<< Пред. стр. 86 (из 787) След. >>
Последний и самый сложный на маршруте - Охта-порог, очень
длинный, очень мощный, с нетривиальным заходом и обилием
больших обливняков под берегами. Торная тропа по правому
берегу откровенно намекала на обнос.
Перед порогом дневала уже знакомая нам архангельская группа.
Накануне у них один умелец разобрал в Охта-пороге "Таймень" до
некондиционного состояния. Заходил он не как все (по левому
сливу), а через небольшой центральный слив над булыжником,
видным через воду даже с берега. В нашем присутствии он
повторил попытку - с тем же результатом, посадило его днищем на
камень, носом в дно, положило и поволокло через весь порог
килем вверх. Гребцы вылезли на перевернутую байдарку, и
увеличенная осадка поспособствовала разбору еще одной
"Таймени".
Под впечатлением увиденного боцман с Дядькой начали
подговаривать народ втихаря порог обнести, но потом решили
присоединиться к большинству.
ОП:> Это был последний ходовой день и вечером мы должны были быть в Кеми.
ОП:> Перспектива поискать неприятностей на свою Ж... нас мало привлекала. Тем
ОП:> более, что в косых бочках правого берега явственно просматривались зубья.
ОП:> Архангельцы нас однако успокоили тем, что тут уже и пешком дойти до шоссе
ОП:> можно.
Порог проходили по главной струе, в изобилии оснащенной косыми
валами и косыми же "бочками". Валяет там здорово, но к стенкам
приложить не старается. Не повезло только Олегу, первый раз -
на заходе, а второй раз - с юбкой, сорванной в самом начале
прохождения.
ОП:> Так до сих пор и не знаю, что же меня приложило в первый раз. Заход был
ОП:> чистым, обливняки я объехал. А второй раз вообще обидно - шнурок на юбке
ОП:> отдал концы. А плаванье на заполненном водой каяке подобно канадской
ОП:> борьбе лесорубов на плавающем бревне.
На залитом водой каяке он тем не менее добрался до последнего
вала, которым и был опрокинут. Вопреки опасениям и гребец, и
каяк остались невредимы. Фотографировали с двух точек - заход
и последнюю треть прохождения. Страховку обеспечивал катамаран
(внизу) и двое со спасконцами.
Как бы мы не спешили, а чаю с архангельцами было грех не
выпить. Посидели, пообщались, выразили надежду на будущую
встречу и поехали дальше.
Вскоре Охта кончилась, впала в Кемь. Точнее, в Подужемское
водохранилище, незамедлительно удружившее нам ветром и волной в
морду.
Закончился наш маршрут в поселке Подужемье, до которого от
Охты-порога примерно 7 км.
Сборы заняли больше времени, чем мы предполагали, поэтому на
семичасовой автобус мы не успели. Нас с Олегом постигло
разочарование - вследствие его заплывов в Охта-пороге одна из
герм основательно промокла.
Уезжали в 10 вечера автобусом в Кемь вместе с архангельцами,
прибывшими к месту сбора на четырех "Тайменях" вместо пяти.
В Кеми выяснилось, что поезда к нам не благоволят - ближайший
на СПб уходил около полудня следующего дня, да и тот
почтово-багажный. Подобная перспектива нас не порадовала, и мы
предпочли более сложный обходной путь.
ОП:> Питерские поезда проходят там от 13 до 20 часов. Московские - ночью
20.07.96
В 00.54 мы совершили посадку в пассажирский поезд N343
Мурманск-Москва (удивив этим московскую группу, ранее
встреченную нами на Печкопороге).
Волхов встретил нас в 16.30 замечательно теплой погодой. И
замечательным везением. Дизель до Волховстроя мы ждали минут
15, а электричку - и того меньше.
На Московский вокзал прибыли около девяти часов вечера.
"у вот и все, дружок,..."(С)
P.S.
Рановато мы там были, грибов и ягод еще не было. Пару-другую
подберезовиков нашли, конечно, но этого для тех-то мест
маловато будет. Черника еще вся зеленая, брусника и вовсе
только цветет. Одна рыба нас утешала.
Если бы Печкопорог и Охта-порог располагались до Кивиристи, то
в каньон на байдарках и каяках полезли бы наверняка. Обнаглели
вконец.
Фотографий просто море - 360 штук, одурели мы от них. Жаль
только, ни объема, ни движения они не передают, не видать на
них порогов. Надо бы видеокамеру на нос каяка приспособить.
Фотографу имеет смысл возить с собой два фотоаппарата -
широкоугольный автомат для документально-отчетной съемки и
что-нибудь типа "Зенита" для художественных надобностей. И
пленок побольше, побольше, побольше... Их все равно не хватит.
Кажется мне, что летопись лучше создавать в городе, после
похода. После "переработки", так сказать. А в походных условиях
вести дневник краткого содержания, отмечая в нем основные
"опорные точки" - пороги, стоянки, дневки, встречи, оверкили,
технические подробности.
===============================================================
FILE: ohta97.txt
Охта-97: дневник
Оригинал этого документа расположен на
http://194.8.13.230/TurClub/Ohta_97/daylist.html ¦ http://194.8.13.230/TurClub/Ohta_97/daylist.html
Участники похода
(молодой каякер или просто Каякер)аааааааааакаяк
"Щит"
четверг 10 июля
(солнечно, +20)
23.20 - отправление из Даугавпилса на поезде Калининград - Санкт Питербург.
Первые столкновения с бюрократической действительностью - большие проблемы
с посадкой в поезд, ввиду превышения габаритов и веса багажа (нормы: 36кг
на человека, 100x50x30 см). Посадка прошла в штурмовом порядке в течении
1 минуты после объявления отправления поезда и при явном недовольстве проводницы
и начальника поезда. После длительных выяснений отношений и торгов (до
часу ночи) с начальником поезда и проводницей (у которой "трое детей
и муж-пьяница") сошлись на превышении груза в 56 кг на всех (по 4кг
на человека). Пришлось заплатить 155200 рублей. Решили поездом Калининград-Санкт-Питербург
больше никогда не ездить.
пятница11 июля
(солнечно, +23)
10.20 - прибытие на Варшавский вокзал. Без проблем достали машину для
перевозки вещей на Московский вокзал за 150 тысяч рублей.
11.00 - 20.00 - свободный тур по городу. Дежурство у вещей на вокзале
по 2-3 человека.
22.00 - праздничный ужин, посвященный дню рождения Лены. Все как положено
- шампанское, тосты, завистливые взгляды окружающих, ...
суббота 12 июля
(пасмурно, временами дождь, вечером прояснение, +17)
0.30 - наши тревоги и опасения по поводу вещей не оправдались. Посадка
на Мурманский поезд прошла без проблем - проводница не нашла в наших вещах
ни лишнего веса, ни "негабаритов". Отправились с Московского
вокзала по расписанию.
10.00 - постепенный подьем.
12.00 - завтрак, затем неторопливая работа по подготовке к сплаву: играли
в кости, читали лоции, шили спинки и накомарники,...
19.28 - прибытие на станцию Беломорск. Выгрузились за 1-1.5 минуты.
Нас встречал шофер с машиной, с которым мы договорились заранее. Неожиданное
изменение маршрута - везти на мост, с которого мы думали начать маршрут,
шофер отказался (плохая дорога). Предложил забросить на "Финскую пристань"
на Кевятозере. Для нас это лишних 2 дня шлепалки, но деваться некуда -
согласились. По этой же причине согласились с увеличением таксы до 600
тыс. рублей вместо 500 заранее оговоренных. После 2-3 часов тряски по Карельским
дорогам пришлось еще тащить вещи километра 2 до озера т.к. шофер туда ехать
не захотел (опять по причине плохой дороги).
24.00 - ужин и сбор судов в краю (по определению Сани) "непуганных
комаров и вечнозеленых помидоров". Стоянка более или менее оборудована,
до озера метров 100 по топкому, но утоптанному берегу, дров достаточно,
комаров немного (можно обойтись без средств защиты). Лечь спать так и не
получилось...
воскресение 13 июля
(ясно, небольшой ветер, +20)
дежурят адмирал и Леша.
...на берегу Кевятозера нашли катамаран в стадии сборки - где-то собирается
еще одна группа. Вскоре познакомились. Они из Северодвинска Архангельской
области (за что сразу нами были перекрещены в Архангелов), почти все работники
военного завода по ремонту подводных лодок. Архангелы принесли спирт, мы
раскрутили завхоза на бальзам. Всю ночь Архангелы пели песни у нашего костра.
7.00 - 10.00 - небольшой сон. Затем окончательный сбор судов и дележка
общественных вещей. Много споров при решении вопроса об организации дежурства.
Дебатировались два варианта - классический, с дежурством экипажами по суткам,
и альтернативный, выполнение работ по лагерю всем вместе без назначения
конкретных дежурных. Адмирал принял компромиссное решение, при котором
часть группы дежурила классически, а часть альтернативно.
17.00 - отплытие. Переход через Кевятозеро. Озеро довольно большое с
заболоченными берегами. Сразу после отплытия на мысу нашли приличную стоянку,
но стоять нам было еще рано. Довольно скоро из-за прибрежных деревьев стали
заметны "мачты" в деревне Кевятозеро. Держа курс на них обогнули
мыс и, свернув около деревни, вошли в Верхнюю Охту. В верхней части Охта
мало чем отличается от озера. Она выписывает серпантин в заболоченных берегах.
Пристать к берегу негде. Организовали перекус на воде.
Река делает поворот на 180 градусов (на запад). В этом месте разрушенный
мост, а затем подряд 4 порога. Пороги представляют собой мелководные шиверы
длиной 50 - 100 метров. В русле много камней. Все пороги проходили без
просмотра. Через 1.5 - 2 километра небольшое длинное озеро. На левом скалистом
берегу, сразу при входе отличная стоянка. Проблем с дровами и комаров практически
нет.
Первая великолепная рыбалка. Эдик поймал щуку (приблизительно 500 г),
на 2кг как всегда сорвалась. Пробовали рыбачить почти все. Благо для этого
много сноровки не требовалось - насади червяка (бережно привезенного сюда
из дома), забрось удочку, досчитай до 10 и вытягивай.
понедельник 14 июля
(ясно, +22)
дежурят Лена и Светлана.
13.20 - выход на воду.
Обогнала группа из Москвы (8 человек на Тайменях).
Прошли вторую плотину и 3 порога, которые особых беспокойств не доставили.
Как и предыдущие пороги они представляли собой мелководные шиверы длиной
около 50 метров, последний, более сложный - разрушенный лоток с неприятным
камнем на выходе. Проходили без просмотра. После лотка перед выходом в
Муеозеро на правом берегу ремонтировалась Московская группа.
15.00 - 19.00 - стоянка на острове в Муеозере. Нашли моленную, построенной
староверами в 1602 году. Дежурные жарили рыбу.
19.00 - выход на воду. Сильный встречный ветер на озере. Пришлось одеть
юбки и зачехлить фартуки. На выходе из озера лоток. Проходили без просмотра.
Далее еще 4 порога прошли без просмотра. Это несложные и недлинные шиверы,
которые опасности не представляют. По описаниям впереди стоянок нет - начинается
Гнилая Охта. После впадения в Охту реки Чуруш на правом берегу была сносная
стоянка, но в погоне за лучшим мы ее пропустили. В результате пришлось
стать на болоте.
23.00 - стали после очередного порожка. Стоянка среди болота, удалось
поставить только 3 палатки, трудности с дровами (но проблем нет). Серость
стоянки полностью скрасили два одновременно отпразднованных дня рождения
(у Илоны и Леши). Выпили половину запасов спирта, пели песни, Саня ловил
рыбу, правда, без особого успеха. Ночью был мороз - замерзли коврики и
кульки.
вторник 15 июля