<< Пред.           стр. 78 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 спокойная с широкими разливами. Однако дальше она становится
 очень мелкой с сильно каменистым руслом, а в некоторых местах
 практически непроходима. (Три завала: в начале, в середине, в
 конце. В малую и среднюю воду по р.Козледеги лучше не идти, а
 попытаться нанять машину и доехать до оз.Кевятозеро по дороге.)
 Затем р.Козледеги вновь становится шире, впадает в озера по
 которым через 8 км, можно попасть в оз.Кевятозеро.
  Оз.Кевятозеро средней величины, но довольно мелкое, сильно
 заросшее травой и со множеством островов. На противоположном
 берегу которого одноименный поселок с магазином. В 2-х км от
 поселка из Кевятозера вытекает р.Нижняя Охта. Далее сплав
 проходит по ней.
  Река в этом районе протекает по низменным, заболоченным
 местам. Мест для стоянки практически нет. На десятом километре
 - полуразрушенная плотина, перед которой глубокий омут с
 хорошей рыбалкой. Сразу за плотиной три мелководных порога,
 расположенные на участке около двух километров.
  Далее р.Охта разливается, образуя Куккомозеро, вытянутое на 7
 км (длинное, узкое и заросшее травой). Берега высокие,
 скалистые и поросшие лесом. Есть места для стоянки. Сразу за
 Куккомозером мост с вполне хорошей автодорогой (ездят машины).
 Чуть дальше - вторая плотина, за которой (меньше 1 км) в
 протоке, стесненные ряжевыми стенками, 3 порога. Наиболее
 сложный - последний.
  Перед порогом навальная струя на левый берег. Левая стенка
 бревенчатого лотка разрушена, вдоль нее находится цепочка
 камней, самый крупный расположен на главной оси потока. Узость
 лотка (ширина не более 4 м) требует особого внимания и техники
 управления судами.
  Сразу за порогом начинаетсч большое озеро Муезеро, в центре
 которого находится большой остров Троица. На мысу этого острова
 хорошее место для стоянки. Длина острова около 2-х км. На
 противопроложном мысу острова отлично сохранилась деревянная
 церковь.
  Выход Охты из оз.Муезеро хорошо виден издали по ряжевой стенке
 плотины. Плотину следует проходить сходу. За ней на реке много
 перекатов.
  В 2,5 км за плотиной в р.Охта впадает р.Чуруж. Более 20 км
 разделяет оз.Муезеро и оз.Юлозеро. Первая половина этого
 участка имеет низкие, поросшие смешанным лесом берега и 6
 мелководных порогов. Прохождение которых несложно, можно пройти
 сходу. Вторая половина - безлесые болота. Берега Юлозера
 покрыты крупными каменными плитами, много хороших мест для
 стоянок, ловится рыба.
  Озера Юлозеро и Алозеро разделяет огромный мыс с узкой
 горловиной. Через мыс проделаны два прокопа, но они сильно
 заилены и заросли . Прокопы непроходимы в любую воду. На берегу
 Алозера будут встречаться оставленные поселки. В северном конце
 озера, у выхода Охты сооружена плотина с протяженной дамбой.
 Плотину проходить следует в крайний левый слив. Правая протока
 непроходима. Плотину обязательно осмотреть.
  Сразу за плотиной короткий порог с сильным течением.
  За ним следуют еще два порога (частично мелководны),
 прохождение несложное. В 1,5 км ниже по течению - порог, к
 которому нужно отнестись внимательно. За ним на участке более 1
 км серия коротких порогов с интервалом 30-50 м образует один
 стремительный порог.
  Последние километры перед оз.Лежево без препятствий. Берега
 поросшие травой, изредка попадается подлесок. Расстояние между
 озерами Алозеро и оз.Лежево примерно 12 км.
  Озеро Лежево целесообразно пересекать поперек, ориентируясь на
 дальний мыс дальнего (правого) берега. Протяженность озера - 6
 км. В конце его северного залива - плотина, которую следует
 осмотреть.
  За плотиной прокоп, русло которого чистое. Далее начинается
 двухкилометровое озеро Терос. Озеро сильно заросшее. За озером
 длинный прокоп в котором два порога. Первый - лесосплавный
 лоток в обрамлении ряжевых стенок очень узкий и поток воды в
 нем стремительный. Второй - осложнен тем, что в конце узкого
 потока, зажатого ряжевыми стенками, выступают обломки скал,
 последний из которых значительно перегораживает русло. Рядом с
 порогом, на правом берегу хорошее место для стоянки.
  Сразу за порогом начинается Пебозеро, на правом берегу
 которого одноименный оставленный поселок.
  За Пебозером следует озеро Воронье с большим количеством
 островов, поросших лесом, удобных для стоянки. Длина озера
 около 4 км. На выходе из озера плотина - последняя, с
 двухступенчатым водосливом. Сразу за плотиной - 2 порога.
 Пороги несложные.
  За порогами начинается, последнее на маршруте, оз.Корнизозеро.
 За ним два острова, которые надо огибать слева. У первого
 острова несложный порог, а у второго - Пичепорог длинной 400 м.
 В пороге есть несколько сложных участков, на правом берегу
 удобное место для стоянки.
  Охта сужается и пороги сменяют друг друга. Следующий после
 Пичепорога - п.Кожанный, порог несложный, можно пройти сходу.
 За ним п.Ойпагайне, есть сложные участки. На расстоянии 1 км от
 него п.Лоупапорог (в пороге много камней). Проходить порог
 следует держась левого берега.
 
  Следующий - п.Хемег. Порог оставляет хорошее впечатление,
 незначительный, но достаточно сложный, расположен в огромных
 камнях, имеет мощную струю. Выход из порога преграждает
 каменная россыпь, обойти которую можно слева.
 
  Сразу за Хемегом следует п.Кивиристи - самый мощный и сложный
 порог на маршруте. Порог начинается водопадным сливом высотой
 3-4 м. Вода, разбиваясь о скалу правого берега, образует пенный
 котел, после чего устремляется в тесное ущелье между скалами.
 Это красивейшее место р.Охта, здесь рекомендуется сделать
 дневку и обкатать порог.
 
  После п.Кивиристи следуют пороги: п.Белый - порог несложный,
 проходится сходу; п.Темный; п.Печка - есть сложные места. В
 середине реки стоит скальный островок, разбивающий ее на два
 рукава. Проходить нужно в правый. После порога продолжительный
 8-10 километровый плес. В этом районе очень мало мест для
 стоянки.Следующий порог Муравейный, перед ним встретятся два
 несложных порога. За Муравейным еще один короткий порог, после
 которого - 5-6 километровый плес. Плес заканчивается сложным и
 мощным Тютеринпорогом. Порог необходимо разведать. Порог
 короткий, по правому берегу выстроена ряжевая стенка. Вода в
 пороге сливается по пологим плитам широким потоком, в конце
 образуя две косые бочки, на выходе каменистая россыпь.Проходить
 порог следует ближе к левому берегу.
 
  За порогом снова пятикилометровый плес и Курпапорог -
 спокойный, сложных мест нет. На расстоянии 1 км за ним
 расположен Охтапорог - последний порог на маршруте. Порог
 сложный, требует тщательной разведки. Наиболее сложное место
 порога - слив в начале.
 
  На расстоянии 3 км от него р.Охта впадает в р.Кемь. Еще через
 3 км Подужемская ГЭС. Здесь и рекомендуется заканчивать
 маршрут.
  На автомашине добраться в г.Кемь, откуда можно уехать на
 поезде.
 
 ===============================================================
  FILE: ohta94let.txt
  Охта-94. Дневник.
 
  Этот дневник прислал Сергей Кожевников, г.Рыбинск
  email: snk@topaz.yaroslavl.su ¦ mailto:snk@topaz.yaroslavl.su
 
  ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
 
  Перед станцией Кочкома народ проснулся заранее, чтобы успеть
 умыться и собраться. Но поезд остановился, как всегда,
 неожиданно и высадка произошла не совсем так, как ожидалось:
 лично я ловил вылетающие из двери тронувшегося поезда рюкзаки и
 палатки, а у стоп-крана стояла толпа и все кричали: "Дергай!"
 Но почему-то никто не дергал, пока, наконец, Женя не совершил
 этот ответственный шаг. Хотя с утра было немного прохладно,
 небо было чистое и у всех было хорошее настроение. Саня Соколов
 (СА) раздел половину группы и ушел в вокзал заряжать пленку в
 фотоаппарат.
  Т. к. машину на станции найти нигде не удалось, решили выйти
 на дорогу за деревней и ловить все, что поедет. Это была первая
 и самая тяжелая пешка на маршруте. За деревней, прямо у дороги
 развели костер и приготовили завтрак. Саня Колесов (СК) вошел в
 роль медика и раскритиковал воду, взятую из проточного болота
 рядом, пошел искать колодец. Попутно узнали, что скоро должна
 ехать бортовая машина, которая смогла бы подвезти нас.
 Обрадованные, мы поделились этой радостной новостью с группой
 москвичей, которые стояли поближе к деревне. Когда же эта
 группа на этой машине проехала мимо нас, все ошарашенно
 смотрели им вслед, а потом каждый посчитал своим долгом
 выразить свое мнение об этой группе, об их родственниках, о
 Москве и т. д. и т. п.
  Запомнился случай:
  СК радостно так подбегает к Мише Моисееву (ММ): "Миша, дай
 ножичка! " А потом с опаской отходит: "Ой, блин... "
 
  СА. Мы с успехом покушали макароны с тушенкой и запили их
 чайком. Сделали это быстро т. к. торопились выйти на Мурманское
 шоссе.
  Я взгромоздил на себя рюкзак, которым затем поменялся с
 Лесниковым - взял его рюкзак с колесиками, который покатил за
 собой. Не прокатил я этот рюкзак и 500 метров, как у него
 отлетели колеса (дерьмовые колеса).
  Вадик шел впереди группы на предмет снять машину. Которую
 удалось зацепить после двух километровой пешки. Машина была:
 ГАЗ 66 с прицепом. Когда загрузили в нее вещи, мест осталось
 для того, чтобы только влезть самим. Довезли нас до места
 быстро, в машине пели песни.
  Разгрузившись, стали ждать транспорт, чтобы доехать до
 Пертозера. Пока тусовались на дороге, опять пели песни и
 глумились на все подряд. Попутно тормозили все, что движется.
  Транспорт вывернул неожиданно. Вадик побежал тормозить ГАЗ-он
 с Фургоном. Как оказалось позднее, мужик вез полный кузов яиц
 (куринных). Грузились быстро и опять заняли все свободное
 пространство. Во время дороги замполит ММ отпустил остроту:
 "Мужики, берегите яица! " Ехали с час. Дорога проходила по
 красивым местам и я все время вынужден был "считать столбы" для
 отсчета скорости движения машины. Довезли нас до развилки
 дорог. Мы разгрузились и пошли пешком с вещами. Нам снова
 повезло, т. к. в Пертозере работали шабашники из Мурманска на
 "татрах". Они строили ЖД - возили грунт. Снова погрузка, 8 км
 на машине в кузове самосвала в пыли.
  В поселке разгрузились и сели на вещах для выяснения ситуации
 и, чтобы подать телеграмму и сходить в магазин. Попутно
 выясняли, как доехать до р. Бохта.
  Все это мы выяснили и вместе с этим удалось зафрахтовать
 машину из тех же Мурманских. Ехали мы на ней довольно прилично
 по отвратительной и пыльной дороге.
  И вот, наконец, мы на месте. Река спокойная и широкая.
  Стали готовить обед и собирать суда. Погода была отличная -
 солнечно и тепло. Пообедали и собрались, вышли около 19:00.
 Для начала следовало искупаться, что мы и сделали.
  Шли примерно 2 часа. Встали на ночевку у Круглого озера.
  Что мне очень понравилось как лоцману, так это то, что карты
 полностью совпадали с местностью.
 
  Кто писал - неизвестно. 
 
  Стоянка у Круглого озера была ознаменована грандиозной
 пьянкой, в результате которой во время ночной рыбалки Саня
 Моисеев (СМ) сошел с катамарана раньше, чем доплыл до берега, в
 результате чего основательно промок. СА решил спать на улице и
 наутро представлял собой безжизненное бревно, которое пришлось
 долго тормошить, придавая разнообразные позы, чтобы оно
 проснулось. С утра в группе преобладал китайский тип лица.
  Пока команда нашего катамарана тренировалась в
 надувании-раздувании и связке-развязке гондолы, остальные
 успели отплыть в озеро и устроили купание с элементами нудизма.
 А так как ММ с утра на радостях разрешил "разврат", то вскоре
 вся компания присоединилась к этому процессу. Пока плыли, СМ
 очень хотел найти телку, в смысле попить свежего молока. Его
 мечты сбылись к обеду, когда мы приплыли к избушке и добрая
 тетенька отлила нам по кружечке молока. Потом к нам вышли
 корова, теленок и свинья, причем Марик и теленок очень
 понравились друг другу. Почти сразу выплыли в Тунгудское озеро,
 где опять начался, вернее продолжился "нудизм". Озеро было
 большое и плыли мы по нему долго, но все-таки мы его "сделали"
 и нашли прекрасную стоянку с огромными каменными плитами. Под
 вечер устроили на берегу большой "пионерский" костер. Вадик с
 Мариком и бутылью втроем долго еще сидели у костра, а наутро
 тоже стали "китаезами". Наутро вышли в Тунгуду (до этого была
 Бохта).
 
  СА. При входе в Тунгудское озеро начали купание. Я купался в
 спасе (плавал как на стуле). Озеро было огромным, шли его около
 4-х часов при ветре, дувшем спереди в бок правой гондоле. С
 утра ветер зашел в спину и мы пошли быстро и легко. И за 1.5
 часа дошли до первой плотины, открывающей нам вход в реку
 Тунгуда.
  Зачалились выше по течению и ушли на ее осмотр. Водослив через
 нее осуществлялся через два рукава. Третий был закрыт. Перепад
 высот не был значительным, но все равно плотина впечетляла.
 Решили идти в крайнюю левую протоку (там нам казалось глубже).
  Катамаран-двойка пошел вперед и зачалился сразу за плотиной.
 Мы встали на фотосъемку попутно обкатывая "бочку" траверсом.
 Шедшая второй четверка (командирская) делала то же самое.
 Плотину прошли свободно и легко. Далее был порог, который можно
 было бы идти с закрытыми глазами. Далее сплав проходил по
 плесовым участкам р. Тунгуда и к обеду мы пересекли Косьмюс
 озеро и встали обедать на его противоположном берегу. Озеро
 оказалось мелким, но мы все равно купались, ползая руками по
 дну.
  После обеда нам предстояло серьезное испытание - волок 10 км.
 Разгружаем катамараны (их не разбираем) и выходим на дорогу
 (Предворительно ребята сходили в поселок Н. Машезеро и, якобы,
 договорились на счет машины). Сидим и ждем ее. Жара. Не
 выдержали и пошли купаться, из воды увидели, как подошел ЗИЛ
 131 фургон. Ребята начали грузить вещи, а мы одеваться. Вещи
 загрузили, попытались загрузить катамаран-двойку, но это не
 удалось. С зеленой четверки сняли гондолы, сдули и тоже
 загрузили. Я поехал с грузом на место - р. Козледеги, а ребята
 понесли оставшиеся катамараны по дороге пешком. Ехали мы на
 машине по грунтовой дороге примерно 25 мин. Вещи разгрузили у
 моста через реку (как оказалось, это не река, а ручей в
 камнях). Пошли посмотреть насколько далеко он такой. Со мной
 были Серега и Миша. Оказалось, что параллельно с ним течет
 спокойная река без завалов и камней. Решили идти по ней. Миша
 остался у вещей, а я и Серега пошли навстречу ребятам. Было
 жарко, а комары и мошки доставали нас везде и поэтому мы были
 одеты в накомарниках. "Смычка" была примерно минут через 25-30.
 Это шли Вадик с Мариком, несли Говоровский катамаран и вели
 задушевную беседу. Мы взяли кат на себя и быстрым шагом пошли к
 месту с вещами. Вадик с Мариком пришли сразу за нами и тот час
 упали в речку - купаться.
  Хотя время было под 7 часов вечера, решили идти дальше, т. к.
 встать там было совершенно невозможно - нас бы съели комары.
 Суда собрали через час, встали на воду и пошли. Река спокойная,
 вода в ней чистейшая, ничто не предвещало серьезной мужской
 работы. Вплыли в озеро. Штиль. Солнце садилось за горизонт ярко
 алым шаром. Сделали стоянку на высоком скалистом берегу - рядом
 с зимовьем лесорубов.
 
  СЕРК. После ужина полуголодная команда стала устраиваться на
 ночлег, предварительно основательно повыев чернику в
 близлежащих районах. Я с Вадиком и Лехой Лесниковым (Лесик)
 сходили искупаться, дружно согласившись с тезисом, что это рай
 на земле. Учитывая опыт двух предыдущих ночей и количество
 комаров, я решил перехитрить всех и лечь спать на улице, сидя,
 прислонившись спиной к избушке. Хитрость состояла в следующем:
  когда спишь лежа, накомарник прислоняется к лицу, а когда
 сидишь, он свободно свисает и комары не могут добраться до
 лица. Однако фокус не удался, т. к. просидеть я смог лишь 2
 часа, а затем стал потихоньку сползать и седушка (которую я
 одел чтобы не мерзла пятая точка) глубоко ушла в оную. Остаток
 ночи был напрочь испорчен и к 5 утра я поднялся и приступил к
 своим обязанностям дежурного, выслушивая рассказ Вадика, о том
 как он провел ночь. Как они с СК купались ночью и как он решил
 спать посередине озера. Тут же неподалеку спал СМ, таким
 образом, в палатке из шестерых осталось только двое. Вскоре
 завтрак был готов и в 6:30 прозвучал свисток общего подъема.
 Так команда подготовилась к самому тяжелому дню похода (еще не
 зная об этом). Капитан строил планы поспать спокойно под

<< Пред.           стр. 78 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу