<< Пред. стр. 85 (из 787) След. >>
Она оказалась значительно веселее "бочки" на выходе, несмотряна сравнительно небольшие габариты. И еще под правым берегом
оказалось мелко - весло неоднократно задело камни. Олег же
решил совершить повторную попытку попасть на левый язык, и с
этой целью забрал покруче влево с самого верха. Тут-то его и
подстерег обливняк (как на него раньше никто не попал ?).
амотало его изрядно. Каяк Олег спихнул, весло само уплыло (там
внизу катамаран собирал добычу), самого боцмана Адмирал начал
было спасконцом с булыжника снимать, да не удержал (неувязка
вышла, Олег сиганул в воду раньше, чем Мишка успел спасконец за
дерево завести), так что пришлось умельцу своим ходом до берега
добираться. Каяк изрядно пострадал - шпангоут и некоторое
количество продольного набора. Если мы еще сомневались, делать
ли дневку, то вопрос решился сам собой. Ремонт нам обеспечен.
ОП:> Обливняк солидный.
Наезжая на него я думал, что проскочу - бочечка, как бочечка.
Оказалось, что прямо в начале бочки треугольное навершие камня.
И ведь угораздило сесть на него ровно серединой, и будучи под
прямым углом к течению - состояние для каяка крайне редкое. Тут
меня и прижало к камушку и намотало. Пришлось вылезать и
удерживаясь под напором воды снимать останки посудины - вода не
отпускала. Каяк я наконец спихнул. Поймал морковку, но
почему-то мне не приглянулось болтаться на веревке среди этих
камушков и я просто сплыл вниз. В бочечке нырнул, в остальном -
без проблем.
Вместе с каяком пострадал и энтузиазм - великое каталово
кончилось.
Еще до обеда нас в очередной (и в последний) раз догнали
нижегородцы (утром мы обошли их за Пичепорогом). Подарили нам
солидную щуку, долго изучали карту, взяли напрокат адмиральскую
байдарку - для пробы. Успешно прошли на ней Ойнагайне,
сдержанно похвалили и отправились дальше. 15 июля они
планировали быть в Подужемье.
14.07.96
Дневка на Ойнагайне. Стоянка высоко над водой, места много,
комаров мало, погода - дрянь. Мужская часть населения
ремонтирует каяк. Желающие покатались немного на катамаране, но
энтузиазм умеренный. Проектировали эмблему команды в попытке
совместить задницу и весла. Эскизы можно посмотреть в
официальном дневнике.
Ближе к вечеру на катамаран уселись То с боцманом. Обкатав
слегка "бочки", проделали хитрый маневр - провелись наверх по
левому непроходимому рукаву и для разнообразия забросили
спиннинг. Картина, представленная обществу, была чрезвычайно
занимательна. очь, хотя и белая, но видно мало; преодолевая шум
порога, доносятся крики: "Спасконец!!! Спасконец давайте!!!",
исполняемые на два голоса; появляется катамаран, экипаж
которого продолжает оглашать окрестности воплями аналогичного
содержания; выведший было на берег мечтательный Маэстро улетает
в направлении стоянки со скоростью, близкой к реактивной;
вылетает обратно со спасконцом; за ним летят Слава со
спасжилетом и Адмирал с каской и в одних носках. К моменту их
появления катамаран своим ходом прибывает к берегу. При
ближайшем рассмотрении оказывается, что эти, пардон, рыбаки
поймали щуку, но девать ее им было некуда - у них не оказалось
даже ножа. Поэтому слегка оглушенную веслом рыбу То приволок в
руках, возложив функции по управлению катамараном на Олега. В
таком виде порог они преодолели, но не были уверены, что боцман
сумеет лично вывести судно со струи. Сумел. Щука на вид была
очень вкусная, иначе быть бы деятелям в речке.
Есть щуку ночью, после ужина, никому уже не хотелось. Решили
устроить кулинарный нонсенс - уху на завтрак.
15.07.96
Адмирал устроил кулинарный супернонсенс - мало того, что уха
на завтрак, так еще и _после_ каши. Иначе, якобы, никто не стал
бы кашу есть. Безосновательное подозрение, сожрали и то, и
другое. Свежая щука - это вещь, это вам не что-нибудь.
Собрали барахло и пошли дальше. Всем очень интересно, как
поведет себя свежепочиненый Олегов каяк, и насколько процентов
он теперь состоит из дерева.
ОП:> Срастили деревяшками кильсон и четыре стрингера.
На дереве, ручке от поварешки и заклепках собрали шпангоут.
Вдоль кильсона и стрингеров пустили три березинки на полдлины
лодки. Каяк стал гораздо крепче и жестче, чем был. Только
вылезать неудобно - неопреновые тапочки цепляются за концы
березин.
Лоуна-порог остался незапечатленным - хотя его и
просматривали, и сигнальщика ставили. В нем не обнаружилось
ярко выраженной индивидуальности - не менее длинный, чем
Пичепорог, но шире и более прямой, с несколькими небольшими
"бочками" и обливными плитами. Маэстро сигнальщика
проигнорировал и лихо подсел на одну их плит. Когда слез,
обругал Пашу (как всегда), хотя грести ему в пороге
принципиально не дает. Слава со Светиком обошлись без
сигнальщика, замыкая флотилию.
Уходя со стоянки на Ойнагайне, видели вдалеке неопознанную
группу туристов. Задерживаться не стали, и догнали они нас уже
за Лоуна-порогом, который, видимо, проходили без просмотра.
Группа из Минска, с ними приблудный москвич (2 "Таймени-2", 5
седоков). На наш вопрос, собираются ли они пройти водопад
Кивиристи, оптимистично ответили: "Да, конечно". Мы
призадумались.
До сих пор Кивиристи был байкой, поминаемой к месту и не к
месту, с непочтительный названием "Туфта-порог", поскольку
изначально предполагался торжественный обнос. А тут мы вдруг
обнаружили, что до Кивиристи осталось совсем чуть-чуть.
Но прежде нам предстояло пройти Хемег. Минчане нас заверили,
что мимо не проскочишь - там висит деревянная вывеска с
названием порога (висит, но уже на выходе).
Хемег с берега понравился всем чрезвычайно; Петрович бегал по
камням с ликующим выражением лица и криками: "Вот это да!
Наконец-то!". Поставили сигнальщика и двух фотографов - первого
на сливе, второго внизу. Проходить решили посередине, между
камней на выходе, по главной струе. У меня вышло некоторое
отсутствие взаимопонимания с Маэстро в качестве сигнальщика,
окончившееся приложением носа каяка на левый камень "ворот" и
дальнейшим оверкилем. Последовал повторный заход, завершившийся
удачным выходом вдоль левого берега, минуя ворота. есколько
позже возникло мнение, что Хемег, по идее, именно так и должен
проходиться, поскольку центральные "ворота" в менее высокую
воду могут оказаться непроходимыми. Вторая неудача за день
постигла Славу со Светиком - они полегли, еще не дойдя до
"ворот", были внесены лагом между камней, зацепились и носом, и
кормой, вследствие чего оконечности байдарки приобрели слегка
сплюснутые очертания. Пострадали крайние шпангоуты и "пауки", а
также оба правые колена гребцов. Болезнь эта, два дня спустя
настигшая и Маэстро на том же месте, получила название
"хемегит". У меня против нее иммунитет.
Встали на стоянку сразу за Хемегом, не дойдя до первой ступени
Кивиристи. По соседству оказалась группа из Минска и подошедшая
позже архангельская компания (10 человек на пяти "Тайменях-2").
После обеда отправились смотреть на очередное чудо света -
Кивиристи. Слов нет, кроме одного, наиболее любимого командой.
Первая ступень сама по себе ничего особого не представляет -
чистый мощный слив, Хемег за счет выхода покруче будет. За ней
небольшой омут, по обоим берегам доступные суводи - флаг бы в
руки, но при нашей теперешней подготовке выловить случайно
кильнувшуюся жертву в пределах омута шансов практически нет.
Поэтому всем энтузиастам отвечалось: "Не сидится - пройди Хемег
еще раз; тебе полезнее и нам спокойнее".
Вторая ступень - слева многоступенчатый водопад, каждая
ступень которого представляет собой несточенные водой и
временем "зубы"; справа - струя, бьющая в здоровенный обливняк,
покрывающая его целиком и образующая за ним и сбоку от него
качественный пенный "котел". Всем туда сразу захотелось. Тут
пришел мужик из Минска и добавил нам эмоций, сообщив, что он
раньше дважды проходил Кивиристи полностью на "Таймене-2", но в
такую высокую воду не полезет. Оказалось, тому обливняку
полагается из воды полностью торчать.
ОП:> К сожалению, фотографии ни в малейшей мере не дают представления об этом
ОП:> препятствии. Снимать его надо снизу, из пенного котла, но попасть туда с
ОП:> расчехленным фотоаппаратом и сфотографировать не представляется возможным.
Третья ступень - скальный каньон с валами, косыми "бочками",
прижимом и подобием "кармана" в нем. "Карман" не промыт в
почве, он образован нависающей скалой. Ширина каньона невелика,
и мощность потока превышает все, виденное нами до сих пор.
Мнения разделились. Кое-кто хотел пройти весь Кивиристи на
катамаране, кое-кто - на байдарке (!!!). Более осмотрительные
предпочли преодоление только третьей ступени. Бурные споры так
ни к чему и не привели. Вступил в действие принцип "Утро вечера
мудренее".
ОП:> Мужики созвали мужской совет. Долго ругались и били себя пятками в грудь.
ОП:> о решили, что мы не умеем страховать от пребывания в котле. Практики
ОП:> живцов у нас нет и в целом сие препятствие превышает на сегодняшний день
ОП:> опыт команды. (По нашей воде)
16.07.96
Дневка на Кивиристи. Минчане ушли утром, архангельцы тоже
отдыхают.
Дядька с Маэстро чинят байдарку, остальные бродят вокруг
Кивиристи и ведут все те же пустопорожние споры. Слава
призывает "смирить гордыню". Извели массу фотопленки, несмотря
на острый ее дефицит.
Натащили странных дров - всем хороши, горят бойко и тепла дают
много, но дым от них такой консистенции, что все, повешенное
сушиться, мгновенно становится черным и махровым.
ОП:> Дров на Кивиристи практически нет. Лучше всего идти от омута на север. Мы
ОП:> завалили недосохшую, но явно умирающую сушину, больше метра в обхвате.
ОП:> Сами унесли и сожгли только ветви. Очень смолистые.
17.07.96
Вторая дневка на Кивиристи. Наконец решились запустить
катамаран в каньон. Экипаж первопроходимцев - Олег и То. В
качестве страховки поставили адмиральскую лодку и двух мужиков
со спасконцами на нижней трети каньона (зачем - не знаю). Один
фотограф разместился наверху, на скалах, в первой трети
каньона, второй - у самой воды на уровне сбивки косых "бочек".
Катамаран прошел без видимых со стороны проблем и вывез мнение,
что на каркасном судне нам там делать нечего. Чтобы убедить в
этом Адмирала, Слава составил ему компанию во втором
прохождении. Далее вся группа бодро преодолела третью ступень
все на том же катамаране. Если и было у автора желание сунуться
туда на каяке, то после двух сплавов на катамаране оно куда-то
подевалось.
ОП:> В целом, все не так уж страшно, но сбивка струй после косой бочки и
ОП:> прижима создает там такую турбулентность, что на байде там должно быть
ОП:> довольно кисло. Хуже всего, что полегшую байду там может разобрать так,
ОП:> что ремонт обещает быть замысловатым. Думается, что мы пошли бы туда после
ОП:> Охта-порога, но не в тот момент.
Дочинили байдарку Петровича, и он решил Хемег все-таки
одолеть; первым номером к нему сел Маэстро. Фокус сей не
удался, Хемег одолел их еще раз. Положило их еще раньше, в
косых валах сразу за сливом. Тут Мишка и заработал острый
приступ хемегита. Весь вечер чинили байдарку Петровича.
ОП:> Всю ночь !!!!!!!!
18.07.96
Смирив гордыню, обнесли Кивиристи. С мыслью, что сюда еще
вернемся.
Поставили рекорд позднего выхода - в пятом часу вечера. Пороги
Темный и Светлый прошли без просмотра, гадая, а не был ли это
Печкопорог. Добрались, наконец, и до него.
Печкопорог состоит из трех ступеней, наиболее сложная из
которых - вторая.
Первая ступень - несколько беспорядочно разбросанных
обливняков значительных размеров с образованными ими бочками;
вариантов прохода бесчисленное множество.
На второй ступени главная струя, набирая значительную силу,
бьет прямо в обломок скалы и сливается с него вправо, образуя
мощную "бочку". На правом краю этого слива - скальный выход с
хорошо видными под водой "зубами". При просмотре с левого
берега в конце слива видны две "бочки", левая более глубокая, и
"язык" между ними. Слив вдоль левого берега представляет собой
мелкую шиверу - "шкуродер", вход в которую с главной струи
затруднен торчащими под водой бревнами.
Третья ступень - длинная, набитая булыжниками шивера,
просматривать которую нет ни возможности, ни надобности. Между
ступенями имеются возможности для чалки.
Слава со Светиком прошли порог по левой шивере, остальные
участники - по главному сливу. а фотографиях едва видны каски
байдарочников в "бочке", каякеров не видно вовсе.
ОП:> Я не попал в язык и бочка постаралась положить каяк.
Но накопленный к этому моменту опыт позволил мне автоматически
поставить могучую опору на весло, на которой я и вылетел из
бочки, с глазами по пять копеек, но очень довольный собой.
На Печкопороге мы наблюдали занятное зрелище. Между второй и
третьей ступенями ждали Славу, шедшего последним. И тут по
главному сливу, без всякого просмотра и страховки, сливается
каякер на пластиковом каяке. Мы еще не успели закрыть рты, как
он развернулся, прокатился туда-сюда по "бочкам", проявил свою
очевидную крутость и начал призывно махать веслами в воздухе.
Подсознательно ожидали увидеть еще кучу таких же каякеров;
свалившийся же сверху катамаран-4 вызвал наше непомерное
изумление. Добавил нам эмоций левый задний персонаж - он
ненавязчиво вывалился в воду, но, зацепившись за стремя, повис
вниз головой и сумел забраться обратно. Замыкал странную
флотилию катамаран-2. Как мы поняли, это такая разновидность
страховки - катамаранов каяком.
Позже мы обогнали эту группу - москвичи шли маршрут в рекордно
короткие сроки, не то 5, не то 6 дней.
До конца ходового дня прошли еще несколько порогов, в том
числе серию Муравейных. Несмотря на кажущуюся простоту, пороги
эти, проходимые без просмотра, требуют шустрой деятельности
слаломного характера.
Встали на стоянку сразу за последним Муравейным порогом -
разрушенным мостом. Похолодало, даже руки мерзнут.
19.07.96
Встали в пять утра! Кошмар, и холодно безмерно. А толку -
минимум, от стоянки отвалили уже в девять.
Вскоре дошли до считающегося непроходимым Тютерин-порога.
Наклонные плиты, стоящие под острым углов против течения и
оснащенные беспорядочными "зубами", и впрямь к экспериментам не
располагают. Изумительный порог, буйство воды способно поразить
воображение. Обнесли мы его с чистой совестью.