<< Пред.           стр. 20 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу

 ляется положение, когда подбородок поднимается вверх и однов-
 ременно втягивается "в себя", не прижимаясь, однако, к шее.
  2. Во время ходьбы необходимо тело держать прямо, дышать
 глубоко (в особенности, верхней частью груди), руки расслаб-
 лены, а живот должен быть втянут в себя и вверх.
 
 .............................................................
 
  Таким образом, вы ознакомились с базовыми принципами ук-
 репления зрения по методу Бэйтса. Теперь остановимся на неко-
 торых специфических моментах их применения (а также специаль-
 ных упражнениях) в зависимости от вашего вида нарушения зре-
 ния.
 
  4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
 
  Прежде чем вы обратитесь к разделу, непосредственно ка-
 сающемуся вашей проблемы, ознакомьтесь с некоторыми основными
 положениями, которые вы должны твердо усвоить, каким бы видом
 нарушения зрения вы ни страдали. Все, что сказано здесь, бу-
 дет касаться всех приступающих к тренировкам зрения.
  Причины ухудшения зрения, согласно теории Бэйтса, были
 изложены нами в главе 2. Некоторые дополнительные замечания к
 этой теории, касающиеся конкретно того или иного вида наруше-
 ния зрения, будут рассмотрены в соответствующих разделах гла-
 вы.
  Еще одна задача, поставленная авторами перед собой при
 подготовке настоящей главы,- привести описание специфических
 упражнений, разработанных специально для каждой из рассматри-
 ваемых проблем зрения. Кроме того, в главе будут изложены
 особенности применения базовых принципов расслабления с уче-
 том характера ухудшения зрения, а также даны рекомендации по
 формированию личной программы занятий.
  Древнеиндийская система лечения Аюрведа утверждает, что
 существуют три причины функциональных расстройств - непра-
 вильное использование, неиспользование (недогрузка), переис-
 пользование (перегрузка) [8, р.41]. Это утверждение в полной
 мере подходит к воззрениям Бэйтса на причины ухудшения зре-
 ния. Вам, если вы хотите улучшить зрение, надо будет избегать
 указанных форм использования глаз.
  Неправильное использование глаз, фактически, означает
 комбинацию недоиспользования глаз с их переиспользованием.
  Недоиспользование (недогрузка) глаз заключается в том,
 что:
  глаза смотрят на объекты пристально, не двигаясь (глаза
 все время должны быть в движении);
  при зрении используются края сетчатки (глаз должен смот-
 реть на объекты точкой наиболее острого зрения - центральной
 ямкой). Одним из результатов такого недоиспользования глаз
 является амблиопия, часто встречающаяся при косоглазии.
  Переиспользование глаз (их перегрузка) заключается в
 том, что глаза при зрении напрягаются (зрение должно быть бе-
 зусильным, глаза должны научиться расслабляться и работать в
 расслабленной манере, сохраняя состояние релаксации в любых
 условиях). Результатом перегрузки в зависимости от обстоя-
 тельств может быть миопия, гиперметропия или астигматизм.
  Для того, чтобы избежать негативных воздействий непра-
 вильного использования глаз, их переиспользования и недоис-
 пользования, вам, вне зависимости от вашего вида нарушения
 зрения, надо придерживаться трех принципов лечения [8,
 р.140-141]:
  1. ПРИНЦИП УСТРАНЕНИЯ. Надо научиться избавляться от
 привычки пристального смотрения или приложения каких-либо
 усилий увидеть интересующий вас объект путем правильного ис-
 пользования глаз при чтении, письме, шитье, просмотре кино-
 фильмов, работе с проверочной таблицей и т.д. Бэйтс пишет по
 этому поводу: "Процесс видения пассивен. Вещи видятся точно
 так же, как они осязаются, слышатся или пробуются на вкус,
 без усилия или подключения силы воли со стороны субъекта.
 Когда зрение идеально, буквы на проверочной таблице ждут, со-
 вершенно черные и совершенно отчетливые, чтобы их узнали. Их
 не надо добиваться - они там. При плохом зрении их ищут и до-
 биваются, т.е. чтобы увидеть их, прикладывается усилие" [16,
 р.52]. Г.Пеппард продолжает: "Помните - на какой бы объект вы
 ни смотрели - на слово ли на странице, на пейзаж ли - вам на-
 до добиваться такого эффекта, когда объект приходит в расс-
 лабленный глаз, а не глаз пытается достать его" [73, р.26].
 Очень важно для разбиения привычки пристального смотрения де-
 лать периодические моргания.
  2. ПРИНЦИП СТИМУЛЯЦИИ. Необходимо улучшить кровоснабже-
 ние и чувствительность сетчатки с помощью солнечных лучей,
 дыхания, центральной фиксации, концентрации на пламени свечи,
 чтения мелкого шрифта на хорошем освещении и при свете свечи
 и т.д. Полезным будет и укрепление мышц глаз с помощью упраж-
 нений из раздела 3.7.
  3. ПРИНЦИП РАССЛАБЛЕНИЯ. Вам надо делать упражнения на
 расслабление психики и глаз: пальминг, перемещения и раскачи-
 вания (большие и малые повороты), воспоминание букв и объек-
 тов, смотрение на чистую поверхность, небо или зеленую траву
 без усилия и т.п.
 
