<< Пред.           стр. 28 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  УПРАЖНЕНИЕ N 104
 
  Широко раскройте глаза и рот 4 раза. Многие люди спят,
 стиснув челюсти и крепко сжав зубы и веки. Как известно, каж-
 дое животное по пробуждению потягивается.
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 105
 
  Крепко зажмурьтесь 6 раз, затем сделайте 12 легких (по-
 добных движениям крыльев бабочки) морганий, чтобы подготовить
 веки к работе на целый день. Глаза в течение дня должны часто
 и легко моргать.
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 106
 
  Это упражнение для бровей. Замечали ли вы, стоя перед
 зеркалом, что тяжелые ткани ваших бровей буквально свисают
 над веками, так, что они едва или совсем не видны под ними? У
 сильно напряженных глаз тяжелые брови как бы спадают на рес-
 ницы. Однако этого не должно быть (и не бывает), когда вы бы-
 ли ребенком и были свободны от напряжения. Вы можете изба-
 виться от груза своих бровей и помочь как своему зрению, так
 и своей внешности. Поднимите сознательным усилием брови. Поя-
 вилось ли у вас какое-либо ощущение в верхней части ушей?
 Старайтесь делать это до тех пор, пока оно у вас не появится.
 Теперь тренируйтесь до тех пор, пока не сможете воспроизвести
 такое же ощущение в ушах без подъема бровей и морщения лба.
 Корбетт для этого говорит: "Прижмите уши назад". Когда вы
 сможете добиться этого (и с легкой улыбкой, чтобы помочь это-
 му ощущению приподнятости), вся эта тяжесть автоматически
 поднимется с глаз, они избавятся от ее давления, а сами вы
 будете выглядеть на годы моложе.
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 107
 
  Теперь проделайте пальцевые повороты, держа палец перед
 своим носом, поворачивая голову из стороны в сторону и убеж-
 дая себя в том, что палец движется, до тех пор, пока у вас
 действительно не появится такого ощущения. Это первый шаг на
 пути снятия напряжения. Выполняйте это упражнение до счета
 20-30, попеременно открывая и закрывая свои глаза. Это упраж-
 нение удалит из ваших глаз "соринку" напряжения.
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 108
 
  Пока вы еще лежите на спине, сделайте пальминг в течение
 5 минут, подсунув под локти подушечку. Теперь вы действитель-
 но почувствуете себя свежим и готовым к работе в течение дня.
 Более подробно о пальминге смотри раздел 3.3.1.
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 109
 
  Когда вы встанете с кровати, сделайте большие повороты,
 надев тапочки или просто стоя босыми ногами на полу. Делайте
 это упражнение в течение 2 минут, и это хорошо послужит вашим
 глазам и нервам, даже если в ходе загруженного дня у вас не
 будет больше возможности уделить им больше внимания.
 
 .............................................................
 
  Многие находят большие повороты способствующими хорошему
 сну и выполняют это расслабляющее упражнение и перед тем, как
 лечь спать. После того, как вы погасили свет, всегда делайте
 пальминг в течение нескольких минут, что даст гарантию, что и
 ваши глаза будут отдыхать. Когда вы отходите ко сну улыбай-
 тесь и не только своими губами, но и глазами. Утром вы будете
 выглядеть моложе и красивее.
 
 .............................................................
 
  В ХОДЕ ДНЯ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ВСЕГДА И В ЛЮБЫХ СЛУЧАЯХ
  СЛЕДОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ
 
  1. Всегда поворачивайте голову в ту сторону, куда вы
 смотрите ("смотрите" носом).
  2. Никогда не пытайтесь разглядеть объект, не делайте
 никаких усилий увидеть. Нередко такое происходит в туманные
 дни, в сумерки или когда небо покрывается тучами.
  Вещи прояснятся сами собой, если вы дадите глазам воз-
 можность самостоятельно работать (но работать правильно).
  М.Д.Корбетт дает ряд советов по избавлению от привычки
 пристального смотрения [47]. Поскольку она ведет к ухудшению
 зрения, то обучение искусству "не пялиться" играет важную
 роль в достижении прогресса. Большую помощь в этом оказывают
 спортивные игры. Глазам с плохим зрением будет полезно, если
 их обладатель примет участие в некоторых развлечениях или
 спортивных играх, независимо от того, будет ли он сам играть
 в них или будет лишь наблюдать за ними. Они прекрасно разви-
 вают подвижность глаз. Можно рекомендовать следующие виды игр
 и развлечений: теннис, кегли, гандбол, пинг-понг, бадминтон,
 такие танцы, как кадриль и т.п. Во время всех игр с использо-
 ванием мяча старайтесь следить за ним своим носом, а не толь-
 ко глазами. Если вы сами примете участие в игре, то вы заме-
 тите улучшение не только в своем зрении, но и в результатах
 игры.
  Хорошим средством развития подвижности зрения является
 подбор игральных карт. Для этого разбросайте по столу хорошо
 перетасованную колоду карт лицевой стороной вверх. Убедитесь
 в том, что ни одна карта не закрывает другую. Сделайте соля-
 ризацию и пальминг. Теперь проверьте себя, как быстро вы смо-
 жете собрать в правильном порядке пиковую масть, начав с туза
 и продолжая через валета, даму и короля. Не обожгите пальцы о
 холодные трефы! Ну как, интересно? Тогда снова сделайте паль-
 минг и постарайтесь на этот раз собрать черви и т.д. С каждой
 игрой вы будете замечать рост скорости (подвижности) своего
 зрения. Засекайте время на исполнение упражнения по часам.
 Теперь придумайте сами какую-нибудь игру на улучшение зрения
 с игральными картами. Если вы превратите свои тренировки зре-
 ния в веселое развлечение, то прогресс будет в два раза быст-
 рее.
  3. Не смотрите ни на что более, чем доли секунды без пе-
 ремещения взгляда.
  4. Никогда не думайте во время взгляда на объекты о гла-
 зах как о материальных (физических) образованиях. Ваш мозг
 должен быть занят лишь их правильным поведением во время раз-
 глядывания объекта.
 
 .............................................................
 
  Таких рекомендаций можно привести довольно много. Как вы
 могли заметить, все они основаны на свойствах нормального
 глаза, о которых мы говорили в предыдущих главах. Возьмите
 себе за правило следовать им всегда и везде.
  6. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ
  ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ
 
  Очень много исследований в области офтальмологии посвя-
 щено профилактике нарушений зрения и их лечению у детей. Что-
 бы правильно определить стратегию борьбы с нарушениями зре-
 ния, необходима, прежде всего, правильная теоретическая база.
 Как известно, критерием истины является практика. Знакомство
 с последней наводит на грустные размышления. Все предлагавши-
 еся меры показали себя крайне неэффективными. С каждым годом
 доля детей с нарушениями зрения все растет и растет. Не помо-
 гают ни детально разработанные правила зрительной работы, ни
 усилия врачей. В чем дело?
  Согласно теории Бэйтса, человек не может видеть с совер-
 шенным зрением того, что он не видел прежде. "Когда глаз
 смотрит на незнакомый объект,- пишет Бэйтс,- он всегда более
 или менее напрягается, чтобы увидеть его. При этом всегда по-
 является аномалия рефракции. Когда ребенок смотрит на незна-
 комые надписи или фигуры на доске, удаленные географические
 карты, схемы или рисунки, ретиноскоп всегда показывает, что
 они стали миопиками, хотя их зрение при других обстоятельст-
 вах может быть абсолютно нормальным. То же самое происходит и
 со взрослыми при разглядывании ими удаленного незнакомого об-
 ъекта" [16, р.172].
  Прикладывая усилие увидеть удаленные объекты, глаза ре-
 бенка становятся миопическими. Если дать этому процессу про-
 должаться достаточно длительное время, школьник обязательно
 станет миопиком - настолько прочно в нем укореняется привычка
 напрягаться при зрении вдаль.
  Одновременно, некоторые дети сильно напрягаются, стара-
 тельно выводя в тетради новые для них закорючки, читая незна-
 комые буквы и слова, рисуя какие-нибудь каракули. Усилие уви-
 деть в ближней точке приводит к возникновению гиперметропии.
  Если усилие увидеть в ближней или дальней точке приводит
 к ассимметричным изменениям в форме глазного яблока или ас-
 симмметричному напряжению мышц глаза - появляется та или иная
 форма астигматизма или косоглазия.
  "Когда...глаз смотрит на знакомый объект,- продолжает
 свою мысль Бэйтс,- эффект совершенно иной. Удается не только
 рассмотреть его без напряжения, но в последующем снижается и
 усилие, прикладываемое при рассматривании незнакомых объек-
 тов.
  Эти данные обеспечивают нас методом преодоления психи-
 ческого напряжения, которому подвергаются дети при современ-
 ной системе образования. Невозможно увидеть что-либо идеально
 в момент, когда мозг находится под напряжением. Если дети
 смогут расслабиться во время смотрения на знакомые объекты,
 они смогут (иногда на невероятно короткие периоды времени)
 сохранить это расслабление и при взгляде на незнакомые объек-
 ты" [16, р.172].
  Ребенку надо научиться расслаблять свои глаза и психику
 всеми возможными средствами. Тот факт, что при взгляде на
 знакомые объекты психика и глаза человека до некоторой степе-
 ни расслабляются, лег в основу предложенного Бэйтсом чрезвы-
 чайно простого и чрезвычайно эффективного упражнения на улуч-
 шение зрения детей. В исполнении этого упражнения в условиях
 школы обольшую помощь могут оказать учителя. Так, когда сис-
 тема Бэйтса была внедрена в ряде школ Гранд-Форкса и Нью-Йор-
 ка, тренировкой зрения детей, по сути дела, занимались сами
 учителя. Для этого они на каждом уроке выделяли всего 5-10
 минут для работы с проверочной таблицей. Сами учителя также
 занимались этими упражнениями, что позволило многим из них
 восстановить свое зрение.
  Суть упражнений сводится к следующему [16, р.180-181].
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 110
 
  Проверочная таблица (например, таблица Сивцева) вешает-
 ся на стену классной комнаты, и каждый день дети читают про
 себя мельчайшие буквы, которые они могут увидеть со своих
 мест, каждым глазом по отдельности и обоими глазами вместе. В
 первом случае один глаз закрывается ладонью руки таким обра-
 зом, чтобы избежать давления на глазное яблоко.
  Делать это упражнение надо, как минимум, один раз в
 день. Детей с заметно плохим зрением следует поощрять к более
 частому чтению проверочной таблицы.
  Упражнение не отнимает много времени и достаточно, чтобы
 улучшить зрение всех детей через одну неделю или устранить
 все аномалии рефракции через несколько месяцев, год и более
 того. Р.С.Агарвал рекомендует отводить на это упражнение хотя
 бы 5 минут и перед началом занятий в школе.
  Не рекомендуется в это дело вмешивать детей, носящих оч-
 ки, поскольку они обязаны находиться под попечением врача и
 тренировка, пока они носят очки, даст им мало чего или вообще
 окажется бесполезной.
  Хотя это и не обязательно, большой помощью было бы веде-
 ние записей, отражающих зрение каждого ученика в момент вве-
 дения системы и далее через любые удобные интервалы времени -
 ежегодно или почаще. Записи могут производиться учителем и
 должны включать в себя имя и возраст учеников, зрение каждого
 проверяемого глаза с расстояния 5 метров и дату (см.главу 4).
  Обычно после начала регулярных занятий на проверочной
 таблице ухудшение зрения прекращается. Более того, согласно
 утверждениям Бэйтса, оно улучшается практически у всех детей.
 Зрение, которое было ниже нормального, улучшалось в большинс-
 тве случаев до нормального уровня, в то время как дети, имев-
 шие нормальное зрение, за которое принимается зрение в 5/5,
 улучшили его до 5/4-5/2,5 (что означают эти записи - смотри
 главу 4). При этом удалось не только избавиться от миопии, но
 и улучшить зрение для близких объектов. Бэйтс утверждает, что
 за 8 лет применения его системы учителями школ удалось сни-
 зить уровень миопии среди детей с 6% до менее чем 1%. Более
 подробно результаты применения системы Бэйтса в школах описа-
 ны в главе 7.
  При выполнении этого упражнения нет никакой необходимос-
 ти учить детей основам физиологии глаза и т.д., которые по
 возрасту своему мало что поймут из рассказанного вами. Важно
 только избегать ошибок при использовании проверочной таблицы.
 Типичной ошибкой, например, является ее снятие со стены после
 завершения упражнений из-за боязни, что дети выучат таблицу
 наизусть и займутся просто угадыванием букв. Этим самым раз-
 рушается вся цель упражнения, заключающаяся в даче глазам
 ежедневных упражнений по зрению вдаль со знакомыми объектами.
 Надо давать возможность детям, выходя из класса на переменке,
 смотреть на эту таблицу вблизи. Они довольно заинтересованно
 относятся к этому упражнению. Прежде всего, их интересует,
 что же было на следующей (после последней строки, которую они
 смогли разглядеть) строке. Тогда, вернувшись на свои места и
 зная, какие там буквы, им будет легче увидеть эти строки и
 улучшить четкость предыдущих. Здесь они воспользуются мыслен-
 ным представлением и воспоминанием. Единственная ваша задача
 - это предостеречь детей от приложения усилия при разглядыва-
 нии строк.
  Не стоит бояться, что дети выучат таблицу. Даже если это
 произойдет, ничего страшного не случится. Единственным ре-
 зультатом этого будет то, что ребенок перестанет прикладывать
 какое-либо усилие увидеть буквы, поскольку он знает, какие из
 них там находятся. Таким образом, он будет использовать расс-
 лабленное смотрение, которое действительно позволит ему ви-
 деть эти буквы. Убедиться в том, что дети действительно видят
 эти буквы довольно легко - достаточно поменять проверочную
 таблицу на другую с другими буквами, но такого же размера.
 Если ребенок будет по-прежнему смотреть расслабленно на эту
 таблицу, он успешно справится с ней.
  Не заставляйте детей прочитать столько-то строк сегодня.
 Никакого принуждения не должно быть. Пусть читают столько
 строк, сколько смогут прочесть.
 
 .............................................................
 
 
  Упражнение с проверочной таблицей родители могут приме-
 нять и дома. Поскольку, как пишет М.Д.Корбетт, дети избегают
 проверочной таблицы, где им не удается показать хорошего зре-
 ния из-за обычного страха, внушаемого школьным врачом, не ис-
 пользуйте при тренировке зрения детей отдельные буквы. Вместо
 этого сделайте таблицу из каких-нибудь слов, подобную таблице
 с вырезанными из журналов заколовками. Подберите слова, соот-
 ветствующие возрасту ребенка. М.Д.Корбетт рекомендует зани-
 маться с этой таблицей в следующем порядке [47, р.72-74].
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 111
 
  Повесьте таблицу на стенку, к которой ребенок часто об-
 ращается лицом, например, в обеденной комнате. Если же зани-
 маться во время приема пищи сложно, то повесьте таблицу нап-
 ротив его кровати или на стене кухни против двери, через ко-
 торую он обычно входит. Она должна висеть на хорошем освеще-
 нии.
  Ваша задача заключается в том, чтобы превратить упражне-
 ния с таблицей в "легкую игру для зрения". В первый раз поз-
 вольте ребенку выбрать расстояние, с которого он может уви-
 деть слова. Предупредите его, что особо стараться не надо.
 Помогайте ему в чтении. Пообещайте ему, что "в один прекрас-
 ный день он увидит все это без какого-либо труда." После то-
 го, как ребенок прочитает 2-3 строки, позвольте ему подойти
 поближе и прочитать следующую строку. Не обращайте внимания
 на то, что он запоминает эти строки. Знакомые объекты легко
 разглядеть, следовательно, вы преподносите ему урок расслаб-
 ленного смотрения. Воспоминание помогает зрению. Не надо ду-
 мать, что без принуждения ваш ребенок не захочет смотреть.
 Глаза хотят видеть, они жаждут зрения. Если ребенок упирается
 и не хочет смотреть на таблицу, то причиной этого является,
 скорее, напряжение, вызванное принуждением, нежели его плохое
 зрение.
  Следите также, чтобы ребенок не применял каких-либо

<< Пред.           стр. 28 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу