<< Пред.           стр. 10 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу

  в) периодически навожу порядок в расположении вещей, предметов. Затем кладу их куда придется. Спустя какое-то время опять навожу порядок и т. д.;
 
  г) считаю, что данный вопрос не имеет никакого отношения к самоорганизации.
 
  6. Можете ли вы по истечении дня сказать: где, сколько и по каким причинам вам пришлось напрасно терять время?
 
  а) могу сказать о потерянном времени;
 
  б) могу сказать только о месте, где было напрасно потеряно время;
 
  в) если бы потерянное время обращалось в деньги, тогда бы я считал его;
 
  г) не только хорошо представляю: где, сколько и почему было напрасно потеряно время, но и изыскиваю приемы сокращения потерь в тех же самых ситуациях;
 
  д) постоянно добиваюсь сокращения потерь времени.
 
  7. Каковы ваши действия, когда на совещании, на собрании начинается "переливание из пустого в порожнее"?
 
  а) предлагаю обратить внимание на существо вопроса;
 
  б) на любом совещании или собрании бывает и что-то нужное, и что-то пустое. В чередовании того и другого проходит совещание или собрание. И ничего тут не поделаешь - приходиться слушать;
 
  в) погружаюсь в "небытие";
 
  г) начинаю заниматься теми делами, которые взял с собой в расчете на "переливание из пустого в порожнее".
 
  8. Предположим, вам предстоит выступать с докладом. Придаете ли вы значение не только содержанию доклада, но и его продолжительности?
 
  а) уделяю самое серьезное внимание содержанию доклада. Думаю, что продолжительность нужно определять только приблизительно. Если доклад интересен, следует давать время, чтобы его закончить;
 
  б) уделяю в равной степени внимание содержанию и продолжительности доклада, а также его вариантам в зависимости от времени.
 
  9. Стараетесь ли вы использовать буквально каждую минуту для выполнения задуманного?
 
  а) стараюсь, но у меня не всегда получается в силу личных причин (упадок сил, плохое настроение и т. д.);
 
  б) не стремлюсь к этому, так как считаю, что не нужно быть мелочным в отношении к времени;
 
  в) зачем стремиться, если время все равно не обгонишь;
 
  г) стараюсь, несмотря ни на что.
 
  10. Какую систему фиксации поручений, заданий и просьб вы используете?
 
  а) записываю в своем еженедельнике: что выполнить и к какому сроку;
 
  б) фиксирую наиболее важные поручения, просьбы, задания в своем еженедельнике. "Мелочь" пытаюсь запомнить. Если забываю о "мелочи", то не считаю это недостатком;
 
  в) стараюсь запомнить поручения, задания и просьбы, так как это тренирует память. Однако должен признаться, что память часто подводит меня;
 
  г) придерживаюсь принципа "обратной памяти": пусть помнит о поручениях и заданиях тот, кто их дает. Если поручение нужное, то о нем не забудут и вызовут меня для срочного исполнения.
 
  11. Точно ли вы приходите на деловые встречи, собрания, совещания, заседания?
 
  а) прихожу раньше на 5-7 минут;
 
  б) прихожу вовремя, к началу собрания;
 
  в) как правило, опаздываю;
 
  г) всегда опаздываю, хотя пытаюсь прийти раньше или вовремя;
 
  д) если было бы издано пособие "Как не опаздывать", то я, вероятно, научился бы не опаздывать.
 
  12. Какое значение вы придаете своевременности выполнения заданий, поручений, просьб?
 
  а) считаю, что своевременность выполнения - это один из важных показателей умения работать, своего рода триумф организованности. Однако мне всегда кое-что не удается выполнить вовремя;
 
  б) своевременность выполнения - это "зверь", который может "укусить" именно в ту минуту, когда задание выполнено. Лучше немного затянуть выполнение задания;
 
  в) предпочитаю поменьше рассуждать о своевременности, а выполнять задания и поручения в срок;
 
  г) своевременно выполнять задание или поручение - это верный шанс получить новое. Исполнительность всегда своеобразно наказывается.
 
  13. Предположим, вы пообещали что-то сделать или в чем-то помочь другому человеку. Но обстоятельства изменились таким образом, что выполнить обещанное довольно затруднительно. Как вы будете себя вести?
 
  а) сообщу человеку об изменении обстоятельств и о невозможности выполнить обещанное;
 
  б) постараюсь сказать человеку, что обстоятельства изменились и выполнение обещания затруднительно. Одновременно скажу, что не нужно терять надежды на обещанное;
 
  в) буду стараться выполнить обещанное. Если выполню хорошо, не выполню - тоже не беда, так как я довольно редко не сдерживал(а) своих обещаний;
 
  г) выполню обещанное во что бы то ни стало.
 
 
 2.9. КЛЮЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ
 
 Ключ к тесту 2.1. Ваш темперамент
 
  Сумму "да" всех нечетных утверждений отложите по горизонтали (слева направо), а сумму всех "да" четных утверждений по вертикали (снизу вверх).
 
  Определите координату своих показателей (рис. 2), а по ним тип темперамента.
 
 
 
 
 Pис. 2. Типы темпеpаментов:
 1 - холеpик; 2 - сангвиник; 3 - флегматик; 4 - меланхолик
 
  Если координата расположена поблизости к перекрестку, то это означает, что у вас смешанный тип темперамента. Помните, что ярко выраженный темперамент встречается не так уж часто.
 
 Ключ к тесту 2.2. Каков ваш характер?
 1. а - 0
 б -1
 в - 2
 г - 3 8. Да - 0
 Нет - 2 15. Да - 0
 Нет - 2 2. Да - 0
 Нет - 1 9. а - 0
 б - 1
 в - 3
 г - 2
 д - 2
 е - 0 16. а - 0
 б - 1
 в - 2
 г - 0
 д - 0 3. а - 1
 б - 1
 в - 0 10. а - 2
 б - 0
 в - 0
 г - 0 17. а - 2
 б - 0
 в - 1 4. Да - 2
 Нет - 0 11. а - 0
 б - 1
 в - 2
 г - 0 18. а - 1
 б - 0
 в - 2 5. Да -0
 Нет - 2 12. а - 0
 б - 2
 в - 1
 г - 3 19. Да - 0
 Нет - 2 6. Да - 2
 Нет - 0 13. а - 2
 б - 1
 в - 0 20. а - 0
 б - 1
 в - 2 7. а - 2
 б - 0 14. а - 2
 б - 0
 в - 0
 
  Если вы набрали:
 
  Ниже 15 баллов. Увы, человек вы слабохарактерный, неуравновешенный и, пожалуй, беззаботный. В случающихся с вами неприятностях готовы винить кого угодно, кроме себя. И в дружбе, и в работе на вас трудно положиться (задумайтесь над этим!).
 
  От 15 до 25 баллов. У вас достаточно твердый характер. Вы обладаете реалистическими взглядами на жизнь, но не все ваши поступки равноценны. Бывают у вас и срывы, и заблуждения. Вы добросовестны и вполне терпимы в коллективе. И все же вам есть еще над чем подумать, чтобы избавиться от некоторых недостатков (можно не сомневаться, что вам это под силу!).
 
  От 26 до 38 баллов. Вы принадлежите к числу людей настойчивых и обладающих достаточным чувством ответственности. Цените свои суждения, но и считаетесь с мнением других. Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбрать правильное решение. Это говорит о наличии у вас черт сильного характера. Избегайте только самолюбования и всегда помните: сильный - это не значит жестокий.
 
  Свыше 38 баллов. Простите, но мы ничего не можем вам сказать. Почему? Потому, что просто не верится, что есть люди с таким идеальным характером. А может быть, такая сумма баллов - это ре-зультат не совсем объективной оценки своих поступков и поведения?
 
 Ключ к тесту 2.3. Агрессивность характера
 
  Против номера вопроса в вертикальной колонке находится тот ответ, который вы выбрали. Определите его оценку в баллах. Баллы просуммируйте.
 
 Вариант Вопросы и баллы ответа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 а) 1 2 3 2 3 2 2 2 3 3 1 3 3 1 2 1 1 1 1 2 б) 2 1 2 3 2 3 1 1 2 1 3 1 1 2 1 2 3 2 2 3 в) 3 3 1 1 1 1 3 3 1 2 2 2 2 3 3 3 2 3 3 1
  36-44 балла. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
 
  45 баллов и более. Вы излишне агрессивны, при этом нередко оказываетесь чрезмерно жестким к другим людям и неуравновешенны. Вы надеетесь добраться до управленческих "верхов", рассчитывая на собственные методы, и добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности вы стараетесь их за это наказать.
 
  35 баллов и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы как травинка гнетесь под любым ветерком... И все же больше решительности вам не помешает!
 
  Если по семи и более вопросам вы набрали по три балла и менее, чем по семи вопросам - по одному баллу, то взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне бы могли бы избежать.
 
  Если по семи и более вопросам вы получили по одному баллу и менее, чем по семи вопросам - по три балла, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам тоже не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их уж слишком тщательно.
 
 Ключ к тесту 2.4. Уверенность в себе
 
  Засчитывайте по одному баллу за утвердительные ответы на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11, 12, 15 и по одному баллу за отрицательные ответы на вопросы 7, 8, 9, 10, 13, 14. Вы можете получить максимум 15 баллов.
 
  Подведем итоги.
 
  0 баллов. Вы в такой степени самоуверенны, что можно предположить, что вы не вполне откровенны в своих ответах.
 
  1-4 балла. Вы свободны от опрометчивых поступков, свойственных неврастеникам. Некоторая доля неуверенности является не недостатком, а доказательством гибкости вашей психики.
 
  5-8 баллов. У вас ярко выраженная потребность чувствовать себя уверенно. Другие люди почти всегда могут на вас положиться. Правда, из-за этой вашей черты иногда страдает непосредственность выражения чувств.
 
  9-12 баллов. Ваша потребность быть уверенным в себе настолько сильна, что вам грозит опасность зачастую видеть вещи не таковыми, какие они есть на самом деле, а так, как это соответствует вашим представлениям. Если вы не готовы хотя бы изредка отважиться на "прыжок в неизвестное", то в вашей жизни будет крайне мало счастливых мгновений.
 
  13-15 баллов. Ваш страх перед непредвиденными ситуациями настолько велик, что даже, например, выигрывая в лото, вы и тут прежде всего испытываете какие-то сомнения, опасения. Потребность устойчивости, стабильности вполне понятна, но когда она (эта потребность) вырастает до таких "размеров", то малейшее изменение обстоятельств уже разрушает у вас чувство уверенности в себе. Если довести эту мысль до логического конца, то речь пойдет об отказе от развития собственной личности. Если вы хотите преодолеть это, то вам придется заставить себя примирится с некоторой долей неуверенности.
 
 Ключ к тесту 2.5. Самооценка уверенности в действиях
 
  а) очень часто - 4 балла;
 
  б) часто - 3 балла;
 
  в) иногда - 2 балла;
 
  г) редко - 1 балл;
 
  д) никогда - 0 баллов.
 
  Если вы набрали от 0 до 25 баллов, это означает, что вы в основном уверены в своих действиях;
 
  от 26 до 45 - средний уровень самооценки;
 
  от 46 и выше - низкий уровень самооценки (переживание по поводу критических замечаний в свой адрес, сомнение в правильности своих действий).
 
 Ключ к тесту 2.6. Решительны ли вы?
 
  Определите число набранных вами баллов по таблице:
 
 Вопросы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 "Да" 3 4 3 2 0 3 2 2 0 0 1 2 "Нет" 0 0 0 0 4 0 0 0 2 3 0 0
  Теперь можно ответить на вопрос, вынесенный в заголовок теста.
 
  От 0 до 9 баллов. Вы очень нерешительны. Постоянно и по любому поводу долго и мучительно взвешиваете все "за" и "против". Если удается переложить принятие решения на плечи другого, чувствуете огромное облегчение. Прежде чем решиться на какой-то шаг, долго советуетесь и... часто принимаете половинчатое решение. На собраниях и совещаниях предпочитаете отмалчиваться, хотя в кулуарах обретаете смелость и красноречие. Но не пытайтесь оправдать все тем, что это ваша "прирожденная" осмотрительность. Нет, чаще всего это трусость. С вами сложно жить и работать. И пусть вы обладаете знаниями, эрудицией, опытом, такая черта характера, как нерешительность, намного снижает ваш "коэффициент полезности". На вас трудно положиться, вы можете и подвести. Конечно, перековать характер непросто, но можно. Начните с мелочей, рискните принять решение по собственному разумению - оно не подведет вас.
 
  От 10 до 18 баллов. Вы принимаете решения осторожно, но не пасуете перед серьезными проблемами, которые нужно решить сию минуту. Колеблетесь обычно тогда, когда для решения у вас есть достаточно времени. Вот тогда вас начинают одолевать разные сомнения, появляется соблазн все "утрясти", "согласовать" с вышестоящими руководителями, хотя вопрос этот - вашего уровня. Больше полагайтесь на свой опыт, он подскажет вам, как правильно решить дело. В конце концов, посоветуйтесь с кем-нибудь из коллег, своих подчиненных (но для того, чтобы проверить себя).
 
  От 19 до 28 баллов. Вы достаточно решительны. Ваша логика, последовательность, с которой вы подходите к изучению проблемы, и главное - опыт, помогают вам решать вопросы быстро и большей частью правильно. Полагаясь на себя, вы не игнорируете советов других, хотя и прибегаете к ним не так уж часто. Принятые решения отстаиваете до конца, но если выявится их ошибочность, не продолжаете упрямо отстаивать "честь мундира". Все это хорошо. Но старайтесь всегда оставаться объективным. Не считайте зазорным консультироваться по тем вопросам, в которых вы недостаточно компетентны.
 
  От 29 баллов и выше. Нерешительность - неведомое для вас понятие. Вы считаете себя компетентным во всех аспектах вашей деятельности и не считаете нужным выяснять чье-то мнение. Единоначалие понимаете как право на единоличные решения, критические замечания по их поводу вызывают у вас раздражение, которое вы даже не пытаетесь порой скрыть. Вам импонирует, когда вас называют человеком решительным и волевым, хотя воля - это вовсе не то, о чем было сказано в ваш адрес выше. Чтобы утвердиться в таком мнении у окружающих, бывает, отвергаете разумные предложения других. Ошибки переживаете болезненно, глубоко веря, что в них виноват кто-то другой, но не вы. Вера в непогрешимость своих мнений - серьезный недостаток. Такая черта характера, такой метод работы подавляют инициативу подчиненных, их стремление к самостоятельным действиям, воспитывают в них нерешительность. Все это наносит серьезный ущерб психологическому климату коллектива, мешает работать. Вам нужно неотложно менять стиль своей работы!
 
 Ключ к тесту 2.7. Сила воли
 
  Подсчитайте сумму набранных вами баллов.
 
  0-12 баллов. С силой воли дело обстоит у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может в чем-то повредить вам. К обязанностям относитесь спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается в известном изречении: "Что мне, больше всех нужно?" и любую просьбу, любую обязанность воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки, может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если это удастся - от этого вы выиграете.
 
  13-21 баллов. Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствиями, то начинаете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидели обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное вами слово держите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношениях к вам со стороны руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих людей.
 
  22-30 баллов. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваши твердость и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждают окружающим. Сила воли - это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
 
 Ключ к тесту 2.8. Организованный ли вы человек?
 Вопрос Варианты ответов и оценки ответов в баллах
  а) б) в) г) д) 1 4 0 6 2 - 2 6 0 3 0 0 3 4 6 0 0 - 4 0 0 0 6 - 5 0 6 0 0 - 6 2 1 0 4 6 7 3 0 0 6 - 8 2 6 - - - 9 3 0 0 6 - 10 6 1 1 0 - 11 6 6 0 0 0 12 3 0 6 0 - 13 2 0 0 6 -
  От 72 до 78 баллов. Вы организованный человек. Единственное, что можно посоветовать: не останавливайтесь на достигнутом уровне, развивайте и дальше самоорганизацию. Пусть вам не кажется, что вы достигли предела. Организация в отличие от природы дает наибольший эффект тому, кто считает ее ресурсы неисчерпаемыми.
 
  От 63 до 71 балла. Вы считаете организацию неотъемлемой частью работы. Это дает вам несомненное преимущество перед теми людьми, которые призывают организацию "под ружье" в случае крайней необходимости. Но вам следует внимательнее присмотреться к самоорганизации, улучшить ее.
 
  Меньше 63 баллов. Ваш образ жизни, ваше окружение научили вас быть кое в чем организованным. Организованность то проявляется в ваших действиях, то исчезает. Это признак отсутствия четкой системы самоорганизации. Существуют объективные организационные законы и принципы. Постарайтесь проанализировать свои действия, расход времени, технику работы. Вы увидите то, о чем и не подозревали. Чтобы стать организованным человеком, нужно преодолеть себя, нужно иметь волю и упорство.
 
 
 2.10. КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ
 
  Ситуация 1
 
  Руководитель направляет двух работников в командировку, но один наотрез от этого отказывается, мотивируя плохими межличностными отношениями между ними.
 
  Вы говорите:
 
  Ситуация 2
 
  Ваш сотрудник подал заявление об увольнении по собственному желанию. Когда Вы через два дня спрашиваете его об этом, он говорит: "Как раз с Вами я бы не хотел обсуждать этот вопрос".
 
  Вы говорите:
 
  Ситуация 3
 
  В возглавляемый Вами отдел принят новый сотрудник. Он добросовестно работает и со вкусом одевается. Сравнив мысленно себя с ним, Вы приходите к выводу, что Ваш внешний вид оставляет желать лучшего. А тут еще распространилась среди подчиненных шутка насчет Ваших брюк и покроя пиджака.
 
  Постановка задачи: как вести себя в этой ситуации?
 
 
 2.11. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Какие элементы включает социально-психологическая (внутренняя) структура личности?
 
  2. Как формируется внешняя структура личности?
 
  3. Из чего строятся ценностные ориентации и потребности личности?
 
  4. Что из себя представляют психологические особенности личности?
 
  5. Какие существуют основные виды темперамента?
 
 
 ТЕМА 3. ТЕОРИЯ КОЛЛЕКТИВА
 
 3.1. ДЕЛОВАЯ ИГРА "СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ"
 
  Целью деловой игры является закрепление теоретических знаний и отработка практических приемов анализа социально-психологических отношений в трудовом коллективе (Приложения 1-8).
 
 Порядок проведения деловой игры
 
  Деловая игра проводится в следующем порядке:
 
  1. Введение в игру. Преподаватель совместно со студентами уточняет содержание понятия "трудовой коллектив", дает характеристику факторов, определяющих его жизнеспособность, методов анализа социально-психологических отношений.
 
  2. Разделение группы на две команды и распределение преподавателем ролей внутри команд, определение общих задач команд.
 
  3. Изучение участниками игры ситуаций, описанных с помощью социограмм на рис. 1 и 2.
 
 
 
 
 Рис. 1. Социограмма трудового коллектива А
 
 
 
 
  М - мастер участка; Б - бригадир первой бригады; Б - бригадир второй бригады; Р - Р - рабочие первой бригады; Р - Р - рабочие второй бригады; - положительная реакция лица, от которого она направлена (симпатия, уважение), к лицу, на которое она направлена; - взаимные положительные реакции; - негативная реакция (неприязнь, антипатия, неуважение); - взаимная негативная реакция; - лицо, постороннее по отношению к производственному коллективу Б.
 Рис. 2. Социограмма трудового коллектива Б
 

<< Пред.           стр. 10 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу