<< Пред.           стр. 7 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу

 успешен, он представляет собой один из лучших, какие я знаю,
 методов обеспечения расслабления всех нервов органов чувств,
 включая зрение" [16, р.75]. Последователи Бэйтса отмечали,
 что люди, бросившие заниматься этой системой из-за лени или
 же уже восстановившие с ее помощью зрение, продолжали делать
 некоторые из ее упражнений, включая пальминг, благодаря их
 чрезвычайно благотворному воздействию на психику.
 
 
 
 
  3.3.2. ВОСПОМИНАНИЕ
 
  Согласно теории, выдвинутой Бэйтсом, существует тесная
 связь между состоянием психики и зрением. Когда психика расс-
 лаблена, зрение человека нормально. "Фактом остается то,- ут-
 верждает Бэйтс,- что когда мозг отдыхает, ничто не может уто-
 мить глаза. Когда же психика находится под напряжением, ничто
 не может дать глазам отдыха. Все, что дает отдых психике, по-
 лезно и для глаз. Наверное, каждый из нас замечал, что глаза
 медленней устают, когда читаешь какую-нибудь интересную кни-
 гу, в отличие от чтения книги скучной или трудной для понима-
 ния. Школьник может просидеть всю ночь напролет, упиваясь ро-
 маном и ни разу не вспомнив при этом о своих глазах. Но если
 он попытается просидеть всю ночь за своими уроками, он очень
 быстро обнаружит, что глаза его сильно устали" [16, р.47-48].
  Когда мозг человека занят воспоминанием, его психика до
 некоторой степени расслабляется. Чем идеальнее воспоминание,
 тем глубже расслабление и тем лучше зрение. Если воспоминание
 несовершенно, то несовершенно и зрение. В форме глазного яб-
 лока тогда происходят нежелательные изменения - оно становит-
 ся либо слишком длинным в передне-задней оси, либо слишком
 коротким. В соответствии с этим появляется миопия или гипер-
 метропия. Изменения в форме глазного яблока могут носить и
 ассиметричный характер. Тогда неизбежен астигматизм. Кроме
 того, неравномерное напряжение наружных мышц глаз может при-
 вести к появление косоглазия.
  Исходя из взаимосвязи между воспоминанием и состоянием
 психики и между состоянием психики и состоянием глаз, Бэйтс
 приходит к выводу о том, что улучшение воспоминания объектов
 может способствовать улучшению зрения.
  Второе важное положение о связи между памятью и зрением
 заключается в том, что чем больше знаком человеку объект, тем
 лучше воспоминание и, следовательно, лучше зрение. Поэтому,
 когда человек смотрит на какой-нибудь знакомый объект, глаз
 до некоторой степени расслабляется, так как ему нет необходи-
 мости уделять большое внимание вещам, о которых мозг уже име-
 ет представление. Недостающая информация в таких случая вос-
 полняется мозгом. Советским физиологом В.Д.Глезером было
 предположено, что обработка зрительной информации в коре го-
 ловного мозга ведется с использованием некоторых принципов
 голографии. Известно, что даже кусочек голограммы позволяет
 полностью восстановить всю картину, которая была записана го-
 лографическим способом.
  Обычно этот факт не осознается человеком, но при желании
 можно заметить, например, насколько быстрее мы читаем знако-
 мый нам шрифт и сколь медленнее - незнакомый. Именно поэтому
 во многих упражнениях на воспоминание буквы и другие печатные
 знаки являются лучшими объектами для воспоминания. Все знают
 также, что знакомого человека мы узнаем издали. В то же вре-
 мя, черты лица незнакомых людей на этом же расстоянии, как
 правило, разглядеть не удается.
  Весьма наглядно характеризует связь между знакомством
 человеку объекта и его зрением пример с предъявлением челове-
 ку новой для него картины. Ч.Л.Томсон рассказывает на страни-
 цах своей книги о случае, произошедшем с ним. Однажды, будучи
 еще студентом, он попытался разглядеть все мелкие детали жи-
 вотных и растений, которые были изображены в учебнике. Тем не
 менее, сообщает Томсон, время от времени некоторые детали ус-
 кользали от его внимания, и он их не замечал до тех пор, пока
 на них не указывал ассистент профессора, который вел занятия.
 Хотя это вполне естественное явление, говорит Томсон, все же
 не может не поразить, как отдельный объект становился с этого
 момента до удивления обычным. Даже быстрого взгляда на от-
 дельный кусочек изображения было теперь достаточно, чтобы
 увидеть все необходимые детали. Механизм зрения стал функцио-
 нировать намного эффективней. Мозг знал, что следует ожидать
 и немедленно обращался к своему предыдущему опыту. Говоря
 словами Томсона, он просто ближе познакомился с объектом сво-
 его внимания. "Без эффективной системы воспоминания и опозна-
 вания, -пишет Ч.Л.Томсон,- зрение серьезно нарушается, вне
 зависимости от того, сколь эффективны его механические и оп-
 тические составляющие" [80, р.19].
  Бэйтс отмечал, что для каждого человека существуют опре-
 деленный объект или объекты, воспоминание которых дается ему
 легче всего. Такие объекты он назвал "оптимумами". В то же
 время существуют объекты, представления которых добиться
 очень трудно. Такие объекты называются "пессимумами". Вам, по
 возможности, следует искать первые и избегать последних.
  В качестве объекта для воспоминания вы можете выбрать
 любой черный объект, который легче всего удается вспомнить.
 Для художника это могут быть черные краски, для ветеринара -
 шерсть черной кошки и т.д. О.Хаксли предупреждает о том, что
 во время пальминга необходимо избегать фиксации мысленного
 взора на одной и той же точке: "Во время воспоминания прошед-
 ших эпизодов следует избегать всего, что напоминает "мыслен-
 ное пристальное смотрение. Фиксируя ум слишком жестко на ка-
 ком-либо отдельном мысленном образе, человек легко может выз-
 вать соответствующую фиксацию и иммобилизацию глаз... Чтобы
 избежать мысленного пристального смотрения с сопутствующим
 его фиксацией глаз, во время пальминга всегда необходимо
 вспоминать объекты, которые находятся в движении" [62, р.85].
 Ваш мысленный взор должен путешествовать по объектам мыслен-
 ного представления спокойно и плавно, подобно течению речуш-
 ки, ни на чем не задерживаясь. Только этим можно избежать
 напряжения, возникающего при длительной задержке внимания на
 одной точке мысленного образа.
  Упражнения на воспоминание нередко объединяются в систе-
 ме Бэйтса с пальмингом. Таким образом, пальминг, расслабляя
 не только глаза, но и психику, обретает для занимающегося
 двойную ценность. Во время пальминга вы достигаете более вы-
 сокого уровня концентрации на вспоминаемом объекте.
  Некоторые вопросы концентрации мы уже осветили в разделе
 о пальминге. Добавим еще к сказанному ранее. Во время концен-
 трации надо четко различать концентрацию на каком-либо объек-
 те и удержание этого объекта в целом в своем представлении.
 Главным является следующее: мысли не следует давать блуждать;
 думайте о чем-либо приятном для вас, не концентрируясь,- ве-
 селой поездке в воскресный день, о красивых пейзажах, которые
 вы видели и т.д. То, что вам надо думать об одном и том же,
 не концентрируясь, мы объясним на наглядном примере, который
 привел Р.С.Агарвал в своей книге и который может служить в
 качестве самостоятельного упражнения [10, р.50-51].
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 3
 
  Представьте мысленно прекрасную розу. Таким образом, вы
 представляете в уме только один объект. Но во время мысленно-
 го "видения" этой розы вы не должны концентрировать упорно,
 прилагая все силы, свой мысленный взор только, скажем, на
 ножке этой розы. Вместо этого представьте на ней маленького
 черного муравья. Он выползает из зелени травы и начинает свое
 путешествие (и вы вместе с ним) по объекту вашего представле-
 ния. Муравей вползает на ножку розы и начинает медленно взби-
 раться по ней, перелезая от одной веточки розы к другой, до-
 ползая до кончика каждого листика на своем пути и достигая, в
 конце концов, бутона. Он с трудом взбирается на каждый лепес-
 ток до тех пор, пока не обнаруживает глубокое углубление в
 центре розы - маленькую белую чашечку, наполненную нектаром.
 Муравей набирает немножко этого нектара и начинает обратный
 путь. Эту мысленную картину можно рисовать довольно долго.
  Как видите, вы все время думали о розе, т.е. концентри-
 ровали свою мысль на ней, но это не вызвало у вас никакого
 напряжения, поскольку эта мысль одновременно и блуждала по
 розе вместе с муравьем.
 
 .............................................................
 
 
  Прежде чем приступить к упражнениям на воспоминание за-
 помните следующее. Вы должны смотреть на объект, который со-
 бираетесь вспоминать, с такого расстояния, откуда он виден
 лучше всего. "Вспомнить четко черное, -пишет Бэйтс,- невоз-
 можно, если оно не было четко увидено. Если человек видел
 черное нечетко, то лучшее, что он может сделать, так это
 столь же нечетко вспомнить его. Все люди без исключения, мо-
 гущие видеть или читать шрифт диамант в ближней точке, неза-
 висимо от того, сколь велика степень их миопии или степень
 поражения внутренней части глаза, способны увидеть черное во
 время пальминга более легко, чем люди с гиперметропией или
 астигматизмом. Это связано с тем, что миопики, несмотря на
 то, что они не могут видеть идеально даже в ближней точке,
 видят в ней все же лучше, чем люди с гиперметропией или ас-
 тигматизмом видят на любом расстоянии. Однако, люди с высоки-
 ми степенями миопии нередко находят пальминг весьма затрудни-
 тельным, поскольку они не только очень плохо видят черное, но
 и из-за усилия, которое они прикладывают, чтобы увидеть, не
 могут вспоминать черное более 1-2 секунд" [16, р.72]. Что де-
 лать в последнем случае, вы узнаете позже, а пока давайте
 познакомимся с некоторыми упражнениями на воспоминание.
  Типичным примером использования воспоминания в процессе
 тренировки является упражнение с проверочной таблицей.
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 4
  (УПРАЖНЕНИЕ С ПРОВЕРОЧНОЙ ТАБЛИЦЕЙ)
 
  Повесьте проверочную таблицу Сивцева на стену на хорошем
 освещении так, чтобы расстояние от вас до нее составило 3-6
 метров. Прочитайте по таблице вниз столько строк, сколько вы
 можете без приложения каких-либо усилий или стараний. Посмот-
 рите на последнюю букву, которую вы смогли увидеть, закройте
 глаза и сделайте пальминг, вспоминая во время него эту букву
 столь четкой, сколь это только можно. Для этого надо белые
 (непокрытые краской) части буквы представлять еще белее, чем
 они видны для вас в реальности (можно сравнивать белизну этих
 частей букв с белыми полями таблицы). Черные части букв надо
 представлять, соответственно, еще чернее. Здесь воспоминание
 тесно переплетается с представлением, поскольку вы должны не
 просто вспоминать эту букву, но и представлять ее еще макси-
 мально четко видимой.
  Откройте, спустя некоторое время, глаза и бросьте взгляд
 на букву прямо под той буквой, которую вы только что вспоми-
 нали. Вы должны увидеть ее более четко. Если пальминг прошел
 успешно, то вам, возможно, удастся прочитать и всю строчку
 ниже той, на которой вам пришлось остановиться. Посмотрите на
 последнюю букву, которую вам удалось увидеть на этой строке,
 закройте глаза и повторите всю процедуру еще раз. Иногда за
 время тренировки удается прочитать на несколько строк больше,
 чем удалось сделать при первом подходе.
  Причиной неудачи, когда не удается прочитать следующую
 строчку, может быть, вероятнее всего, плохо исполненный паль-
 минг.
 
 ..............................................................
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 5
  (ВОСПОМИНАНИЕ ПЕЧАТНЫХ ЗНАКОВ)
 
  В качестве одного из лучших упражнений для улучшения
 зрения Бэйтс рекомендует упражнение на воспоминание маленьких
 черных букв, цифр и других печатных знаков. При этом необхо-
 димо посмотреть на какую-нибудь большую букву в верхней части
 проверочной таблицы, а затем мысленно представить букву по-
 меньше и более черного цвета, чем та, на которую вы только
 что смотрели. Если это удается, то большая буква и буквы бо-
 лее мелкого размера на нижних строках будут видны лучше.
  Большинству людей удается при достаточно хорошем качест-
 ве воспоминания или мысленного представления излечиться толь-
 ко с их помощью. Делается это чередованием закрывания глаз на
 минуту или дольше, в течение которой вспоминается какая-ни-
 будь буква, с их открыванием и вспоминанием той же самой бук-
 вы в течение доли секунды. После того, как пациент научится в
 благоприятных условиях представлять мысленные изображения
 букв при открытых глазах столь же хорошо как и при закрытых,
 его способность хорошо видеть будет сохраняться ощутимый про-
 межуток времени. Например, один пациент Р.С.Агарвала, научив-
 шийся видеть большую букву с 3 метров путем попеременного
 воспоминания букв при закрытых и открытых глазах, обрел почти
 нормальное зрение за несколько недель [10, р.81].
 
 .............................................................
 
  Чаще всего среди упражнений на воспоминание встречаются
 упражнения с применением проверочной таблицы [8, р.47].
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 6
 
  Повесьте проверочную таблицу на хорошем освещении и чи-
 тайте ее всерху вниз. Однако, вместо того, чтобы фиксироввать
 свой взор на черных линиях, образующих буквы, бросайте легкие
 взгляды на их белые части, не покрытые краской. Время от вре-
 мени закрывайте на минутку глаза и вспоминайте любые объекты
 белого цвета: белый снег, белую краску, белые облака в небе и
 т.д. Это даст возможность человеку видеть непокрытые краской
 части букв белее, чем поля проверочной таблицы, а поскольку
 белизна белых частей букв возрастает, то соответственно уве-
 личивается и их чернота. Как следствие, буквы становятся бо-
 лее четко видимыми.
 
 .............................................................
 
  Все, что приятно человеку, считается в системе Бэйтса
 примемлемым для воспоминания и полезным для улучшения зрения.
 Если мозг человека занят воспоминанием каких-либо объектов,
 событий и т.д., вызывающих у него приятные чувства, то психи-
 ка, получая отдых, до некоторой степени расслабляется.
  В ряде случаев воспоминание черных объектов дается людям
 с трудом. Тогда вы можете пойти двумя путями. Вы можете доби-
 ваться воспоминания черных объектов с помощью подводящих
 (вспомогательных) упражнений. Но вы можете воспользоваться и
 другими методами достижения расслабления во время пальминга.
 Начнем с первого способа выхода из сложившейся ситуации.
  Один из способов достижения воспоминания черных объектов
 предлагает Р.С.Агарвал [8, р.138].
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 7
 
  Возьмите кусок черного вельвета и положите его на поду-
 шечку, которую вы используете в качестве подкладки под локти
 во время пальминга. Посмотрите в течение секунды на вельвет и
 сразу же закройте глаза приблизительно на полминуты. Повто-
 ряйте это до тех пор, пока вы не обнаружите, что удается
 вспоминать черное в течение достаточно долгого времени. Обыч-
 но на это требуется 10-20 повторений.
 
 .............................................................
 
  Вместо попыток добиться воспоминания черных объектов с
 помощью вспомогательных упражнений вы можете обратиться к
 воспоминанию приятных сцен, пейзажей и т.д. Если воспоминание
 осуществляется в истинном свете, в соответствии с реаль-
 ностью, то человек во время пальминга видит перед собой иде-
 ально черное поле.
  Вспоминать можно также любимые оттенки цветов. У каждого
 человека есть цвета, которые ему приятны и которые способст-
 вуют его расслаблению. Но у каждого человека есть цвета, ко-
 торые ему неприятны и которые вызывают у него раздражение.
 Раздражение - это уже напряжение, а напряжение - это ухудше-
 ние зрения. Психологами было замечено расслабляющее воздейст-
 вие зеленого цвета на человека. Обычно вспомининие зеленых
 объектов, вне зависимости от оттенка их окраски, оказывает
 расслабляющее воздействие на психику и глаза.
  Обратим ваше внимание также на следующее открытие, сде-
 ланное психологами. Было обнаружено, что воспоминание узких,
 стесненных мест (или их мысленное представление), как прави-
 ло, оказывает активизирующее, возбуждающее, мобилизующее воз-
 действие на человека. В то же время воспоминание широких, от-
 крытых пространств оказывает успокаивающее воздействие на лю-
 дей. Поэтому с целью углубления состояния расслабления вам в
 упражнениях на воспоминание следует в качестве его объектов

<< Пред.           стр. 7 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу