<< Пред. стр. 25 (из 32) След. >>
к нему людей без того, чтобы он был вынужден все время смот-реть в одну и ту же сторону.
2. Не следует подносить какие-либо вещи слишком близко к
носу ребенка, чтобы привлечь его внимание.
3. Следует избегать каких-либо резких и неожиданных дви-
жений вокруг ребенка, поскольку способность к аккомодации у
него еще не развита в достаточной степени.
4. Ребенка следует держать таким способом, чтобы каждый
его глаз работал приблизительно под одинаковой нагрузкой,
иначе он может привыкнуть к использованию только одного гла-
за. Если это произойдет, то постепенно второй глаз будет иск-
лючен из работы мозгом путем поворота его в какую-нибудь сто-
рону.
.............................................................
Для маленьких детей довольно трудно даются упражнения
типа пальминга, мысленного представления и др., требующие оп-
ределенного уровня психических способностей, до которого им
надо еще подрасти. Поэтому обычно для них рекомендуется толь-
ко ношение повязки над глазом, который смотрит прямо. При
этом косящий глаз должен постепенно овладевать центральной
фиксацией пока это свойство нормального глаза не вернется к
нему в полной мере. Время ношения повязки надо увеличивать
постепенно,
Если ребенок очень мал и повязка раздражает его и зас-
тавляет плакать, то снимайте ее по прошествии 5 минут ноше-
ния. Когда он постепенно привыкнет к ней, то время ношения
можно постепенно увеличивать, пока ее не удастся носить целый
день без какого-либо дискомфорта. Было бы хорошо, если бы вы
развили у ребенка некий положительный рефлекс, напевая, нап-
ример, песенку, которая ему очень нравится, только тогда,
когда он надевает повязку. Таким стимулом может быть любая
вещь, которая приятна ребенку. Некоторые дети охотно соглаша-
ются носить повязку, если их мамы или врач тоже надевает ее,
чтобы составить ему компанию [73, р.122-123].
Но есть и другие советы, которые могут быть использованы
при лечении как взрослых, так и детей:
1. Прежде всего необходимо снять напряжение всеми дос-
тупными вам средствами. Для этого еще раз просмотрите главу
3.
2. Одновременно необходимо нормализовать питание. "Такие
простые советы типа прикрытия "хорошего" или доминирующего
глаза, чтобы заставить функционировать другой глаз, могут
очень быстро стать эффективными как только питание будет вос-
становлено до нормы, а напряжение будет снято. Однако то же
самое лечение, примененное без предварительного или одновре-
менного уделения внимания общему физическому или эмоциональ-
ному фону может довольно легко привести к еще большему ухуд-
шению зрения или дополнительному расстройству еще где-нибудь
в организме" [80, р.21-22].
3. Очень полезным при косоглазии считается соляризация
глаз. Расслабляющее действие солнечных лучей велико. П.Брэгг
пишет, что после приема солнечных ванн, глаза никогда сразу
не косят в такой же степени как и до соляризации [44, р.23].
4. Если ношение повязки не является достаточным для кор-
рекции косоглазия (а это не редкость), то косящему глазу, не
прикрытому повязкой, надо давать те же самые упражнения, что
и для миопов, если косящий глаз миопический, и для гипермет-
ропов, если этот глаз гиперметропический. Просмотрите разделы
4.1. и 4.2. Каков бы ни был случай, упражнения следует делать
регулярно как при надетой повязке, так и без нее [73, р.123].
5. При исполнении больших поворотов всегда становитесь
таким образом по отношению к проверочной таблице, чтобы кося-
щий глаз стремился для взгляда на нее повернуться в сторону,
противоположную направлению своего отклонения. Если, напри-
мер, ваш правый глаз косит внутрь (к носу), то станьте к таб-
лице правым боком. При работе этим глазом надо использовать
все свойства нормального глаза - центральную фиксацию, пере-
мещения и моргание. Игнорирование этих привычек правильного
зрения было бы большой ошибкой [73, р.123].
.............................................................
Близкое по смыслу к сказанному упражнение рекомендует
К.Хакетт [56, р.179-180].
УПРАЖНЕНИЕ N 91
(УПРАЖНЕНИЕ С ЗЕРКАЛОМ)
Станьте спиной к зеркалу (см.рис.13). Если ваш левый
глаз косит внутрь, то прикройте правый глаз одной рукой и
смотрите прямо перед собой левым глазом. Поверните верхнюю
часть тела влево, позволяя своему взгляду дрейфовать вместе с
движением тела до тех пор, пока вы не увидите свой левый глаз
в зеркале. После этого вернитесь в исходное положение. Проде-
лайте это упражнение 6 раз. Затем прикройте левый глаз и по-
ворачивайтесь в правую сторону, чтобы увидеть свой правый
глаз в зеркале. Это проделайте меньшее, чем в первом случае,
количество раз, например, 2-3 раза.
Если у вас правый глаз косит внутрь, то все сделайте на-
оборот.
Если ваш левый глаз повернут наружу, прикройте правый
глаз и поворачивайтесь вправо до тех пор, пока не увидите
уголок своего глаза в зеркале. Проделайте это 4-6 раз. Затем
прикройте левый глаз и дважды повернитесь влево (настолько,
чтобы увидеть свой левый глаз в зеркале).
Если наружу повернут правый глаз, то все сделайте наобо-
рот.
.............................................................
Ниже мы приведем методику М.Д.Корбетт, рекомендуемую ею
для лечения косоглазия. Привлекательность ее методики по
сравнению с рекомендациями других авторов (самого Бэйтса,
Пеппарда, Бэнджамина и некоторых других) заключается в четкой
регламентированности этапов, комплексности подхода к лечению
и простоте предлагаемых упражнений. Методика приводится в со-
ответствии с одной из наиболее известных работ Корбетт [47,
р.75-81].
Для того, чтобы избавиться от косоглазия вам надо будет
пройти 3 этапа:
1. Расслабить и освободить натянутые мышцы глаз с тем,
чтобы они могли поворачиваться вместе, находясь в правильной
центровке. Это позволит расслабить напряженную мышцу, которая
уводит ваш глаз в сторону.
2. Этот этап заключается в возвращении макуле ее функ-
ции центра наиболее острого зрения. Дело в том, что глаз, ко-
торый отклонялся наружу или внутрь в течение длительного вре-
мени, привык видеть периферическим участком сетчатки, вместо
того, чтобы фиксировать рассматриваемый объект макулой. Чтобы
удержать такой глаз постоянно в правильном положении, необхо-
димо восстанавливать зрение макулой до тех пор, пока оно не
станет сильнее, чем первоначально сформировавшееся зрение
краем сетчатки, или, как это часто называется, ложной маку-
лой. Этот этап желательно проходить и более сильному глазу,
поскольку отклоняющийся глаз может тянуть за собой и другой
глаз.
3. Необходимо объединить зрение обоих глаз, т.е., изоб-
ражения, получившиеся в двух макулах, надо слить воедино пу-
тем сведения одних и тех же точек изображение вместе в один и
тот же момент времени (этот процесс слияния называется ФУЗИ-
ЕЙ). При косоглазии фузионная способность мозга нарушается.
Как только глаза добьются такого слияния, их уже не будет ус-
траивать никакое другое зрение. Слияние будет удерживать их
постоянно прямыми.
Итак, приступаем к лечению.
1-Й ЭТАП
Чтобы расслабить натянутые мышцы глаз, Корбетт рекомен-
дует воспользоваться соляризацией, следуя правилу "Немного,
но часто".
Помимо упражнений на соляризацию она в качестве расслаб-
ляющих упражнений рекомендует делать большие и малые повороты
(см.разделы 3.4.3. и 3.4.4.). Добавьте к этим поворотам еще
несколько их видов.
УПРАЖНЕНИЕ N 92
(ПОВОРОТЫ, СТОЯ СПИНОЙ К СОЛНЦУ)
Вы знаете, куда оттягивается ваш глаз: внутрь или нару-
жу. Если, например, левый глаз косит внутрь, то станьте спи-
ной к солнцу, прикройте прямосмотрящий глаз ладонью руки и
поворачивайте голову и локоть по кругу в сторону левого уха и
левого плеча, т.е. влево, так, чтобы косящий глаз мог увидеть
проблеск солнечного света. Делайте эти повороты ритмично по
10-12 раз так же часто, как и соляризацию глаз. Если же левый
глаз косит наружу, то, чтобы поймать проблеск солнца, повора-
чиваться надо в противоположную сторону, т.е. в сторону пере-
носицы (вправо). Помните, что это упражнение не физического
плана, поскольку вы не должны напрягать мышцы или сознательно
их тянуть. Это мягкое расслабляющее упражнение, действие ко-
торого основано на сильном желании глаз увидеть солнце в кон-
це каждого поворота. Делайте их мягко и ритмично, а не резко.
С каждым разом косящий глаз будет выглядывать немного дальше.
Если же солнца нет, то повернитесь спиной к зеркалу и ловите
проблески своего отражения в зеркале (см.упражнение N 91).
Можно использовать и какой-нибудь яркий источник света, пред-
ставив, что это солнце.
УПРАЖНЕНИЕ N 93
(САМОЛЕТНЫЕ ПОВОРОТЫ)
Если у вас, например, левый глаз косит вовнутрь, прик-
ройте правый глаз повязкой. Станьте, выставив свою правую но-
гу вперед. Наклонитесь вперед и направьте левую руку на носок
правой ноги, а затем укажите этой рукой на воображаемый само-
лет высоко в небе с левой стороны от вас. Левая рука при этом
сделает поворот на 180 градусов вверх. Мысли при этом у вас
должны быть такие: "Вниз к носку и вверх к самолету". Если вы
будете произносить это вслух, то вы можете быть уверены, что
вы глубоко дышите. За один подход достаточно сделать от 6 до
12 поворотов.
Если же ваш левый глаз косит наружу, вам следует указы-
вать правой рукой вниз на носок левой ноги и вверх в правую
сторону на воображаемый самолет. Другими словами, управляйте
косящим глазом, указывая рукой в направлении, в котором вы
хотите его повернуть, и используя ту руку, которой удобнее
всего указывать. Если в повороте нуждается правый глаз, то
для равновесия выдвиньте вперед левую ногу. Зная направление,
в котором вы хотите повернуть косящий глаз, подбирайте пово-
роты таким образом, чтобы центрировать его в нужном направле-
нии. Наклон вперед является дополнительной помощью в этом
процессе, поскольку стимулирует крообращение в районе глаз.
.............................................................
Описанных упражнений будет достаточно, чтобы расслабить
натянутые мышцы глаз, но если хотите, вы можете использовать
и другие упражнения, прежде всего, из разделов 3.3.1. -
3.3.3.
.............................................................
2-Й ЭТАП
Теперь вам надо стимулировать макулу более слабого (ко-
сящего) глаза. Для этого надевайте на более сильный глаз во
время прогулок у своего дома повязку - сначала, пока зрение
только формируется, на короткое, а затем и на более длитель-
ное время. Не носите ее до тех пор, пока вы не перестанете
нервничать при этом. Когда вы снимаете повязку, всегда делай-
те пальминг и, если это возможно, делайте еще и соляризацию.
Проделывайте все упражнения, описанные в главе 3 и раз-
делах 4.1.-4.4. в зависимости от того, каким видом нарушения
зрения страдает ваш косящий глаз. Во время выполнения этих
упражнений используйте только свой слабый глаз, добиваясь то-
го, чтобы он смотрел под углом, который вы хотите научить его
использовать. Если, например, левый глаз косит внутрь, то по-
верните свое левое плечо под прямым углом к таблице со слова-
ми. Если же он косит наружу, то к таблице поверните правое
плечо, так, чтобы левый глаз вынужден был смотреть в обратном
направлении через переносицу, чтобы увидеть слова на таблице.
На первых порах садитесь довольно близко к таблице и скользи-
те своим взглядом взад-вперед несколько раз под каждым словом
или фразой.
А теперь упражнение, использующее возвратно-поступа-
тельные движения и предназначенное для стимулирования макулы,
центра зрения.
УПРАЖНЕНИЕ N 94
Сделайте себе таблицу с буквами Р В О, описанную в раз-
деле 4.1. Для выполнения упражнения повесьте табли-
цу на хорошем освещении на расстоянии 1-2 метров от себя, в
зависимости от зрения вашего более слабого глаза. Прикройте
повязкой более сильный глаз. Возьмите в руки какую-нибудь
чистую неисписанную карточку. Вы знаете, что верхние три бук-
вы - это буквы Р В О. "Напишите" их печатными буквами своим
взглядом на белой карточке в руке, используя при этом нос в
качестве ведущего элемента. Затем, сделав глубокий вдох, пос-
мотрите на таблицу в отдалении и точно так же "напишите" их
печатными буквами несколько раз на ней. Когда буквы станут
четче, "раскачивайте" эту строку из стороны в сторону, пере-
водя взгляд от одного белого поля таблицы к другому и позво-
ляя буквам уходить с пути вашего взгляда так, что вы будете
видеть сначала белое поле с одной стороны таблицы, а затем -
белое поле с другой стороны. По мере тренировки у вас появит-
ся ощущение, что они действительно движутся из стороны в сто-
рону. Делайте пальминг и соляризацию после работы с каждой
строкой. Работайте лишь с той строкой, что легко вам дается,
но не работайте на ней слишком долго. Немного, но часто - вот
ваш принцип.
.............................................................
Другим способом развития нервов макулы является обуче-
ние чтению микроскопического шрифта.
УПРАЖНЕНИЕ N 95 (рис.14)
Возьмите таблицу, озаглавленную "Основные сведения о
зрении". С ней вы уже встречались. Проделайте всю подготови-
тельную работу, заключающуюся в выполнении больших поворотов,
соляризации и пальминге. Теперь прочитайте слабым глазом эту
таблицу вниз столько, сколько вы сможете сделать без усилия,
выполняя при этом короткие медленные повороты головой. Если
на каждом уроке вы будете добиваться такого расслабления, ка-
кое вам необходимо, то с каждым днем вы будете читать все
дальше и дальше вниз. Когда вы сможете увидеть несколько слов
микроскопического шрифта, то это значит, что вы действительно
стали искусны в этом деле. Постепенно вы сможете прочитать
все слова микроскопического шрифта. Когда это удастся сделать
более слабым глазом, тогда можно считать, что вы готовы к об-
ъединению двух центров зрения вместе.
..............................................................
3-Й ЭТАП
Чтобы без помощи специалиста по методу Бэйтса объединить
два центра зрения вместе, вам нужно сделать одно приспособле-
ние. Достаньте две палочки (шпонки) длиной около 30 сантимет-
ров. Отступив на 3 сантиметра от верха палочек, просверлите в
них по дырочке. Через эти дырочки проденьте бельевую веревку
длиной в 1 метр. На одном конце веревки сделайте узелок. К
другому концу привяжите какой-нибудь грузик. Может подойти
оловянный солдатик из набора, продающегося в магазине. Теперь
держите палочку со стороны узелка вертикально на расстоянии
7-8 сантиметров от своего носа, а другую палочку - на рассто-
янии 20 сантиметров перед первой. Оловянный солдатик будет
свободно висеть на дальнем конце веревки. Он будет держать