 .............................................................
 
  Все встречающиеся при лечении случаи Р.С.Агарвал подраз-
 деляет на три категории [8, р.144-145]:
  1. ЛЕГКО ИЗЛЕЧИМЫЕ. Обычно это головные боли, напряжен-
 ное состояние глаз, низкие степени аномалий рефракции. Сюда
 же можно отнести пациентов, которым нужны профилактические
 меры против аномалий рефракции.
  Этой категории страдающих нарушениями зрения полезно на-
 учиться правильному использованию глаз, пальмингу, морганию,
 чтению проверочной таблицы, чтению мелкого шрифта.
  2. ИЗЛЕЧИВАЕМЫЕ С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ТРУДНОСТЯМИ. Сюда отно-
 сятся случаи высоких степеней аномалий рефракции, ранние ста-
 дии глаукомы, нарушений в работе сетчатки или ранние стадии
 катаракты, плавающие перед глазами частицы, амблиопия и ко-
 соглазие.
  Эти случаи требуют более частых и упорных тренировок.
  3. ЧАСТИЧНО ИЗЛЕЧИВАЕМЫЕ. Это высокие степени аномалий
 рефракции, включая высокую степень миопии с дегенерацией сет-
 чатки, поздние стадии глаукомы, дегенерация макулы, атрофия
 зрительного нерва и т.д.
  В таких случаях обычно рассчитывать на очень высокие ре-
 зультаты не приходится. Прежде чем приступить к упражнениям
 активного характера, этой категории больных надо научиться
 правильным методам перемещения глазного яблока и методам рас-
 слабления.
  К методам расслабления относятся пальминг, большие пово-
 роты, мысленное перемещение и раскачивание, мысленное предс-
 тавление букв или точки и т.п.
  К упражнениям активного характера относятся упражнения с
 открытыми глазами - центральная фиксация с использованием
 проверочной таблицы, ее чтение на различных расстояниях, чте-
 ние таблицы ручного формата (т.е. форматом с книгу, например)
 "Основные сведения о зрении" (с ней вы встретитесь позже) или
 мелкого шрифта на хорошем освещении и при свете свечи, упраж-
 нения с применением белых пространств между строками текста и
 др.
 
 .............................................................
 
  Упражнения с применением проверочной таблицы надо стро-
 ить таким образом, чтобы чередовать упражнения активного ха-
 рактера с упражнениями на расслабление плюс дополнительные
 упражнения.
  К дополнительным упражнениям относятся различные игры с
 применением мяча (футбол, пинг-понг и др.), шитье, письмо,
 игра в карты, прогулки, чтение, составление головоломок и
 т.д. Все эти виды занятий позволяют активно использовать раз-
 личные методы расслабления и воспитывают в человеке правиль-
 ные привычки смотрения. Подробнее об этом смотри главу 5.
 
 .............................................................
 
  Сделайте свои занятия с проверочной таблицей (а также
 любые другие упражнения) веселыми развлечениями, а не фор-
 мальными упражнениями. Особенно это важно, когда речь идет о
 детях. Помните: скука - это напряжение, напряжение - это пло-
 хое зрение.
 
 
 .............................................................
 
  КАК ЗАПИСЫВАТЬ СВОЙ ПРОГРЕСС
 
  Мощным стимулом к упорным занятиям является ведение за-
 писей своего прогресса в улучшении зрения. Многие люди прак-
 тически не замечают улучшения в своем зрении из-за плавности
 этого процесса и из-за его относительной длительности. Когда
 же человек наглядно видит, каким было его зрение в начале за-
 нятий и каким оно стало сейчас, в нем появляется сильное же-
 лание продолжить тренировки зрения.
  Для того, чтобы вести записи о прогрессе зрения, вам не-
 обходимо правильно измерить остроту своего зрения. Как это
 сделать без помощи врача?
  Если вы приобрели себе проверочную таблицу Сивцева, ко-
 торая можно встретить в любом глазном кабинете, вы наверно
 обратили внимание на цифры слева и справа от рядов оптотипов
 (Оптотипы - это специально подобранные знаки для определения
 остроты зрения. В качестве оптотипов могут выступать буквы,
 цифры, кружочки и т.д.). Слева от рядов букв в таблице Сивце-
 ва стоит цифра, означающая расстояние в метрах, с которого
 данная строка должна читаться при нормальном зрении человека.
 Так, например, слева от первой строки из букв "Ш" и "Б" стоит
 число 50,0. Это означает, что человек с нормальным зрением
 должен читать эту строку с расстояния 50 метров. Слева от де-
 сятой строки стоит число 5,0. Это означает, что человек с
 нормальным зрением должен читать десятую строку с расстояния
 5 метров.
  Справа от строк стоят другие числа. Они означают остроту
 зрения человека, соответствующую чтению данной строки с расс-
 тояния 5 метров. Так, если человек читает десятую строку с
 расстояния 5 метров, то это значит, что острота его зрения
 1,0. Если он с 5 метров читает лишь третью строку, то острота
 его зрения равна 0,3.
  Вам, когда вы приступите к тренировкам, надо повесить
 такую проверочную таблицу на хорошем освещении на расстоянии
 5 метров от себя и, пододвигаясь к таблице, отметить, с како-
 го расстояния вы способны сейчас прочитать без приложения
 больших усилий десятую строку таблицы. Проверка, разумеется
 делается со снятыми очками для каждого глаза в отдельности.
 Другой глаз надо прикрыть ладонью, сложив ее чашкообразно,
 так, чтобы не давить на глазное яблоко. Пусть для левого гла-
 за это будет 3, 2 метра, а для правого глаза - 2,5 метров.
 Запомните эти числа.
  Запись состояния зрения в дальнейшем будет осуществлять-
 ся в виде дроби. В числителе дроби вы будете записывать расс-
 тояние, с которого вы смогли разглядеть десятую строку, в зна-
 менателе - расстояние, с которого эта строка должна читаться
 с нормальным зрением. Итак, вы смогли прочитать десятую стро-
 ку с расстояний 3,2 метра (правый глаз) и 2,5 метра (левый
 глаз), а должна она была читаться с расстояния 5 метров. Сле-
 довательно, запись состояния вашего зрения будет выглядеть
 примерно так:
 
  4 октября 1988 года.
  П.г. - 3,2/5,0
  Л.г. - 2,5/5,0
 
  25 января 1989 года.
  П.г. - 4,5/5,0
  Л.г. - 3,8/5,0
  При данной форме ведения записи, т.е. при ориентировке
 только на десятую строку в знаменателе дробей у вас всегда
 будет стоять число 5,0.
  В принципе, вместо десятой строки вы можете взять любую
 другую: хотите - первую, хотите - вторую и т.д. Тогда число в
 знаменателе у вас поменяется на новое - на то, что стоит сле-
 ва от выбранной вами строки. Выбор строки ниже или выше деся-
 той будет определяться наличием достаточного пространства в
 вашей комнате и состоянием вашего зрения.
 
 ............................................................
 
  Для тестирования зрения на близком расстоянии существуют
 аналогично устроенные таблицы ручного формата. Запись состоя-
 ния зрения при этом производится следующим образом. Возьмите
 проверочную таблицу ручного формата "Основные сведения о зре-
 нии" (см.рис.11). Держа ее на расстоянии около 25 сантиметров
 от глаз, читайте ее одним глазом, прикрыв другой ладонью та-
 ким образом, чтобы избежать давления на глазное яблоко. Зре-
 ние записывается в виде буквы "О" (от слова "Основные") с
 цифрой через тире. Цифра означает порядковый номер самого
 мелкого шрифта (номер абзаца), который вы смогли прочитать
 данным глазом. Предположим, вы прочитали четвертый абзац с
 расстояния 25 сантиметров правым глазом. Тогда ваше зрение
 запишется так:
 
  П.г. О-4 с 25 сантиметров.
 
 .............................................................
 
  Поскольку для вас важно не то, насколько ваше зрение со-
 ответствует нормам, а сколь быстро идет прогресс, вы можете
 самостоятельно сделать проверочную таблицу, выбрав произволь-
 но размеры букв в строчках и воспользовавшись помощью товари-
 ща с заведомо нормальным зрением. Проставьте слева от нарисо-
 ванных вами рядов численные значения в метрах дистанций, с
 которых ваш приятель смог прочитать эти ряды. А дальше запись
 зрения производится в указанной выше форме.
  Поскольку таблицы для зрения вдаль довольно просто нари-
 совать, проблем с их доставанием или изготовлением не будет.
 Что же касается таблиц ручного формата, то сделать их можно
 двумя способами.
  1. Напечатать с фотопленки с каким-нибудь тектом куски
 этого текста таким образом, чтобы размер букв в первом куске
 был чуть больше обычного, во втором - нормального размера
 (как в этой книге), в третьем - поменьше и т.д. Наклейте эти
 куски на картон таким образом, чтобы размер шрифта в кусках
 уменьшался сверху вниз. Теперь вы можете воспользоваться по-
 мощью своего друга с нормальным зрением.
  2. Этот способ полегче - вам надо просто поискать старые
 журналы и газеты с разными размерами шрифтов. Вырежьте из них
 целые абзацы или отдельные предложения и наклейте на кусок
 картона в порядке уменьшения размера шрифта сверху вниз. А
 что делать дальше, вы уже знаете.
 
 .............................................................
 
  Со временем, когда ваше зрение станет нормальным, вы
 увидите, что нормальность зрения можно проверить с помощью
 очень простого теста. Когда зрение нормально, все буквы и на
 расстоянии, и вблизи кажутся одинаково черными, в то время
 как человеку с плохим зрением они видятся имеющими различные
 оттенки черного, например, серыми.
 
 .............................................................
 
  Большую помощь в восстановлении зрения может оказать
 движение от противного, т.е. когда вы на собственном опыте
 почувствуете, какие факторы приводят к ухудшению зрения. В
 следующий раз избежать их будет легче. Научившись сознательно
 ухудшать свое зрение чрез пристальное смотрение, напряжение
 глаз, эксцентрическую фиксацию или приложение усилия увидеть
 объект, вы быстро поймете, в чем причина ухудшения вашего
 зрения. Тогда достижение расслабления, центральной фиксации и
 т.д. станет задачей более легкой, чем она была раньше.
 
 .............................................................
 
  Приступая к лечению аномалий рефракции, полезно усвоить,
 на чем основан принцип некоторых из описанных ниже упражне-
 ний.
  Как было сказано ранее, причиной ухудшения зрения явля-
 ется усилие увидеть. Усилие увидеть удаленные объекты приво-
 дит к миопии, т.е. влечет за собой удлинение глазного яблока.
 Усилие увидеть ближние объекты приводит к гиперметропии, т.е.
 влечет за собой укорочение глазного яблока.
  Таким образом, мы можем сказать, что усилие увидеть уда-
 ленные объекты может привести к следующим результатам:

<< Пред.           стр. 20 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу