<< Пред. стр. 9 (из 32) След. >>
ботки это упражнение с успехом может быть использовано длялечения и других видов аномалий рефракции. Для выполнения
этого упражнения вам надо будет предварительно ознакомиться с
тем, что представляет собой центральная фиксация (раздел
3.4.1.).
УПРАЖНЕНИЕ N 10
Посмотрите на какую-нибудь букву с расстояния, с которо-
го она видна лучше всего. Затем закройте глаза и вспомните
ее. Повторяйте так до тех пор, пока воспоминание не станет
таким же хорошим, как и видение в ближней точке. Повесив про-
верочную таблицу на расстоянии 6 метров, посмотрите на чистую
пустую поверхность в сантиметрах тридцати или более того в
стороне от нее и опять вспомните букву. Проделайте то же са-
мое, сократив это расстояние сначала до 15, а затем и до 7-10
сантиметров. В последнем случае обратите внимание на появле-
ние букв на проверочной таблице в периферическом поле зрения.
Если воспоминание по-прежнему совершенно, они покажутся туск-
ло черными, но не серыми. При этом те буквы, что поближе к
точке фиксации покажутся чернее, чем те, что подальше от нее.
Постепенно сокращайте расстояние между точкой фиксации и бук-
вой до тех пор, пока вы не сможете смотреть прямо на нее и
представлять, что она видна так же хорошо, как вспоминается.
Этот же принцип можно использовать для достижения воспомина-
ния черной точки без утери видения при обретении улучшенного
зрения.
Во время тренировки хорошо было бы время от времени зак-
рывать глаза, прикрывать их ладонями рук и вспоминать совер-
шенно черными эту букву или точку. Отдых и психический конт-
роль, достигаемые таким способом, помогут добиться соответст-
вующего контроля, когда человек смотрит на проверочну табли-
цу.
А теперь довольно длинная цитата, приводимая здесь лишь
потому, что в ней отражены очень многие аспекты упражнений на
воспоминание и мысленное представление. От того, насколько
прочно вы усвоите то, о чем говорится в ней, будет зависеть
ваша удача или неудача в достижении своей цели.
"Люди,- пишет Бэйтс,- которым этот метод приносит успех,
не осознают, представляя четкую букву, видение в то же время
нечеткой буквы и не отвлекаются, когда их зрение улучшается
таким представлением. Многие люди могут совершенно четко
вспоминать, закрыв глаза или смотря на место, где наверняка
не могут увидеть букву, но как только они начинают смотреть
на нее, появляется напряжение, и они теряют контроль над сво-
им воспоминанием. А поскольку представление зависит от воспо-
минания, то они не могут представить видение этой буквы. В
таких случаях я привык поступать одним из способов, описанных
в предыдущей главе. Я начинаю с вопроса: "Можете ли вы предс-
тавить черную точку в нижней части этой буквы и в то же вре-
мя, четко представляя эту точку, способны ли вы представить,
что вы видите эту букву?"
Иногда им это удается, но обычно - нет. Тогда их просят
представить какую-нибудь часть этой буквы, обычно нижнюю.
Когда им удастся представить эту часть прямой, изогнутой или
открытой (в зависимости от ситуации), они смогут представить
боковые и верхние части, все еще сохраняя точку внизу. Но да-
же после того, как они сделают это, они, возможно, по-прежне-
му не смогут представить всю букву целиком без потери точки.
Стимулировать их к этому можно, поднося проверочную таблицу
немного ближе к ним, а затем отодвигая ее. Связано это с тем,
что при взгляде на поверхность, где есть какой-нибудь объект
для рассматривания, представление улучшается пропорционально
приближению точки, где зрение лучше вего, поскольку в этой
точке глаза более всего расслаблены. Когда же на поверхности
нет ничего особенного для рассматривания, расстояние не имеет
значения, так как при этом не прикладывается никакого усилия
увидеть.
Чтобы помочь людям мысленно представить, что они видят
букву, им снова и снова надо внушать: "Разумеется, вы не ви-
дете букву. Я и не прошу вас увидеть ее. Я лишь прошу, чтобы
вы ПРЕДСТАВИЛИ, что видите ее совершенно черной и совершенно
отчетливой".
Когда людям с помощью мысленного представления удастся
увидеть какую-нибудь известную букву, они могут применить тот
же метод и к незнакомой букве. Это связано с тем, что как
только любую часть буквы, такую как зона размером с точку,
удается представить совершенно черной, вся буква будет увиде-
на черной, хотя на первых порах зрительное восприятие этого
факта может быть не столь длительным, чтобы человек осознал
это" [16, р.95-96].
Далеко не всегда человек способен заниматься представле-
нием красивых пейзажей, сцен из фильмов и тому подобных ве-
щей. Если вы слишком сильно устали или плохо себя чувствуете,
чтобы воскресить в памяти какое-нибудь приятное воспоминание
или же представить что-либо подобное, то последуйте совету
М.Д.Корбетт и мысленно займитесь любым механическим процес-
сом, например, рисованием картинок [47, р.27-30]. Если талан-
тов художника в себе вы не обнаружили, то поступите проще.
Представьте, что у вас есть большой белый лист бумаги и руч-
ка. Нарисуйте в верхнем углу листа квадратик со стороной в
сантиметра 2-3. Теперь рядом с ним нарисуйте такой же квадра-
тик, но стоящий на одной из своих вершин. Затем нарисуйте
прямоугольник, длинная сторона которого горизонтальна. Нари-
суйте еще один прямоугольник, но уже стоящий вертикально на
своем коротком ребре. А как будет выглядить треугольник в
различных положениях? Представили? Тогда нарисуйте в уме кру-
жочек. Теперь было бы интересном рассмотреть различные комби-
нации ваших рисунков. Впишите кружочек в квадрат, поставьте
его на на вершину треугольника, на верхний край прямоугольни-
ка или впишите его внутрь прямоугольника. Можете ли вы предс-
тавить, что ваш кружочек перекатывается внутри прямоугольника
от одного короткого ребра к другому и назад? Если вам это за-
нятие не очень интересно, то придумайте сами что-нибудь ана-
логичное. Стоит только постараться и вы всегда найдете инте-
ресное занятие для мысленного представления.
Упражнения на мысленное представление, выполняемые пра-
вильно могут существенно улучшить ваше зрение, Бэйтс приводит
в своей книги даже случаи достижения таким методом телескопи-
ческого и микроскопического уровней зрения. Аналогичные опи-
сания можно встретить и в работах других авторов.
3.4. ДИНАМИЧЕСКОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ
В настоящем разделе мы рассмотрим некоторые динамические
методы достижения расслабления. Они в значительно большей
степени используют движения глаз и других органов тела. Отсю-
да и их название.
3.4.1. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ
Сетчатка человеческого глаза состоит из нескольких сло-
ев. В одном месте все эти слои практически полностью исчезают
и остается один светочувствительный слой. В этом месте нахо-
дится наиболее чувствительная часть сетчатки глаза, представ-
ляющая собой маленькое круглое возвышение, которое называется
МАКУЛОЙ, или ЖЕЛТЫМ ПЯТНОМ. В центре макулы есть небольшое
углубление, которое называется ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЯМКОЙ (см.рис.1).
Эта точка сетчатки глаза обеспечивает наиболее острое зрение
человека. Не случайно, когда человек хочет четко увидеть ка-
кой-либо объект, он автоматически поворачивает в этом направ-
лении голову, что обеспечивает фиксацию предмета своего вни-
мания центральной ямкой. Благодаря такому устройству органа
зрения, одна часть любого объекта всегда видна лучше, чем ос-
тальные. Таким образом, ЦЕНТРАЛЬНОЙ ФИКСАЦИЕЙ называется спо-
собность глаза смотреть прямо на объект и, делая это, видеть
его с помощью центра зрения лучше всех остальных объектов.
Как видите, в данном случае сравнение глаза с фотокаме-
рой невозможно. Светочувствительная пленка в фотоаппарате,
выступающая часто в подобных сравнениях в качестве аналога
сетчатки, имеет равную чувствительность к свету во всех своих
частях. Глаз же имеет точку максимальной чувствительности -
центральную ямку.
Человеку с нормальным зрением все объекты кажутся види-
мыми хорошо одновременно. На самом деле это не так. Просто
глаз, обладая колоссальной скоростью движения и совершая мно-
жество мелких, не осознаваемых человеком перемещений, успева-
ет "обежать" все детали объектов центральной ямкой и передать
в мозг за это время множество нервных импульсов. Мозг, также
обладая высокой скоростью обработки информации, интерпретиру-
ет эти сигналы, и у человека создается ощущение одновременно-
го видения множества объектов четкими.
Если, например, мы смотрим на какую-нибудь букву на про-
верочной таблице, мы должны видеть ее лучше, чем любую другую
букву на ней. Если мы рассматриваем какую-либо маленькую бук-
ву на проверочной таблице и смотрим на ее верх, мы должны ви-
деть низ и другие части этой буквы хуже, чем прямо рассматри-
ваемый верх. При этом степень черноты верха должна быть выше,
чем остальных частей. В то же время, чем четче видна буква,
тем выше степень ее черноты и тем белее непокрытые краской
места. Глаз при смотрении центральной фиксацией на объекты не
должен испытывать никакого чувства напряжения. Когда глаз ов-
ладевает центральной фиксацией, он находится в идеальном сос-
тоянии покоя и может смотреть на объекты неопределенно долго
без каких-либо признаков утомления. Если центральная фиксация
идеальна, то и зрение, согласно Бэйтсу, идеально.
Бэйтс утверждает, что "неизменным симптомом всех ано-
мальных состояний глаз, как функциональных, так и органичес-
ких, является то, что...центральная фиксация теряется.
Эти обстоятельства связаны с тем, что когда зрение нор-
мально, чувствительность ямки нормальна, но когда зрение
ухудшается (по любой причине), чувствительность ямки снижает-
ся до такой степени, что глаз видит точно так же и даже еще
лучше другими частями сетчатки" [16, р.59]. Далее Бэйтс про-
должает свою мысль: "Причиной такой потери функции центра
зрения является психическое напряжение. Поскольку все ано-
мальные состояния глаз (как органические, так и функциональ-
ные) сопровождаются психическим напряжением, всем им необхо-
димо должна сопутствовать потеря центральной фиксации. Когда
мозг находится под напряжением, глаза обычно в большей или
меньшей степени слепнут. В первую очередь слепнет центр зре-
ния - частично или полностью, в зависимости от степени напря-
жения. Если напряжение достаточно велико, в этот процесс мо-
жет быть вовлечена вся или большая часть сетчатки. Когда фун-
кция центра зрения частично или полностью подавлена, человек
не может более видеть лучше всего точку, на которую он смот-
рит. В таком случае объекты, на которые он не смотрит прямо,
видны так же хорошо или даже лучше, поскольку чувствитель-
ность сетчатки теперь становится приблизительно равной в каж-
дой своей части или даже лучшей в части вне центра. Следова-
тельно, во всех случаях нарушенного зрения человек неспособен
видеть лучше всего то, на что он смотрит" [16, р.60].
Человек начинает пытаться увидеть все поле зрения одина-
ково хорошо одновременно. Такое состояние, когда центральная
фиксация теряется частично или полностью, называется ЭКСЦЕНТ-
РИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИЕЙ. При этом буквы или слова выглядят менее
четкими, чем если бы глаз смотрел способом центральной фикса-
ции. Края букв (их контуры) кажутся менее четкими, менее
обозначенными и выглядят расплывчатыми. Могут быть искажены
как форма букв (объектов), так и их размеры. Другими симпто-
мами эксцентрической фиксации являются плавающие перед глаза-
ми частички, множественные изображения объектов (их двоение,
троение и т.д.), боль в глазах, их быстрое утомление, чувство
напряжения в них и другие неприятные ощущения.
Чтобы видеть какой-либо объект хуже, когда он смотрит в
сторону, человек при эксцентрической фиксации вынужден отво-
дить свой взгляд далеко в сторону от этого объекта. Иногда
это расстояние измеряется метрами.
Когда эксцентрическая фиксация становится делом привыч-
ным, постоянное напряжение глаза, пытающегося увидеть все по-
ле зрения одинаково хорошо одновременно, приводит к различно-
го рода нарушениям зрения. Нередко оказывается, что эксцент-
рическая фиксация - единственная причина ухудшения зрения.
Бэйтс в своих изысканиях пришел к выводу, что если глаз
с плохим зрением сознательно подражает свойствам нормального
глаза, зрение первого всегда улучшается. Так, для восстанов-
ления способности глаза к центральной фиксации нужна созна-
тельная ее тренировка. Осуществляется это путем представления
видения одной части поля зрения более четкой, чем все осталь-
ные части. Человеку надо показать, что он не видит так же
четко объекты в периферическом поле зрения (а таким полем
фактически является все поле зрения за исключением точки,
фиксируемой центральной ямкой), как прямо рассматриваемую
точку. Для этой цели Бэйтсом разработаны специальные упражне-
ния.
С некоторыми из них вы уже встречались, с другими - вст-
ретитесь. Так, вы можете делать шесть предложенных Бэйтсом
упражнений из раздела 3.4.2. (упражнения NN 21-26).
При их выполнении обращайте особое внимание на то, что
точка, куда устремлен ваш взгляд в настоящий момент, видна
лучше всего по сравнению с остальными объектами. На первых
порах этой "точкой" у вас будет буква или, может быть, даже
зона большего размера. Со временем, по мере овладения мастер-
ством центральной фиксации, вы сможете видеть лучше всего зо-
ну размером с маленькую точку, такую, какая стоит в конце
этого предложения. Чтобы удерживать эту точку постоянно в
своем представлении, вам надо будет непрерывно перемещаться
по ней, видя прямо рассматриваемую зону лучше всего (как ви-
дите, центральная фиксация тесно связана с перемещениями гла-
за (см.раздел 3.4.2.)). Вам надо стремиться к максимальному
сокращению размеров зоны, видимой лучше всего. Бэйтс утверж-
дает, что чем ближе точка максимального зрения приближается к
математической точке, не имеющей никакой площади, тем лучше
зрение [16, р.59-60].
Ряд упражнений на развитие центральной фиксации был
предложен Р.С.Агарвалом. Он довольно удачно соединил упражне-
ния из древнеиндийских методов лечения с собственными разра-
ботками. Последние представляют собой модификацию некоторых
упражнений Бэйтса.
Упражнения на развитие центральной фиксации использова-
лись в древней Индии. Наиболее известно упражнение, которое
называется Тратак, на так называемой Ом-карте. Слово "тратак"
использовалось в санскрите для обозначения центральной фикса-
ции. Тратак способствует сохранению хорошего зрения и улучше-
нию плохого. Изображение Ом-карты вы найдете в книге
(см.рис.5).
В центре рисунка вы видите слово "ОМ", которое написано
в традиционной манере, символизирующей высшую жизненную силу
в созидательном действии. Подробное описание тренировки на
Ом-карте приводится в изложении индийского профессора
Р.С.Агарвала, который внимательно ознакомился с древними ме-
тодами лечения, используемыми у него на родине, прежде чем
слил их с системой Бэйтса [8, р.60-61].
УПРАЖНЕНИЕ N 11
(УПРАЖНЕНИЕ ТРАТАК НА ОМ-КАРТЕ)
Приведенные ниже варианты упражнений с Ом-картой способ-
ствуют развитию чувствительности центральной ямки (макулы)
сетчатки, росту остроты зрения и улучшению кровоснабжения
глаз.
ВАРИАНТ 1. Направьте свой взгляд на исходную точку знака
в центре Ом-карты и заметьте, что часть, на которую вы смот-
рите, кажется самой четкой. Затем начните медленно переме-
щайть свой взгляд по знаку. Все время обращайте внимание на
то, что часть, на которую вы смотрите в данный момент, кажет-
ся чернее всего остального. Повторите упражнение 3 раза. За-
метьте, что весь знак кажется теперь приобретшим более темный
оттенок. Этот вариант упражнения можно делать на расстоянии
от 30 сантиметров до 3 метров от Ом-карты.
ВАРИАНТ 2. Вокруг знака, как вы видите, имеется ломаная
линия. Перемещайте свой взгляд по отрезкам ломаной линии и
обратите внимание на то, что отрезок, на который вы смотрите
сейчас, виден имеющим более темный цвет, нежели остальные.
Когда вы перемещаете взгляд, двигайте вместе с ним и голову
("смотрите" на отрезки носом). Взгляд и голова должны дви-
гаться вместе. Во время выполнения упражнения делайте мягкие
моргания на каждом изломе. Упражнение можно делать, стоя от
Ом-карты на расстоянии от 30 сантиметров до 1,5 метров.
УПРАЖНЕНИЕ N 12
Вокруг знака проведена окружность. Перемещайте свой взг-
ляд, двигая одновременно глаза и голову, по окружности. Де-
лайте это сначала, открыв глаза, а потом, закрыв их и предс-