<< Пред.           стр. 25 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу

  а) нет;
 
  б) разумеется, признаете;
 
  в) какой же у вас авторитет, если вы признаетесь, что были не правы?
 
 
 9.5. ТЕСТ " ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ"
 [2, С. 141]
 
  При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа выберите один и запишите его. Например: 1а, 2б, 3в.
 
  1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т. е. к тому, чтобы подчинить своей воле других?
 
  а) нет;
 
  б) когда как;
 
  в) да.
 
  2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?
 
  а) да;
 
  б) затрудняюсь ответить;
 
  в) нет.
 
  3. Кто вы в большей степени?
 
  а) пацифист;
 
  б) принципиальный;
 
  в) предприимчивый.
 
  4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?
 
  а) часто;
 
  б) периодически;
 
  в) редко.
 
  5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?
 
  а) разработал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в ее целесообразности;
 
  б) изучал бы кто есть кто, установил бы контакт с лидерами;
 
  в) чаще бы советовался с людьми.
 
  6. В случае неудач, какое состояние для вас наиболее характерно?
 
  а) пессимизм;
 
  б) плохое настроение;
 
  в) обида на самого себя.
 
  7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?
 
  а) да;
 
  б) скорее всегда;
 
  в) нет.
 
  8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать?
 
  а) да;
 
  б) скорее да;
 
  в) нет.
 
  9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боритесь, чаще всего стараетесь изжить в себе:
 
  а) раздражительность;
 
  б) обидчивость;
 
  в) нетерпимость к критике других.
 
  10. Кто вы в большей степени?
 
  а) независимый;
 
  б) лидер;
 
  в) генератор идей.
 
  11. Каким человеком считают вас ваши друзья?
 
  а) экстравагантным;
 
  б) оптимистом;
 
  в) настойчивым.
 
  12. Против чего вам чаще всего приходится бороться?
 
  а) с несправедливостью;
 
  б) с бюрократизмом;
 
  в) с эгоизмом.
 
  13. Что для вас наиболее характерно?
 
  а) недооцениваю свои способности;
 
  б) оцениваю свои способности достаточно объективно;
 
  в) переоцениваю свои способности.
 
  14. Что вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего?
 
  а) излишняя инициатива;
 
  б) излишняя критичность;
 
  в) излишняя прямолинейность.
 
 
 9.6. КЛЮЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ
 
 Ключ к тесту 9.2. Проектирование индивидуального стиля руководства
 
  1. Обведите кружком порядковые номера следующих позиций Вашего опросного листа: 7, 10, 16, 17, 22, 24, 29, 34 (8 ответов).
 
  2. Поставьте по единице (1) рядом с теми обведенными порядковыми номерами, на которые вы ответили редко (Р) или никогда (Н), и в графе оценка обведите эти единицы кружком (табл. 3).
 
  3. Так же проставьте по единице рядом с теми не обведенными порядковыми номерами, на которые вы ответили систематически (С) или часто (Ч). (Просмотреть все номера кроме 8 обведенных - 32 ответа).
 
  4. Теперь обведите кружком уже не порядковые номера, а те единицы, которые вы поставили рядом со следующими номерами опросного листа: 1, 3, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26. 27, 31, 39 (20 ответов). Если рядом с номерами единицы не окажется, то ничего не обводите.
 
  5. Подсчитайте приведенное количество обведенных единиц, которое определяет степень либеральности:
 
 (1)
 
  6. Подсчитайте приведенное количество необведенных единиц, которые определяют степень авторитарности:
 
 (2)
  7. Вычислите затем относительные значения Сл и Са, которые в идеальном варианте демократического стиля должны быть Сл = Са = 100%.
 
  8. Заполните таблицу "Количественные результаты оценки".
 
 Количественные результаты оценки
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Расчет отклонений С'л и С'а подробно объяснен в "Интерпретации результатов оценки по тесту". Очень наглядно отражается работа над тестом при графической интерпретации результатов (рис. 3).
 
 
 
 
 Pис 3. Гpафическая интеpпpетация pезультатов оценки:
 ЛС - либеpальный стиль; АС - автоpитаpный стиль; ДС - демокpатический стиль; НС - нейтpальный стиль; СС - сpедний стиль
 
  Оси координат графика выражают количественную оценку ориентации студентов на либеральность (персонал) или авторитарность (задание, результаты работы).
 
  Любая точка пересечения перпендикуляров, проведенных на графике от полученных студентами значений Л и А, указывает на конкретное значение общей количественной оценки его индивидуального стиля руководства.
 
  Это значение лежит в пределах четырех кратных (экстремальных) стилей управления, которые описаны подробно в краткой характеристике стилей управления, представлены в начале упражнения.
 
  Любой стиль управления характеризуется отношением авторитарности (А) и либеральности (Л). По этому соотношению в теоретическом менеджменте принято выделять основные типы стиля руководства.
 
  1. Стиль А=Л=0 (0.0)
 
  Руководитель фактически отстранен от работы (все на самотек) и от коллектива тоже. Пассивен, фактически работает за него управленческая команда. Не думает и не заботится о производстве и о персонале. Очень плохой результат (нейтральный стиль).
 
  2. Стиль А=Л (20.20)
 
  Демократический стиль. Идеальный вариант. Позволяет добиваться максимально высоких производственных результатов при благоприятном трудовом климате. Руководитель этого типа ориентирован на успешное решение производственных задач в сочетании с условиями для наиболее полного раскрытия творческих способностей членов коллектива.
 
  3. Стиль Аmax; Л=0 (20.0)
 
  Авторитарное руководство. Ориентация руководителя на производство и на выполнение конкретных заданий; ориентация на персонал отсутствует, т.к. персонал - только средство для достижения производственных результатов.
 
  4. Стиль А=0; Лmax (0.20)
 
  Либеральное руководство. Мало заботится о производстве. Все внимание направлено на климат в коллективе. Нет достижения высоких производственных результатов, авторитет руководителя постепенно снижается.
 
  5. Стиль (А/2; Л/2) (10.10)
 
  Стиль руководства средних, не выдающихся. В равной мере забота проявляется о результатах труда работников. Средние достижения обеспечены и в плане производства, и в плане климата коллективе. Но подчиненный коллектив никогда не будет лучшим как в производстве, так и в плане дружбы, сплоченности.
 
  Если в данной графической интерпретации использовать типовую модель "Управленческой решетки" Блейка-Мутона, то можно выделить 5 основных зон:
 
  Зона 1. Управление "в духе клуба". Скрупулезное внимание к удовлетворению потребностей людей ведет к созданию комфортной и дружелюбной атмосферы и рабочему ритму в организации.
 
  Зона 2. Групповое управление. Производственные успехи обусловлены преданными своей работе людьми, взаимозависимость через общую ставку в организационные цели ведет к созданию взаимоотношений, основанных на доверии и уважении.
 
  Зона 3. Обедненное управление. Приложение минимальных усилий для достижения необходимых производственных результатов достаточно для сохранения членства в организации.
 
  Зона 4. Власть - подчинение. Эффективность производства зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени.
 
  Зона 5. Организационное управление. Можно добиться хорошей или средней, но не выдающейся организации управления путем балансирования необходимости в производственных результатах и поддержания на удовлетворительном уровне морального настроя людей.
 
 Интерпретация результатов оценки по тесту
 
  Стиль руководства характеризуется соотношением двух основных показателей
 
 С = А Л, (3)
 
  где А - ориентированность на производство (авторитарный или автократический стиль руководства персоналом); Л - ориентированность на персонал (либеральный или псевдодемократический стиль руководства персоналом).
 
  Если А > Л, то стиль авторитарно-либеральный, если Л > А, то стиль либерально-авторитарный, если А = Л - идеальный стиль - демократический.
 
  Ваши показатели возможно будут несколько отличаться от идеала. Оцените количественно и качественно эти отклонения (процент отклонения от идеального стиля руководства) и сделайте подробные выводы в письменной форме.
 
  При идеальном стиле 20.20 показатели Сл и Са каждый равны по 100%; индивидуальные показатели следует обозначать Слў и Саў и найти отклонения
 
 С'л = Сл - Сл', (4)
 
 С'а = Са - Сл'. (5)
 
  Чем больше значение Сл и Са, тем отклонение индивидуального стиля руководителя от идеального более существенно и наоборот.
 
  Для примера рассчитаем количественные результаты оценки (табл. 9):
 
  Л = 16 С'л = 16 5 = 80%;
 
  при норме 100% Сл' = 100 - 80 = 20%.
 
  А = 9 С'а = 9 5 = 45%;
 
  при норме 100% Са' = 100 - 45 = 55%
 
 Таблица 9
 
 Количественные результаты оценки
 Л А Сл' Са' Сл' Са' 16 9 80 45 20 55
  Заполнение матрицы и расчет результатов оценки должны завершаться подробными выводами. Студенты оценивают фактические значения получившихся у них показателей Сл' и Са', а также относительные отклонения от идеала Сл' и Са'.
 
  Как можно назвать спроектированный стиль руководства? По каким направлениям (составляющим руководства) студенту необходимо совершенствоваться? К какому типовому стилю управления ближе спроектированный вами стиль руководства?
 
  Из примера можно сделать выводы:
 
  Спроектированный индивидуальный стиль руководства С =, его можно назвать либерально-автократическим, он ближе всего к типовому стилю 10.20 (см. рис. 3). Можно предположить, что данный студент в будущей практической деятельности может добиться средних, не выдающихся результатов; но способен вполне создать хорошую атмосферу в коллективе, думать о персонале. В чем ограничения подобного руководителя? В неумении добиться должного выполнения производственно-хозяйственных задач. Студенту необходимо совершенствоваться хотя бы в решении учебных задач, активизировать свое участие в общественной жизни - студенческом самоуправлении, читать литературу и изучать организационно-распорядительные методы руководства.
 
  Сводная матрица результатов теста приведена в табл. 10.
 
 Таблица 10
 
 Матрица оценки результатов теста
 № Ответ Оценка № Ответ Оценка № Ответ Оценка № Ответ Оценка № Ответ Оценка 1
 
  9
 
  17
 
  25
 
  33
 
  2
 
  10
 
  18
 
  26
 
  34
 
  3
 
  11
 
  19
 
  27
 
  35
 
  4
 
  12
 
  20
 
  28
 
  36
 
  5
 
  13

<< Пред.           стр. 25 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу