<< Пред. стр. 22 (из 32) След. >>
УПРАЖНЕНИЕ N 83Практикуйте центральную фиксацию с помощью проверочной
таблицы ручного формата, держа ее в руке или на расстоянии до
90 сантиметров при хорошем освещении. Потом прочитайте 3
страницы текста из какой-нибудь книги, держа ее при тусклом
освещении на таком расстоянии, чтобы читать было трудно, т.е.
надо было читать с напряжением. Чередуйте центральную фикса-
цию на таблице и чтение при тусклом свете.
Чтобы создать себе "тусклое освещение", вы можете ук-
рыться покрывалом темного цвета таким образом, чтобы свет под
ним позволял осуществлять чтение мелкого шрифта, расположен-
ного на расстоянии около 25 сантиметров с некоторым трудом.
.............................................................
4. Каждый день почаще читайте проверочную таблицу с рас-
стояния от трех до шести метров при хорошем освещении, не за-
бывая о мягком моргании. Начинать лучше с метров трех, посте-
пенно увеличивая дистанцию. Сочетайте чтение таблицы с паль-
мингом, делая его и как отдельное упражнение. При чтении таб-
лицы можно делать различные покачивания (повороты), постепен-
но сокращая их амплитуду и обращая внимание на движение таб-
лицы в сторону, противоположную вашему повороту [10, р.63].
5. Избегайте усилий при взгляде на удаленные объекты.
6. Наблюдайте за движением объектов по сторонам от вас
во время прогулки или вождения машины.
.............................................................
При работе с проверочной таблицей вам надо обратить осо-
бое внимание на то, чтобы вы не пользовались ею, как пишет
М.Д.Корбетт, с целью убедиться, "сколько же строк вы на ней
сможете увидеть" [47, р.38]. Если вы будете пытаться это де-
лать, вы неизбежно начнете напрягать зрение. Поэтому, реко-
мендует М.Д.Корбетт, вам надо добиться чувства безразличия к
тому, что вы хотите увидеть. Тогда к вам придет ощущение ос-
вобожденного зрения.
Однако, некоторым людям, у которых проверочная таблица
ассоциацируется с проверкой зрения, так и не смогут на первых
порах избавиться от этого чувства. Прогресс их замедлится,
что, конечно, нежелательно. Поэтому вместо проверочной табли-
цы желательно воспользоваться чем-нибудь другим аналогичным,
но повеселей. Вы можете последовать совету М.Д.Корбетт и из-
готовить самодельную таблицу для тренировки [47, р.39-51].
Описание процесса изготовления таблицы здесь приведено с уче-
том принципа, заложенного Корбетт в упражнения с ней. Этот
принцип - принцип знакомства с объектом зрения - потребовал
адаптации порядка изготовления таблицы к русскому алфавиту
(поскольку не все занимающиеся владеют английским языком), а
также всех последующих упражнений с ней, которые будут приве-
дены нами ниже.
Достаньте лист ватмана длиной около 1 метра и несколько
старых журналов, которые можно пустить на разрезание. В верх-
ней части листа бумаги приклейте какое-нибудь слово размером
с заглавие журнала "Огонек", "Здоровье" и т.п. Под ним, отс-
тупив на сантиметра 2,5, приклейте следующее слово или фразу
с буквами поменьше, размером, например, с заглавие журналов
"Вьетнам", "Наука и религия" и другие. Под ним приклейте сло-
во или фразу c еще более маленькими буквами, продолжая этот
процесс и уменьшая высоту букв до тех пор, пока в высота букв
в словах или фразах в самом низу листа не не составит около
сантиметра. Всего сделайте строк 20-25. В каждой строке, пос-
кольку они равны по ширине, а размер шрифта уменьшается свер-
ху вниз, будет разное количество слов. Верхняя строка будет
состоять всего из одного-двух слов, самая нижняя - это уже
целые предложения. При подборе журналов для таблицы учтите,
что слова из них, которые вы будете приклеивать к ватману,
должны иметь черный цвет.
Таким образом, вы сотворили объект более интересный для
рассматривания, нежели простая проверочная таблица.
После этого на карточке ручного формата напечатайте со-
держание всех наклеенных на лист строк в том же порядке. Под-
ставьте свои глаза солнцу во время выполнения больших поворо-
тов, а затем сделайте пальминг. Повесьте свое произведение
искусства на хорошем освещении и сядьте в 2 метрах или меньше
от него. Теперь вы готовы к работе. На этой таблице вам надо
делать следующее упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ N 84
Поднесите карточку ручного формата так близко к глазам,
как это только можно, чтобы вы могли еще ее видеть. Прочитай-
те верхнюю строку на ней с этого расстояния, потом прочитайте
ее на расстоянии вытянутой руки, чередуя такое чтение на
близком и более далеком расстоянии 2-3 раза. Затем быстро
посмотрите на верхнее слово на дальнем листе бумаги. Оно дол-
жно стать четче. Закройте глаза и сделайте малые повороты го-
ловой, глубоко дыша. Затем посмотрите несколько раз на вторую
строку карточки ручного формата на близком расстоянии, потом
на расстоянии вытянутой руки и, наконец, посмотрите на вторую
строку вдали. Теперь закройте глаза и "напишите носом"
(см.раздел 3.7) то, что вы видели, но буквы при этом предс-
тавляйте в более четком виде, чем вы их видели на самом деле.
Вновь взгляните на ту же строку вдали. Она должна быть видна
лучше.
Продолжайте процесс чтения вниз до тех пор пока это
возможно без каких-либо дискомфортных ощущений: сначала чита-
ем карточку ручного формата вблизи, потом ее же на расстоянии
вытянутой руки и, наконец, бросаем взгляд на лист с наклеен-
ными фразами вдали. Не забывайте о необходимости глубоко ды-
шать и всегда отдыхать (чтобы поддерживать глаза во время их
работы в расслабленном состоянии) при переходе от одной стро-
ки к другой, делая повороты головой, а затем и "письмо носом"
между строками. Этого достаточно для вашего первого занятия.
На следующем занятии с этой же дистанции вы сможете продви-
нуться немного дальше вниз по строкам шрифта. Наступит день,
когда с этой же дистанции вы увидите их все. Тогда вы сможете
отодвинуть свой стул на полметра назад. Не двигайтесь назад
слишком быстро (раньше времени), иначе вас подстережет уси-
лие, которое помешает работе. Это упражнение на безусильное
видение, возможно, является вашим первым опытом подобного
смотрения, поскольку даже в очках глаза прикладывают усилие,
чтобы увидеть. Лучших результатов с этой же дистанции можно
достичь, если вы представите, что ваши глаза - это кисти ху-
дожника и вы проводите ими линию белой краски под словами.
Это позволяет сосредотачивать внимание на чистом (пустом) фо-
не, что не влечет за собой никакого усилия.
Причиной, по которой используется карточка ручного фор-
мата, смотря сначала на строку на ней на таком близком расс-
тоянии, какое это только возможно, а затем на ту же строку
вдали, является то, что в этом случае все это осуществляется
без психического напряжения, что позволяет и в процессе зре-
ния избежать напряжения. Глаз будет, таким образом, запоми-
нать чувство расслабленного видения, и в вас начнет формиро-
ваться привычка правильного зрения. Всякую тренировку глаз
будет добиваться проблесков хорошего зрения. В следующий раз
оно дастся вам легче. С каждым разом длительность проблесков
будет возрастать, пока они, слившись вместе, не превратятся в
один сплошной проблеск - нормальное зрение.
Бывает, что зрение одного глаза сильнее зрения другого.
Прежде чем вы добьетеь нормального зрения, оба глаза надо
уравнять в своих возможностях. Поэтому проводите с более сла-
бым глазом такие же уроки, но садитесь при этом достаточно
близко к таблице, чтобы у него появился шанс увидеть. Прик-
ройте более сильный глаз повязкой, пластырем или еще чем-ни-
будь, но так, чтобы оба глаза имели возможность вместе откры-
ваться и закрываться. Не делайте каких-либо усилий и не нап-
рягайтесь при разглядывании строки. Это только помешает вам.
В исполнении упражнений должна быть легкость. Если вы будете
делать глубокий вдох, а затем выдох всякий раз, когда смотри-
те вдаль, вас приятно удивит зрение, возвращающееся к вам.
Помните всегда - миопический глаз может хорошо видеть. Когда
вы научитесь расслаблять две косые мышцы, которые удерживает
глаз удлиненным постоянно, он будет становиться площе и вы
будете так же хорошо видеть вдаль, как и на близком расстоя-
нии. Помните: ваши глаза практически ничем не хуже глаз чело-
века с нормальным зрением, если не считать способа их исполь-
зования.
.............................................................
Сделайте себе еще одну таблицу для тренировки зрения. В
этой таблице активно используется принцип знакомства человеку
объекта зрения, что позволяет избежать напряжения при его
разглядывании.
УПРАЖНЕНИЕ N 85
(на таблице с буквами Р В О)
Достаньте лист белого ватмана длиной в 0,5-0,6 метра.
Нарисуйте на нем строки букв в описанном ниже порядке (сверху
вниз). Если у вас нет для этого кисти, сделайте себе тампон
из кусочка хлопчатобумажной ткани на конце ручки и окуните
его в черные чернила (желательно, тушь). Потренируйтесь в ри-
совании букв этим тампоном, прежде чем окончательно зафикси-
руете их на листе ватмана.
Нарисуйте верхнюю строчку Р В О высотой в 7,5 сантимет-
ра, следующую строку А О С - высотой в 5 санитимаетров,
третью строку С З Т - высотой в 4,5 сантиметра, следующую
строку С В Р - высотой в 3,5 сантиметра, Л Р О - в 2,5 санти-
метра, А А Е - в 2 сантиметра, Б Т З - немного меньше преды-
дущей, Л И Р - в 1,3 сантиметра, Е Т Е - немного меньше пре-
дыдущей, Н М Н - высотой в 0,6 сантиметра, И Н И - еще мень-
шей высоты и, наконец, Е Е Е - высотой около 0,3 сантиметра.
Не стоит заботиться слишком об аккуратности и совершен-
стве своего рисунка. Здесь важно построить основу для выпол-
нения формирующих ваше зрение упражнений, в которых исключа-
лось бы всякое напряжение.
Пусть тушь хорошенько подсохнет, а затем повесьте лист
с буквами на стену на хорошем освещении. Стоя близко к напи-
санным буквам, прочитайте слова, образованные ими сверху
вниз: "РАССЛАБЛЕНИЕ ВОЗВРАТИТ МНЕ ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ".
Теперь вы знаете, какие там буквы, и можете, таким об-
разом, вспомнить их, не подвергая глаза проверке. Подготовьте
их к упражнению, сделав соляризацию (подставив глаза под сол-
нце или другой источник света), пальминг и повороты. Сядьте
затем напротив таблицы на таком расстоянии, с которого верх-
няя строка видна четко.
Вновь закройте глаза и, уже зная, какие там слова, мыс-
ленно вычислите, какие буквы должны быть на второй строке.
"Напишите" их носом и, выдыхая воздух, забранный вами после
глубокого вдоха, откройте глаза и проскользните взглядом (и
вниманием) под ними. Вероятно они выявятся четче проблеском.
Если они не станут четче, то закройте снова глаза и указа-
тельным пальцем напишите эти буквы на своей ладони. Затем,
выдыхая, вновь посмотрите на буквы.
Если и это окажется безрезультатным, то поднесите свой
стул немного ближе, чтобы цели можно было добиться легким, а
не напряженным зрением. Возможно наградой вам будет несколько
прекрасных проблесков улучшенного зрения.
Не забывайте при переходе от одной строки к другой зак-
рывать глаза и делать повороты головой из стороны в сторону.
Продолжайте эти небольшие повороты головой и во время смотре-
ния на таблицу.
Идите вниз по таблице, состоящей из пяти слов, вспоми-
ная каждую строку, прежде чем бросить на нее взгляд. Если вы
будете делать это расслабленно, не пытаясь напрячь зрение, то
вы , возможно, одолеете половину строк на этом листе. Не ос-
танавливайтесь на достигнутом слишком долго. Проходите по 4-5
строк за каждый урок и превышайте свое дотижение в следующий
раз.
Это упражнение, помимо обучения зрения безусильному ви-
дению, очень помогает как упражнение на самовнушение. Фраза
"РАССЛАБЛЕНИЕ ВОЗВРАТИТ МНЕ ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ", повторенная много
раз за время выполнения упражнения, служит примером примене-
ния методов аутотренинга в улучшении зрения.
УПРАЖНЕНИЕ N 86
("МЕТКИЙ СТРЕЛОК")
Расположите таблицу с буквами Р В О на таком же хорошем
освещении, что и таблица со словами из журналов. Прежде чем
вы приступите к упражнению, прочитайте следующие три верти-
кальные строки: "РАССЛАБЛЕНИЕ ВОЗВРАТИТ МНЕ ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ." В
качестве подготовки к упражнению сделайте соляризацию, паль-
минг и повороты. Вы готовы к тренировке.
Держа один конец линейки длиной в 1 метр за кромку
близко к своему носу, направьте другой конец на верхнюю стро-
ку букв Р В О. Моргните быстро, глядя на ближней конец линей-
ки. Это положение "Приготовиться!" Скользните взглядом к
дальнему концу линейки, моргая все время при этом. Это уже
положение "Целься!" Затем рывком преодолейте расстояние до
буквы "Р". Это уже "Огонь!" Закройте глаза и, не забывая о
дыхании, сделайте повороты. После этого вновь повторите все
этапы "Приготовиться!", "Целься!", "Огонь!", но уже для буквы
"В". Снова отдохните и повторите все с буквой "О".
Это упражнение направлено на развитие аккомодации, под-
вижности и централизации. Проупражняйтесь таким образом на
нескольких строках. Лучших результатов вы добьетесь, если при
переходе от одной строки к другой вы будете делать пальминг,
особенно по мере приближения к строкам из маленьких букв.
После того, как вы достигнете пределов своих возможностей,
сделайте основательную соляризацию и пальминг.
..............................................................
Во время выполнения всех упражнений на зрение старай-
тесь превращать их в процесс ПОИСКА объектов, а не в процесс
их РАЗГЛЯДЫВАНИЯ. Это позволит избежать пристального смотре-
ния и активно задействует центры наиболее острого зрения
глаз.
М.Д.Корбетт приводит в своей книге пример, прекрасно ил-
люстрирующий сказанное. Одна секретарша, чтобы развить в себе
эту привычку, придумала для себя упражнение, которое она де-
лала на своей работе. Она прикрепила маленькую звездочку из
серебристой фольги на темную дверную коробку напротив своего
стола. В часто выдававшиеся свободные минуты она скользила
своим взглядом вверх-вниз по дверной коробке в поисках звез-
дочки. На первых порах она ничего не видела, но она знала, на
каком расстоянии от верха двери следует ее искать, и потому
ежедневно занималась своеобразным обследованием двери. Однаж-
ды неожиданно звездочка проблеснула, и, несмотря на ее малые
размеры, женщина ясно ее увидела. Куда бы не перемещала убор-
щица эту звездочку, секретарша неизменно водружала ее на мес-
то и часто на ней тренировалась, пока, наконец, не стала ви-
деть ее постоянно, а не проблесками.
Отметим, что М.Уиндолф также рекомендовал использовать
яркие, блестящие объекты для практикования перемещений и рас-
качиваний, поскольку тренироваться на них легче. В качестве
таких объектов хорошо было бы применить бутылочки от детского
питания, фольгу от конфет и т.п. [81].
Используйте такой процесс поиска и в работе с таблицей
из букв Р В О. Вы знаете, какие там должны быть буквы. Если
вы их забыли, подойдите поближе к таблице и освежите свою па-
мять. Помните, что цель этого упражнения не проверка вашего
зрения.
.............................................................
Вот еще одно упражнение, рекомендуемое М.Д.Корбетт для
близоруких.
УПРАЖНЕНИЕ N 87
(упражнение на таблице "дебко")
По верхнему краю таблицы "дебко" (см.рис.12) проведены
две черные линии, у каждого конца которых поставлено по чер-
ной точке. Путем медленных легких поворотов головы направляй-
те свой нос от одной точки, скользя взглядом под этими линия-
ми, до другой точки взад-вперед до тех пор, пока эти линии не
покажутся скользящими в сторону, противоположную от направле-
ния перемещения вашего взгляда. Повторите это упражнение на
нижней части таблицы. Теперь закройте глаза и делайте поворо-
ты головой, вспоминая черные линии. Когда вы вновь откроете
глаза, скользите взглядом по белому пространству между двумя
линиями - сначала в верхней части таблицы, затем в нижней.
Это упражнение может помочь вам сделать более четким расплыв-
шийся шрифт как на близком расстоянии, так и в отдалении.