<< Пред. стр. 8 (из 32) След. >>
выбирать пейзажи, ландшафты, морское побережье и т.п. места,где ощущается простор.
Во время пальминга можно не только мысленно представлять
или воспоминать какие-либо образы, но и внимательно прислуши-
ваться к какому-либо из ощущений своих органов чувств. "Когда
психика,- пишет Бэйтс,- способна идеально вспомнить какое-ни-
будь из проявлений органов чувств, она всегда идеально расс-
лабляется. При этом, когда глаза открыты, зрение нормально, а
когда они закрыты и прикрыты ладонями, чтобы полностью исклю-
чить свет, видно совершенно черное поле, т.е. совсем ничего
не видно. Если вы сможете четко вспомнить тиканье часов, ка-
кой-нибудь запах или вкус, ваша психика придет в идеальное
состояние покоя. Тогда, если вы закроете глаза и прикроете их
ладонями, вы увидете абсолютную черноту. Если ваша память на
чувство осязания может сравниться с реальностью, вы не увиди-
те ничего другого, кроме черноты (если полностью исключите
при этом свет). То же произошло бы, если бы вы четко вспомни-
ли какой-нибудь музыкальный такт" [16, р.78].
Таким образом, если вы хотите добиться психического рас-
слабления, вы можете обратить все свое внимание на приятную,
лучше спокойную, не возбуждающую мелодию, льющуюся из динами-
ка или прислушаться к спектаклю, передаваемому по репродукто-
ру. Одновременно вы можете мысленно разыгрывать (представ-
лять) сцены из этого спектакля, одежду в которую возможно
одеты актеры и т.д. Вы можете отдаться и мыслям о мятной кон-
фетке, тающей у вас во рту. Ощущение приятного аромата, нап-
ример, роз - тоже прекрасное упражнение на расслабление. Хо-
рошее упражнение, рекомендуемое Р.С.Агарвалом - делать паль-
минг одной рукой, в то время как все мысли сконцентрированы
на ощущениях, исптываемых при катании другой рукой какого-ни-
будь шарика или мячика, например, теннисного [10, р.143]. В
этом упражнении активно задействовано чувство осязания.
В принципе, особой разницы в том, какой объект вспоми-
нать - черный или окрашенный в любой другой цвет - нет. Прос-
то у черного цвета есть несколько преимуществ.
Во-первых, черный цвет в любых условиях продолжает оста-
ваться черным, независимо от того, хорошее у вас освещение
или нет, удален от вас черный объект или же он находится
близко к вам. Другие же цвета в значительно большей степени
зависят от окружающих условий. Так, и белый, и розовый, и зе-
леный, и практически любые другие цвета в сумерках видятся
серыми. Черный же цвет всегда остается черным. Поэтому при
воспоминании черного цвета всегда имеется возможность срав-
нить вспомненное с увиденным и проверить, таким образом, глу-
бину своего расслабления. Если черный цвет вспоминается в со-
вершенстве, то и человек полностью расслаблен.Если чернота
вспоминается почти идеально, то и расслабление почти идеаль-
но. Если же цвет вообще не вспоминается, то и человек либо
мало, либо вообще не расслаблен [16, р.79].
Во-вторых, черный цвет всегда легко получить в свое рас-
поряжение, потому что у каждого из нас есть книги, где черной
типографской краской напечатаны те или иные знаки.
Бэйтс пишет, что бывают случаи, когда человек думает,
что он достаточно расслабился и ему кажется, что он вспомина-
ет идеальное черное. Доказать, что это не так (если это дейс-
твительно не так) легко. Достаточно подвести в точку, откуда
пациент видит лучше всего, какой-нибудь черный объект, чтобы
он хорошенько разглядел его цвет. Тогда он поймет, что не
вспоминал черный цвет идеально. С чем же связана ошибочность
суждения человека?
Дело в том, что нередко человек не осознают работы своих
глаз и психики под напряжением. Наши ощущения в таких случаях
часто бывают обманчивы. Может быть так, что человек, испыты-
вающий наибольшее напряжение, будет при этом испытывать наи-
больший комфорт, и наоборот [16, р.80-81]. Как определить,
расслаблены мы сейчас или же напрягаемся? Что может служить
объективным индикатором этого?
В качестве средства определения истинного состояния пси-
хики Бэйтс предлагает использовать воспоминание маленькой
черной площади, например, точки размером с ту, что стоит в
конце этого предложения. Определив свою способность вспоми-
нать эту точку, человек сразу понимает, напрягается он или
нет. Если он напрягается, он начинает искать, чем же вызвано
это напряжение. При устранении причины напряжения удается
вспомнить черную точку. Постоянное практикование воспоминания
черной точки Бэйтс рекомендует возвести практически в ранг
привычки. Он пишет: "Какой бы метод улучшения зрения человек
не применял, ему рекомендуется постоянно при этом вспоминать
какую-нибудь маленькую площадь черного цвета, например, точ-
ку, чтобы он мог опознать и устранить условия, создающие нап-
ряжение. В некоторых случаях люди за очень короткое время из-
лечивались одним только этим методом. Одним из его преиму-
ществ является, то, что он не требует проверочной таблицы.
Человек в любое время дня и ночи, что бы он ни делал, всегда
может найти условия, благоприятные для идеального воспомина-
ния точки" [16, р.81].
Однако при этом надо избегать типичных ошибок, о которых
мы уже говорили ранее. "Состояние психики, способствующее
воспоминанию черной точки, не может быть достигнуто никаким
видом усилия. Не воспоминание является причиной расслабления,
а наоборот, оно должно быть предшествовано им. Воспоминание
достигается только в момент расслабления и сохраняется столь-
ко времени, сколько устраняются причины напряжения" [16,
р.81]. Далее Бэйтс продолжает начатую мысль: "Воспоминание
точки является признаком расслабления, свидетельством, пос-
редством которого человек узнает, что его глаза и психика на-
ходятся в состоянии покоя. Его можно сравнить с манометром
паровоза, который никоим образом не воздействует на машину,
но имеет важное значение в получении информации о готовности
машины к работе. По тому, что точка черна, человек узнает,
что механизм глаза находится в рабочем состоянии. Когда же
точка блекнет или теряется, человек понимает, что этот меха-
низм не в порядке и будет находиться в таком состоянии до тех
пор, пока не будет проведено лечение. После окончания лечения
человек не будет более нуждаться в точке или в какой-либо
другой помощи зрению, так же, как машинисту не нужен мано-
метр, когда машина работает исправно" [16, р.88].
Бэйтс для проверки правильности воспоминания точки при-
водит ряд тестов [16, р.88], которыми вы можете воспользо-
ваться вместо сравнения вспомненного черного с увиденным:
Когда воспоминание точки идеально, оно происходит мгно-
венно. Если для достижения воспоминания требуется несколько
секунд и более, то оно никогда не бывает идеальным.
Идеальное воспоминание не только происходит немедленно,
но и длится непрерывно.
Когда точка вспоминается идеально, нормальное зрение
достигается немедленно. Но если хорошее зрение обретается
лишь спустя 1-2 секунды, всегда можно доказать, что воспоми-
нание точки неидеально, как неидеально и само зрение.
Чем меньше будет вспоминаемая вами точка, тем лучше. Но на-
чать вы можете с довольно большой площади.
При правильном воспоминании точки вам должно казаться,
что она совершает короткие, легкие, медленные покачивания.
Если для воспоминания точки будут прилагаться какие-либо уси-
лия, вы испортите себе ее мысленное изображение - точка либо
вообще исчезнет, что бывает чаще всего, либо произойдут ка-
кие-либо изменения в ее форме, цвете, резкости ее краев и
т.д.
Воспоминание черной точки рекомендовалось Бэйтсом в ка-
честве средства, способствующего улучшению видения букв и
различных объектов. При достаточной тренировке человеку уда-
ется вспоминать точку в любых обстоятельствах при взгляде на
любые объекты. Ваша задача заключается в том, чтобы, вспоми-
ная точку в уме, смотреть одновременно на объект. Помните,
что точка должна быть у вас в УМЕ (В ПРЕДСТАВЛЕНИИ), а не на
объекте. Не надо "разукрашивать" объекты своего зрения точка-
ми! Когда вам удастся сохранить идеальное воспоминание черной
точке в уме, ваше зрение тотчас станет нормальным.
Обычно в это время происходит такой процесс. Когда зре-
ние улучшается воспоминанием точки, человек, открыв глаза,
начинает различать детали рассматриваемого объекта, и это
настолько его захватывает, что он теряет воспоминание точки.
Иногда воспоминание точки теряется еще до того, как человек
успеет осознать свое улучшившееся зрение. Таким образом, пе-
ред вами будет стоять довольно трудная, но разрешимая дилем-
ма: сохранять воспоминание черной точки во время видения объ-
ектов открытыми глазами. Подходить к этому достижению вы бу-
дете постепенно, используя все методы достижения расслабле-
ния. Для этого надо начать с простейших этапов - воспоминания
во время пальминга, воспоминания с просто закрытыми глазами,
а потом уже воспоминание с открытыми глазами. Меняться должны
и условия исполнения упражнения от благоприятных (тишина, от-
сутствие посторонних людей и т.п.) до неблагоприятных (нали-
чие людей в помещении, тусклый свет и т.д.).
.............................................................
В конце раздела рассмотрим крайний случай, когда воспо-
минание объектов во время пальминга дается с большим трудом.
Тогда для концентрации можно просто считать количество своих
вдохов, сосредотачивая, таким образом, мысли на дыхании.
Обычно, чтобы достичь заметного эффекта, достаточно бывает
насчитать 100-200 вдохов.
.............................................................
Теперь перейдем к последнему, заключительному разделу,
освещающему еще один вид пассивного метода расслабления -
мысленное представление.
3.3.3. МЫСЛЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Воспоминание весьма тесно связано с мысленным представ-
лением. Использование этих двух упражнений в улучшении зрения
едва ли может быть разделено. "Мысленное представление,- пи-
шет Бэйтс,- тесно связано с воспоминанием, хотя и отличается
от него. Представление зависит от воспоминания, поскольку
представить какую-либо вещь можно лишь тогда, когда ее удает-
ся вспомнить. Вы не сможете представить закат, если никогда
его не видели. Если вы попытаетесь представить голубое солн-
це, то вы станете, как покажет ретиноскоп (Прим.авт.: см.
словарик в конце книги), миопиком. Ни мысленное представле-
ние, ни воспоминание не могут быть совершенны, если психика
полностью не расслаблена. Следовательно, когда идеальны пред-
ставление и воспоминание, зрение тоже идеально (конечно, если
глаз не имеет какого-нибудь физического дефекта)" [16, р.93].
Таким образом, можно прийти к выводу, что культивирова-
ние этих двух аспектов психической деятельности человека -
воспоминания и мысленного представления - способствует не
только улучшению интерпретации полученного на сетчатке изоб-
ражения, но и улучшению самих изображений. ("Поскольку иде-
альное мысленное представление невозможно без идеального рас-
слабления, то совершенное представление не только корректиру-
ет неправильную интерпретацию изображения на сетчатке, но и
исправляет аномалию рефракции" [16, р.93])
Представление же объектов в неистинном цвете, в цвете, в
котором мы не привыкли его видеть, всегда приводит к напряже-
нию психики. Например, если вы попытаетесь представить крас-
ные волны на морском побережье или голубое солнце, о котором
писал Бэйтс, неизбежно появится напряжение. Возможно, оно не
будет столь велико, что вы его заметите. Однако, в таких си-
туациях приборы, предназначенные для регистрации кожно-галь-
ванической реакции, засвидетельствуют ее изменение, что гово-
рит о возросшей напряженности психической деятельности. Аппа-
раты, построенные на подобном принципе, кстати, используются
в качестве детекторов лжи, реагирующих на неверные утвержде-
ния обследуемого, поскольку и в этом случае возрастает психи-
ческое напряжение. Появившееся в результате такого представ-
ления объектов в неверной цветовой окраске напряжение доста-
точно, чтобы уменьшить или свести на нет эффект, даваемый
пальмингом.
Попытайтесь проделать простое упражнение на мысленное
представление, разработанное Р.С.Агарвалом [8, р.46].
УПРАЖНЕНИЕ N 8
Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист
белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью
свое имя. Если это удастся, то напишите по буквам свою фами-
лию и отчество, четко представляя себе каждую букву в отдель-
ности. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о бук-
вах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам дви-
гающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими
покачиваниями.
Если представление точки удается с трудом, то следует
прибегнуть к другим методам расслабления, поскольку, как мы
говорили ранее, останавливаться на методах, которые не дают
быстрых результатов ошибочно.
..............................................................
То, что мы видим, является интерпретацией нашим мозгом
изображений, полученных на сетчатке. Мы можем улучшить эту
интерпретацию с помощью мысленного представления. Каким обра-
зом? Чтобы это стало понятным мы приведем одно из упражнений
Р.С.Агарвала [8, р.178-179].
УПРАЖНЕНИЕ N 9
Возьмите проверочную таблицу и повесьте ее на таком рас-
стоянии от себя, чтобы вы видели ее удовлетворительно (не
слишком хорошо, но и не слишком плохо). Посмотрите на белый
центр большой буквы "О" (Такая буква имеется в таблице Снел-
лена, но отсутствует в используемой у нас в стране таблице
Сивцева. Вместо рекомендуемой Агарвалом буквы "О" вы можете
воспользоваться одним из кружочков в правой части таблицы
Сивцева. Кружочек в десятой строке соответствует приблизи-
тельно размеру большой буквы "О" в таблице Снеллена). Сравни-
те белизну центра буквы "О" с белизной остальной части прове-
рочной таблицы. Возможно вам это удастся легко. Если же это
не удалось, то используйте ширму, т.е. карточку с маленьким
отверстием в нем. Прикройте этой карточкой черную часть буквы
"О" и обратите внимание на белый центр буквы, который остался
видимым благодаря отверстию в карточке. Уберите ширму и за-
метьте, что белый центр буквы кажется белее, чем поля прове-
рочной таблицы, когда черная часть буквы обнажается. Когда
же она прикрывается ширмой, центр буквы "О" кажется имеющим
такую же белизну, как и остальная часть проверочной таблицы.
Следовательно, можно показать, что белый центр буквы "О" выг-
лядит белее, чем он есть в действительности. Это и есть то,
что Бэйтс называл мысленным представлением (воображением).
Когда мы видим то, чего нет в реальности, мы на самом деле не
видим, а лишь представляем себе это.
Сознательно представляя центр буквы "О" белее, чем он
есть в действительности, мы способствуем увеличению контраста
между черным и белым и, таким образом, улучшаем видение буквы.
Чем белее вы сможете представить себе центр буквы "О",
тем лучше станет ваше зрение для нее, а когда улучшается ви-
дение буквы "О", улучшается видение и всех остальных букв на
проверочной таблице.
Обычно белые части букв на проверочной таблице с рассто-
янии 4,5-6 метров кажутся для нормального глаза белее, чем
края проверочной таблицы. Для глаза же с плохим зрением все
выглядит наоборот.
.............................................................
Очень важно в процессе мысленного представления продол-
жать сохранять четкий мысленный образ и после того, как это
представление даст человеку возможность увидеть новые детали
или объекты, о существовании которых человек даже не догады-
вался просто из-за своего плохого зрения. Вспомните, что мы
говорили в предшествующем разделе о воспоминании точки. Бэйтс
пишет, что "когда человек хочет верить в то, что буквы можно
представлять, и готов их представлять без усилия увидеть или
сравнить то, что он видит с тем, что он представляет (что
всегда ведет обратно к напряжению), с помощью мысленного
представления иногда можно добиться прекрасных результатов.
Некоторым людям после того, как они представят, что видят од-
ну букву совершенно черной и четкой, удается прочитать все
буквы на нижней строчке проверочной таблицы. Большинство лю-
дей, однако, так отвлекается тем, что они видят, когда их
зрение улучшается представлением, что теряют эту букву. Одно
дело - суметь мысленно представить четкое видение какой-либо
буквы, другое - суметь увидеть эту и другие буквы без потери
контроля над этим представлением" [16, р.94]. Для развития
этой способности Бэйтс рекомендует следующее упражнение,
предназначенное для миопиков. После соответствующей перера-