<< Пред. стр. 79 (из 787) След. >>
дневным солнышком. Итак, наскоро позавтракав и собравшись, к9-ти мы встали на воду.
ЖК. Начался (на мой взгляд) самый трудный и неудавшийся день.
А началось все с очень раннего подъема, чем вся команда была
явно недовольна и выражала свое недовольство крепкими словами и
жестами, направленными к командиру, который всех успокаивал
отдыхом на воде. Дежурными в этот день были СЕРК и СА (который,
кстати, был недоволен больше всех, т. к. его разбудили в 6:00).
Мы позавтракали и сели на катамараны. Наша четверка и двойка
сразу загеморили, а вторая четверка ушла вперед. Но Я и СК не
дали командам долго геморить и мы пошли дальше. Идти пришлось
недолго, буквально через 5 мин мы увидели вторую четверку,
перед ней был завал, а высота воды была около 20 см и из реки
повсюду торчали камни. Все хорошо стали обсерать (авторский
текст) лоцмана. Несколько человек ушли по берегу вперед,
посмотреть протяженность этой гадости. Протяженность оказалась
около 400-х метров. Мы протащили всей командой сначала одну
четверку, потом другую, а потом двойку.
После этого мы с облегчением вздохнули и на глубоководном
месте стали купаться (прямо в одежде).
СА. Погода опять была прекрасной и каждый надеялся что река
дальше будет спокойной и глубокой.
Все купались и радовались, как мы сделали этот перекат.
Выкупавшись, сели по судам и поплыли дальше. В русле
встречались упавшие поперек реки деревья, но это нас волновало
мало, т. к. по сравнению с тем что мы сделали раньше - это была
мелочь. Но! Но через километр или чуть больше мы вновь увидели
это. Камни, едва прикрытые водой и поваленные деревья
перекрывали русло реки почти полностью. Вода жиденьким ручейком
струилась между ними. Решили проводить катамараны экипажами
плюс один - два человека в помощь. Действовали следующим
образом: сначала повели зеленую четверку, т. к. она самая
тяжелая. Пять или шесть человек брались за один борт, поднимали
и одним баллоном проводили по ручью шириной не более одного
метра. То же сделали с остальными судами. Перекат (это был
именно он, если бы мы шли в большую воду), был несколько
короче, или мне это показалось?
Перед нами вновь была чистая вода. Опять купались и надеялись
что все! Но характер местности и течения реки не предвещали
ничего хорошего. Все "дергали меня за руку" и требовали карту,
надеясь узнать сколько до впадения этой проклятой Козледеги в
озеро. Взяв ее в руки, тщетно пытались определить наше
местоположение на местности, но безуспешно. Никакого ориентира
на местности, совпадавшего с картой, не было.
Идем дальше, а река все мелеет. Скребем дном катамарана камни.
И, вот, снова, ОП! все то же. Камни. Бревна. Никакой
возможности двигаться своим ходом. Получалось так, что минут
20-30 мы идем на катах, а час или дольше - больше они на нас.
У нас опускаются руки, мы устали, но решаем не делать остановки
и тащить. СК и ММ ушли в разведку. Мы отдыхаем. Пришли быстро,
а это радует. Но ходить пешком быстрее, чем носить катамараны с
грузом на себе.
Решаем тащить катамараны в несколько другой
последовательности. Проводим одной гондолой Говоровский
катамаран - он легкий, за тем проводим двойку - это мы сделали
вдвоем с Серегой. С трудом, но провели пару судов. Проводя,
максимум внимания уделялось обшивкам (старались как можно
меньше скоблить их по камням). Последний рывок - зеленая
четверка с грузом. Тащим все. И через час перед нами вновь
чистая река. Хотя чистой ее назвать сложно, камни едва прикрыты
водой. Двигаемся как по слаломной трассе, лавируя между
камнями.
И к полудню перед нами появляется открытое пространство озера.
Все кричали: "Мы сделали это! "
Однако, ветер зашел на встречный и усилился - "мордотык"!
Идем с трудом, но по сравнению с тем что было - это мелочь.
Около трех часов встали на обед. Мы с Серегой в этот день
дежурили. Все буквально падали с катамарана и расположились на
отдых кто - где. Мы развели костер и стали медленно чистить
картошку. Спасибо СК - помог, а то бы чистили еще дольше.
СК. После Козледег народ просто падал от бессилия. Кто спал
прямо на кате, кто все-таки успел сойти на берег и улегся под
ближайшим кустом. Леха Соловьев (ЛС) решил пополнить силы
ягодами и все два часа, пока готовился обед он "пасся". После
плотного обеда (не знаю как на него хватило сил у дежурных СЕРК
и СА) все долго лежали около костра и слушали рассказ Вадика о
его приключениях на Черной речке.
Отдохнув с часик после обеда, мы опять опустили свои зады на
сидушки ката и взяли в руки весла. Идти было трудно, обед и
встречный ветер делали свое дело. Но мы постепенно шли вперед,
как вдруг все обнаружили, что водоросли под катом стелются в
сторону, противоположную нашему движению. Настала минута
замешательства, но капитан не долго сомневался и решил
продолжать спор с ветром, течением и обедом. О, как он был
прав. Под вечер мы все-таки вышли в заветное Кевятозеро из
которого и начинается р. Охта.
СЕРК. После обеда, когда сытая команда снялась и ушла вперед,
мы задержались т. к. паковали продуктовые мешки. Прыгаем в
спешке на кат, чтобы догнать остальных. Естественно, в спешке
все элементы снаряги валяются на катамаране, а не одеты на нас.
И вот - результат. Шурик с разворота наносит мне удар веслом по
голове. Тенденция, однако! Лужа крови и несколько забот медику.
СА. Озеро большое, мелкое и заросшее тростником. На нем
довольно много островов как больших, так и маленьких.
Перегребли его и остановились в одноименном поселке, на предмет
- раздобыть хлеба и узнать, как плыть дальше. Еды мы, конечно, не
раздобыли - хлеб у них привозной (в неделю два раза), а на счет
выхода из озера узнали.
На ночевку встали в десятом часу. Пока разгружались и готовили
обед, нас посетил местный "абориген" - он был "с бодуна"!
Попросил его опахнуть (авторский текст), а взамен обещал
принести хлеба. В итоге, выпил у нас изрядное количество
"лекарств". Ждали мы этого Толяна (так его звали) до 13:00
следующего дня, появлялся он набегами, принес буханку
полусухого хлеба и 2 банки каши. Дальше ждать хлеба не имело
смысла - время дорого.
ДЕНЬ 5.
Р. Нижняя Охта начиналась старым деревянным мостом под которым
воды было по щиколотку. С утра погода начала портиться. Небо
затянуло тучами и стал накрапывать дождик. Река в этом районе
протекала по низменным местам. От нее до леса примерно 100-150
м, может больше, а к самой воде подсту-пает тростник. Одним
словом - река течет в болоте.
До обеда характер реки и местности менялся мало. Погода
портилась. Дождь усиливался. Однако, место для обеда пришлось
поискать. Шли ориентируясь по карте, ожидая высокий лесистый
берег. Вскоре по берегам стал появляться лес и мы с "третьей
попытки" (чалились на разведку места) встали обедать.
Место оказалось удачным: высокий берег, много ягод и, даже,
(ко всему) стало проглядывать солнце. Дежурные "упали" на обед,
а у остальных членов команды было свободное время, чтобы
побродить по лесу и пособирать ягоды. Я шел вдоль берега,
собирая ягоды в кружку (тогда все собирали их на компот) и
случайно нашел два подосиновика - удача! Грибы сразу же ушли в
суп.
Вкусно пообедав, собрались и "встали на воду". Скоро должны
пойти пороги, которые все ждали с нетерпением.
Буквально за поворотом, связку из первых четырех открывала
разрушенная плотина, за ней три порога, в которых шлифовали
дном камни. Дальше Охта разливается и течет спокойно, образуя
длинные и узкие озера.
К вечеру погода улучшилась: тучи разнесло, а дождь кончился.
Озера сменяли друг друга, а мы двигались к следующим порогам.
Настроение у нас бодрое, мы шутим, но вдруг на нашем пути
оказывается недавно отстроенный мост. Все лихорадочно дергают
друг у друга карту, пытаясь разобраться в чем дело. На карте
моста и дороги и близко не было, однако это не все. На мосту
стояла группа туристов, которые, буквально, только что
приеха-ли. Это была первая группа, которую мы встретили на
маршруте.
Удивились мы тогда изрядно. Расспросив их, что и как,
двинулись дальше.
Вечерело. До впадения в озеро Муезеро оставалось около часа
ходу, а перед ним очередная связка порогов.
Открывает их полуразрушенная плотина (проходили сходу). За
ней, (стесненные ряжевыми стенками) сменяя друг друга, три
порога. До нас погода стояла сухая, и река сильно обмелела,
поэтому струя в порогах ослабла и обнажились подводные камни.
Пришлось изрядно повозиться с управлением катамарана в порогах,
но все равно на несколько камней налетели. После прохождения
порогов я согласился с СЕРК, что в большую воду здесь было бы
очень не-плохо. Перед нами озеро Муезеро - одно из крупнейших
на маршру-те. Был уже десятый час вечера, однако, решаем пройти
подальше (встать на входе в озеро негде) и дойти до крупного
острова - Троица. По моим прикидкам на нем должна быть церковь.
Зачалились на самом западном мысу острова. Стоянка неплохая.
Т. к. встали на ночевку поздно, то поужинали только к полуночи.
После ужина я предложил ребятам осмотреть церковь, что на
противоположном конце острова. Половина команды осталась в
лагере, а половина пошла ее (церковь) смотреть. Вышли мы около
24:00, но т. к. ночи белые, было довольно светло.
Шли мы быстрым шагом по узкой тропе, около часа. Остров
оказался большим! Но наша дорога была вознаграждена увиденным
нами: в лесу, на краю острова, стоял храмовый ансамбль,
состо-ящий из церкви, часовни, склепа и кладбища поселенцев.
После осмотра церкви (дело происходило в первом часу ночи! ),
мы сделали для себя вывод, что церковь старообрядческая.
Чистота и порядок в которой были поразительны. Как будто монахи
ее только что оставили. Пытались фотографировать, но было
слишком темно. Попутно осмотрели часовню и склеп в котором
стоял гроб, но он был разрушен.
По дороге домой делились впечатлениями от увиденного. Пришли в
лагерь когда было уже темно, но мне кажется, что сходившие
вместе со мной туда не пожалели об этом - масса впечатлений.
ДЕНЬ 6.
Позавтракали, собрались и "встали на воду" около 11:00.
Погода прекрасная. Солнечно, тепло, но несколько ветрено и
ветер встречный.
По озеру Муезеро шли около двух часов, встретили группу
ярославцев на "куликах" (они стояли на том же острове, но на
другом мысу).
К 13:00 подошли к плотине "закрывающей" озеро Муезеро. Плотину
шли без разведки. За плотиной характер местности и реки
меняется. Река течет узким извилистым руслом вдоль берегов
поросших травой. В русле встречаются крупные камни, которые еле
прикрыты водой или торчат из нее. К часам 16:00 решили
отобедать. Мест для стоянки в этом районе реки практически нет,
поэтому зачалились в чахлом лесочке на луговине. Однако, мы не
пожалели, что встали именно здесь, морошки в этом лесочке было
видимо-невидимо. Сами пас-лись, да еще и на компот собрали.
Пока мыли посуду и паковали вещи, нас снова обогнали
ярославцы, и оставшийся участок реки до озера Юлозеро шли
практически вместе.
Характер местности не менялся до впадения Охты в озеро
Юлозеро. В Юлозеро вышли под вечер, ветер встречный, умеренный.
Берега озера "выложены" каменными плитами. Сразу, на правом
берегу хорошее место для стоянки, но мы идем дальше. Навстречу
нам попалась байдарка, которая шла в противоположную сторону
маршрута (видимо шли из разведки) и посоветовала нам забирать
правее, чтобы обогнуть огромный мыс.
Озера Юлозеро и Алозеро поделены практически надвое мысом и,
чтобы выйти в Алозеро нужно обогнуть этот мыс справа. Но,
видимо, для сокращения времени на сплав леса по озерам, в узких
местах мыса были сделаны прокопы, которые были помечены на
карте еле заметной пунктирной линией. Но мы решаем идти
прямо-прямо на мыс в надежде воспользоваться обозначенными на
карте прокопами.
Зачалились у красивого утеса под которым плескалось озеро.
Разгрузив катамаран, вынесли вещи на утес, на котором разбили
лагерь.
Солнце ослабло, его красный диск закатывался за макушки
деревьев. Ветер затих и на берег опустились сумерки. Поужинав и
попив компотика, сваренного (со второго раза т. к. у меня была
непруха ) из морошки, которую собрали в обед, расселись вокруг
костра слушать песни под гитару. Марика посетила шиза, и он
представил нам лучший "хит сезона" - песню "... Козледеги -
Козледеги... ".
ДЕНЬ 7.
С утра, совершив все те процедуры, которые предшествуют началу
сплава, сели в упоры. Решили идти прокопом, выбрав крайний
прокоп, находящийся у начала мыса. Шли вдоль берега мыса и
увидели, что... Никакого судоходного прокопа здесь нет и в
помине! Но возвращаться и огибать мыс не хотелось. Решили
высадиться на берег и посмотреть, далеко ли до Алозера.
Сойдя на берег первым, я обнаружил широкий коридор, проходящий
сквозь лес. Это и был прокоп, он зарос дерном и по нему можно
было идти пешком.
В этом месте мыс имел узкую горловину, причем заболоченную, и
если бы было много воды, то идти пешком было бы невозможно. Но
нам повезло, если это можно назвать везением, потому, что
тащили мы катамараны до озера на своем "горбу".
Да! В этот день утро началось трудно. К тому же поднялся
сильный встречный ветер, который практически не давал двигаться
вперед.
Но, вот, трудности позади и перед нами вновь плотина, которая
"закрывает" Алозеро, после него Охта становится узкой и
быстрой.
Плотина эта узкая, но имеется длинная полуразрушенная дамба,
водосброс через которую осуществляется в два русла по разные ее
стороны. Но из-за малого количества воды в озерах, правая
протока обмелела полностью. Я прошел по бревнам, выстилающим
дно слива плотины, не замочив кед, вода там полностью
отсутствовала. Ко мне подключился СЕРК с Вадиком и мы пошли
вниз по протоке, прыгая с камня на камень, чтобы осмотреться и
выйти к основному руслу реки. То, что мы увидели ниже,
показало, что соваться сюда даже в самую большую воду -
смертельно. Сплошное нагромождение огромных камней и бревен
полностью перекрывало русло. Где-то под ними журчал ручеек
реки.
Одолев эти дебри, вышли к главному руслу реки. Увидели порог,
на другой стороне которого, на моих глазах, му-жики выдернули
на спиннинг хариуса. Вдоль берега пошли к плотине и с трудом
выбрались на нее (дебри вдоль берега ужасные). По пути я сумел
окупаться по пояс. На плотине собрался совет, решавший, где ее
идти. Решили идти под левым берегом - там больше воды. Плотину
проскочили, в пороге за ней "обточив" несколько камней,
выбрались в озерцо. После прохождения порога экипажем
катамарана-двойки, СЕРК отругал Вадика за плохую работу
сигнальщиком - усадил нас со всего маху на обливной. Десять
минут передохнули и пошли дальше.
По карте, через пару-тройку километров ожидался Пичепорог -
первый именной порог на маршруте. Все внутренне готовились
увидеть хороший и мощный порог. Перед самым порогом командир
искупался, вывалившись за борт катамарана. И вообще,
складывается такое ощущение, что в этом походе катамаран
(командирский) отказывался везти на себе экипаж.
Ну, вот он, Пичепорог. Ушли в разведку. Порог оказался
длинным, но уж очень обмелел, практически он превратился в
перекат. Пока я болтался вдоль берега, успели проскочить оба
ката и я чуть ли не бегом помчался садиться на свой катамаран.
Прошли мы этот порог чистенько - практически не зацепили ни
одного камня. За Пичепорогом - Лоупапорог. Его шли без
разведки. Характер порога такой же - длинный, мелкий, кругом
одни камни, которые обливает поток. В середине порога даже
сумели зачалиться и пофотографировать.
Перед обедом попадались еще порожки, но они были маломощны и
маловодны. Но в порогах все же интересней, чем махать веслами
по озерам. А перед нами одно из крупнейших озер на маршруте -
оз. Лежево.
Пообедали, мотали километраж по ленте Охты и выбрались к оз.
Лежево. Ветер продувал озеро вдоль, но нам надо было поперек.
Вошли в озеро, развернулись к ветру полубоком и пошли. Ветер
нам задувал в бок - сзади, при таком положении катамарана к
ветру, вся нагрузка выпадает только на одного гребца, другой
держит курс.
Командирская четверка решила выйти из положения так:
пересадили СК с левой гондолы на правую и, в три весла против
одного весла СМ, рванули вперед. Я не знаю почему то же не
сделала четверка ММ, ну, а мы это сделать не могли