<< Пред.           стр. 81 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 грузиться. С первой ходкой ушло "тяжелое снаряжение", то есть
 рамы и часть рюкзаков. С ними уехали двое. Машина ушла, а мы
 остались на дороге, разговаривая с местным, который приехал на
 этой машине. Ждали мы возвращения машины около часа. Все
 замерзли, но вскоре она все-таки появилась. Загрузили наши
 рюкзаки, но не все, хотя пытались засунуть все, но не
 получилось. С этой ходкой уехали я, Серега и ЛС. В машине было
 "комфортно", т. к. на мне лежал огромный рюкзак и мешал мне
 смотреть вперед - я задремал. Часа за 2 мы добрались до города
 Кемь. Ночью позавтракали, сели в поезд и отбыли домой.
  В поезде не было угля и поэтому предприимчивые Лесик и Марик
 на одной из станций заготовили дрова (береза), обеспечив тем
 самым весь вагон чаем. В вагоне было жарко, но как всегда, наше
 окно не открывалось. Поэтому мы решили его открыть и все тот же
 Лесик сделал это, разобрав для этого пол вагона. Окно он таки
 открыл. Домой мы в конце-концов приехали.
 
  КОНЕЦ. 
 
 P. S. От себя хочется сказать следующее:
  В целом поход получился. Команда не считаясь с трудностями,
 дошла до цели - р. Кемь, Подужемская ГЭС. На порогах получили
 массу удовольствия и зарядились энергией до будущих походов. И
 пусть воды в реке было мало и пороги не показали нам всю свою
 мощь, это явится для нас символом побывать на Охте еще раз!
 Однако, нельзя не заметить тот факт, что такой длинный и
 сложный маршрут команда прошла за 9 ходовых дней, а ведь мы шли
 в Карелию чтобы отдохнуть!
  Получилось: там где надо было встать на ночевку или обед,
 обкатать порог, поставить дневку - мы неслись очертя голову,
 как будто некоторые члены команды оставили дома включенный
 утюг. И еще, по поводу дневника. Если команда решила вести
 дневник похода, то вписывает туда свои впечатления каждый
 участник. Делает он это на месте, сидя у костра, а не валит эти
 обязанности на одного.
 
 ВНИМАНИЕ. свои отзывы оставьте ниже. И если вам что-либо не
 понравилось - укажите на это! Все будет учтено при доработке
 данного текста.
 
 
 ===============================================================
  FILE: ohta96.txt
  Охта-96
 
  From: Борис Андреев (boris@Center.partya.ru) ¦ mailto:boris@Center.partya.ru
  Date: 5 Dec 96
  Оригинал этого отчета лежит здесь ¦ http://www.partya.ru/~BORIS/OKHTA/OKHTA_K.HTM
 ---------------------------------------------------------------
  Карта района. 500 Kb. GIF ¦ kartinki/karty/ohta.gif
 ---------------------------------------------------------------
 7-го августа 1996 года наша группа вернулась с Охты.
 Предлагаемые заметки, целиком написанные в Москве, но всего
 через день после возвращения и только дополненные и
 отредактированные позже, представляют собой лишь описание
 наиболее запомнившихся эпизодов похода, не претендуют на
 полноту и ни в коей мере не могут рассматриваться в качестве
 отчета или лоции. Имена участников сознательно не упоминаются,
 во-первых, потому, что они все равно ничего не скажут читателю,
 а во-вторых, поскольку никто из участников группы не давал
 своего согласия на подобное жизнеописание.
 ---------------------------------------------------------------
 
 
 


 Итак, добрались мы до Сосновца
 часам к четырем дня. Мы - это группа из тринадцати человек, большую
 часть которых составлял наш брат МИФИст с вкраплениями Менделеевки,
 Института Связи и Ветеринарной Академии. Шли мы на шести лодках
 - 2-х КНБшках, 2-х Тайменях двушках, одном Таймене трешке с двумя
 гребцами :-( ) и одном Салюте-двушке с двумя гребцами и девушкой
 в багаже :-( ))) . На одной из КНБ шел опытный байдарочник, ходивший
 на шестерку. Он же был фактическим руководителем группы и одновременно
 живой картой, поскольку обычной карты мы ухитрились не взять.
 Я шел на одном из Тайменей-двушек с моим старым приятелем, блестящим
 физиком-теоретиком из Дубны, но поначалу совершенно нулевым водником,
 в качестве матроса. Для меня этот поход оказался явным превышением
 категорийности - раньше я ходил не выше хилой двушки.
 


 Встали мы на воду на автомосту
 сразу перед порогом Лестница, до которого нас за 800 штук довез
 некий парень-студент на, вероятно, дедушкином ГАЗ-53, который
 успешно пережил и упомянутого дедушку, и батюшку оного студента.
 Правда, учитывая уровень мастерства внучка и его манеру резко
 бросать сцепление сразу после понижения передачи, шансов пережить
 его у грузовика-ветерана немного. Там, у автомоста, мы провели
 первую ночь, чтобы с утра следующего дня начать маршрут.
 


  День 1.
 


 Лестницу мы прошли слету, быстро
 и не глядя, просто не оценив сложности препятствия. Чудо, что
 никто из нашего христова воинства не кильнулся и даже не пропоролся
 на камнях. Таймень-трешка и Салют, правда, хорошо посидели в самом
 узком месте в конце порога - они просто воткнулись носом в левый
 берег и их развернуло поперек струи. Обоих по-очереди.
 


 На левом берегу Муезера у нас
 получилась полудневка для перекладки вещей и адаптации к местным
 условиям. Естественно, сплавали посмотреть Троицкую церковь, поупражнялись
 в вождении лодки лагом к волне и вцелом неплохо провели первый
 короткий ходовой день.
 


  День 2.
 


 Переход следующего дня до Юляозера
 запомнился несколькими шкуродерами на медленной воде, из-за чего
 камни совершенно не видны. На этих камнях я, изрядно матерясь,
 слегка поободрался, и вечером мне пришлось впервые подклеивать
 отошедшую кое-где проклейку. Еще запомнился совершенно изнуряющий
 переход, поскольку обеда в этот день у нас не было, если не считать
 нескольких сухарей. Наша живая карта оказался совершенно прав,
 что никаких мест, пригодных для стоянок, на этом участке нет.
 О том же, кстати, говорят и все лоции, читанные мною уже после
 похода. Выползши на камни Юляозера, мы качались и оступались,
 словно хорошо приняли по дороге. Однако, поставили палатки, оклемались
 и вечером пошли ловить рыбу на блесну дорожкой. Для шести окуней
 этот наш поход закончился печально.
 


  День 3.
 


 Первое серьезное препятствие
 встретилось нам на следующий день. Это была плотина из Юляозера.
 Правда, день начался с навигационной ошибки - вместо того, чтобы
 пойти налево, мимо деревни, сразу к плотине, мы пошли направо.
 Это вылилось в четырехчасовую экскурсию по Ригореке, до конца
 которой мы, собственно, и дошли. Плотины там не оказалось, и нам
 пришлось вернуться. Места на Ригореке живописные, но время было
 потрачено совершенно впустую. Устроили обед за полкилометра до
 деревни, и после перекуса подошли собственно к плотине.
 


 С погодой в этот день, как, впрочем,
 и во всем походе, нам повезло. После просмотра группа разделилась
 на две части - те, кто идут плотину, и те, кто проводят лодки
 через нее. Я сначала склонялся ко второй группе, но затем какой-то
 чужой мужик лихо прошел плотину на Таймене в одиночку. Это поколебало
 мое решение идти проводкой. Окончательно чашу весов в пользу прохода
 склонило воспоминание об истории прошлогодней давности, когда
 мне не дали пройти на собственной байде слив в поселке им. Цурюпы
 на Нерской. Короче, мое уязвленное самолюбие заставило меня пойти
 на риск, который, к счастью, полностью оправдался.
 


 
 


 
 Просмотр плотины на выходе из Юляозера.
 

 
 Плотина имеет два прохода, представляюших
 собой деревянные полуразрушенные лотки, использовавшиеся при сплаве
 леса. Правый лоток мелководен и в качестве варианта прохода не
 рассматривался. Левый лоток имеет мощный слив с валом в конце,
 который выносит прямо на приличных размеров камень, от которого
 нужно вовремя уйти вправо или влево. На Таймене уход вправо практически
 невозможен в силу веса и габаритов судна. Сразу после слива и
 камней за ним начинается шивера, вполне проходимая на любом судне.
 


 Первым плотину прошел наш руководитель
 на самодельной КНБ. Он пошел один, поскольку матросом с ним шел
 его тринадцатилетний сын, пользы от которого было бы немного.
 Сразу после слива он легко увалил вправо, миновав самый крупный
 камень. Шивера для него препятствием не была. Затем плотину прошел
 экипаж на Таймене-2. Его командир был человеком опытным, и, говорят,
 прошел чисто - я этого уже не видел, поскольку готовился к собственному
 проходу. Вторая КНБ тоже прошла легко.
 


 В порог я пошел на разгруженной
 байдарке (спасибо ребятям, взявшим наши рюкзаки в проводку!) и
 один. Сделал я это не из-за недоверия к своему матросу, который,
 правда, тогда еще иногда путал весла и направления, а из-за сознания
 того, что я сам не смогу в полной мере воспользоваться передним
 гребцом. Это было первое трешечное препятствие в моей жизни.
 


 Короче, я долго прицеливался
 и, наконец вошел в слив. Вошел я очень точно, пройдя левым бортом
 вплотную к опасному подводному бревну, зачем-то прибитому к деревянному
 дну параллельно струе. Слегка черпанув незакрытым передним очком,
 я нормально прошел вал-бочку, лишь слегка царапнув ахтерштевнем
 по деревянному краю слива. Оставив большой камень справа, я прошел
 между двумя камнями поменьше и вышел в шиверу. Слегка поободравшись
 и плотно посидев задницей секунд десять на одном из камешков,
 я с победным видом вышел на спокойную воду.
 


 Кстати, следует заметить, что
 Таймень-3 и Салют, проведенные вручную, кажется, понесли значительно
 больший урон от камней, чем лодки прошедшие плотину на ходу.
 


 После короткого озерца и довольно
 длинного шкуродера, мы встали на левом берегу. К тому времени
 наметилась следующая тенденция - на переходах группа сильно растягивалась,
 делясь на две подгруппы: в первую входили КНБшка нашего руководителя
 и все Таймени, а во вторую - Салют и вторая КНБшка, где матросом
 шла супруга командира лодки. Вторая группа постоянно отставала
 от первой, поэтому прохождение каждого препятствия занимало довольно
 длительное время- все прошедшие его считали своим долгом встать
 внизу и поглазеть на кульбиты остальных. Короче, в этот день мы
 здорово сорвали график, поскольку была мысль напрячься и дойти
 в этот день до Лежева. Разговор на берегу начался с выступления
 руководителя в смысле "Если мы каждый ... шкуродер ... по
 сорок минут ... можете забыть о дневках!.." Впрочем, страсти
 быстро улеглись, и мы провели хороший вечер с умеренным количеством
 комаров. Тогда же была поймана наша первая щука, которая была
 приготовлена на углях в фольге с фаршем из сопутствующих ей окуней-неудачников
 и черники.
 


  День 4.
 


 Следующий день начался с великолепного
 порога, кажется, Немес, представлявший собой длинный скальный
 каньон с сильным течением. Предшествующие ему шкуродеры в качестве
 препятствий нами уже не воспринимались. Наш руководитель сказал:
 "Порог длинный, поэтому смотреть не будем - все равно ничего
 не запомните". И пошли мы его без просмотра, с ходу.
 


 По берегам толпились зеваки,
 сбежавшиеся на бесплатное шоу. Впрочем, большинству из них, видимо,
 прохождение порога еще предстояло. Вода в этом году была большая,
 поэтому дно каньона представляло собою сплошной бурлящий поток
 с редкими обливными камнями и довольно высокими, до фальшборта,
 стоячими валами. Потрудиться, конечно, пришлось, но весь порог
 изрядно напоминал Диснейленд. Кульминацией увеселения для меня
 был момент, когда я, держа лодку левым лагом к препятствиям, почувствовал
 в нескольких метрах позади себя нос Салюта, направленный точно
 в наш правый борт. Кричать "Тормози!" было уже поздно,
 и тяжело груженый Салют на хорошем ходу протаранил нас. Мы резко
 отработали назад, давая возможность ребятам пройти вперед, снабдив
 это соответствующим комментарием, от которого зеваки едва не попадали
 в воду со скал каньона, а девушка, сидевшая в багажнике Салюта,
 временно изменила свое мнение о нашей интеллигентности. Пройдя
 вперед метров двадцать, Салют крепко сел на камни у левого берега,
 но места для нас оставалось достаточно, и второго столкновения
 не произошло. На спокойную воду мы вышли, сияя от восторга.
 


 Далее, после скучного перехода,
 было озеро Лежево, сильная волна в левый борт, обед у заброшенной
 деревни и сорокаминутные блуждания в поисках плотины на выходе.
 Слив этой плотины совершенно чист, и я пожалел, что мы, по моей
 осторожности, прошли его не на максимальной скорости. Впрочем,
 моя досада была вскоре компенсирована длинным, метров пятьдесят,
 и совершенно чистым лотком со стоячими валами и неслабой бочкой
 на выходе. Вот это уже был чистый Диснейленд, поскольку матрос
 просто сидел и ловил кайф, а мне приходилось лишь чуть-чуть подправлять
 лодку, чтобы не дерануться о борт лотка. На выходной бочке матрос
 получил причитающуюся ему порцию брызг в физиономию - это за все
 полученное на лотке удовольствие!
 


 И вот наш начальник спешно швартуется
 на быстром течении у левого берега. Впереди - порог "Лоток".
 "Лотком" его называли мы, и за официальность этого названия
 я никакой ответственности не несу. Повторяю, что карты маршрута
 я до сих пор не видел. Судя по лоциям, он именуется "Пебозерским".
 


 
 


 
 
Заход Тайменя-2 в порог Пебозерский

 

 
 Порог достаточно подробно описан
 в лоциях. Он начинается с шиверы, за которой следуют два прохода,
 представляющих собою лотки для лесосплава. Проходился он нами
 по левому лотку с сильным течением и огромным камнем слева на
 выходе, из-за которого образуется огромный вал.
 


 Этот порог прошли мы все. Я шел,
 кажется, третьим. Для моего матроса это была первая трешка, которую
 ему предстояло пройти. Шивера, которой порог начинается, была
 пройдена нами почти чисто. Это благодаря весьма популярной в нашей
 группе технике прохождения порога "лагом на реверсе".
 При этом можно управлять положением лодки в поперечном направлении,
 а скорость хода вычитается из скорости потока, а не складывается
 с ней. В результате остается больше времени на боковой маневр,
 да и удары о камни менее ощутимы. Правда, если вовремя не сменишь
 лаг или не успеешь выровнять лодку перед валом или бочкой, то
 обижаться будет не на кого.
 
 


 
 
КНБ на входе в порог Пебозерский

 

 
 


 Войдя в лоток ближе к его правому
 борту, мы были подхвачены быстрым течением, и я едва успел отвести
 нос лодки от здорового вала слева, под которым скрывался немеренного
 размера бульник. Вал навалил на лодку с левого борта так, что
 ее сильно откренило. Меня окатило до плеча. Если бы не фартук,
 Таймень был бы полон воды. Слегка деранувшись о камень, скрытый
 под водой справа, мы вышли из порога.
 


 Без малого через час мы встали
 на отличной стоянке на знаменитом острове Добрых Духов, на самой
 главной его стоянке, где деревянные фигуры во главе с "Miss
 Spirits Island" с корытом на голове, напоминающим каску фашистского
 захватчика, встречают морехода прямо на прибрежном песке. "Нам
 ... повезло!" - сказал руководитель, - "Здесь будет
 дневка!" Это говорило о том, график мы нагнали.
 


  День 5.
 

<< Пред.           стр. 81 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу