<< Пред.           стр. 6 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

  2. Существует ли потребность в совершенствовании деятельности? Если да, каковы сроки составления плана мероприятии по совершенствованию?
 
  3. Сколько часов в неделю занимает выполнение данного вида работы в подразделении, в том числе: а) Сколько всего часов тратится на данную работу? б) Какую часть общего времени занимают превентивные мероприятия? в) Какую часть общего времени занимает оценка результатов работы? г) Какая часть общего времени теряется впустую из-за ошибок?
 
  Результаты анализа должны проверяться каждые полгода и по крайней мере раз в два года следует проводить повторный анализ.
 
  Показатели совершенствования деятельности подразделения. В результате проведения АДП готовится перечень показателей, характеризующих качество работы подразделения. Группа должна отобрать от трех до пяти основных показателей, которые называются "показателями совершенствования". По ним строят графики, которые вывешиваются в каждом подразделении. На каждом графике должны быть показаны данные, полученные по крайней мере за шесть месяцев, и заданный уровень качества работы. При достижении контрольных цифр по какому-либо показателю в течение трех месяцев подряд должны быть установлены новые контрольные цифры.
 
  Могут устанавливаться два вида нормативов - уровень качества работ, соответствующий ожиданиям потребителей, и более жесткие контрольные развитию нормативы, именуемые перспективными целями. Такая схема препятствует тенденции к прекращению деятельности по усовершенствованию, как только промежуточная цель достигнута. Показатели должны обновляться и пересматриваться на заседаниях группы.
 
  Стадия решения проблем и принятия решений. Теперь работники организации готовы к наиболее продуктивной стадии работы групп по совершенствованию деятельности подразделений. Группа отбирает перспективные цели как совокупность показателей качества работы подразделения. Затем с помощью методов решения проблем группа разрабатывает план, позволяющий подразделению достичь или даже превзойти эти цели; намечает новые цели совершенствования, и после этого весь цикл начинается с начала.
 
  Каждый раз при решении проблемы группа должна провести оценку повышения качества или снижения издержек. Эта оценка в виде отчета представляется в руководящий совет по улучшению деятельности.
 
  Роль групп по совершенствованию деятельности подразделений. Группа по совершенствованию деятельности подразделения способствует правильному пониманию работниками подразделения их участия в общем деле и подтверждает реальную заинтересованность руководства в процессе улучшения. Другим, более значимым, фактором является воздействие коллектива на результаты деятельности индивидуального исполнителя. Работники подразделения стараются подтянуть тех, кто портит общую картину, повысив тем самым качество и производительность труда. Помимо этого группа по совершенствованию деятельности подразделения позволяет неформальным лидерам коллектива влиять на руководство при установлении заданий, производственных норм и при планировании работ. Вовлекая неформального лидера в процесс улучшения работы, руководство приобретает союзника, который в некоторых случаях может оказывать существенное влияние на работников подразделения.
 
  Выгоды и преимущества: 1) все сотрудники активно участвуют в процессе улучшения работы; 2) работники, определяющие успех процесса, могут поощряться руководством; 3) вырабатываются черты характера, присущие лидеру; 4) разрабатываются методы решения проблем, формируются соответствующие навыки и решаются реальные проблемы; 5) руководитель подразделения сохраняет роль лидера подразделения; 6) у работников подразделения повышается чувство собственного достоинства; 7) работники самостоятельно регулируют деятельность подразделения; 8) система деятельности позволяет разработать реалистичные требования к результатам труда, согласованные с "потребителями" и "поставщиками" и служащие интересам "потребителей"; 9) создается система критериев для оценки основных видов деятельности в рамках подразделения; 10) работники получают возможность увязывать свои цели с целями и задачами подразделения и организации; 11) создается эффективная система передачи на более высокий уровень информации о тех проблемах, которые не могут быть решены в рамках подразделения; 12) улучшаются взаимоотношения рядовых работников и руководителей.
 
  Недостатки. Главным недостатком групп по совершенствованию деятельности подразделений является то, что проведение заседаний требует приостановки деятельности всего подразделения. Однако большинство подразделений быстро приспосабливается к данной системе, и уже через два месяца производительность труда начинает превышать прежние уровни.
 
 
 КРУЖКИ КАЧЕСТВА
 
  Кружок качества - это небольшая группа работников (от 6 до 12 человек), которые добровольно встречаются на регулярной основе для решения проблем, связанных с условиями их работы. В большинстве случаев начальник подразделения не является руководителем группы.
 
  Кружки качества работают над проблемами, которые непосредственно сказываются на результатах деятельности работников. Кружок формируется с одобрения руководства для решения конкретной проблемы, выявленной работниками организации. Кружок качества может работать на постоянной основе или распускаться после окончательного решения проблемы.
 
  Члены кружка уполномочены определить проблему, требующую решения, выбрать своего председателя, составить график проведения заседаний и получить разрешение руководства на выполнение работы. Они занимаются сбором необходимых данных, анализом проблемы, оценкой вариантов решений, дают руководству рекомендации по решению проблемы и внедряют их с одобрения руководства, если это входит в сферу их компетенции.
 
  Для кружков качества характерны следующие основные особенности: 1) заседания кружков проводятся регулярно; 2) кружки основаны на принципе добровольного участия; 3) проблемы, решаемые в кружках качества, связаны с трудовой деятельностью на данном участке; 4) проблемы выявляются, исследуются и решаются силами членов кружка, после чего ими же проводится оценка полученных результатов; 5) кружок качества распускается после решения данной проблемы.
 
  В Японии движение по организации кружков качества было движением снизу вверх. Оно началось с мастеров и рядовых работников, а не с руководства высшего звена. Это означало медленный рост, но полную поддержку со стороны работников, что явилось одной из причин успеха этого движения.
 
  Координаторы кружков качества, как правило, выбираются для согласования программы по внедрению кружков качества с руководством организации. Они должны:
 
  1. Руководить всей программой по внедрению кружков.
 
  2. Готовить материалы, разъясняющие руководству и работникам преимущества кружков качества.
 
  3. Разрабатывать и реализовать программы подготовки сотрудников для участия в кружках качества.
 
  4. Заинтересовывать работников идеей создания кружков качества.
 
  5. Помогать членам кружков качества в решении проблем.
 
  6. Организовывать при необходимости консультативную помощь кружкам качества.
 
  7. Организовывать специальные курсы обучения для руководителей кружков качества.
 
  8. Проводить первоначальные заседания кружков качества, пока выбранный руководитель не освоится со своим положением.
 
  Вовлечение профсоюзов. Необходимо заручиться поддержкой профсоюзов, прежде чем обращаться к сотрудникам подразделений.
 
  Руководитель кружка качества. Руководитель подразделения или работники подразделения должны выбрать потенциального руководителя кружка, который получает соответствующую подготовку. Подготовка включает следующие вопросы: 1) деятельность кружков качества; 2) организационная структура кружков качества; 3) обучение поведению в рамках небольшой группы; 4) методы решения проблем; 5) методы коллективного управления; 6) межличностные отношения.
 
  Руководитель кружка качества отвечает за: 1) стимулирование участия в деятельности кружка качества; 2) организацию и подготовку повесток для будущих заседаний; 3) оказание помощи координатору в подготовке членов кружка качества; 4) ведение заседаний кружка качества в качестве председателя; 5) подготовку документации, относящейся к заседаниям и деятельности кружка качества.
 
  Заседания кружков качества. Продолжительность заседания кружка качества не должна превышать одного часа. Первые семь-восемь заседаний представляют собой учебные занятия со следующей примерной тематикой:
 
  1. Ознакомление с деятельностью кружков качества.
 
  2. "Мозговой штурм", причинно-следственные диаграммы, другие методы выявления проблем.
 
  3. Гистограммы, графики, контрольные карты.
 
  4. Представление результатов работы кружка руководству.
 
  Далее в повестках дня заседаний следует уделять особое внимание новым концепциям и анализу проблем:
 
  1. Методы сбора, анализа и представления данных (диаграммы рассеивания, планирование экспериментов, расслоение выборки).
 
  2. Средства регулирования технологических процессов (контрольные карты и выборочный контроль).
 
  3. Групповой анализ реальных ситуаций, карты мнений.
 
  Таким образом, постепенно будут рассмотрены все методы решения проблем, и дальнейшие заседания будут посвящены их анализу и решению После завершения работы над конкретной проблемой результаты представляются руководству высшего звена. В представлении необходимо дать ответы на следующие вопросы:
 
  1. В чем заключалась проблема?
 
  2. С помощью каких методов проводился анализ проблемы?
 
  3. В чем заключалось решение проблемы?
 
  4. Насколько эффективным можно считать данное решение?
 
  5. Какую экономию оно дает?
 
  Руководство должно регулярно отмечать наиболее отличившиеся кружки.
 
  Кружки качества могут дополнять деятельность группы по улучшению работы, созданной в подразделении. Например, если на собрании группы поднимается вопрос узкого характера, не затрагивающий деятельности всего подразделения, то какой вопрос могут вызваться решить на добровольной основе члены кружка качества.
 
  Преимущества кружков: 1) членами кружка качества становятся только те работники, которые сами хотят заниматься этой деятельностью; в результате этого их не нужно дополнительно стимулировать; 2) обучение расширяет кругозор отдельных членов кружка; 3) работники рассматривают проблемы, в решении которых они лично заинтересованы; 4) члены кружка качества заинтересованы в проведении своих решений в жизнь; 5) программа деятельности кружка качества помогает преодолеть сопротивления реформам.
 
  Недостатки: 1) в решении проблем не участвуют все работники подразделения; 2) работники подразделения, которые не являются членами кружка качества, могут с недоверием относиться к принятию его предложений.
 
 
 ГРУППЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ
 
  Группа про совершенствованию процесса создается для повышения качества его функционирования и повышения эффективности процесса, охватывающего деятельность нескольких подразделений. В группу совершенствования процесса входят опытные, квалифицированные специалисты из каждого подразделения, участвующего в процессе, и вспомогательных служб. Члены группы и ее председатель назначаются руководством организации.
 
  Деятельность группы ограничивается выполнением конкретного задания, заранее определяемого руководством фирмы. Обычно такое задание рассчитано на длительный промежуток времени.
 
  Как правило, необходимо создавать группу до разработки и освоения процесса, чтобы иметь возможность направить все свои знания и опыт на предотвращение возможных проблем. В целом группа несет ответственность за оптимизацию величины ожидаемой прибыли от процесса и повышение его рентабельности, обеспечение выполнения производственных графиков и сведение к минимуму дефектов продукции.
 
  Выгоды и преимущества: 1) обеспечивается проведение комплексного причинно-следственного анализа; 2) будучи специалистами высокой квалификации, члены группы не требуют дополнительной подготовки; 3) поскольку группа понимает все характеристики и взаимосвязи процесса, решения, принимаемые группой, могут привести к значительному повышению общей экономической эффективности; 4) создаются связи между функциональными подразделениями, объединенными общими целями; 5) обеспечивается эффективное сокращение отходов производства и затрат; 6) принимая участие в разработке процесса, группа имеет возможность предотвращать возникновение проблем; 7) члены группы знакомятся с общими принципами экономической деятельности организации.
 
  Недостатки: 1) работа в группе отнимает значительную часть времени опытных работников, что часто сказывается на выполнении других; 2) не всегда эффективно используется время работников при рассмотрении проблемы, не требующей участия всех членов группы.
 
 
 ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ
 
  Целевая группа формируется руководством высшего звена, когда возникает серьезная проблема, требующая немедленного решения, поскольку она может застопорить деятельность организации, привести к остановке предприятия или крупной производственной линии. В группу входят высококвалифицированные специалисты, отбираемые для изучения и решения конкретной проблемы. Как правило, их временно освобождают от основной работы для выполнения обязанностей членов целевой группы.
 
  Целевая группа отвечает за оперативную реализацию решения и разработку плана окончательного решения проблемы. Как правило, руководству высшего звена представляются ежедневные отчеты о ходе работ, и возможные решения открыто обсуждаются с руководством до их окончательной оценки.
 
  Выгоды и преимущества: 1) изучение конкретной проблемы высококвалифицированными специалистами; 2) освобождение членов целевой группы от других обязанностей; 3) оперативное решение проблемы; 4) тесное сотрудничество членов целевой группы с работниками фирмы.
 
  Недостатки: 1) очень напряженный график работы; 2) как правило, окончательное решение проводится в жизнь не членами целевой группы.
 
 
 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУПП
 
  Система критериев. Важнейшим видом деятельности групп является разработка системы критериев для определения приоритетов и оценки достигнутых результатов. Качество определяется как удовлетворение требований потребителей. Поэтому важно дать количественную оценку этих требований и зафиксировать их в письменной форме, чтобы работники организации знали, удовлетворяет ли их работа этим требованиям. Определенные количественные критерии оценки должны быть установлены для каждого подразделения и каждого руководителя высшего и среднего звена.
 
  Большинство видов деятельности оценивается по двум основным критериям - производительности и качеству. Производительность, как правило, измеряют путем деления общей добавленной стоимости на общие затраты. Качество при этом оценивают по проценту хороших результатов. О реальном совершенствовании можно говорить при одновременном улучшении показателей производительности и качества или при улучшении одного из показателей, тогда как второй остается без изменений.
 
  Обучение членов групп. Прежде чем обсуждать вопросы обучения членов группы, следует определить, какими же чертами обладают хорошие члены группы и что надо развивать и поощрять в людях.
 
  Черты хороших членов группы:
 
  1. Они хотят понимать смысл работы всей группы, все, что происходит вокруг них, они в состоянии помочь другим.
 
  2. Они хотят знать, что ожидается от работы группы в целом и от их собственного труда.
 
  3. Они хотят принимать участие в постановке целей работы группы и разработке плана по достижению целей.
 
  4. Они с уважением и доверием относятся к остальным членам группы.
 
  5. Они принимают участие в процессе выработки решений.
 
  6. Они готовы разделить успех и неудачу со всеми.
 
  Обучая людей принципам работы в коллективе, невозможно переоценить значение взаимодействия между членами коллектива и взаимного уважения. Если не научить их духу сотрудничества, то все остальное бесполезно.
 
  Методы групповой динамики и решения проблем, которые применяют в работе все четыре типа охарактеризованных выше групп, различаются очень мало. Разной может быть трудность проблем или сложность применяемых методов, но основной подход будет одним и тем же. Поэтому будем рассматривать вместе требования к обучению и подготовке кадров для всех типов групп.
 
  Групповое обучение может включать следующие вопросы:
 
  1. Коллективное взаимодействие, обязанности членов группы - групповая динамика, правила формирования групп.
 
  2. Процесс принятия решений.
 
  3. Количественные критерии.
 
  4. Сбор и анализ данных.
 
  5. Управление технологическим процессом.
 
  6. Методы решения проблем.
 
  7. Планирование экспериментов.
 
  Члены группы должны осознать свою роль в ней. Обычно этому вопросу посвящено часовое занятие, где знакомят с основными правилами. Руководитель группы должен пройти обучение по краткой специальной программе, включающей изучение вопросов групповой динамики и правил формирования групп.
 
  Решение проблем. По существу, решение любой проблемы, устранение дефекта или повышение экономической эффективности на каком-либо участке способствуют положительным сдвигам и являются важным вкладом в дела организации. К сожалению, многие руководители и рядовые работники воздвигают препятствия на своем пути к успеху, которые необходимо устранить. Наиболее типичны следующие препятствия:
 
  1. Нехватка времени.
 
  2. Взваливание ответственности на другого, что заставляет мириться со многими проблемами, которые можно легко решить.
 
  3. Отсутствие моральных стимулов. Руководство должно находить способы поощрять людей, которые помогают решать проблемы и затрачивают время на то, чтобы с самого начала выполнять работу правильно.
 
  4. Отношение к ошибкам как к чему-то само собой разумеющемуся.
 
  5. Непонимание важности проблемы. Каждая работа важна, иначе ее не стоило бы делать.
 
  6. Уверенность в том, что с некоторыми проблемами ничего нельзя поделать.
 
  7. Плохо сбалансированный подход со стороны высшего руководства к решению задач выполнения плана, обеспечения качества и снижения издержек производства.
 
  8. Поиски виновных. Если руководство больше интересуют поиски виновных, нежели устранение проблем, то улучшения деятельности добиться не удастся.
 
  Предпосылки устранения проблем. Существуют шесть основных предпосылок успешного предотвращения проблем:
 
  1. Правильное понимание важности устранения ошибок со стороны руководства и рядовых работников. Во многих организациях устранение ошибок может снизить издержки более чем на 1/3.
 
  2. Стремление к устранению ошибок. Надо воспитать желание не делать ошибок.
 
  3. Обучение методам решения проблем. Люди, работающие над устранением проблем, должны быть компетентными специалистами. Им нужно больше, чем просто осознание наличия проблемы, им нужна вся информация, чтобы выработать ряд альтернативных вариантов решения проблемы и выбрать лучший.
 
  4. Анализ причин возникновения проблем. Нужна система, позволяющая получить точное понимание того, почему возникла проблема, на базе анализа симптомов ее проявления.
 
  5. Система отслеживания проблем и оценки эффективности превентивных мер. Важная часть системы предотвращения проблем - их отслеживание, наблюдение за действиями, предпринятыми с целью устранения проблемы, и оценка их результативности.
 
  6. Признание заслуг. Все участники решения проблемы должны поощряться.
 
  Цикл решения проблемы. При исследовании проблемы нужно пройти пять стадий.
 
  Стадия выбора проблемы. Первая стадия цикла заключается в выборе проблемы или возможности улучшения, которая связана с узким местом в производстве или излишними потерями на каком-либо участке. Чтобы начать исследование проблемы, группа должна составить список возможных проблем. Затем надо собрать данные, характеризующие важность каждой проблемы. Самый важный шаг в решении проблемы - осознание того, что она есть.
 
  Для выбора первоочередных проблем используется принцип Парето. Согласно этому принципу, "немногочисленные серьезные ошибки" составляют большую часть проблемы. Для анализа часто используют диаграммы Парето.
 
  На диаграмме Парето вертикальные столбцы представляют собой графическое изображение различных проблем, относящихся к деятельности подразделения, к продукции или какой-то ситуации. Обычно диаграммы показывают, что 70-90% ошибок (немногочисленные серьезные ошибки) вызываются только тремя источниками ошибок или брака. Остальные 10-30% проблем - многочисленные мелкие ошибки - должны разрешаться после того, как будут исправлены серьезные ошибки.
 
  Но количество ошибок может оказаться дезориентирующим критерием. Например, загрязнение можно легко устранить, потратив всего лишь по рублю на каждое изделие, но наличие трещины может привести к тому, что деталь стоимостью в 1000 руб. придется выбросить.
 
  Стадия анализа. На следующем этапе проводится тщательный анализ для получения как можно более полной информации о проблеме. Прежде всего следует тщательно проверить достоверность всех собранных данных. После проверки обоснованности данных определяют механизм ошибки. Это может потребовать проведения тщательного исследования дефектного изделия или выполнения экспериментов.
 
  Стадия корректировки. После установления глубинной причины ошибки группа может приступать к разработке плана предотвращения повторного возникновения проблемы. Стадия корректировки состоит из шести этапов:
 
  1. Принятие временных мер, если это возможно.
 
  2. Выработка альтернативных решений.
 
  3. Выбор наилучшего решения. На основе анализа последствий проводят оценку потенциальных решений по следующим позициям: а) стоимость реализации; б) эффективность решения; в) негативные побочные эффекты, если таковые имеют место; г) простота реализации.
 
  4. Разработка плана реализации решения, который должен содержать график реализации с указанием сроков. В плане должны содержаться ответы на следующие вопросы: а) что должно быть сделано? б) кто это будет делать? в) когда и как это будет сделано? г) каковы критерии успешного решения проблемы?
 
  5. Получение одобрения руководства.
 
  6. Реализация плана.
 
  Стадия оценки результатов. Необходимо оценить результаты корректирующих воздействий, чтобы убедиться в эффективности решения проблемы. В противном случае группа должна вернуться к началу стадии корректировки и разработать альтернативный подход. Если мероприятия окажутся успешными, группа должна подготовить итоговый отчет с описанием проблемы, методов, используемых для ее корректировки, достигнутых результатов в области повышения качества, производительности труда и снижения потерь.
 
  Стадия предотвращения проблемы. После решения проблемы группа при содействии руководящего совета по улучшению деятельности вступает в стадию предотвращения проблемы. Эта конечная стадия позволяет добиться глобального решения на основе опыта, приобретенного в процессе решения единичной проблемы. Это самая трудная стадия цикла, имеющая целью изменить систему таким образом, чтобы навсегда исключить проблемы в будущем.
 
 
 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В РАМКАХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
 
  Поиски совершенства в рамках подразделения осуществляются на двух уровнях:
 
  1. Удовлетворение требований потребителей.
 
  2. Повышение качества работы, выполняемой подразделением.
 
  Удовлетворение требований потребителей - это минимальное условие, без выполнения которого совершенство недостижимо. Эта стадия процесса улучшения включает следующий комплекс работ:
 
  1. Сотрудники подразделения встречаются с потребителями для документирования их требований и для согласования критериев, позволяющих оценить удовлетворение этих требований подразделением.
 
  2. Сотрудники подразделения встречаются с поставщиками, чтобы помочь им в понимании требований подразделения и согласовать методы оценки качества деятельности поставщиков.
 
  3. Подразделение занимается созданием продукции.
 
  4. Подразделение создает систему критериев для оценки качества деятельности поставщика и деятельности подразделения по созданию продукции.
 
  5. При выявлении ошибок, связанных с деятельностью подразделения, подразделение устраняет источник ошибок.
 
  6. При выявлении ошибок, связанных с деятельностью поставщика, подразделение предоставляет поставщику необходимую информацию для принятия мер по устранению источника ошибок.
 
  7. Потребитель оценивает результаты деятельности подразделения. При выявлении ошибок потребитель снабжает подразделение необходимой информацией, позволяющей подразделению принять меры по устранению источников ошибок.
 
  8. Подразделение принимает меры по устранению источника ошибок; оно также совершенствует свою систему выявления ошибок до того, как результаты его деятельности будут переданы потребителю.
 
  Повышение качества работы. В большинстве случаев подразделению нет смысла возвращаться на первый уровень, поскольку качество результатов деятельности будет опережать требования потребителей, однако это не означает, что мероприятия, реализуемые на первом уровне, можно прекратить. Их необходимо продолжать, чтобы подразделение понимало, каковы итоги его работы в сравнении с ожиданиями потребителей.
 
  Передача информации в подразделения служит ключом к вовлечению отдельных подразделений в деятельность, служащую интересам всей организации в целом, и стимулирует повышение качества и эффективности деятельности подразделений.
 
  В начале каждого рабочего дня или смены должно проводиться краткое совещание руководителей и работников подразделения. На таком совещании руководитель анализирует ту работу, которую предстоит выполнить, и существующие или потенциальные проблемы, связанные с качеством. Работники подразделения также получают информацию об интересующих или касающихся их изменениях как в организации, так и за ее пределами.
 
  Раз в три месяца или чаще, в случае изменения системы управления или перехода на выпуск нового вида продукции проводятся совещания по вопросам стратегии деловой активности и экономического положения. Такие совещания служат целям информирования служащих и рабочих о состоянии дел в организации и о сложных задачах, которые встанут перед ней в будущем.
 
 
 ГЛАВА 6. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЛАТЫ ТРУДА
 
  Уважение к человеку. Одним из основных требований, предъявляемых к работе руководителя, является уважение к человеческому достоинству и идеям, которые высказывают его сотрудники и подчиненные. Только таким образом руководитель сможет добиться их действенного участия в процессе улучшения деятельности.
 
  На смену авторитарному руководителю приходит руководитель-помощник, выполняющий скорее функции "слуги", нежели "хозяина". В этом качестве руководитель проникается уважением к подчиненным, начинает прислушиваться к предложенным ими идеям и реагировать на их нужды.
 
  Обучение и подготовка кадров. Основными задачами руководства являются обеспечение сотрудников средствами труда, создание благоприятного климата, способствующего выполнению всех поставленных задач, и всестороннее обучение сотрудников с учетом изменений, которые могут произойти в ходе осуществления различных процессов.
 
  Обучение и подготовка кадров должны проводиться целенаправленно и на постоянной основе. Она должна поручаться специалистам, имеющим предметные и педагогические знания и опыт подготовки сотрудников, недавно принятых на работу. Обучение и подготовка специалистов по каждому виду деятельности должны быть тщательно продуманы и спланированы. По оценкам специалистов ведущих компаний, средства, которые вкладываются в обучение и подготовку кадров, являются наиболее эффективными капиталовложениями.
 
  Постановка задачи перед сотрудником и оценка его труда. Люди хотят успешно справиться с поставленными задачами, но могут это сделать только при соответствующей ее постановке руководством. Основой эффективных взаимоотношений в организации является четкое понимание сотрудниками того, что необходимо от них руководству и что необходимо им от организации. Для этого необходимы:
 
  1. Согласованность с руководителем планов работ сотрудника.
 
  2. Наличие плана творческого развития и профессионального роста сотрудника.
 
  Планирование работ. Руководитель должен систематически заключать с каждым сотрудником своего рода контракт на выполнение работ на предстоящий календарный период, называемый планом работ. План работ должен ориентировать сотрудника на выполнение поставленной задачи и устанавливать требования к сотруднику, обеспечивающие выполнение работы.
 
  Необходимым условием составления действенного плана работ является четкое объяснение сотруднику целей работы. Эти цели переводятся в конкретные задачи, своевременно и откровенно согласованные руководителем и подчиненным. В индивидуальном плане работ должны отражаться общие цели организации.
 
  Процесс уточнения целей часто является продолжительным и сложным, но эта работа должна проводиться руководителем по следующим причинам:
 
  1. С ее помощью руководители добиваются рационального распределения работ.
 
  2. Такая работа позволяет руководителям лучше понять задачи, стоящие перед ними.
 
  3. Эта работа обеспечивает подготовку более содержательных перспективных планов.
 
  4. Она позволяет увязать индивидуальные планы работ сотрудников с задачами, стоящими перед подразделениями и организацией в целом.
 
  5. Такая работа способствует обоснованию действий, предпринимаемых сотрудниками и руководством высшего звена.
 
  6. Эта работа позволяет лучше оценить результаты деятельности сотрудников.
 
  Сотрудник должен принимать участие как в определении требований, которые будут предъявляться к нему в процессе выполнения поставленных задач, так и в определении той степени поддержки, которая должна быть ему оказана для успешного выполнения работы. Этот этап весьма важен, поскольку является гарантией того, что сотрудник понимает свою задачу и возложенную на него ответственность.
 

<< Пред.           стр. 6 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу