<< Пред.           стр. 784 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 Вышли в 1630. Ветер северный средний, с порывами до сильного. Берег
 сперва хороший, пологий, с легкими выходами. Километров через 20 берег
 портится; большие каменистые осушки. Но выход на берег в прилив все же
 божеский. Встали на ночь в 2300 у избы Синюха. Здесь можно спокойно
 подойти в прилив, а в отлив лодку нужно привязывать чалкой к камням и
 подтягивать по мере прилива. Осушка протяженная (метров 150), но прибойной
 волны здесь не бывает.
 
  16 августа (среда)
 
 
 Встали в 1100. Небо ясное. Ветер южный средний. Море спокойное. В
 1430 вышли. Ветер южный, но уже сильный. На траверзе о. Сосновец по
 левому борту при порыве ветра сломалась мачта. Причина ясна: не подтянули
 своевременно ослабевшие ромбованты. Соорудили из сломанной мачты эрзац-парус и
 добрались до берега. Матросам, по-моему, это очень понравилось. Действительно;
 сколько идем, и ничего еще на голову не упало. (А я думаю, что и слава богу;
 мачта весит 15 кг). Время - 1730. Что ж, будем чиниться. Поставили
 палатку. Леса вблизи нет. Вдали что-то зеленеет. Берег изрезан бухточками.
 Попадаются ропанчики. Набрали. Дров зато полно. Погода хорошая; солнышко
 показывается, тепло, сухо. Приключения. Благодать!.
 
  17 августа (четверг) 
 
 
  Дневка. Ремонтируем мачту и все остальное заодно. С утра погода
 хорошая; 20С, солнце, сухо. Ветер СЗ слабый. Видели оленей; их тут много ходит
 (берег у воды весь истоптан). Не особо-то они и пугливы. В мачту сделали
 вставку из бревна. Поставили. Как новая. Да, чинили еще и уишбон, который
 согнулся при падении мачты. Вечером немного отпраздновали; ну как же - мачту
 починили и сев. полярный круг перешли. В обратном направлении.
 
  18 августа ( пятница)
 
 
 Сегодня вышли рано; в 630. Ветер средний с переходом на сильный, СЗ
 с колебаниями на С и на З. В1300 встали у избы Погорелая. До этого
 места берег хороший; песок, местами камни, берег пологий. Места открытые, леса
 нет. К вечеру ветер изменился на северный. Похолодало (а утром и днем было
 тепло и солнечно). Здесь есть небольшая речка. Прямо у избы полно черники,
 грибов. С этого места нужно пересекать горло; самое узкое место (50 км).
 Ночевали в избе. Изба на троих, но четвертому тоже есть где поспать.
 
  19 августа (суббота)
 
 
 В 730 с приливом вышли. Ветер ЮЗ, умеренный. Затем З, сильный с
 колебаниями на 15 к северу и к югу. Противоположный берег еще не виден, но над
 тем местом, где он должен быть, видно скопление кучевых облаков. Километров за
 30 увидели мутную полоску берега. Зимний берег Белого моря в этом месте невысок
 и виден в хорошую погоду с расстояния 25-30 км. Самое узкое место в горле - с
 избы Погорелая (на Кольском) на маяк Инцы (на Зимнем). Истинный курс на маяк
 Инцы 135, а с учетом магнитного склонения для этого района (13Ост) - 123.
 Приняв с поправкой на течение уваливание внутрь Б. моря 2 получаем магнитный
 курс на маяк Инцы от избы Погорелой (знак Погорельский) - 125.
 
  Так оно и было. Теоретически. На самом же деле поправку на течение
  следует делать не 2, а 5. Вдоль всего Зимнего берега, как выяснилось, действует
 постоянное течение на выход из Б. моря. Причем независящее от прилива и отлива
 по направлению; а лишь по силе. При подходе к берегу почувствовали, как лодку
 "тащит" к маяку. Пришлось сделать дополнительное уваливание к югу. В
 1445 подошли к берегу в 5 км. южнее маяка Инцы. Берег, в общем-то,
 неплохой. Песок. Но полоса прибрежная очень узкая, а дальше берег уступом
 поднимается метров на 7. На самом же берегу только мох да морошка; продувается
 насквозь. В том месте, где мы причалили, ширина пляжа достаточная для лагеря, а
 ближе к маяку она уменьшается до 5 метров (в прилив). Берег внизу завален
 бревнами. Пресная вода есть наверху в озерцах, а ближе к маяку есть речка. В
 районе маяка Инцы обширнейшая отмель, которая выдается в море на 1 км, поэтому
 в этих местах крутые прибойные волны. Постановка судна бортом к волне чревата
 переворотом, а в штормовую погоду переворот катамаранов в этой ситуации
 неминуем.
  Вот и накаркал; к вечеру небо все затянулось, а ветер усилился. Похоже грядет
 шторм.
 
  20 августа (воскресенье)
 
 
  Ветер все еще сильный,ЮЗ, и накат идет приличный. Отойти, если и
 удастся, дак ЮЗ - это ж чистая морда. Но и на берегу сидеть не хочется. В
 830 попробовали отойти. В 100 метрах от берега сорвался со стопора
 правый шверт и воткнулся в дно. Конечно сломался; на крутой волне лодку так
 кидает, что такие стопора (шверты крепятся "на утку") не достаточно надежны.
 Пока вылавливали шверт нас снесло ближе к маяку. Решили больше сегодня не
 пробовать. Берег здесь похуже чем на прошлой стоянке. Палатку можно поставить
 только наверху, но на таком ветрище она не устоит; пока мы ковырялись в море,
 ветер усилился до штормового. Вот если бы его развернуть на 180, тогда бы мы
 полетели в нужном направлении под голым рангоутом. А теперь что ж - будем
 сидеть.
  На берегу нашли старую рыбацкую лодку, и такую здоровенную, что использовали ее
 для укрытия; поставили на ребро параллельно береговой круче, подперли ее
 досками и бревнами, сделали из бревен крышу и накрыли все это полиэтиленом и
 тентом от палатки. Получилось совсем неплохо, только "пол" кривой. Здесь и
 заночевали.
 
  21 августа (понедельник)
 
 
 Шторм. Очень сильный ветер дул всю ночь. Направление то же; ЮЗ. Ближе к маяку
 есть избушка. Ребята решили туда сходить и купить каких-нибудь продуктов (ну и
 здоровы поесть: 7 лет уже хожу с такой раскладкой, и всегда что-то оставалось,
 а тут р-р-аз - и вторая смена). Решили пока обождать; ветер сильный и
 холодный; продувает насквозь.
  Хоть выспались от души.
 
  22 августа (вторник) 
 
 
  С утра стало потише. Ребята сходили к маяку. При этом пришлось переходить
 речку. Не широкая речка, но глубокая. Хорошо, что был отлив; перешли ее по
 бару. Кое чего купили. А к вечеру ближе - вышли. Отошли от берега нормально, но
 лавировались долго и малоприятно; как я уже говорил течение здесь сильное, а
 бороться с ветром и течением сразу - занятие бесперспективное. До темноты (а
 ночи уже стали нормальными) смогли добраться только до того места, где стояли в
 прошлый раз. Сегодня уже месяц как мы на воде. Отметили.
 
  23 августа (среда)
 
 
 Сегодня с утра дует куда надо (надолго ли?). Но мужики что-то закопались и
 вышли только в 1130. Ветер с правого бакштага постепенно перешел на
 Мордувинд. Однако к 2030 мы были уже в 5 км южнее села Нижняя
 Золотица. По пути на берегу видели много избушек, но они все заняты. Берег
 повысился, стал покрываться лесами. На самом берегу у воды есть места для
 палатки. Пляжи песчаные или мелкогалечные. Отмелей нет. Есть, правда, приличный
 прибой, но полоса прибоя очень узкая.
 
  24 августа (четверг)
 
 
 В 800 разбудил мужиков. Просыпа-а-а-ются. Ветер тихий, почти морда.
 Вышли в 1100. Берег пошел высокий, покрытый густым лесом. Пляжи
 песчано-галечные. В 2000 причалили к берегу у избы Никольская;
 больше телепаться почти на одном месте нет мочи. Рыбаки из Северодвинска,
 отдыхающие здесь, пригласили нас в гости на уху из красной рыбы. Вот когда я
 пожалел, что не верблюд; много не съешь, а назавтра надо уходить.
  Зато наелись рыбы (надо бы сказать НАЖРАЛИСЬ) на весь год. После этого целый
 день ничего не ели.
 
  25 августа (пятница)
 
 
 Встали поздно, в 1330. Погода мрачная, моросит дождь. Ветер
 попутный, слабый. В 1500 вышли. Берег пошел весьма оригинальный;
 узкий галечный пляжик и крутой высокий (метров 100), глинистый и почти без
 растительности склон, на вершине которого - густой смешанный лес. Здесь на
 берегу внизу поставить палатку негде (в шторм смоет), а наверх тащить ее по
 мокрой глине - идиотизм. Хотя в самом крайнем случае есть возможность вытащить
 лодку немного на склон и привязать ее к кустам или деревцу, а самим уж лезть
 вверх. По глине. Кстати отмывается эта глина серокоричневого цвета нелегко
 (проверено). В 3 км от мыса Зимнегорский попали в туман. Берег пошел еще
 интереснее; все то же, только без пляжей; крутой глинистый склон - и сразу
 море. На Зимнегорском есть метеопост. Перед склоном глины, кое-где поросшей
 травой, здесь достаточно широкий галечный пляж, но он занят моторками.В 100
 метрах южнее есть расщелина в берегу, куда стекает ручей. Вот здесь и можно
 поставить палатку. Впрочем, если начальник поста разрешит, можно поставить
 палатку наверху. Места здесь ровного не богато, но получше, чем внизу. Можно и
 в домике переночевать, если у начальника настроение хорошее. Но таскать вещи
 придется наверх по крутой и шаткой лестнице (метров на 150). Наверху густой
 смешанный лес. Много черники, грибов, У берега, как и везде здесь, ловится
 камбала и бычки. Возможно, что угостят и красной рыбой. Если хорошо себя вести.
 Завтра тут банный день; обещали пустить. Мы, конечно, вели себя очень хорошо.
 
  26 августа (суббота)
 
 
 Дневка. Погода тихая. Ветер ЮЗ-З, слабый. Ели чернику. Вечером помылись в бане.
 Хорошая здесь парная. В лесу, между прочим, есть медведи и волки. Но людей они
 не трогают.
 
  27 августа (воскресенье)
 
 
  Вышли в 1200. Ветер встречный сильный. Течение похоже
 только усиливается. Берег высокий, заросший лесом, да просто тайга, буреломы -
 входить в лес страшно. Трава по пояс. В 2030 пристали к берегу не
 доходя мыса Керец километра за 3. Здесь мы увидели маленькую старенькую
 избушку, вросшую наполовину в землю. Входить в нее надо было на корточках. Но
 внутри нормально. За избушкой протекает ручей. Погода хорошая, теплая, но тучи
 висят низкие и черные.
 
  28 августа (понедельник)
 
 
 С утра море тихое. Тепло. Покапывает. Легкий встречный ветерок. Зато течение
 все то же. Целый день с ним боролись и в 2000 встали в 1 км от мыса
 Керец. Да, именно; за целый день мы прошли всего 2 км, хотя налавировались по
 уши. Здесь в бухте два домика, правда жилые. Песчано-галечный пляж.
 
  29 августа (вторник)
 
 
 Всю ночь и с утра шел дождь. Ветер слабый встречный. Мужики приуныли; опять
 целый день лавировки. Но к обеду так задуло с Запада, что еле успели отойти;
 быстро стал расти накат. В 1130 вышли. Ветер усилился до штормового.
 Под наглухо зарифленным гротом просто летели. Тут мы заметили одну
 неприятность; внутренняя деревянная вставка в мачте просела, а талрепы
 ромбовант уже выбраны до конца. Ванты провисли. Ну что тут делать; смотрели на
 мачту и ждали поломки. Волна пошла высокая, метра 4. В общем - пологая. Ну вот,
 на порыве мачта накрылась. Елки-моталки; опять чинить. А так хорошо шли.
 Причалили к берегу у деревни Большие Козлы. Правда никаких козлов мы там не
 видели. Деревня небольшая. Почты здесь (уже) нет, но есть телефон, по которому
 можно позвонить в Москву. Сюда же ходит судно на воздушной подушке из
 Архангельска. Остановки такие: Куя, Б. Козлы, Н. Золотица. Два раза в неделю,
 если погода позволяет. От Б. козлов до Архангельска проезд стоит 80 тысяч (по
 курсу 4500) - как на самолете.
 
  30 августа (среда)
 
 
 Мачту, конечно, починили, но хороший ветер упустили. Получилась у нас дневочка.
 Ходили в гости. Народ хороший, гостеприимный.
 
  31 августа (четверг)
 
 
 Местные знатоки сказывали, что под утро будет восточный ветер. Всю ночь
 караулили. Выходит и у местных бывает промашка; утром был ЮВ, умеренный. В
 600 мы вышли, но, пройдя 3 км, попали в полный штиль. А поскольку у
 течения штиля не бывает, то потащили лодку вдоль берега на бечеве. Берег здесь
 хороший; не очень высокий, кое где даже низкий. На берегу лес. Много удобных
 маленьких бухточек. Больших камней у берега мало, в основном песок и галька.
 Тащили 5 км. Собственно тащили матросы по очереди, а капитан подбадривал.
 Погода прекрасная, солнечная. Очень тепло, даже жарко (когда тащиш лодку).
 Наконец подул ЮЗ ветер. Сначала тихо, затем разошелся до умеренного. При
 прохождении мыса перед пос. Куя обратили внимание на то, что течение здесь
 очень сильное и, разумеется, встречное. В 1830 мы были уже у южной
 оконечности о. Мудьюгский. Его мы обошли с запада. Между островом и берегом
 относительно мелко и при С и Ю ветрах волна здесь крутая, хотя и не высокая. Но
 в отлив туда не стоит лезть. На южной оконечности острова есть памятник жертвам
 лагерей. Место здесь хорошее. Можно остановиться здесь, а можно пройти на
 юго-восточную часть о-ва, где мы, собственно, и остановились. Дровишки и здесь
 есть. Дно вокруг всего острова песчаное. У южной оконечности острова расположен
 рейд. Здесь суда отстаиваются перед входом в Корабельный рукав Северной
 Двины.
 
  1 сентября (пятница)
 
 
 Детишки в школу пошли, наверное. Вечером отметим. А сейчас надо думать, как
 пролезть в этот рукав. Течение С. Двины в нижней части Корабельного рукава до 5
 км/ч, а в отлив и того больше. Мотора у нас нет. На веслах с таким течением не
 сладить, а судоходство здесь напряженное.
  В 1300 вышли. Ветер В, ЮВ, умеренный. На входе в рукав течение нас
 достало; 2 часа боролись с ним у одного и того же буя. Ближе к левому берегу
 мелко; шверты не опустишь, у правого не лучше, а фарватер не особо широк.
 Интересная картина: паруса надуты, вода за кормой бурлит, а буек,
 ограничивающий фарватер, около нас стоит. В конце концов сдвинулись под правый
 берег, протащили лодку немного на чалке, а там и прилив подошел. В общем к
 2000 добрались до портовых кранов. Здесь рукав разветвляется влево
 и вправо. Подниматься далее по рукаву нужно по правому ответвлению (имеется
 ввиду движение со стороны моря). Место приметное; краны видны издалека. Здесь
 на левом берегу рукава (при движении против течения - по правому борту) можно
 остановиться.
  Дрова здесь в лесочке, а воды можно набрать у домика. Правда, вода там
 привозная (лучше набрать воды еще на о. Мудьюгский в поселке). Впрочем, при
 движении по рукаву воду можно брать практически в любом месте ибо здесь уже
 много жилья. Да, вход в Корабельный Рукав расположен на ЮВ от ожной оконечности
 о. Мудьюгский. До Архангельска надо подняться вверх по рукаву 40 км. Погода
 солнечная. Ветер В, тепло. Про детишек не забыли, конечно.
 
  2 сентября (суббота)
 
 
  Вышли в 1200. Солнце, тепло, ветер ЮВ, В, умеренный. При проходе по
 Корабельному Рукаву С. Двины много поворотов. Местами довольно узко. Тем не
 менее океанские суда здесь ходят (по-очереди), а поскольку за поворотами и за
 береговыми постройками их не видно, а двигаются они практически бесшумно, то
 тут нужно быть очень внимательным и самому заранее уступать дорогу кораблям
 (наоборот не получится). В отдельных местах, например, при максимальном
 отклонении к берегу корабли проходят всего в 5 метрах от лодки. От прошлой
 стоянки до Архангельского яхтклуба километров 10. Яхтклуб находится на правом
 берегу рукава, а не доходя 2 км до него ближе к левому берегу расположен
 остров. На этом острове мы и остановились. Прямо напротив острова, на правом
 берегу рукава, есть небольшой выход на берег, где можно вытащить лодку и
 разобрать ее. Двигаться по рукаву удобнее в прилив, поскольку ветер здесь в это
 время года преобладает южный и не способствует чистым парусникам (маленький
 моторчик бы совсем не помешал).
 
  3 сентября (воскресенье)
 
 
  Утром перешли на веслах на правый берег рукава и здесь разобрали
 лодку. Машину нашли здесь же за 30 тысяч. Ехать до вокзала 10 минут. Лодку
 сдали в багаж. Багажное отделение находится слева от здания вокзала в отдельном
 строении. Вход - с тыла. Лодка весом в 253 кг обошлась нам до Москвы в 306
 тысяч (курс 4500). Да. Ничего себе. А плацкартный билет до Москвы - всего 65
 тыс. на рыло. Поезд из Архангельска в Москву идет раз в сутки в1930.
 Но можно уехать другим путем. В 1159 идет местный поезд до ст.
 Исакогорка, где можно пересесть на поезд, идущий в Москву из Северодвинска, что
 мы и сделали.
  5 сентября были в Москве. Багаж пришел 6 сентября. На этом наш поход и
 закончился. Что ж , хорошенького - понемножку.
 
  ФОТО-ОТЧЕТ
 
 
  Имеется слайдфильм и 8 мм кинофильм о походе.
 

<< Пред.           стр. 784 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу