<< Пред.           стр. 11 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу

  4. Обсуждение ситуаций в командах, выработка группового мнения, позиций отдельных экспертов.
 
  5. Игровой процесс. Участники команд анализируют социально-психологические отношения в рассматриваемых коллективах, предлагают меры по их совершенствованию (анализ выполняется на основе изучения социограмм, включая расчеты показателей, характеризующих социально-психологические отношения в трудовых коллективах: коэффициенты сплоченности - в бригадах и на участке, положительный статус бригадиров, мастеров, отдельных рабочих.
 
  6. Подведение итогов игры. Преподаватель анализирует позиции команд и экспертов, оценивает исполнителей ролей, обосновывает оптимальный вариант или возможные варианты решения ситуационной задачи.
 
  7. Общая дискуссия в учебной группе.
 
 Производственная ситуация
 
  Характер взаимоотношений внутри двух трудовых коллективов показан с помощью социограмм на рис. 1 и 2. Каждый коллектив участка состоит из двух строительных бригад. Бригада 1 и бригада 2 в каждом коллективе связаны по работе единым технологическим процессом возведения одного строительного объекта.
 
 Участники деловой игры
 
  Участники деловой игры делятся на две команды. Каждая команда выбирает из своего состава руководителя (капитана). Другие члены команд выполняют функции экспертов, анализирующих различные стороны взаимоотношений рассматриваемых трудовых коллективов на участках А и Б.
 
  Участники команд могут распределиться по ролям следующим образом:
 
  1. Руководитель команды (капитан)
 
  Группа экспертов участка А:
 
  2. Руководитель группы.
 
  3. Эксперт по бригаде 1.
 
  4. Эксперт по бригаде 2.
 
  5. Эксперт по бригадам и мастеру (формальным лидерам).
 
  6. Эксперт по неформальным лидерам.
 
  Группа экспертов участка Б:
 
  7. Руководитель группы.
 
  8. Эксперт по бригаде 1.
 
  9. Эксперт по бригаде 2.
 
  10. Эксперт по бригадам и мастеру (формальным лидерам).
 
  11. Эксперт по неформальным лидерам.
 
 Постановка задач участникам деловой игры
 
  1. Эксперты (участники) каждой команды должны проанализировать социограммы коллективов участков А и Б и сделать выводы:
 
  а) о психологическом климате в коллективе и авторитете формальных лидеров (мастеров и бригадиров);
 
  б) о взаимоотношениях между бригадами и внутри каждой из них с точки зрения возможности достижения коллективных целей;
 
  2. Построить социометрические матрицы, определить коэффициенты сплоченности для бригад и участков, прокомментировать их.
 
  3. Выявить неформальных лидеров, определить для них коэффициенты престижности (положительный статус индивида).
 
  4. Выработать рекомендации, которые позволили бы устранить найденные отрицательные явления и способствовали бы установлению более гармоничных отношений в рассматриваемых трудовых коллективах.
 
 Подготовка к игре
 
  Участники деловой игры должны предварительно (до занятий) изучить методы анализа социально-психологических отношений в первичном трудовом коллективе, а также тему лекционного курса: "Производственный коллектив: сущность и пути формирования".
 
  Для облегчения и углубления анализа на основе социограмм экспертами должны быть построены социометрические матрицы бригад и участников, рассчитаны коэффициенты сплоченности коллективов, определены коэффициенты престижности (положительный статус индивида) для формальных лидеров - мастеров и бригадиров, а также для неформальных лидеров. Подготовка к игре предусматривает также разделение группы на две команды, назначение руководителей (капитанов) команд, распределение ролей внутри команд, определение правил и порядка проведения игры, а также подведения ее итогов.
 
 Правила игры
 
  Обоснованность, оригинальность, глубина, нестандартность доводов и предложений участников игры оцениваются преподавателем баллами (от 2 до 5). Побеждает та команда, а также группа экспертов или эксперты в отдельности, которые наберут наибольшее количество баллов.
 
 Приложение 1
 
 Социально-психологические отношения в первичном трудовом коллективе
 
  Для изучения психологического климата и сплоченности первичного производственного коллектива (бригады) и разработки основных мероприятий по усилению влияния первичных коллективов на эффективность труда используются методы социометрии, полярных профилей и групповых оценок.
 
  Эти методы позволяют:
 
  1) описать общую социально-психологическую обстановку в исследуемом коллективе;
 
  2) проанализировать характер взаимосвязей членов коллектива, выявить наличие неформальных лидеров;
 
  3) дать характеристику стиля отношений в производственной группе как по горизонтали, так и по вертикали (между рядовыми рабочими и бригадиром, мастером) так и по вертикали;
 
  4) проанализировать деятельность бригадира, мастера с точки зрения социально-психологической эффективности и составить соответствующие рекомендации.
 
  Применение социометрии основано на принципах опроса. Членам группы задают вопросы о том, с кем бы им более всего хотелось работать вместе, отдыхать, участвовать в той или иной деятельности. Наиболее важным для рабочих коллективов являются контакты, возникающие на основе совместного решения трудовых задач. Деловые контакты затрагивают сферу официальных взаимоотношений и регулируются официально установленными нормами, правилами, положениями и инструкциями. Критерии, сформулированные для изучения деловых взаимоотношений, называются производственными. Примером такого критерия может служить вопрос: "С кем из членов вашего коллектива Вы хотели бы совместно работать?" ("С кем бы Вы не хотели совместно работать?").
 
  В каждом конкретном случае выбор критериев и их формулировка должны определяться задачами исследования и спецификой группы: возрастом, составом, профессиями, характером деятельности. Целесообразно применять не более 7-8 критериев.
 
  Критерии заносятся в специальную социометрическую карточку.
 
  Ниже приведен пример заполнения социометрической карточки.
 
 Социометрическая карточка
 
  С целью исследования социально-психологических условий в Вашем коллективе просим заполнить данную карточку. Если вы затрудняетесь или не желаете дать прямые ответы, воспользуйтесь шифром: проставьте свои ответы порядковыми номерами фамилий выбранных Вами кандидатов в соответствии с прилагаемым списком.
 
 № п/п Вопросы-критерии Ответы (номера фамилий выбранных кандидатов) 1 С кем бы Вы более всего хотели совместно работать в одной бригаде?
  2 С кем бы Вы более всего не хотели работать в одной бригаде?
  3 И другие
 
  Число выборов (т. е. указанные фамилии) по каждому критерию и вопросу можно ограничивать или не ограничивать. Социометрия с ограничением выборов обычно проводится в группах значительной численности - от 15 до 50 человек, а также в межгрупповых опросах. При этом величина ограничения должна позволить выбрать не менее 20-30 % фамилий работников. Так, например, для группы в 25 человек это ограничение должно быть не менее 5 выборов. Если вводится ограничение, то условие оговаривается в инструкции по заполнению социометрических карточек.
 
  Социометрический опрос можно проводить в двух формах: фронтально, когда все испытуемые заполняют карточки одновременно (на рабочем месте или в красном уголке и пр.), или индивидуально, когда каждый испытуемый заполняет карточку в удобной для него обстановке. Однако, в любом случае следует выполнить правило: заполнение карточки должно быть строго самостоятельным, без подсказок со стороны. Целесообразно поручать социометрический опрос специалисту.
 
  Обработка данных социометрического опроса проводится по каждому критерию в отдельности. Ниже приводится в качестве примера таблица (социоматрица) по критерию: "С кем Вы более всего хотели бы работать?" (опрос произведен в группе из 6 человек. Cоциометрия без ограничения выборов). Число полученных выборов - степень и характер развития потребности в общении с членами группы.
 
 Социометрическая таблица
 № п/п Кто выбирает Номер выбираемого Число отданных выборов
 
  1 2 3 4 5 6 + - Всего 1 А X 0 + 0 + 0 2 0 2 2 В - X 0 - + - 1 3 4 3 П + 0 X 0 + 0 2 0 2 4 С 0 - 0 X + 0 1 1 2 5 Т + + 0 0 X 0 2 0 2 6 X 0 0 0 0 0 X 0 0 0 Число полученных + 2 1 1 0 4 0 8
 
  выборов - 1 1 0 1 0 1
  4
  Всего:
  3 2 1 1 4 1
 
  12
  Условные обозначения:
 
  + - положительный статус;
 
  - - отрицательный статус;
 
  0 - нулевой выбор (безразличие).
 
  В приведенном примере наибольшей личной притягательностью обладает N 5 - это "неформальный" лидер по критерию совместной работы, нулевой притягательностью обладает N 6 - "изолированный".
 
  Графический метод
 
  Большие возможности для анализа внутриколлективной структуры дает графический метод. Графическое изображение связей коллектива, устанавливаемых на основе выбора, называется социограммой (рис. 3).
 
 
 
 
 Рис. 3.
 
  Социограмма строится по результатам опроса, занесенным в социоматрицу, и является ее наглядным графическим изображением.
 
  Социометрические индексы
 
  Положительный статус i-го индивида
 
 
 
 
  Отрицательный статус i-го индивида
 
 
 
 
  Коэффициент сплоченности
 
 
 
 Метод полярных профилей
 
  Применяется с целью изучения оценок, которые дают сотрудники друг другу при совместной работе в коллективе. По характеру этих оценок можно судить о деловых и психологических свойствах руководителей и подчиненных. Одного и того же человека в разных группах могут оценивать по-разному. Исследованиями доказано, что чем выше оценивают работники друг друга и своих руководителей и чем больше индивидуальные оценки совпадают с групповой, тем выше морально-психологическое единство группы. Оценки могут быть использованы с целью психологической проверки деловых и психологических качеств членов коллектива.
 
  Процедура оценки состоит в заполнении специальной карточки, вариант которой приводится ниже.
 
  Уважаемый коллега ____________________________________
 
  Оцените у коллеги _____________________________________ развитие нижеследующих качеств (знаком ):
 
 Качества Оценки Полярные качества
  5 4 3 2 1
  Деловой
 
 
 
 
  Неделовой Трудолюбивый
 
 
 
 
  Ленивый Волевой
 
 
 
 
  Безвольный Технически грамотный
 
 
 
 
  Технически неграмотный Общительный
 
 
 
 
  Необщительный и т. д.
 
 
 
 
  и т. д.
  Баллами от 5 до 1 оценивается степень проявления качества. Например, при оценке деловитости: 5 - означает очень деловой; 4 - деловой; 3 - средняя оценка; 2 - неделовой; 1 - совершенно неделовой.
 
  Когда опросные листы собраны, необходимо составить матрицу по каждому качеству либо по группе качеств (деловые, волевые и т. д.). Затем посчитать средние баллы для групповой оценки каждого члена группы и, наоборот, оценки каждого члена, данные остальным. Возможно введение самооценки.
 
  Образец заполнения матрицы приводится ниже.
 
  Средняя оценка вычисляется по формуле
 
 
 
 
  где - сумма оценок; n - число оценок.
 
  На основе средних оценок можно наглядно представить мнение коллектива о каждом его члене и мнение каждого о коллективе.
 
  Качества деловой - неделовой...
 
  Пример
 
 Кого оценивают
 Кто оценивает 1
 А 2
 Б 3
 И 4
 П Сумма балов Средняя оценка группы личностью 1. А - 4 3 3 10 3,3 2. Б 4 - 3 3 10 3,3 3. И 4 5 - 2 11 3,6 4. П 4 5 4 - 13 4,3 Сумма баллов 12 14 10 8
 
  Средняя оценка личности группой 4,0 4,6 3,3 2,6
 
 
  Метод групповых оценок
 
  Служит для получения показателей уровня развития отдельных качеств личности или производственной группы. Он обладает рядом достоинств:
 
  1) позволяет увидеть производственную группу "изнутри" глазами членов этой группы;
 
  2) при большом количестве оценок (свыше 20), полученных от членов группы, возможные случайности отдельных ответов стираются и в суммарных оценках проявляется определенная закономерность; математическая обработка оценок позволяет установить в достаточной степени достоверные и объективные сведения;
 
  3) позволяет получить сравнимые данные, выраженные в единой системе коэффициентов, а также сравнивать разнородные и разновеликие производственные группы.
 
  Для применения метода групповых оценок необходимо разработать оценочные вопросы в анкетах для рабочих.
 
  В качестве примера приведена нижеследующая форма.
 
  Оцените по пятибалльной системе, в какой степени развиты в вашей бригаде (на участке) перечисленные ниже качества:
 
 Качества Оценки
  5 4 3 2 1 0 Сплоченность
 
 
 
 
 
  Взаимная требовательность
 
 
 
 
 
  Взаимоуважение
 
 
 
 
 
  Любовь к специальности
 
 
 
 
 
  и т. д.
 
 
 
 
 
 
  Условные обозначения:
 
  5 - развито очень сильно;
 
  4 - развито сильно;
 
  3 - развито средне;
 
  2 - развито слабо;
 
  1 - развито очень слабо;
 
  0 - совсем нет.
 
  После заполнения анкеты всеми членами группы общегрупповая оценка отдельного качества выводится по формуле
 
 
 
 
  где Q - индекс групповой оценки качества; V - оценка в баллах отдельного ответа по данному вопросу; - сумма баллов, полученная по данному вопросу в группе в целом; n - число ответивших на данный вопрос членов группы; Vt - максимальный балл данной оценочной шкалы; Vt - максимальное (идеальное) для данной группы количество баллов, принимаемое за единицу.
 
  Индекс Q выражается в долях единицы с точностью до 0,01.
 
  Естественно, что рекомендуемые приемы анализа могут служить лишь одним из многих подходов и критериев объективности выбора (назначения) руководителей низового звена (бригады).
 
  Приложение 2

<< Пред.           стр. 11 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу