<< Пред. стр. 83 (из 787) След. >>
Предисловие:
Этот дневник создавался постфактум, на основании воспоминаний
и фотографий, в отличие от официального дневника группы,
написанного официальный летописцем и дополненного участниками в
рабочем порядке.
>От Олега Пустельникова: Мои комментарии в дальнейшем обозначаются ОП
05.07.96
В лучших традициях ленинградского туризма встреча состоялась у
"лысого камня" на Московском вокзале. Число провожающих
приблизилось к числу участников; более всего энтузиазма
проявил, как и всегда, Васька, ухитрившийся явиться с веслом в
руках и пораженный нескрываемой черной завистью.
В 14.30 скорый поезд N55 СПб - Мурманск наконец отправился.
Горы рюкзаков на третьих полках вызвали серьезные сомнения в
прочности конструкции. Мы с Олегом, как последние чайники, не
догадались оставить спальники сверху, а запихали их в
недосягаемую глубину рюкзаков. Первый урок на будущее.
Состоялось первое знакомство с "ритуальным блюдом" - салатом с
экзотическим названием "рваный заяц". Туристы проповедуют
жизненный принцип Брекекекса: "у вот, поели, можно и поспать...
у вот, поспали, можно и поесть..." и далее до бесконечности. То
может только есть, а Ню - только спать. Так что баланс в группе
соблюден, они друг друга компенсируют.
06.07.96
Райская жизнь была грубо прервана в пять часов утра, когда нас
бесцеремонно высадили на станции Сосновец, официальном начале
нашего маршрута. Аборигены позаботились о том, чтобы проблем с
фактическим началом у нас не было - 50 тысяч рублей с носа и
ключик наш. Ехать к старой финской пристани они, правда, не
возжелали, аргументировав это дурным состоянием дорог, но мост
через Охту как место высадки устроил обе стороны. Формальное
начало маршрута вызвало серьезные затруднения в виду отсутствия
телеграфа; дать телеграммы в КСС и ТурКлуб можно было только в
понедельник посредством телефона (дело происходило в субботу).
:((
Получили первые ориентировочные сведения: туристов мало,
комаров мало (явно по местным меркам), воды много. Нас Сосновец
встретил ясной, но весьма холодной погодой.
Произвели историческое фотографирование у вывески станции
"Sosnovets Окт. ж. дор.". Некоторые несознательные личности (в
лице Олега, Светика и Славы) это мероприятие засаботировали.
Посему на отчетных кадрах нас присутствует всего 7 - вместо 10.
Пора, пожалуй, представится:
1. Легздайн Михаил (Александрович) - адмирал и врач экспедиции
AKA 2:5030/283
2. Салтыкова Анна - адмиральша и летописец группы
байдарка "Тритон-2" 96 года выпуска
3. Яковлев Антон (он же То) - капитан спасательного судна
AKA 2:5030/372.33
4. Грушко Анна (она же Ню) - завхоз группы и создатель
командной эмблемы катамаран "Тритон-2"
5. Захаров Слава (он же Петрович, он же Дядька) - претендует
на неблагодарную должность начспаса
6. Светик (а не помню фамилию точно)
байдарка "Тритон-2" старого образца
7. Пилин Миша (он же Маэстро)
8. Паша Долгов
байдарка-2 производства Жукова 96 года выпуска
9. Пустельников Олег (он же Боцман)
AKA 2:5030/372
длинный каяк производства Жукова 96 года выпуска
10. Пустельникова Катя (она же Кошка) - фотограф и автор этих строк
AKA 2:5030/372.1
длинный каяк производства Жукова 96 года выпуска
Итого:
- 10 участников, из них 4 дамы;
- возраст участников между 19 и 34, руководителю - 28;
- студентов - 4;
- программистов и прочих, связанных с компьютерами - 6;
- врач - 1;
- 6 судов;
- из них три байдарки-двойки, катамаран-двойка, два каяка;
- из них три - производства фирмы "Тритон",
три - производства Игоря Жукова.
Отступление:
Говорят, на свете есть правда, полуправда, полуложь, ложь,
совершенная ложь и статистика.
Вернемся, однако, к повествованию.
В наше распоряжение был предоставлен ГАЗ-51 56 года выпуска.
Это такой грузовичок, который дрожал и гремел на всех ухабах,
но тем не менее доехал куда надо и (скорее всего) вернулся
обратно.
Погрузку произвели в ускоренном темпе и залезли в кузов сами.
Тут оказалось, что всем в кузове ехать нельзя - слишком нас
много, так что Адмиралу было предложено (в соответствии с его
званием) добираться до места на "Жигулях", на коих он и укатил
вместе со Славкой.
ОП:> Прокатиться с комфортом им дали только до конца шоссейки,
ОП:> после чего они угодили в наши распростертые объятия
По пути до Охты мы имели возможность полюбоваться озерными
пейзажами; озер было много, в лучшем Карельском исполнении.
Когда же нас высадили и объявили конечный пункт, мы даже
решили уточнить - а туда ли нас привезли. Этакая маленькая
узенькая извилистая речка. Впереди, правда, шумит слегка...
Аборигены нас заверили, что это - именно то, что мы хотели, и
не обманули. Водитель даже взялся отправить за нас телеграммы -
до сих пор не знаем, отправил или нет.
А что комаров мало - это правда, на фоне той мошки они кажутся
редкими райскими птичками. Команда вырядилась в накомарники и
приступила к следующей части - сборке судов и перепаковке
имущества по гермам.
ОП:> Бедный То собирал кат дважды - я забыл ему сказать, что поперечины
ОП:> отличаются местами крепления сидушки :)
Дежурил Адмирал; в качестве первой походной кормежки нам была
предложена "каша с жуками" - рис с изюмом. Кто бы мог подумать,
какой кайф!
ОП:>
Hеобходимо отметить забавную особенность - мелких дров в
окрестностях моста практически нет. Видимо туристам,
стапелюющимся здесь лень пилить большие сушины - все собирают
мелочевку. Мы проявили молодецкую удаль и завалили сушину
сантиметров 25 в диаметре, рассудив, что не мы, так наши
последователи дожгут. Вообще с дровами особенных проблем не
возникало, кроме Ойнагайне и Кивиристи. Надо, правда, отметить,
что народу в этом году на Охте почти не было. По словам
водителя - обычно он завозит по три группы в день, а в этом
году - три за неделю.
Стоит заметить, что упаковка вещей в каяк - мероприятие
долгое, нудное и неблагодарное. Оно сродни плохой головоломке,
где детали плохо пригнаны одна к другой, и занимает времени
едва ли не больше, чем сборка самого каяка. В итоге наиболее
плодотворным оказался следующий метод - суешь герму в каяк,
потом шмотки в герму заталкиваешь ногами, потом влезаешь
головой в каяк и там застегиваешь герму. Гитару отдали на
катамаран, в нее контрабандой запихали тент от палатки - больше
он никуда не лез (на первый взгляд). То сразу это дело
рассекретил - ну какой он нУдный, - но возражать не стал. Что
народ запихал в байдарки - так, что в Тритоне-2 места не
хватило - осталось страшной тайной. Сколько ходили раньше -
все лезло плюс еще гитара. Мы с Олегом в удивлении.
ОП:> Вообще-то перед походом мы рассчитывали запихать большую часть шмоток в
ОП:> один каяк, а гитару и остатки - в другой. Эти бредовые мысли пришлось
ОП:> оставить в самом начале загрузки. Урок всем последователям на будущее:
ОП:> каякер способен везти исключительно свое барахло. Любые попытки разместить
ОП:> в каяк гитару, котлы, командный тент etc. Заранее обречены на провал. У
ОП:> нас к концу похода сложилась некоторая концепция по укладке вещей в каяк,
ОП:> которую мы непременно испытаем в следующем году. Возможно, что при этом в
ОП:> каяки влезет командный тент и котлы. Гитара на сегодняшний день создает
ОП:> чрезвычайную проблему и похоже на то, что придется тащить с собой
ОП:> катамаран сопровождения гитары.
Упаковавшись и позавтракав, поехали. Переход первого дня
ознаменовался несколькими безымянными порожками, которые
вследствие высокой воды почти все залиты, здоровенным
обливняком на выходе из одного порожка - этакая проверка на
быстроту реакции, - и изумительно выполненным оверкилем Олега
на тихой и абсолютно гладкой воде Куккомозера. Спасработы были
проведены быстро и без всяких эмоций - вытащили, отлили,
посадили обратно, а затем стали выяснять, что, собственно,
случилось. Так и не выяснили, молчит, как партизан.
ОП:> Ситуация смешная - на озерце ветер, он каяк приводит. Когда надоело
ОП:> выправляться дуговыми гребками решил проявить крутость - подтяг носа.
ОП:> Однако порыв ветра решил наказать меня за столь значительное самомнение и
ОП:> уронил. Моей тогдашней подготовки не хватило, чтобы превратить подтяг в
ОП:> опору. Совет начинающим каякерам - не выпендривайтесь. В целом, первое
ОП:> время чувствовал себя в каяке очень неуверенно. Hо прогресс был заметен.
Особенно его отмечали катамаранщики, наблюдавшие все наши
прохождения. Первая стоянка - на Муезере. Стоянка так себе,
бывает лучше. Погода тоже так себе. От запаха цветущего
багульника легко можно одуреть, его здесь безумное количество.
а завтра планируется дневка, что само по себе странно. Адмирал,
будучи не в духе, после ужина отправился искать некую церковь,
расположенную на этом же острове. Говорит, нашел. Вообще, все
не в духе - наверное, не выспались.
ОП:> В целом, на Муезере мало хороших стоянок. Искали долго. Стоянку на берегу
ОП:> сразу у впадения Охты отвергли как комариноопасную.
Hеакклиматизированные тела сильно страдали от гнуса. Острова
же все исключительно каменистые, сложены крупными валунами, но
недостаточно крупными, чтобы на них целиком ставилась палатка.
В общем, неудобно. о нашли. Стоянка на обратной стороне
последнего по направлению движения острова, смотрит на исток
Охты из озера. Исток, правда в этом случае закрыт мысом берега.
07.07.96
Дневка. Всю ночь шел дождь, и утром дождь, и у нас с Олегом
протекла палатка, и намокли спальники, и вообще начинать поход
с дневки неправильно, хотя и удобно в свете промокших
спальников. Сохнем, ловим рыбу, вяжем фенечки, зашиваем куртки,
кеды и все, что не успели до похода. Постепенно веселеем, после
обеда идем на экскурсию - к найденной-таки Адмиралом церкви
(пешком идем, однако, нонсенс!). Церковь, часовня и древняя
елка запечатлены на непомерном количестве фотоснимков - что тут
поделаешь, экскурсия! а обратном пути Слава, Светик и мы с
Олегом решили наплодить также фото с Муезером - получили удачно
названное Олегом "зеркало".
Предприняли попытку искупаться - с переменным успехом - кто
искупался, а кто и передумал. Вечером ели первую в этом походе
уху. Кайф.
ОП:> Ловится на поплавок всякая мелюзга. Hа булку. Червей нет и не предвидится
- населенка на Охте отсутствует, как и чернозем. Попытки
забросить блесну приводят к купанию. Воблера, к сожалению,
повесили гораздо позже. По словам знатоков именно на него и
ловится щука на Охте.
08.07.96
Длинный, малоприятный переход - 30 км по Гнилой (Черной) Охте.
Стоянок нет и быть не может, низкие, топкие берега, трава,
мошка, одолевающая даже на воде (что уже совсем свинство).
есколько шустрых перекатов - до начала собственно Гнилой Охты с
мертвым лесом по берегам. Поганое зрелище, хотя для нас с
Олегом и не новое. есколько раз начинался дождь, иногда с
грозой. Первый перекус прямо на воде, почти под дождем - но
всем понравилось. Еще бы, мы обедаем, а река нас везет, и
довольно ощутимо. Главное - не въехать в кусты (нас против них
предостерегали).
ОП:> Здесь явно не хватает смайлика :) ! Приходящий на семинар Костя Галкин
ОП:> всех яростно запугивал - пороги ерунда, а вот кусты =:-O !!
Стоит также сказать, что наш поход пришелся на аномально
высокую для Охты в это время воду. Поэтому мы никак не могли
правильно сосчитать полагающиеся по лоции перекаты, а Славка
пугал всех грядущим "первым именным порогом на маршруте -
"емец"". Мы его так и не заметили :)
На входе в Юлеозеро нас встретил "черт с рогами" - деревянный
идол. Когда, кем и для чего поставлен - история умалчивает.
Адмирал отказался ставить стоянку по соседству, посему
двигаемся дальше.
ОП:> Да и надо сказать - стоянка не очень. Близость ГО насылает тучи комарья.
ОП:> Для последователей рекомендуется пройти дальше. Миновать правое русло в
ОП:> Ригореку и встать сразу за ним.
По ходу возникли активные споры по поводу дальнейшего
направления движения - никто толком не знает, куда нам надо;
споры вылились в длительные прогулки по озеру и посиделки в
"балдамаране". аконец, выбранная стоянка оказалась чрезвычайно
комфортабельной - пляж, удобная тропа наверх, на хорошо
продуваемую, малокомариную обширную поляну с кострищем, обилием
места под палатки и даже со столом. Даже Сусаниным иногда
везет!
ОП:> Балдамараном обозвали сооружение из сцепленных лагом всех судов команды -
ОП:> зрелище феерическое.
Мне здесь тоже немного повезло - выловила кусочек очень
прозрачного кварца (Анна говорит, горный хрусталь низкого
качества); не отходя от кассы приспособила его в фенечку, так
Адмирал весь от зависти изошелся.
Пляжик здесь приятный, вот только мелкий очень, поплавать так
и не удалось.
09.07.96
Еще на стоянке выработали концепцию дальнейшего продвижения,
решили заделать небольшого крюка, но весь путь проделать по
реке. Сторонники второго варианта - включающего в себя волоки -
нашлись только среди катамаранщиков, и были подавлены
большинством голосов.
Видели памятный крест "Остановись на минутку..."
Плотина на выходе из Алозера первой удостоилась чести быть
нами просмотренной. Это разрушенное рукотворное препятствие мы