцией Кочкома народ проснулся заранее, чтобы успеть
умыться и собраться. Но поезд остановился, как всегда,
неожиданно и высадка произошла не совсем так, как ожидалось:
лично я ловил вылетающие из двери тронувшегося поезда рюкзаки и
палатки, а у стоп-крана стояла толпа и все кричали: "Дергай!"
Но почему-то никто не дергал, пока, наконец, Женя не совершил
этот ответственный шаг. Хотя с утра было немного прохладно,
небо было чистое и у всех было хорошее настроение. Саня Соколов
(СА) раздел половину группы и ушел в вокзал заряжать пленку в
фотоаппарат.
Т. к. машину на станции найти нигде не удалось, решили выйти
на дорогу за деревней и ловить все, что поедет. Это была первая
и самая тяжелая пешка на маршруте. За деревней, прямо у дороги
развели костер и приготовили завтрак. Саня Колесов (СК) вошел в
роль медика и раскритиковал воду, взятую из проточного болота
рядом, пошел искать колодец. Попутно узнали, что скоро должна
ехать бортовая машина, которая смогла бы подвезти нас.
Обрадованные, мы поделились этой радостной новостью с группой
москвичей, которые стояли поближе к деревне. Когда же эта
группа на этой машине проехала мимо нас, все ошарашенно
смотрели им вслед, а потом каждый посчитал своим долгом
выразить свое мнение об этой группе, об их родственниках, о
Москве и т. д. и т. п.
Запомнился случай:
СК радостно так подбегает к Мише Моисееву (ММ): "Миша, дай
ножичка! " А потом с опаской отходит: "Ой, блин... "
СА. Мы с успехом покушали макароны с тушенкой и запили их
чайком. Сделали это быстро т. к. торопились выйти на Мурманское
шоссе.
Я взгромоздил на себя рюкзак, которым затем поменялся с
Лесниковым - взял его рюкзак с колесиками, который покатил за
собой. Не прокатил я этот рюкзак и 500 метров, как у него
отлетели колеса (дерьмовые колеса).
Вадик шел впереди группы на предмет снять машину. Которую
удалось зацепить после двух километровой пешки. Машина была:
ГАЗ 66 с прицепом. Когда загрузили в нее вещи, мест осталось
для того, чтобы только влезть самим. Довезли нас до места
быстро, в машине пели песни.
Разгрузившись, стали ждать транспорт, чтобы доехать до
Пертозера. Пока тусовались на дороге, опять пели песни и
глумились на все подряд. Попутно тормозили все, что движется.
Транспорт вывернул неожиданно. Вадик побежал тормозить ГАЗ-он
с Фургоном. Как оказалось позднее, мужик вез полный кузов яиц
(куринных). Грузились быстро и опять заняли все свободное
пространство. Во время дороги замполит ММ отпустил остроту:
"Мужики, берегите яица! " Ехали с час. Дорога проходила по
красивым местам и я все время вынужден был "считать столбы" для
отсчета скорости движения машины. Довезли нас до развилки
дорог. Мы разгрузились и пошли пешком с вещами. Нам снова
повезло, т. к. в Пертозере работали шабашники из Мурманска на
"татрах". Они строили ЖД - возили грунт. Снова погрузка, 8 км
на машине в кузове самосвала в пыли.
В поселке разгрузились и сели на вещах для выяснения ситуации
и, чтобы подать телеграмму и сходить в магазин. Попутно
выясняли, как доехать до р. Бохта.
Все это мы выяснили и вместе с этим удалось зафрахтовать
машину из тех же Мурманских. Ехали мы на ней довольно прилично
по отвратительной и пыльной дороге.
И вот, наконец, мы на месте. Река спокойная и широкая.
Стали готовить обед и собирать суда. Погода была отличная -
солнечно и тепло. Пообедали и собрались, вышли около 19:00.
Для начала следовало искупаться, что мы и сделали.
Шли примерно 2 часа. Встали на ночевку у Круглого озера.
Что мне очень понравилось как лоцману, так это то, что карты
полностью совпадали с местностью.
Кто писал - неизвестно.
Стоянка у Круглого озера была ознаменована грандиозной
пьянкой, в результате которой во время ночной рыбалки Саня
Моисеев (СМ) сошел с катамарана раньше, чем доплыл до берега, в
результате чего основательно промок. СА решил спать на улице и
наутро представлял собой безжизненное бревно, которое пришлось
долго тормошить, придавая разнообразные позы, чтобы оно
проснулось. С утра в группе преобладал китайский тип лица.
Пока команда нашего катамарана тренировалась в
надувании-раздувании и связке-развязке гондолы, остальные
успели отплыть в озеро и устроили купание с элементами нудизма.
А так как ММ с утра на радостях разрешил "разврат", то вскоре
вся компания присоединилась к этому процессу. Пока плыли, СМ
очень хотел найти телку, в смысле попить свежего молока. Его
мечты сбылись к обеду, когда мы приплыли к избушке и добрая
тетенька отлила нам по кружечке молока. Потом к нам вышли
корова, теленок и свинья, причем Марик и теленок очень
понравились друг другу. Почти сразу выплыли в Тунгудское озеро,
где опять начался, вернее продолжился "нудизм". Озеро было
большое и плыли мы по нему долго, но все-таки мы его "сделали"
и нашли прекрасную стоянку с огромными каменными плитами. Под
вечер устроили на берегу большой "пионерский" костер. Вадик с
Мариком и бутылью втроем долго еще сидели у костра, а наутро
тоже стали "китаезами". Наутро вышли в Тунгуду (до этого была
Бохта).
СА. При входе в Тунгудское озеро начали купание. Я купался в
спасе (плавал как на стуле). Озеро было огромным, шли его около
4-х часов при ветре, дувшем спереди в бок правой гондоле. С
утра ветер зашел в спину и мы пошли быстро и легко. И за 1.5
часа дошли до первой плотины, открывающей нам вход в реку
Тунгуда.
Зачалились выше по течению и ушли на ее осмотр. Водослив через
нее осуществлялся через два рукава. Третий был закрыт. Перепад
высот не был значительным, но все равно плотина впечетляла.
Решили идти в крайнюю левую протоку (там нам казалось глубже).
Катамаран-двойка пошел вперед и зачалился сразу за плотиной.
Мы встали на фотосъемку попутно обкатывая "бочку" траверсом.
Шедшая второй четверка (командирская) делала то же самое.
Плотину прошли свободно и легко. Далее был порог, который можно
было бы идти с закрытыми глазами. Далее сплав проходил по
плесовым участкам р. Тунгуда и к обеду мы пересекли Косьмюс
озеро и встали обедать на его противоположном берегу. Озеро
оказалось мелким, но мы все равно купались, ползая руками по
дну.
После обеда нам предстояло серьезное испытание - волок 10 км.
Разгружаем катамараны (их не разбираем) и выходим на дорогу
(Предворительно ребята сходили в поселок Н. Машезеро и, якобы,
договорились на счет машины). Сидим и ждем ее. Жара. Не
выдержали и пошли купаться, из воды увидели, как подошел ЗИЛ
131 фургон. Ребята начали грузить вещи, а мы одеваться. Вещи
загрузили, попытались загрузить катамаран-двойку, но это не
удалось. С зеленой четверки сняли гондолы, сдули и тоже
загрузили. Я поехал с грузом на место - р. Козледеги, а ребята
понесли оставшиеся катамараны по дороге пешком. Ехали мы на
машине по грунтовой дороге примерно 25 мин. Вещи разгрузили у
моста через реку (как оказалось, это не река, а ручей в
камнях). Пошли посмотреть насколько далеко он такой. Со мной
были Серега и Миша. Оказалось, что параллельно с ним течет
спокойная река без завалов и камней. Решили идти по ней. Миша
остался у вещей, а я и Серега пошли навстречу ребятам. Было
жарко, а комары и мошки доставали нас везде и поэтому мы были
одеты в накомарниках. "Смычка" была примерно минут через 25-30.
Это шли Вадик с Мариком, несли Говоровский катамаран и вели
задушевную беседу. Мы взяли кат на себя и быстрым шагом пошли к
месту с вещами. Вадик с Мариком пришли сразу за нами и тот час
упали в речку - купаться.
Хотя время было под 7 часов вечера, решили идти дальше, т. к.
встать там было совершенно невозможно - нас бы съели комары.
Суда собрали через час, встали на воду и пошли. Река спокойная,
вода в ней чистейшая, ничто не предвещало серьезной мужской
работы. Вплыли в озеро. Штиль. Солнце садилось за горизонт ярко
алым шаром. Сделали стоянку на высоком скалистом берегу - рядом
с зимовьем лесорубов.
СЕРК. После ужина полуголодная команда стала устраиваться на
ночлег, предварительно основательно повыев чернику в
близлежащих районах. Я с Вадиком и Лехой Лесниковым (Лесик)
сходили искупаться, дружно согласившись с тезисом, что это рай
на земле. Учитывая опыт двух предыдущих ночей и количество
комаров, я решил перехитрить всех и лечь спать на улице, сидя,
прислонившись спиной к избушке. Хитрость состояла в следующем:
когда спишь лежа, накомарник прислоняется к лицу, а когда
сидишь, он свободно свисает и комары не могут добраться до
лица. Однако фокус не удался, т. к. просидеть я смог лишь 2
часа, а затем стал потихоньку сползать и седушка (которую я
одел чтобы не мерзла пятая точка) глубоко ушла в оную. Остаток
ночи был напрочь испорчен и к 5 утра я поднялся и приступил к
своим обязанностям дежурного, выслушивая рассказ Вадика, о том
как он провел ночь. Как они с СК купались ночью и как он решил
спать посередине озера. Тут же неподалеку спал СМ, таким
образом, в палатке из шестерых осталось только двое. Вскоре
завтрак был готов и в 6:30 прозвучал свисток общего подъема.
Так команда подготовилась к самому тяжелому дню похода (еще не
зная об этом). Капитан строил планы поспать спокойно под