<< Пред.           стр. 26 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу

 веревку в натянутом состоянии. Медленно передвигайте дальнюю
 палочку взад-вперед, (то к носу, то от него). Наблюдайте сна-
 чала за тем, как отверстие в двигающейся палочке вбирает в
 себя веревку, когда вы придвигаете палочку к себе. Быстро
 моргайте во время этого процесса и не забывайте про дыхание.
 Когда палочки достаточно близко придвинутся друг к другу,
 начните вытягивать веревку. Теперь закройте глаза и вспоми-
 найте то, что вы видели, продолжая двигать палочкой взад-впе-
 ред. Затем с глубоким вдохом откройте глаза и продолжайте уп-
 ражнение.
  Повторяйте его по многу раз во время своей тренировки,
 до и после него делая пальминг. Если макулы каждого из ваших
 глаз окажутся в достаточной мере простимулированы, то однажды
 ближняя к вам палочка у вашего носа раздвоится. Ее верхушка
 покажется вам расщепившейся, сначала, возможно, всего на сан-
 тиметр, но по мере улучшения слияния размер расщепления будет
 возрастать до тех пор, пока не достигает 5-8 сантиметров. Эти
 два изображения М.Д.Корбетт назвала "воротами". По ее утверж-
 дению, их использование в ходе тренировки позволяет повысить
 результативность упражнений почти что в два раза.
  Пока человек с косоглазием не добьется однажды видения
 "ворот", что является сутью тренировки, и не добьется устой-
 чивости в их достижении, до тех пор слияние не будет постоян-
 ным. Делайте пальминг между каждой попыткой добиться "ворот".
 Когда вы сможете добиться и удерживать их, начните трениро-
 ваться, прохаживаясь по комнате и рассматривая объекты между
 ближними столбиками "ворот". То, что вы увидите между ними,
 будет представлять собой единое изображение.
 
 ..............................................................
 
  На этом ваша работа над своим зрением не заканчивается.
 Вам надо будет как можно больше следовать советам, приведен-
 ным в главе 3, соответствующем разделе главы 4 и рекомендаци-
 ям главы 5. Только тогда вы можете рассчитывать на избавление
 от косоглазия.
 
 
 
 
  5. ТРЕНИРОВКА ЗРЕНИЯ В ХОДЕ ДНЯ
 
  Как было определено выше, важнейшей задачей в тренировке
 зрения должно стать превращение формальных упражнений в бес-
 сознательные, автоматические привычки поведения глаз. Это
 станет возможным, если вы будете делать эти упражнения (с не-
 которыми изменениями) целый день, везде и всюду, чем бы вы ни
 были заняты. Ваш принцип при этом - "Понемногу, но часто".
  Приведем наиболее типичные ситуации, где вы можете сле-
 довать принципам правильного использования глаз, разработан-
 ных Бэйтсом.
 
  ЧТЕНИЕ
 
  Чтение является одним из наиболее распространенных видов
 зрительных нагрузок. Неправильные привычки зрения в ходе чте-
 ния способствуют ухудшению зрения. Посмотрим, какова примерно
 схема падения зрения в этом случае.
  Ч.Л.Томсон пишет, что при чтении глаза совершают движе-
 ния с относительно малой амплитудой [80, р.12]. Они при этом
 делают довольно быстрые движение с небольшой амплитудой вдоль
 длины строки и очень медленные, с еще меньшей амплитудой дви-
 жения по вертикали. В то же время, природа предусматривала
 для глаз значительно больший размах движений. При достаточно
 длительном процессе чтения с повторяющимися однообразными
 ритмическими движениями с малой амплитудой и практически в
 одном и том же направлении (слева-направо, или наоборот) по-
 является весьма вероятная угроза утери со временем способнос-
 ти к широким движениям глаз в непривычных при таком режиме
 работы направлениях. Мышцы глаз, двигающие их из стороны в
 сторону, при этом загружаются в достаточной степени, а те
 мышцы, что должны двигать глаза вверх-вниз, - испытывают нех-
 ватку движений. Нагруженные мышцы быстро утомляются, в то
 время как мышцы второй группы пребывают в инертном состоянии.
 Поскольку все эти мышцы окружают глазное яблоко, обладающее
 эластичностью, то возникающее в результате неравномерной заг-
 рузки аномальная натянутость одних мышц и расслабленность
 других приводят к утере глазным яблоком своей сферической
 формы. Результат - плохое зрение.
  Недостаток движений глаз в полной своей амплитуде, что
 наблюдается при чтении, приводит также к ослаблению глазных
 мышц и ухудшению кровоснабжения глаз. Кроме того, во время
 чтения книга держится на одной и той же дистанции в фиксиро-
 ванном положении. Это приводит к тому, что во время чтения
 глаза все время остаются сфокусированными на одну и ту же
 дистанцию, совершая при этом незначительные повороты из сто-
 роны в сторону. Это очень быстро их утомляет. Глазные мышцы
 мало чем отличаются от других мышц тела. Попробуйте некоторое
 время подержать руку в совершенно неподвижном положении, и вы
 очень скоро ощутите ноющую боль в ней, вызванную утомлением.
 Точно так же при длительном чтении утомляются глаза.
  Что же советуют делать последователи Бэйтса во время
 чтения? Ч.Л.Томсон пишет, что избежать описанных выше проблем
 довольно легко. Для этого достаточно по прочтении нескольких
 строк отрывать взгляд от книги и посмотреть на какой-нибудь
 объект вдали в течение 1-2 секунд. Кроме того, он рекомендует
 во время чтения плавно двигать книгу или голову с тем, чтобы
 дистанция между глазами и страницей часто менялась. Если же
 предстоит длительная зрительная работа, то еще одним способом
 обеспечения мышц глаз новым занятием является изменение угла,
 под которым держится книга. Тогда глаза вместо того, чтобы
 совершать простые повороты из стороны в сторону, будут дви-
 гаться по диагонали [80, р.28-29].
  Важным при чтении является движение взгляда не по самим
 буквам, а по белым полоскам, разделяющим строки. Эти полоски
 называются БЕЛЫМИ СТРОКАМИ. Движение взгляда по белой строке
 позволяет избежать ненужного напряжения зрения, появляющегося
 при попытке разглядеть буквы. Ее использование при чтении
 способствует излечению пресбиопии, гиперметропии, астигматиз-
 ма, многих случаев миопии и других неприятностей с глазами.
 Многим пожилым людям, только-только приступающим к чтению
 мелкого шрифта, бывает трудно справиться с ним. Таким пациен-
 там рекомендуется на первых порах перемещать свой взгляд по
 белым строкам. Это позволит их глазам расслабиться. Тогда
 легче станет и разглядеть мелкий шрифт.
  Прочному усвоению принципов использования белой строки
 для улучшения зрения поможет выполнение ряда упражнений. Вот
 одно из упражнений, рекомендуемых Р.С.Агарвалом [8,
 р.117-118]. (Аналогичные упражнения описаны и М.Д.Корбетт в
 своей работе [47]).
 
 
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 96
 
  Во время чтения представляйте в верхней части белой
 строки тоненькую белую полоску непосредственно под строкой
 букв на проверочной таблице или под строкой мелкого шрифта.
 Эта полоска - всего лишь плод вашего воображения, в действи-
 тельности ее нет.
  Представление белой линии должно осуществляться правиль-
 ным образом. Неправильный путь - это представление белой ли-
 нии и черных букв в одно и то же время. Это приводит к напря-
 жению, которое всегда размывает изображения черных букв и ме-
 шает мысленному представлению белой строки.
  Если пациент испытывает затруднения в представлении тон-
 кой белой полоски, то ему целесообразно представлять ее толь-
 ко под отдельными словами или группами слов, которые ему из-
 вестны. Тогда часто удается не только представить белую стро-
 ку, но и расширить ее до границ страницы. Как только это бу-
 дет достигнуто, зрение улучшится. Тогда процесс чтения пойдет
 быстро, легко и без каких-либо усилий. Но попытка фиксировать
 свой взгляд на черных буквах и пытаться их прочитать - это
 ошибочный путь. Очень немногие осознают это. При таком спосо-
 бе чтения неизбежны ошибки в чтении, в глазах появляются неп-
 риятные ощущения, а зрение ухудшается.
  Не всегда удается понять, направлены глаза на белую
 строку или же они читают, смотря на черные буквы. Чувство
 дискомфорта или боли в глазах свидетельствуют, что глаза не
 направлены на белую строку, как это думает читающий.
  Если читающему не удается вспомнить белую строку, то по-
 лезным будет закрыть глаза и попытаться представить ряд белых
 объектов: стену, окрашенную в белый цвет, белый мяч, банку с
 белой краской и т.п. Потом надо открыть глаза и вновь посмот-
 реть на белые строки, представляя их такими же белыми, как и
 объекты, которые он только что вспоминал. Потом надо вновь
 закрыть глаза и, представив, что у него в руках белая краска
 и тонкое перо, провести мысленно этим пером тонкую белую ли-
 нию под какой-нибудь строкой шрифта. После этого пациент отк-
 рывает глаза и представляет, что он проводит белую линию пря-
 мо под каждой строкой букв на таблице ручного формата (напри-
 мер, "Основные сведения о зрении") или в какой-нибудь книге,
 одновременно поворачивая свою голову из стороны в сторону. В
 конце каждой строки надо мягко моргать. Время от времени от-
 водите также свой взгляд куда-нибудь в сторону. Кроме того,
 почаще закрывайте глаза на полминуты или около этого, чтобы
 дать им отдохнуть.
  Тренируясь таким образом, вам удастся увидеть буквы, ко-
 торые не были раньше видны, черными и отчетливыми. По мере
 улучшения способности пациента к чтению, таблица ручного фор-
 мата (или книга) должна подноситься ближе к глазам для прове-
 дения аналогичной тренировки, пока всю таблицу не удастся
 прочитать с расстояния 20 сантиметров.
 
 .............................................................
 
 
  Близким по принципу является использование при чтении
 гало (сияния) вокруг или внутри букв. Р.С.Агарвал предлагает
 использовать это воображаемое сияние таким образом [10,
 р.36]:
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 97
 
  Возьмите какую-нибудь карточку с вырезанным в нем отвер-
 стием. Это отверстие может быть как больше буквы, так и мень-
 ше ее (такого размера, чтобы закрыть черные части букв и ос-
 тавить открытыми его внутренние белые части, непокрытые крас-
 кой, например белый кружочек внутри буквы "О"). Наложите эту
 карточку на любую букву, например, букву "О" и представьте
 вокруг (или внутри, в зависимости от используемой вами кар-
 точки) белое сияние, которое гораздо белее, чем поля таблицы
 или книги. Когда вы снимете карточку, контраст этой буквы с
 белизной фона значительно возрастет и буква станет четче.
 
 .............................................................
 
  Р.С.Агарвалом разработаны и некоторые другие упражнения
 для устранения дискомфортных ощущений во время чтения и улуч-
 шения зрения [8, р.135] и [10, р.22-23].
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 98
 
  Читайте мелкий шрифт при хорошем освещении и при свете
 свечи попеременно, не забывая про мягкие моргания.
  Чтение мелкого шрифта считается ортодоксальными окулис-
 тами одним из лучших способов ухудшения зрения. Последователи
 же Бэйтса считают его одним из лучших способов его улучшения.
 Р.С.Агарвал называет его даже самым замечательным открытием
 Бэйтса [10, р.3].
  Он (как, впрочем, и другие авторы книг о системе Бэйт-
 са) считает, что чем тусклее свет, при котором может быть
 прочитан мелкий шрифт, и чем ближе он подносится к глазам,
 тем больше от него пользы. Логика "бэйтсистов" при этом свои-
 дится к следующему. Такой мелкий шрифт не может быть прочитан
 при тусклом освещении и близко к глазам, если глаза не будут
 расслаблены, тогда как крупный шрифт можно прочитать при хо-
 рошем освещении и на обычной дистанции чтения, хотя глаза при
 этом могут находиться под напряжением.
  Кроме того, последователями Бэйтса отмечается вредность
 крупного шрифта, обычно используемого в книгах для детей, для
 того, чтобы "облегчить" им их чтение. Они утверждают, что в
 отличие от мелкого шрифта крупный шрифт вызывает напряжение,
 так как при чтении глаз пытается увидеть крупную область од-
 новременно одинаково хорошо. В главе о центральной фиксации
 уже отмечалась вредность таких попыток для зрения.
  Когда удается прочитать мелкий шрифт в неблагоприятных
 условиях, чтение обычного шрифта при в нормальных условиях
 заметно облегчается. С помощью чтения мелкого шрифта в небла-
 гоприятных условиях иногда очень быстро удается снять жесто-
 кие боли в глазах.
  Ежедневное чтение мелкого шрифта, согласно Р.С.Агарвалу,
 излечивает и предотвращает наступление пресбиопии и многих
 других видов нарушения зрения.
  Особенно рекомендует Р.С.Агарвал чтение мелкого шрифта
 при свете свечи, считая это упражнение очень полезным при ги-
 перметропии, астигматизме, миопии, пресбиопии, ранних стадиях
 катаракты и глаукомы и в случаях заболевания сетчатки. Агар-
 вал рекомендует его и при дискомфортных ощущениях в области
 головы или глаз. Полезна и концентрация на пламени свечи, ко-
 торая стимулирует клетки сетчатки и улучшает кровобращение,
 дает глазам ощущение комфорта, отдыха и расслабления. Работу
 со свечой можно выделить в самостоятельное упражнение. Техни-
 ка исполнения упражнения со свечой такова [10, р.37-39].
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 99
 
  Работать со свечой можно несколькими способами.
  1. Чтение мелкого шрифта при свете свечи. Чтение при
 свете свечи можно осуществлять без очков или в них. Первое
 лучше, если это может быть сделано без чувства дискомфорта.
 Если свет одной свечи для чтения мелкого шрифта недостаточен,
 то можно воспользоваться двумя свечами. Если вы будете читать
 мелкий шрифт, перемещая свой взгляд между строками по белым
 полоскам, разделяющим их, моргая в конце каждой строки, то
 шрифт будет виден черным и четким.
  2. Концентрация на пламени свечи. Концентрируйте свой
 взгляд (но без усилия) на пламени свечи, отсчитывая количест-
 во своих дыханий. Досчитайте их до ста и прекратите упражне-
 ние. Можно также попробовать такой вариант - по 25 дыханий
 при взгляде на пламя обоими глазами вместе и каждым глазом
 поотдельности [10, р.144].
  Взгляд ваш должен быть на пламени, но внимание - на ды-
 хании. Последнее должно поглотить все ваши мысли. Только так
 можно избежать напряжения. Агарвал говорит, что во время кон-
 центрации надо уметь "сохранять мысленное представление пла-
 мени в своем сердце или мозгу" [10, р.144].
  Нельзя пристально смотреть на пламя - это может привести
 к напряжению, дискомфорту или головным болям. Если вам не
 удается этого избежать, то воспользуйтесь двумя свечами, рас-
 положив их на расстоянии 20-25 сантиметров друг от друга.
 Тогда взгляд будет перемещаться от одной свечи к другой в
 мягком ритме, согласованным с вдохом и выдохом.
  Избежать пристального смотрения на пламя можно и с по-
 мощью перемещения своего взгляда с одного края пламени на
 другой. При этом у вас должна появиться иллюзия колебания
 пламени в противоположную сторону [10, р.144].
  После концентрации на пламени свечи можно сделать паль-
 минг или большие повороты.
  Концентрация на пламени свечи полезна при гиперметропии
 и пресбиопии. Она помогает исчезнуть катаракте (в ранних ее
 стадиях) и снять напряжение при глаукоме.
  3. Читайте при хорошем освещении и свете свечи попере-
 менно.
  4. Читайте при свете свечи и время от времени бросайте
 свой взгляд на чистую однородную поверхность, где нет ничего
 интересного для разглядывания.
  5. Рекомендуется практиковаться в перемещении своего
 взгляда по белым строкам текста, напечатанного мелким шрифтом
 (вместе с морганием) при свете свечи.
  Можно также попеременно перемещать свой взгляд по белым
 строкам при хорошем освещении и при свете свечи - 3 раза [10,
 р.144].
 
 .............................................................
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 100
 
  Качайте свое тело взад-вперед и читайте какой-нибудь
 текст. (Сравните это упражнение с упражнением, предлагаемым

<< Пред.           стр. 26 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу